Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу обеспечения экологической безопасности России (Москва, 30.01.08)

Выступление Президента РФ В.В.Путина

В нашей сегодняшней повестке дня тема действительно общенационального значения. Разговор пойдёт об обеспечении экологической безопасности страны, о практических задачах, решение которых должно быть реализовано в ходе нашей совместной работы. Речь идёт о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшним и будущим поколениям.

Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически развитыми странами мира. И на саммите "восьмёрки" в 2006 г. они были отнесены к числу глобальных вызовов современности. Мы не раз предметно рассматривали эти вопросы и в рамках Госсовета России, и в Правительстве Российской Федерации, и в Совете Безопасности. У нас приняты Экологическая доктрина и Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Главная задача нынешнего этапа состоит в том, чтобы, во-первых, последовательно и полностью реализовать уже принятые решения. Во-вторых, создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере.

В условиях экономического подъёма наша промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы. Так, по мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16% в год, тем самым значительно опережая, как мы с вами видим, темпы роста ВВП.

Кроме того, в целом ряде регионов начата реализация крупных инвестиционных проектов, что, естественно, неплохо, даже хорошо. Мы с вами давно об этом говорили и начали их реализовывать. В реализацию этих проектов вовлечены большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так называемой дикой природе. В их числе строительство газопровода "Северный поток", нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В этих районах, естественно, негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей. Особое внимание следует уделить экологической чистоте источников питьевого водоснабжения. Экологи считают, что в некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Это очень опасная цифра. Всё ещё не удаётся остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири, а наиболее высокими темпами оно идёт вокруг российских мегаполисов и крупных городов.

Более эффективно должны решаться проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объёмов транспортных перевозок. По имеющимся данным, с 1999 по 2006 гг. выбросы предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а автотранспорта - более чем на 30%.

Наконец, надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации. Так, в последнее время обострилась экологическая ситуация в регионах Балтийского, Охотского, Чёрного, Каспийского морей, в бассейнах рек Амур и Иртыш. Подчеркну, сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Правительство должно ускорить принятие федеральной целевой программы по химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. и в целом создать необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах. Кстати, такие технологии, как правило, являются в конечном итоге более эффективными и с экономической точки зрения. Мы об этом ещё поговорим позднее. Это напрямую будет связано с ростом производительности труда в стране.

Условия для постановки и решения таких масштабных экологических задач, конечно, у нас есть. Выросли и финансово-экономические возможности стимула для внедрения в промышленность экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения. Сформированы правовые условия для государственно-частного партнёрства в этой сфере, и, что немаловажно, выросла общественная активность в зонах экологической политики. Всё это значимые предпосылки для того, чтобы совместными усилиями добиться в этой сфере реальных практических результатов. Мы в состоянии это сделать, и мы обязаны это сделать.

Материалы заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу обеспечения экологической безопасности России (Москва, 30.01.08) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (26), Март 2008

Материалы заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу обеспечения экологической безопасности России (Москва, 30.01.08)

Выступление Президента РФ В.В.Путина

В нашей сегодняшней повестке дня тема действительно общенационального значения. Разговор пойдёт об обеспечении экологической безопасности страны, о практических задачах, решение которых должно быть реализовано в ходе нашей совместной работы. Речь идёт о защите природы, улучшении условий жизни граждан России. Качество среды обитания прямо влияет на развитие демографического потенциала и здоровья нации. В конечном итоге свидетельствует об отношении к будущему нашей страны, к сегодняшним и будущим поколениям.

Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически развитыми странами мира. И на саммите "восьмёрки" в 2006 г. они были отнесены к числу глобальных вызовов современности. Мы не раз предметно рассматривали эти вопросы и в рамках Госсовета России, и в Правительстве Российской Федерации, и в Совете Безопасности. У нас приняты Экологическая доктрина и Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Главная задача нынешнего этапа состоит в том, чтобы, во-первых, последовательно и полностью реализовать уже принятые решения. Во-вторых, создать действенную систему экологической безопасности в стране, такую, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере.

В условиях экономического подъёма наша промышленность, транспортные, инфраструктурные комплексы постоянно увеличивают техногенную нагрузку на природные экологические системы. Так, по мнению экспертов, темпы роста образования токсичных отходов достигают 15-16% в год, тем самым значительно опережая, как мы с вами видим, темпы роста ВВП.

Кроме того, в целом ряде регионов начата реализация крупных инвестиционных проектов, что, естественно, неплохо, даже хорошо. Мы с вами давно об этом говорили и начали их реализовывать. В реализацию этих проектов вовлечены большие по протяжённости территории России, ранее относящиеся к так называемой дикой природе. В их числе строительство газопровода "Северный поток", нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В этих районах, естественно, негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы. При этом надо восстанавливать окружающую среду, загрязнённую в результате прошлой хозяйственной деятельности и аварий. Её последствия ещё отмечаются в Красноярском крае, в Брянской, Челябинской, Свердловской, целом ряде других областей. Особое внимание следует уделить экологической чистоте источников питьевого водоснабжения. Экологи считают, что в некоторых регионах от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам. Это очень опасная цифра. Всё ещё не удаётся остановить загрязнение целого ряда бассейнов рек в европейской части страны, в Сибири, а наиболее высокими темпами оно идёт вокруг российских мегаполисов и крупных городов.

Более эффективно должны решаться проблемы утилизации отходов, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и в связи с ростом промышленности и объёмов транспортных перевозок. По имеющимся данным, с 1999 по 2006 гг. выбросы предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а автотранспорта - более чем на 30%.

Наконец, надо учиться эффективно защищать интересы России на международной арене, прежде всего парируя угрозы экологической безопасности, вызванные трансграничным загрязнением территории Российской Федерации. Так, в последнее время обострилась экологическая ситуация в регионах Балтийского, Охотского, Чёрного, Каспийского морей, в бассейнах рек Амур и Иртыш. Подчеркну, сегодня разговор об экологических проблемах надо вести в наступательном и практическом ключе и выводить природоохранную работу на уровень системной, ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.

Правительство должно ускорить принятие федеральной целевой программы по химической и биологической безопасности на 2009-2013 гг. и в целом создать необходимые предпосылки, чтобы в дальнейшем рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах. Кстати, такие технологии, как правило, являются в конечном итоге более эффективными и с экономической точки зрения. Мы об этом ещё поговорим позднее. Это напрямую будет связано с ростом производительности труда в стране.

Условия для постановки и решения таких масштабных экологических задач, конечно, у нас есть. Выросли и финансово-экономические возможности стимула для внедрения в промышленность экологически чистых технологий, программ ресурсо- и энергосбережения. Сформированы правовые условия для государственно-частного партнёрства в этой сфере, и, что немаловажно, выросла общественная активность в зонах экологической политики. Всё это значимые предпосылки для того, чтобы совместными усилиями добиться в этой сфере реальных практических результатов. Мы в состоянии это сделать, и мы обязаны это сделать.