Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Охрана зеленых насаждений в городе Москве

Вардомская Е.Е., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

Зеленые насаждения - легкие города, они являются одним из источников кислорода. Зеленые насаждения в городе выполняют ряд функций: поглощение углекислого газа, абсорбирование вредных веществ, создание акустического барьера от шума автотранспорта, восстановление баланса влажности атмосферы.

Загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами приводит к снижению средней продолжительности жизни трудоспособного населения, иммунным расстройствам, росту психических заболеваний, увеличивает число вызовов машин «Скорой помощи» к пациентам с обострением астмы, воспалений верхних дыхательных путей, выкидышей у женщин детородного возраста, ОРЗ, ангин, кожных заболеваний и др.

Зелень играет важную роль в духовной жизни человека, создании его настроения. Художественная сторона композиции сада оказывает эстетическое влияние на душевное состояние, косвенно воздействуя и на состояние физическое. Человек, живущий в мегаполисе, подвержен влиянию стрессов и не способен должным образом расслабляться. Социально-общественное назначение зеленых насаждений, садов, парков состоит прежде всего в их эстетичности и пространственной обособленности. Для того чтобы у человека создавалось ощущение полного расслабления и отдыха, необходимо создание оптической изолированности озелененных территорий от прилегающих к ним территорий.

Общая площадь всех озелененных территорий Москвы составляет около 35 тыс. га (около 34% площади города), что в расчете на каждого жителя составляет около 16 м2 озелененных территорий общего пользования. Это соответствует удельной обеспеченности зелеными насаждениями в крупнейших городах развитых стран, таких как Берлин и Прага, а также значительно превышает показатели Нью-Йорка (8,6 м2), Лондона (7,5 м2), Парижа (6 м2), Токио (4,8 м2)1.

Озеленительная политика г. Москвы проводится по нескольким направлениям:

  • посадка новых деревьев, кустарников и уход за ними;
  • вырубка старых больных деревьев;
  • политика штрафов за самовольную вырубку деревьев;
  • система компенсирования вырубленных зеленых насаждений путем внесения денежных средств и посадкой новых деревьев.

За период реализации Целевой среднесрочной экологической программы г. Москвы на 2003-2005 гг. высажено более 390 тыс. деревьев, более 1320 тыс. кустарников, отремонтировано и создано газонов на площади более 2430 га. Это повысило средозащитные функции зеленых насаждений города.

За 3-летний период высажено свыше 2 млн различных цветов. Площадь городских цветников доведена с 319 тыс. м2 в 2003 г., до 596 тыс. м2 в 2005 г. (увеличилась на 87%).

На 37 улицах и магистралях города установлено свыше 10 тыс. различных конструкций с декоративными цветочными растениями, в том числе свыше 1,5 тыс. - на балконах и лоджиях жилых зданий.

В течение 2005 г. в соответствии с реализацией Программы «Мой двор, мой подъезд» было создано 306 озелененных зон для отдыха москвичей2.

Целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы на 2004-2006 гг. предусматривала ежегодный прирост территории природного комплекса не менее чем на 200 га за счет реорганизации производственных территорий3.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Москвы занимают площадь 15,9 тыс. га (13,8% всей территории города). В городе находится участок национального парка «Лосиный остров» (объект федерального значения) и 80 ООПТ регионального значения: 7 природно-исторических парков, 5 природных заказников и 68 памятников природы.

На ООПТ г. Москвы проведены посадки елей, сосен, дубов, кустов можжевельника, а также организованы экспериментальные питомники редких для г. Москвы видов растений.

Обустроен первый экологический туристический маршрут на территории природного заказника «Воробьевы горы», проводятся регулярные экскурсии.

Созданы 7 дирекций ООПТ города. Создан единый орган управления ООПТ - Государственное учреждение «Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями».

Вместе с тем из-за отсутствия согласованности в принятии управленческих решений в «зеленом хозяйстве» и благоустройстве города до настоящего времени не утверждена Генеральная схема озеленения города Москвы до 2020 г.4, призванная определить стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий. Генеральную схему планировалось утвердить в срок до 2007 г.

Не закончена работа по организации учета зеленых насаждений в городе(за период 2001-2006 гг. проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий), из них только 60% паспортов представлено для введения в реестр зеленых насаждений.

Процесс инвентаризации зеленых насаждений идет медленно по причине слабого освоения средств экологического фонда. Одна из причин - некачественная подготовка конкурсной документации, затягивание процесса согласования и доработки ее, отставание с подготовкой проектной документации как со стороны префектур5, так и со стороны Департаментов охраны окружающей природной среды г. Москвы и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы6. В настоящее время еще не выработаны типовые требования к проектированию объектов озеленения города.

Как следствие невнимания к каждому зеленому насаждению отмечается процесс застраивания территорий, зарезервированных для озеленения.

Недостаточным является качество озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства.

На посадку новых деревьев в 2006 г. было выделено значительное количество средств из бюджета г. Москвы, но вырублено было гораздо большее количество (вырублено 143 тыс. деревьев, посажено 47 тыс.). Данная тенденция сохраняется и в 2007 г.: при удалении 21 тыс. сухостойных деревьев включена посадка около 15 тыс. новых деревьев5.

В 2005 г. была введена система добровольной сертификации почвогрунтов5, однако контроль за их использованием показал, что из отобранных Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды г. Москвы для проверки 830 проб половина не отвечает нормам, продолжается практика использования торфа в качестве плодородного субстрата. За 2006 г. было взыскано более 1,5 млн руб. в качестве штрафа за использование некачественного грунта.

Большинство объектов зеленых насаждений общего пользования имеет возраст более 40 лет. Основными факторами риска специалисты называют использование антигололедных средств и воздействие выхлопных газов от автотранспорта. В питомниках Москвы начали выращивать солеустойчивые деревья: акацию желтую, некоторые виды вязов. Вдоль магистралей высаживают фруктовые деревья и ясени как самые устойчивые к выхлопным газам.

Одной из серьезных причин удовлетворительного состояния зеленых насаждений в городе можно назвать человеческий фактор. Жители безразличны к судьбе деревьев, вырубают здоровые деревья или, наоборот, не дают работникам специальных служб удалять сухостой, который является местом размножения древесных вредителей.

С момента принятия Закона г. Москвы от 21.10.98 № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» и утвержденного в соответствии с ним постановления Правительства Москвы от 19.01.99 № 38 «О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий» Правительство Москвы 67 раз производило корректировку границ территорий природного комплекса г. Москвы: в 1999 г. - 1 раз, в 2002 г. - 2, в 2004 г. - 7, в 2005 г. - 19, в 2006 г. - 34 раза7.

При проведении корректировки границ объектов природного комплекса из него исключаются участки, на которых в дальнейшем производится строительство, а взамен их включаются другие участки в местах, зачастую значительно удаленных от исключаемого участка. Средняя удаленность составляет 5 км7. В отдельных случаях такие участки удалены на 10-15 км. Такая замена не является равноценной для жителей близлежащих к исключаемому участку микрорайонов.

Целевое назначение земельных участков, исключенных из территорий природного комплекса, как правило, изменяется в связи и с необходимостью строительства торгово-развлекательных комплексов и офисных зданий. Так, в 2006 г. только в 7 случаях исключение производилось в целях жилищного строительства.

Площадь земельных участков, исключенных в 2006 г., составила более 180 га7.

Нормативные правовые акты по вопросам охраны зеленых насаждений в Российской Федерации

Вопросы охраны зеленых насаждений тесно связаны с понятиями природных и озелененных территорий, природного комплекса, зеленого фонда.

Вопросы образования и охраны природных и озелененных территорий (природного комплекса) регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ (в ред. от 05.02.07) «Об охране окружающей среды» вводит понятие природных объектов, находящихся под особой охраной и имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение8. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются ООПТ. Порядок создания и функционирования ООПТ регулируется Законом РФ от 14.03.95 № 3-ФЗ (в ред. от 04.12.06) «Об особо охраняемых природных территориях».

Законом дается определение понятия ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В федеральном законодательстве используется еще один термин - зеленый фонд городских и сельских поселений, который определяется как «совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений»9.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Следует уделить особое внимание вопросам разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и субъектом РФ. Именно эта проблема часто становится «камнем преткновения» в сфере охраны природного комплекса (при составлении кадастра природных и озелененных территорий, изменении и установлении статуса природных и озелененных территорий, утверждении режима охраны, использовании, управлении природным комплексом).

Правила обращения с зелеными насаждениями в городах определены в Приказе Госстроя РФ от 15.12.99 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», текст которого не изменялся с момента его принятия. Приказом устанавливаются порядок создания и содержания (ухода) озелененной территории (требования к посадочному материалу, качеству грунта, устройству цветников и газонов), система оценки состояния зеленых насаждений и др.

Нормативные правовые акты в области охраны зеленых насаждений в городе Москве

Определенный пробел в законодательстве Российской Федерации и г. Москвы о защите зеленых насаждений, не являющихся лесами, был устранен Законом г. Москвы от 05.05.99 № 17 (в ред. от 19.12.01) «О защите зеленых насаждений». В социальном плане вопрос защиты зеленых насаждений в г. Москве стоит наиболее остро. В марте 1998 г. с инициативой проведения референдума по этому вопросу выступили более 100 тыс. москвичей. Разработка и принятие данного закона позволили снять социальную напряженность без проведения референдума и учесть требования жителей столицы.

В законодательном акте содержатся нормы, обеспечивающие возмещение материального ущерба городу в результате уничтожения зеленых насаждений, а также устанавливается механизм использования выплачиваемых средств исключительно на цели восстановления зеленых насаждений и недопущения их расходования на иные нужды. Документом также предусмотрены административные санкции за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Впервые законодательно установлена ответственность лиц, принимающих решения об уничтожении зеленых насаждений, за противоправность деяний, приводящих к их динамичному сокращению, в том числе по решению градостроительных и иных органов управления.

Основу природного комплекса города составляют ООПТ, являющиеся предметом ландшафтного и историко-культурного наследия столицы. На регулирование отношений в области образования, охраны, содержания и использования ООПТ в столице в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды города направлен Закон г. Москвы от 26.09.01 № 48 (в ред. от 11.05.05) «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Правовой акт конкретизировал юридический статус ООПТ в городе, закрепил права и обязанности субъектов данного круга отношений, установил режимы осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на ООПТ.

Закон содержит нормы, определяющие основные категории ООПТ в г. Москве, порядок их образования, упразднения и изменения их границ. Был уточнен правовой статус ООПТ регионального и местного значения, установлен порядок образования и правовое положение буферных зон ООПТ в столичном мегаполисе.

Во исполнение ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 26.09.01 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» в целях обеспечения сохранения и дальнейшего развития природоохранного и историко-культурного потенциала г. Москвы был принят Закон г. Москвы от 06.07.05 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве». Данная схема разработана на основе Генерального плана развития г. Москвы и градостроительных планов развития территорий административных округов г. Москвы и представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию ООПТ в г. Москве по административным округам, а также их графические изображения-схемы.

В соответствии с действующим Федеральным законом РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируется различными нормативами, которые устанавливаются на основании единых для всех регионов России требований, что не позволяет реализовать в городе Москве дифференцированный подход к территориям различного назначения и, соответственно, к природопользователям на этих территориях.

Для решения данной проблемы был принят Закон г. Москвы от 02.03.05 № 9 «О комплексном природопользовании в городе Москве». Закон совместил методы административного регулирования природоохранных мер с экономическими - «квотированием допустимых воздействий на природный потенциал территории» и «установлением показателей (квот) допустимых выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов». Система купли-продажи прав на загрязнение является наиболее привлекательной с точки зрения затрат предприятия на мероприятия по уменьшению промышленных сбросов и выбросов вредных загрязняющих веществ в окружающую природную среду. У предприятий появляется заинтересованность в реализации природоохранных мероприятий, снижении выбросов загрязняющих веществ ниже совокупного предельного выброса.

В соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», а также Законом г. Москвы от 30.06.99 № 28 «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» Правительство Москвы утвердило Список редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях Москвы видов животных и растений, занесенных в Красную книгу г. Москвы, а также Положение о Красной книге города Москвы10. На Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы возложено ее ведение.

Красная книга г. Москвы является официальным документом Правительства Москвы, содержащим свод данных о распространении, численности, особенностях обитания, лимитирующих факторах, принятых мерах и необходимых мероприятиях по сохранению или восстановлению редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях города видов диких животных и дикорастущих растений, обитающих на территории Москвы.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу г. Москвы, являются неотъемлемым элементом Природного комплекса Москвы и относятся к ее природному наследию.

Красная книга г. Москвы учреждается и ведется в целях сохранения и восстановления биологического разнообразия на территории города посредством выявления и регистрации редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в его условиях объектов животного и растительного мира, разработки и осуществления специальных мер по сохранению и восстановлению этих объектов и их местообитаний.

При определении редкости вида, включаемого в Красную книгу г. Москвы, используются следующие категории:

  • 0-я категория - исчезнувшие виды - виды, переставшие стационарно обитать на территории Москвы в период после 1960 г., но возможность их обнаружения или восстановления в условиях города исключить полностью нельзя;
  • 1-я категория - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, виды, численность которых на территории Москвы сократилась до критически низкого уровня и (или) места обитания которых сохранились на столь малой площади, что эти виды могут исчезнуть здесь в ближайшее время;
  • 2-я категория - редкие или малочисленные виды с сокращающейся численностью - виды, которые при дальнейшем проявлении действующих на них негативных факторов за короткий срок могут попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения на всей территории Москвы;
  • 3-я категория - уязвимые виды - виды, изначально малочисленные в природных условиях или обычные в соответствующих им местообитаниях, численность которых в Москве под воздействием специфических факторов городской среды может сократиться за короткий промежуток времени;
  • 4-я категория - виды неопределенного статуса - виды, которые относятся к одной из предыдущих категорий, но данных для точного определения их статуса на территории Москвы в настоящее время недостаточно;
  • 5-я категория - восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды - еще недавно редкие в Москве виды, численность и распространение которых на территории города начали восстанавливаться в результате принятых мер или самопроизвольно.

Формирование природных и природно-антропогенных ландшафтов, освоение новых и реконструкция сложившихся территорий требуют развития городской законодательной базы. Проект закона г. Москвы «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы» (принят во втором чтении 16.05.07) приводит в соответствие с требованиями федерального законодательства понятие «природный комплекс» в московских законах и устраняет противоречия правового и организационного характера.

В законопроекте определены полномочия органов государственной власти города, местного самоуправления, установлена дифференцированная ответственность за правонарушения в области охраны и использования природных и озелененных территорий г. Москвы.

Кроме того, в городе действует ряд других нормативных правовых актов в данной сфере, приведенный в Приложении.

По результатам выполнения мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы11 планируется достигнуть следующих результатов:

  • защита и расширение «зеленых зон», увеличение площади природного комплекса на 258,14 га; увеличение площади озелененных территорий за счет создания новых объектов озеленения к 2008 г. до 656,5 га, что на 64,8% больше, чем в 2005 г. (в 2005 г. - 398,4 га);
  • увеличение количества ООПТ к 2008 г. до 31 общей площадью 19335,1 га, что на 23,9% больше, чем в 2005 г. (в 2005 г. - 13 ООПТ общей площадью 15599,8 га);
  • завершение работ по восстановлению биоразнообразия на ООПТ;
  • увеличение площади цветочного оформления к 2008 г. до 883,2 тыс. м2 (в 2005 г. - 690,0 тыс. м2), что составляет 3,5 м2 на одного жителя г. Москвы;
  • разработка Генеральной схемы озеленения до 2020 г.;
  • завершение инвентаризации зеленых насаждений;
  • ежегодное сезонное цветочное оформление города (в 2006 г. - 584 тыс. м2, в 2007 г. - 698 тыс. м2, в 2008 г. - 751 тыс. м2);
  • благоустройство и озеленение 218 га водоохранных зон рек;
  • обустройство на ООПТ 10 вольерных комплексов с декоративными животными и 50 подкормочных площадок для зверей и птиц;
  • внедрение и ведение государственного кадастра ООПТ г. Москвы;
  • ведение Красной книги г. Москвы.

Деятельность экологической милиции в Москве

Экологическая обстановка в Москве требует активизации совместных действий государственных природоохранных, контролирующих и правоохранительных органов, направленных на повышение эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологической безопасности на территории г. Москвы.

В соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ, ст. 2 и 9 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции», ст. 6 Закона РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях усиления борьбы с экологическими правонарушениями и обеспечения экологической безопасности на территории г. Москвы с 01.10.01 отрабатывается взаимодействие органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. По согласованию с Министерством внутренних дел РФ в структуре Главного управления внутренних дел г. Москвы создано Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды со штатной численностью 1100 единиц.

За период с 2001 по 2005 г. совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, проведено более 20 тыс. проверок, к административной ответственности привлечено свыше 397 тыс. физических, должностных и юридических лиц, взыскано административных штрафов на сумму 86,3 млн руб., возбуждено 448 уголовных дел по составам преступлений, предусмотренных гл. 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». В добровольном порядке и по решению судов государству возмещен вред, причиненный окружающей среде, на сумму 27,6 млн руб.12

Деятельность Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы как структурного подразделения милиции общественной безопасности ГУВД г. Москвы, строится в соответствии с приказами МВД России от 27.08.01 № 767 «О проведении эксперимента в ГУВД города Москвы» и от 20.03.03 № 178 «О продлении эксперимента в МВД Республики Татарстан, ГУВД города Москвы и ГУВД Московской области», а также с Постановлением Правительства Москвы от 18.01.05 № 21-ПП «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды».

За 2004 г. возбуждено 158 уголовных дел экологической направленности, нанесен вред окружающей среде на сумму более 74 млн руб., из них возмещено более 6 млн руб.13

Наибольшее количество уголовных дел (92) возбуждено за незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), за незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) - 53, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) - 13, за порчу земли (ст. 254 ч. 1 УК РФ) и за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ) - по 1 уголовному делу.

За 2004 г. выявлено 163 458 административных правонарушений в сфере экологии и благоустройства столицы (в 2003 г. - 173 117). В 2,4 раза возросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности по Закону г. Москвы от 24.01.96 № 1 «Об административной ответственности в сфере благоустройства города» и Закону г. Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» (61 473 административных протокола, в 2003 г. - 25 994) и в 3 раза возросла сумма взысканных штрафов (42 809 680 руб., в 2003 г. - 14 079 430 руб.).

За административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, привлечено 101 985 физических, должностных и юридических лиц (в 2003 г. - 147 123). Основную часть - 90 316 (88,6%) правонарушений - составляют правонарушения в области охраны окружающей среды и санитарии. Все административные материалы, предусмотренные статьями КоАП РФ, были направлены для рассмотрения в уполномоченные органы.

За 2004 г. Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы совместно с государственными природоохранными и контролирующими органами города проведено 964 совместных мероприятий, в ходе которых выявлено 31 497 нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств Наибольшее количество проверок (2235) проведено с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве (1002). В ходе взаимодействия были организованы и проведены следующие профилактические мероприятия: «Ель», «Первоцвет», «Паводок», «Чистый город», «Чистый автомобиль» «ГСМ».

Так, например, 22.08.06 сотрудниками экологической милиции УВД ЮЗАО г. Москвы на улице Наметкина проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Автомобиль на газоне»14. Мероприятие проводилось с целью профилактики и пресечения нарушений правил благоустройства и природоохранного законодательства, связанных со стоянкой и размещением транспортных средств на газонах и других озелененных территориях. 12 человек было привлечено к административной ответственности за размещение автомобилей на газонах по ст. 23.3 Закона г. Москвы от 05.05.99 № 17 (в ред. от 18.01.06) «О защите зеленых насаждений». На нарушителей наложены штрафы на сумму 30 тыс. руб.

Кроме того сотрудники экологической милиции регулярно принимали участие в общегородских проверках в составе Совета по координации деятельности контролирующих органов г. Москвы.

Всего в 1-м полугодии 2006 г. подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды выявили и пресекли 71 преступление экологической направленности, около 43 тыс. административных правонарушений15.

Управление совместно с государственными природоохранными и контролирующими органами проводит вертолетные облеты территории города с целью выявления несанкционированных свалок и навалов мусора.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления экологической милиции и его территориальных подразделений является работа по рассмотрению заявлений и жалоб граждан. За 2004 г. Управлением и его территориальными подразделениями принято 5921 заявление и сообщение граждан, из них: 2015 письменных заявлений и 3913 телефонных сообщения, из которых 5827 рассмотрено либо направлено в другие контролирующие организации.

***

Нормативные правовые акты города Москвы в области охраны зеленых насаждений

1.  Постановление Правительства Москвы от 20.02.01 №159-ПП (ред. от 17.05.05) «О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве».

2.  Постановление Правительства Москвы от 10.09.02 № 743-ПП (ред. от 10.10.06) «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы».

3.  Постановление Правительства Москвы от 08.04.03 № 228-ПП (ред. от 29.06.04) «Об утверждении порядка определения ущерба, причиненного нарушением правил обращения с объектами животного и растительного мира, занесенными в Красную Книгу города Москвы, и о внесении изменений и дополнений в некоторые распорядительные документы Правительства Москвы».

4.  Постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116-ПП (ред. от 19.10.04) «О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы».

5.  Постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116-ПП «О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы».

6.  Постановление Правительства Москвы от 24.02.04 № 107-ПП (ред. от 05.09.06) «О целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.».

7.  Постановление Правительства Москвы от 13.06.06 № 379-ПП «О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года».

8.  Распоряжение Правительства Москвы от 26.03.04 № 526-РП «О первоочередных мерах по вертикальному озеленению и цветочному оформлению города Москвы».

9.  Постановление Правительства Москвы от 05.04.05 № 194-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2004 году» и задачах на 2005-2006 гг.».

10.  Постановление Правительства Москвы от 14.02.06 № 94-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2005 году и задачах на 2006-2007 гг.».

11.  Постановление Правительства Москвы от 14.11.06 № 897-ПП «Об утверждении методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы».

12.  Распоряжение Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 20.10.06 № 225-РЗМ (ред. от 22.01.07) «О формировании единой городской комиссии по размещению государственного заказа на работы по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве».

13.  Распоряжение Департамента экономической политики и развития от 21.12.06 № 45-Р «Об утверждении предельных расценок на работы по инвентаризации зеленых насаждений в городе Москве».

14.  Постановление Правительства Москвы от 05.09.06 № 670-ПП «О переименовании городского штаба по защите зеленых насаждений, озеленению и содержанию городских лесов и лесов лесопаркового защитного пояса».

15.  Постановление Правительства Москвы от 13.06.06 № 379-ПП «О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года».

16.  Распоряжение Департамента экономической политики и развития от 28.04.06 № 16-Р «О предельных единичных и комплексных расценках на работы по содержанию зеленых насаждений города Москвы».

17.  Распоряжение префекта Зеленоградского АО от 17.03.06 № 306-РП «О проведении окружного конкурса «Цветы у дома» в 2006 году».

18.  Распоряжение Правительства Москвы от 09.03.06 № 362-РП «О мерах по повышению приживаемости и устойчивости зеленых насаждений к городским условиям».

19.  Распоряжение префекта Зеленоградского АО от 27.02.06 № 206-РП «О проведении в 2006 году окружного конкурса на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов и придомовых территорий «Улучшаем свое жилище».

Примечания

1. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

2. Постановление Правительства Москвы от 14.02.06 № 94-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2005 году и задачах на 2006-2007 гг.».

3. Постановление Правительства Москвы от 24.02.04 № 107-ПП.

4. Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 01.10.03 № 35-118/3 «О возложении функций заказчика на разработку генеральной схемы озеленения».

5. Стенограмма заседания Правительства Москвы от 06.02.07 «Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год».

6. Заседание Комиссии по экологической политике Московской городской Думы от 13.03.07.

7. Пояснительная записка к проекту закона города Москвы «О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 21 октября 1998 года № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» и Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» // База данных МГД на 26.03.07.

8. Указанным законом запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные объекты, которые находятся под особой охраной или имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное и др. значения (ст. 59, 61).

9. Ст. 61 Закона Российской Федерации от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.07) «Об охране окружающей среды».

10. Постановление Правительства Москвы от 10.07.01 № 634-ПП «О Красной Книге города Москвы».

11. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

12. Постановление Правительства Москвы от 18.01.05 № 21-ПП «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды».

13. Роль экологической милиции в экологической безопасности Москвы // Официальный сайт ГУВД Москвы. Данные на 02.03.05 (просмотр сайта 30.02.07). http://www.petrovka38.ru/rus/press/smi/article.wbp?article-id=F1144F8A-7E0C-4495-8D77-8C916DCD0CB2

14. Официальный сайт ГУВД города Москвы. Просмотр сайта 30.02.07. http://www.petrovka38.ru/rus/info/article.wbp?article-id=5B17930B-86E7-4E0E-9741-B97D9521819B

15. Официальный сайт ГУВД города Москвы. http://www.petrovka38.ru/rus/info/article.wbp?article-id=68B99B57-83AE-409E-A82B-7E13D6F30011

Вардомская Елена Евгеньевна. Главный специалист отдела аналитического сопровождения законодательной деятельности Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы. Аспирантка Российского университета дружбы народов. Член Союза журналистов России.

Охрана зеленых насаждений в городе Москве | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

Охрана зеленых насаждений в городе Москве

Вардомская Е.Е., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы

Зеленые насаждения - легкие города, они являются одним из источников кислорода. Зеленые насаждения в городе выполняют ряд функций: поглощение углекислого газа, абсорбирование вредных веществ, создание акустического барьера от шума автотранспорта, восстановление баланса влажности атмосферы.

Загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами приводит к снижению средней продолжительности жизни трудоспособного населения, иммунным расстройствам, росту психических заболеваний, увеличивает число вызовов машин «Скорой помощи» к пациентам с обострением астмы, воспалений верхних дыхательных путей, выкидышей у женщин детородного возраста, ОРЗ, ангин, кожных заболеваний и др.

Зелень играет важную роль в духовной жизни человека, создании его настроения. Художественная сторона композиции сада оказывает эстетическое влияние на душевное состояние, косвенно воздействуя и на состояние физическое. Человек, живущий в мегаполисе, подвержен влиянию стрессов и не способен должным образом расслабляться. Социально-общественное назначение зеленых насаждений, садов, парков состоит прежде всего в их эстетичности и пространственной обособленности. Для того чтобы у человека создавалось ощущение полного расслабления и отдыха, необходимо создание оптической изолированности озелененных территорий от прилегающих к ним территорий.

Общая площадь всех озелененных территорий Москвы составляет около 35 тыс. га (около 34% площади города), что в расчете на каждого жителя составляет около 16 м2 озелененных территорий общего пользования. Это соответствует удельной обеспеченности зелеными насаждениями в крупнейших городах развитых стран, таких как Берлин и Прага, а также значительно превышает показатели Нью-Йорка (8,6 м2), Лондона (7,5 м2), Парижа (6 м2), Токио (4,8 м2)1.

Озеленительная политика г. Москвы проводится по нескольким направлениям:

  • посадка новых деревьев, кустарников и уход за ними;
  • вырубка старых больных деревьев;
  • политика штрафов за самовольную вырубку деревьев;
  • система компенсирования вырубленных зеленых насаждений путем внесения денежных средств и посадкой новых деревьев.

За период реализации Целевой среднесрочной экологической программы г. Москвы на 2003-2005 гг. высажено более 390 тыс. деревьев, более 1320 тыс. кустарников, отремонтировано и создано газонов на площади более 2430 га. Это повысило средозащитные функции зеленых насаждений города.

За 3-летний период высажено свыше 2 млн различных цветов. Площадь городских цветников доведена с 319 тыс. м2 в 2003 г., до 596 тыс. м2 в 2005 г. (увеличилась на 87%).

На 37 улицах и магистралях города установлено свыше 10 тыс. различных конструкций с декоративными цветочными растениями, в том числе свыше 1,5 тыс. - на балконах и лоджиях жилых зданий.

В течение 2005 г. в соответствии с реализацией Программы «Мой двор, мой подъезд» было создано 306 озелененных зон для отдыха москвичей2.

Целевая программа реорганизации производственных территорий г. Москвы на 2004-2006 гг. предусматривала ежегодный прирост территории природного комплекса не менее чем на 200 га за счет реорганизации производственных территорий3.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Москвы занимают площадь 15,9 тыс. га (13,8% всей территории города). В городе находится участок национального парка «Лосиный остров» (объект федерального значения) и 80 ООПТ регионального значения: 7 природно-исторических парков, 5 природных заказников и 68 памятников природы.

На ООПТ г. Москвы проведены посадки елей, сосен, дубов, кустов можжевельника, а также организованы экспериментальные питомники редких для г. Москвы видов растений.

Обустроен первый экологический туристический маршрут на территории природного заказника «Воробьевы горы», проводятся регулярные экскурсии.

Созданы 7 дирекций ООПТ города. Создан единый орган управления ООПТ - Государственное учреждение «Московское городское управление особо охраняемыми природными территориями».

Вместе с тем из-за отсутствия согласованности в принятии управленческих решений в «зеленом хозяйстве» и благоустройстве города до настоящего времени не утверждена Генеральная схема озеленения города Москвы до 2020 г.4, призванная определить стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий. Генеральную схему планировалось утвердить в срок до 2007 г.

Не закончена работа по организации учета зеленых насаждений в городе(за период 2001-2006 гг. проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий), из них только 60% паспортов представлено для введения в реестр зеленых насаждений.

Процесс инвентаризации зеленых насаждений идет медленно по причине слабого освоения средств экологического фонда. Одна из причин - некачественная подготовка конкурсной документации, затягивание процесса согласования и доработки ее, отставание с подготовкой проектной документации как со стороны префектур5, так и со стороны Департаментов охраны окружающей природной среды г. Москвы и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы6. В настоящее время еще не выработаны типовые требования к проектированию объектов озеленения города.

Как следствие невнимания к каждому зеленому насаждению отмечается процесс застраивания территорий, зарезервированных для озеленения.

Недостаточным является качество озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства.

На посадку новых деревьев в 2006 г. было выделено значительное количество средств из бюджета г. Москвы, но вырублено было гораздо большее количество (вырублено 143 тыс. деревьев, посажено 47 тыс.). Данная тенденция сохраняется и в 2007 г.: при удалении 21 тыс. сухостойных деревьев включена посадка около 15 тыс. новых деревьев5.

В 2005 г. была введена система добровольной сертификации почвогрунтов5, однако контроль за их использованием показал, что из отобранных Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды г. Москвы для проверки 830 проб половина не отвечает нормам, продолжается практика использования торфа в качестве плодородного субстрата. За 2006 г. было взыскано более 1,5 млн руб. в качестве штрафа за использование некачественного грунта.

Большинство объектов зеленых насаждений общего пользования имеет возраст более 40 лет. Основными факторами риска специалисты называют использование антигололедных средств и воздействие выхлопных газов от автотранспорта. В питомниках Москвы начали выращивать солеустойчивые деревья: акацию желтую, некоторые виды вязов. Вдоль магистралей высаживают фруктовые деревья и ясени как самые устойчивые к выхлопным газам.

Одной из серьезных причин удовлетворительного состояния зеленых насаждений в городе можно назвать человеческий фактор. Жители безразличны к судьбе деревьев, вырубают здоровые деревья или, наоборот, не дают работникам специальных служб удалять сухостой, который является местом размножения древесных вредителей.

С момента принятия Закона г. Москвы от 21.10.98 № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» и утвержденного в соответствии с ним постановления Правительства Москвы от 19.01.99 № 38 «О проектных предложениях по установлению границ Природного комплекса с их описанием и закреплением актами красных линий» Правительство Москвы 67 раз производило корректировку границ территорий природного комплекса г. Москвы: в 1999 г. - 1 раз, в 2002 г. - 2, в 2004 г. - 7, в 2005 г. - 19, в 2006 г. - 34 раза7.

При проведении корректировки границ объектов природного комплекса из него исключаются участки, на которых в дальнейшем производится строительство, а взамен их включаются другие участки в местах, зачастую значительно удаленных от исключаемого участка. Средняя удаленность составляет 5 км7. В отдельных случаях такие участки удалены на 10-15 км. Такая замена не является равноценной для жителей близлежащих к исключаемому участку микрорайонов.

Целевое назначение земельных участков, исключенных из территорий природного комплекса, как правило, изменяется в связи и с необходимостью строительства торгово-развлекательных комплексов и офисных зданий. Так, в 2006 г. только в 7 случаях исключение производилось в целях жилищного строительства.

Площадь земельных участков, исключенных в 2006 г., составила более 180 га7.

Нормативные правовые акты по вопросам охраны зеленых насаждений в Российской Федерации

Вопросы охраны зеленых насаждений тесно связаны с понятиями природных и озелененных территорий, природного комплекса, зеленого фонда.

Вопросы образования и охраны природных и озелененных территорий (природного комплекса) регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, подзаконными актами и ведомственными нормативно-правовыми актами.

Закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ (в ред. от 05.02.07) «Об охране окружающей среды» вводит понятие природных объектов, находящихся под особой охраной и имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение8. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются ООПТ. Порядок создания и функционирования ООПТ регулируется Законом РФ от 14.03.95 № 3-ФЗ (в ред. от 04.12.06) «Об особо охраняемых природных территориях».

Законом дается определение понятия ООПТ - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории ООПТ:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В федеральном законодательстве используется еще один термин - зеленый фонд городских и сельских поселений, который определяется как «совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений»9.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Следует уделить особое внимание вопросам разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и субъектом РФ. Именно эта проблема часто становится «камнем преткновения» в сфере охраны природного комплекса (при составлении кадастра природных и озелененных территорий, изменении и установлении статуса природных и озелененных территорий, утверждении режима охраны, использовании, управлении природным комплексом).

Правила обращения с зелеными насаждениями в городах определены в Приказе Госстроя РФ от 15.12.99 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», текст которого не изменялся с момента его принятия. Приказом устанавливаются порядок создания и содержания (ухода) озелененной территории (требования к посадочному материалу, качеству грунта, устройству цветников и газонов), система оценки состояния зеленых насаждений и др.

Нормативные правовые акты в области охраны зеленых насаждений в городе Москве

Определенный пробел в законодательстве Российской Федерации и г. Москвы о защите зеленых насаждений, не являющихся лесами, был устранен Законом г. Москвы от 05.05.99 № 17 (в ред. от 19.12.01) «О защите зеленых насаждений». В социальном плане вопрос защиты зеленых насаждений в г. Москве стоит наиболее остро. В марте 1998 г. с инициативой проведения референдума по этому вопросу выступили более 100 тыс. москвичей. Разработка и принятие данного закона позволили снять социальную напряженность без проведения референдума и учесть требования жителей столицы.

В законодательном акте содержатся нормы, обеспечивающие возмещение материального ущерба городу в результате уничтожения зеленых насаждений, а также устанавливается механизм использования выплачиваемых средств исключительно на цели восстановления зеленых насаждений и недопущения их расходования на иные нужды. Документом также предусмотрены административные санкции за нарушение требований по защите зеленых насаждений. Впервые законодательно установлена ответственность лиц, принимающих решения об уничтожении зеленых насаждений, за противоправность деяний, приводящих к их динамичному сокращению, в том числе по решению градостроительных и иных органов управления.

Основу природного комплекса города составляют ООПТ, являющиеся предметом ландшафтного и историко-культурного наследия столицы. На регулирование отношений в области образования, охраны, содержания и использования ООПТ в столице в целях сохранения и восстановления природно-территориальных комплексов, образующих их природных сообществ и объектов, ландшафтного и биологического разнообразия, улучшения состояния окружающей среды города направлен Закон г. Москвы от 26.09.01 № 48 (в ред. от 11.05.05) «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве». Правовой акт конкретизировал юридический статус ООПТ в городе, закрепил права и обязанности субъектов данного круга отношений, установил режимы осуществления хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на ООПТ.

Закон содержит нормы, определяющие основные категории ООПТ в г. Москве, порядок их образования, упразднения и изменения их границ. Был уточнен правовой статус ООПТ регионального и местного значения, установлен порядок образования и правовое положение буферных зон ООПТ в столичном мегаполисе.

Во исполнение ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 26.09.01 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» в целях обеспечения сохранения и дальнейшего развития природоохранного и историко-культурного потенциала г. Москвы был принят Закон г. Москвы от 06.07.05 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве». Данная схема разработана на основе Генерального плана развития г. Москвы и градостроительных планов развития территорий административных округов г. Москвы и представляет собой перечни существующих и планируемых к созданию ООПТ в г. Москве по административным округам, а также их графические изображения-схемы.

В соответствии с действующим Федеральным законом РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду регулируется различными нормативами, которые устанавливаются на основании единых для всех регионов России требований, что не позволяет реализовать в городе Москве дифференцированный подход к территориям различного назначения и, соответственно, к природопользователям на этих территориях.

Для решения данной проблемы был принят Закон г. Москвы от 02.03.05 № 9 «О комплексном природопользовании в городе Москве». Закон совместил методы административного регулирования природоохранных мер с экономическими - «квотированием допустимых воздействий на природный потенциал территории» и «установлением показателей (квот) допустимых выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов». Система купли-продажи прав на загрязнение является наиболее привлекательной с точки зрения затрат предприятия на мероприятия по уменьшению промышленных сбросов и выбросов вредных загрязняющих веществ в окружающую природную среду. У предприятий появляется заинтересованность в реализации природоохранных мероприятий, снижении выбросов загрязняющих веществ ниже совокупного предельного выброса.

В соответствии с Законами РФ «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», а также Законом г. Москвы от 30.06.99 № 28 «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы» Правительство Москвы утвердило Список редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях Москвы видов животных и растений, занесенных в Красную книгу г. Москвы, а также Положение о Красной книге города Москвы10. На Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы возложено ее ведение.

Красная книга г. Москвы является официальным документом Правительства Москвы, содержащим свод данных о распространении, численности, особенностях обитания, лимитирующих факторах, принятых мерах и необходимых мероприятиях по сохранению или восстановлению редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в условиях города видов диких животных и дикорастущих растений, обитающих на территории Москвы.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу г. Москвы, являются неотъемлемым элементом Природного комплекса Москвы и относятся к ее природному наследию.

Красная книга г. Москвы учреждается и ведется в целях сохранения и восстановления биологического разнообразия на территории города посредством выявления и регистрации редких, находящихся под угрозой исчезновения и уязвимых в его условиях объектов животного и растительного мира, разработки и осуществления специальных мер по сохранению и восстановлению этих объектов и их местообитаний.

При определении редкости вида, включаемого в Красную книгу г. Москвы, используются следующие категории:

  • 0-я категория - исчезнувшие виды - виды, переставшие стационарно обитать на территории Москвы в период после 1960 г., но возможность их обнаружения или восстановления в условиях города исключить полностью нельзя;
  • 1-я категория - виды, находящиеся под угрозой исчезновения, виды, численность которых на территории Москвы сократилась до критически низкого уровня и (или) места обитания которых сохранились на столь малой площади, что эти виды могут исчезнуть здесь в ближайшее время;
  • 2-я категория - редкие или малочисленные виды с сокращающейся численностью - виды, которые при дальнейшем проявлении действующих на них негативных факторов за короткий срок могут попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения на всей территории Москвы;
  • 3-я категория - уязвимые виды - виды, изначально малочисленные в природных условиях или обычные в соответствующих им местообитаниях, численность которых в Москве под воздействием специфических факторов городской среды может сократиться за короткий промежуток времени;
  • 4-я категория - виды неопределенного статуса - виды, которые относятся к одной из предыдущих категорий, но данных для точного определения их статуса на территории Москвы в настоящее время недостаточно;
  • 5-я категория - восстанавливаемые или восстанавливающиеся виды - еще недавно редкие в Москве виды, численность и распространение которых на территории города начали восстанавливаться в результате принятых мер или самопроизвольно.

Формирование природных и природно-антропогенных ландшафтов, освоение новых и реконструкция сложившихся территорий требуют развития городской законодательной базы. Проект закона г. Москвы «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы» (принят во втором чтении 16.05.07) приводит в соответствие с требованиями федерального законодательства понятие «природный комплекс» в московских законах и устраняет противоречия правового и организационного характера.

В законопроекте определены полномочия органов государственной власти города, местного самоуправления, установлена дифференцированная ответственность за правонарушения в области охраны и использования природных и озелененных территорий г. Москвы.

Кроме того, в городе действует ряд других нормативных правовых актов в данной сфере, приведенный в Приложении.

По результатам выполнения мероприятий Целевой среднесрочной экологической программы11 планируется достигнуть следующих результатов:

  • защита и расширение «зеленых зон», увеличение площади природного комплекса на 258,14 га; увеличение площади озелененных территорий за счет создания новых объектов озеленения к 2008 г. до 656,5 га, что на 64,8% больше, чем в 2005 г. (в 2005 г. - 398,4 га);
  • увеличение количества ООПТ к 2008 г. до 31 общей площадью 19335,1 га, что на 23,9% больше, чем в 2005 г. (в 2005 г. - 13 ООПТ общей площадью 15599,8 га);
  • завершение работ по восстановлению биоразнообразия на ООПТ;
  • увеличение площади цветочного оформления к 2008 г. до 883,2 тыс. м2 (в 2005 г. - 690,0 тыс. м2), что составляет 3,5 м2 на одного жителя г. Москвы;
  • разработка Генеральной схемы озеленения до 2020 г.;
  • завершение инвентаризации зеленых насаждений;
  • ежегодное сезонное цветочное оформление города (в 2006 г. - 584 тыс. м2, в 2007 г. - 698 тыс. м2, в 2008 г. - 751 тыс. м2);
  • благоустройство и озеленение 218 га водоохранных зон рек;
  • обустройство на ООПТ 10 вольерных комплексов с декоративными животными и 50 подкормочных площадок для зверей и птиц;
  • внедрение и ведение государственного кадастра ООПТ г. Москвы;
  • ведение Красной книги г. Москвы.

Деятельность экологической милиции в Москве

Экологическая обстановка в Москве требует активизации совместных действий государственных природоохранных, контролирующих и правоохранительных органов, направленных на повышение эффективности государственного управления в области охраны окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологической безопасности на территории г. Москвы.

В соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ, ст. 2 и 9 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции», ст. 6 Закона РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях усиления борьбы с экологическими правонарушениями и обеспечения экологической безопасности на территории г. Москвы с 01.10.01 отрабатывается взаимодействие органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды. По согласованию с Министерством внутренних дел РФ в структуре Главного управления внутренних дел г. Москвы создано Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды со штатной численностью 1100 единиц.

За период с 2001 по 2005 г. совместно с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, проведено более 20 тыс. проверок, к административной ответственности привлечено свыше 397 тыс. физических, должностных и юридических лиц, взыскано административных штрафов на сумму 86,3 млн руб., возбуждено 448 уголовных дел по составам преступлений, предусмотренных гл. 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». В добровольном порядке и по решению судов государству возмещен вред, причиненный окружающей среде, на сумму 27,6 млн руб.12

Деятельность Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы как структурного подразделения милиции общественной безопасности ГУВД г. Москвы, строится в соответствии с приказами МВД России от 27.08.01 № 767 «О проведении эксперимента в ГУВД города Москвы» и от 20.03.03 № 178 «О продлении эксперимента в МВД Республики Татарстан, ГУВД города Москвы и ГУВД Московской области», а также с Постановлением Правительства Москвы от 18.01.05 № 21-ПП «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды».

За 2004 г. возбуждено 158 уголовных дел экологической направленности, нанесен вред окружающей среде на сумму более 74 млн руб., из них возмещено более 6 млн руб.13

Наибольшее количество уголовных дел (92) возбуждено за незаконную порубку деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ), за незаконную добычу водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) - 53, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ) - 13, за порчу земли (ст. 254 ч. 1 УК РФ) и за загрязнение вод (ст. 250 УК РФ) - по 1 уголовному делу.

За 2004 г. выявлено 163 458 административных правонарушений в сфере экологии и благоустройства столицы (в 2003 г. - 173 117). В 2,4 раза возросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности по Закону г. Москвы от 24.01.96 № 1 «Об административной ответственности в сфере благоустройства города» и Закону г. Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» (61 473 административных протокола, в 2003 г. - 25 994) и в 3 раза возросла сумма взысканных штрафов (42 809 680 руб., в 2003 г. - 14 079 430 руб.).

За административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, привлечено 101 985 физических, должностных и юридических лиц (в 2003 г. - 147 123). Основную часть - 90 316 (88,6%) правонарушений - составляют правонарушения в области охраны окружающей среды и санитарии. Все административные материалы, предусмотренные статьями КоАП РФ, были направлены для рассмотрения в уполномоченные органы.

За 2004 г. Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД г. Москвы совместно с государственными природоохранными и контролирующими органами города проведено 964 совместных мероприятий, в ходе которых выявлено 31 497 нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательств Наибольшее количество проверок (2235) проведено с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве (1002). В ходе взаимодействия были организованы и проведены следующие профилактические мероприятия: «Ель», «Первоцвет», «Паводок», «Чистый город», «Чистый автомобиль» «ГСМ».

Так, например, 22.08.06 сотрудниками экологической милиции УВД ЮЗАО г. Москвы на улице Наметкина проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Автомобиль на газоне»14. Мероприятие проводилось с целью профилактики и пресечения нарушений правил благоустройства и природоохранного законодательства, связанных со стоянкой и размещением транспортных средств на газонах и других озелененных территориях. 12 человек было привлечено к административной ответственности за размещение автомобилей на газонах по ст. 23.3 Закона г. Москвы от 05.05.99 № 17 (в ред. от 18.01.06) «О защите зеленых насаждений». На нарушителей наложены штрафы на сумму 30 тыс. руб.

Кроме того сотрудники экологической милиции регулярно принимали участие в общегородских проверках в составе Совета по координации деятельности контролирующих органов г. Москвы.

Всего в 1-м полугодии 2006 г. подразделения по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды выявили и пресекли 71 преступление экологической направленности, около 43 тыс. административных правонарушений15.

Управление совместно с государственными природоохранными и контролирующими органами проводит вертолетные облеты территории города с целью выявления несанкционированных свалок и навалов мусора.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления экологической милиции и его территориальных подразделений является работа по рассмотрению заявлений и жалоб граждан. За 2004 г. Управлением и его территориальными подразделениями принято 5921 заявление и сообщение граждан, из них: 2015 письменных заявлений и 3913 телефонных сообщения, из которых 5827 рассмотрено либо направлено в другие контролирующие организации.

***

Нормативные правовые акты города Москвы в области охраны зеленых насаждений

1.  Постановление Правительства Москвы от 20.02.01 №159-ПП (ред. от 17.05.05) «О порядке проведения компенсационного озеленения в городе Москве».

2.  Постановление Правительства Москвы от 10.09.02 № 743-ПП (ред. от 10.10.06) «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы».

3.  Постановление Правительства Москвы от 08.04.03 № 228-ПП (ред. от 29.06.04) «Об утверждении порядка определения ущерба, причиненного нарушением правил обращения с объектами животного и растительного мира, занесенными в Красную Книгу города Москвы, и о внесении изменений и дополнений в некоторые распорядительные документы Правительства Москвы».

4.  Постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116-ПП (ред. от 19.10.04) «О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы».

5.  Постановление Правительства Москвы от 02.03.04 № 116-ПП «О мероприятиях по восстановлению естественных растительных сообществ и увеличению численности редких животных на особо охраняемых природных территориях города Москвы».

6.  Постановление Правительства Москвы от 24.02.04 № 107-ПП (ред. от 05.09.06) «О целевой программе реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 гг.».

7.  Постановление Правительства Москвы от 13.06.06 № 379-ПП «О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года».

8.  Распоряжение Правительства Москвы от 26.03.04 № 526-РП «О первоочередных мерах по вертикальному озеленению и цветочному оформлению города Москвы».

9.  Постановление Правительства Москвы от 05.04.05 № 194-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2004 году» и задачах на 2005-2006 гг.».

10.  Постановление Правительства Москвы от 14.02.06 № 94-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2005 году и задачах на 2006-2007 гг.».

11.  Постановление Правительства Москвы от 14.11.06 № 897-ПП «Об утверждении методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений на территории города Москвы».

12.  Распоряжение Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 20.10.06 № 225-РЗМ (ред. от 22.01.07) «О формировании единой городской комиссии по размещению государственного заказа на работы по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве».

13.  Распоряжение Департамента экономической политики и развития от 21.12.06 № 45-Р «Об утверждении предельных расценок на работы по инвентаризации зеленых насаждений в городе Москве».

14.  Постановление Правительства Москвы от 05.09.06 № 670-ПП «О переименовании городского штаба по защите зеленых насаждений, озеленению и содержанию городских лесов и лесов лесопаркового защитного пояса».

15.  Постановление Правительства Москвы от 13.06.06 № 379-ПП «О программных мероприятиях по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве на 2006-2008 гг. и на перспективу до 2010 года».

16.  Распоряжение Департамента экономической политики и развития от 28.04.06 № 16-Р «О предельных единичных и комплексных расценках на работы по содержанию зеленых насаждений города Москвы».

17.  Распоряжение префекта Зеленоградского АО от 17.03.06 № 306-РП «О проведении окружного конкурса «Цветы у дома» в 2006 году».

18.  Распоряжение Правительства Москвы от 09.03.06 № 362-РП «О мерах по повышению приживаемости и устойчивости зеленых насаждений к городским условиям».

19.  Распоряжение префекта Зеленоградского АО от 27.02.06 № 206-РП «О проведении в 2006 году окружного конкурса на лучшую реализацию инициатив жителей по благоустройству и содержанию подъездов, домов и придомовых территорий «Улучшаем свое жилище».

Примечания

1. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

2. Постановление Правительства Москвы от 14.02.06 № 94-ПП «Об итогах реализации Программы «Мой двор, мой подъезд» в 2005 году и задачах на 2006-2007 гг.».

3. Постановление Правительства Москвы от 24.02.04 № 107-ПП.

4. Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 01.10.03 № 35-118/3 «О возложении функций заказчика на разработку генеральной схемы озеленения».

5. Стенограмма заседания Правительства Москвы от 06.02.07 «Об итогах реализации программных мероприятий по созданию, реставрации, реконструкции, ремонту и содержанию зеленых насаждений в городе Москве в 2006 году и задачах на 2007 год».

6. Заседание Комиссии по экологической политике Московской городской Думы от 13.03.07.

7. Пояснительная записка к проекту закона города Москвы «О внесении изменений в статью 6 Закона города Москвы от 21 октября 1998 года № 26 «О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы» и Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» // База данных МГД на 26.03.07.

8. Указанным законом запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные объекты, которые находятся под особой охраной или имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное и др. значения (ст. 59, 61).

9. Ст. 61 Закона Российской Федерации от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.07) «Об охране окружающей среды».

10. Постановление Правительства Москвы от 10.07.01 № 634-ПП «О Красной Книге города Москвы».

11. Постановление Правительства Москвы от 28.03.06 № 219-ПП «О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2006-2008 годы».

12. Постановление Правительства Москвы от 18.01.05 № 21-ПП «О совершенствовании взаимодействия органов внутренних дел и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды».

13. Роль экологической милиции в экологической безопасности Москвы // Официальный сайт ГУВД Москвы. Данные на 02.03.05 (просмотр сайта 30.02.07). http://www.petrovka38.ru/rus/press/smi/article.wbp?article-id=F1144F8A-7E0C-4495-8D77-8C916DCD0CB2

14. Официальный сайт ГУВД города Москвы. Просмотр сайта 30.02.07. http://www.petrovka38.ru/rus/info/article.wbp?article-id=5B17930B-86E7-4E0E-9741-B97D9521819B

15. Официальный сайт ГУВД города Москвы. http://www.petrovka38.ru/rus/info/article.wbp?article-id=68B99B57-83AE-409E-A82B-7E13D6F30011

Вардомская Елена Евгеньевна. Главный специалист отдела аналитического сопровождения законодательной деятельности Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы. Аспирантка Российского университета дружбы народов. Член Союза журналистов России.