Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (24-25), Декабрь 2007

В борьбе за безопасность дорожного движения все меры хороши

Истиховская М.Д., Председатель Госсовета Республики Коми

Давно прошли те времена, когда пешеход был практически единственным участником дорожного движения. Сегодняшний город - это мегаполис с десятками тысяч автомобилей и пешеходов. В идеале, жизнь на дороге должна подчиняться правилам дорожного движения, которые все неукоснительно выполняют. Но жизнь далека от совершенства. В результате мы имеем катастрофическую статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и огромное число погибших и искалеченных в ДТП людей.

Ежегодно в мире в результате аварий гибнет более миллиона человек, несколько миллионов получают ранения. Экономический ущерб доходит до 3% валового национального продукта. Россия в этом списке занимает далеко не самое почетное место. На дорогах России ежегодно происходит более четверти миллиона ДТП, в которых гибнет около 30 тыс. человек. В Республике Коми за 10 месяцев текущего года произошло 1361 ДТП. Погибли 122 человека, более 1800 ранены. Согласитесь, все это очень похоже на сводки с фронта, а не на мирное время. Каковы же причины этой «необъявленной войны» на наших дорогах? Как сократить человеческие потери на автомагистралях?

Вопросы повышения безопасности российских дорог, снижения травматизма и смертности на дорогах стали предметом пристального внимания депутатов Государственного Совета Республики Коми. Весной 2007 г. была проведена «прямая линия» с жителями Республики на тему «Как повысить уровень безопасности дорожного движения?». Поступило очень много конструктивных предложений. Мы убедились - жители Республики понимают, что ситуация на дорогах близка к катастрофической, и ждут от власти решительных действий в этой сфере. В результате мы объявили акцию «Сделай закон лучше» и в течение месяца принимали предложения от населения, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения. Поступило более 170 писем, которые содержали не только предложения по изменению законов, но и конкретные пожелания в адрес местных властей.Большинство жителей Республики высказались за увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения, в частности, за вождение в нетрезвом состоянии и за игнорирование пешеходов, за превышение скорости. Прозвучало даже пожелание отменить на светофорах желтый сигнал, поскольку зачастую именно проезд на «желтый» становится причиной ДТП. Все предложения были обсуждены на круглом столе «О состоянии дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в Коми: практика и правовые проблемы», также организованном Госсоветом Республики Коми. Затем - на съезде депутатов «Единой России» всех уровней советов Республики Коми.

Эта новая форма работы Государственного Совета с гражданами республики стала предметом пристального внимания средств массовой информации региона. Началась серьезная информационная кампания, направленная на улучшение ситуации на дорогах. И сегодня уже можно говорить о некоторых ее результатах. Так, согласно данным республиканской ГИБДД, за 10 месяцев этого года произошло на 30 ДТП меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И что самое главное - наша совместная работа спасла жизнь 13 и сохранила здоровье 56 жителям Республики.

Анализ причинно-следственных связей в сфере безопасности дорожного движения приводит к следующим выводам: аварийность на автомобильных дорогах Республики Коми и России в целом продолжает оставаться высокой как из-за состояния самих автомобильных дорог, так и по причинам, связанным с несовершенством законодательства в этой сфере, с поведением участников дорожного движения. По настоянию депутатов Государственного Совета Республики Коми в проекте бюджета Коми на 2008 г. доля средств на ремонт республиканской сети автомобильных дорог увеличена в 2,5 раза и составит порядка 1300 млн руб. Из республиканского бюджета ежегодно выделяются средства для муниципальных образований на ремонт уличной сети дорог.

Госсовет Коми рекомендовал Правительству Республики, в частности:

  • принять программу «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми на 2009-2012 годы»;
  • внести изменения в программу «Правопорядок-2008» в части увеличения средств на укомплектование подразделений ГИБДД Коми служебным транспортом, оперативно-техническими средствами;
  • создать учебно-методический центр «Школы медицины катастроф» по обучению населения, сотрудников ГИБДД, спасателей приемам оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП и пр.

Но все эти меры без серьезной системной работы по совершенствованию федеральной законодательной базы не дадут желаемого результата.

Действующий федеральный закон «О безопасности дорожного движения», хотя и призван обеспечивать всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе дорожного движения, тем не менее не содержит ряда важных направлений. Так, органы исполнительной власти и местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями и не несут ответственность за состояние безопасности дорожного движения. Как следствие, мероприятия, реализуемые в муниципалитетах, носят разрозненный характер, не увязаны в единую систему и направлены преимущественно на решение сиюминутных задач. Поэтому не редкость вопиющие случаи, когда, например, сотрудники ГИБДД за ночь одного и того же пьяного водителя останавливают несколько раз. А автомобиль у нарушителя изъять и отправить на штрафстоянку не могут, потому что у муниципалитета нет эвакуатора!

Необходимо также ускорить принятие в окончательной редакции Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта РФ и проекта федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ». Должны быть единые требования к организации пассажирских перевозок, в том числе внутримуниципальных. Главным заказчиком в организации маршрутных пассажирских перевозок должно являться государство в лице исполнительных органов различного уровня. Именно государство в данной ситуации будет представлять интересы населения, а исполнителями будут перевозчики, к которым должны предъявляться единые требования.

На федеральном уровне необходимо законодательно урегулировать еще ряд вопросов. В частности, рассмотреть возможность проведения сотрудниками ГИБДД медицинского освидетельствования на состояние опьянения с использованием технических средств на месте выявления правонарушения. Для повышения ответственности водителей за уплату административных штрафов необходимо ввести такую меру, как изъятие водительского удостоверения до уплаты штрафа. А также предусмотреть возможность взимания административного штрафа на месте совершения правонарушения по квитанции установленного образца. Согласна и с высказываемым сегодня предложением о том, что за некоторые нарушения правил дорожного движения стоит лишать водительских прав пожизненно.

Во всем мире наблюдается тенденция ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения, и это уже дало положительные результаты. Считаю, что Россия тоже должна идти по этому пути. Однако не следует забывать, что проблема безопасности на дорогах - комплексная. Ее решение невозможно без повышения ответственности органов ГИБДД за порядок на дорогах. Положение о Госавтоинспекции требует серьезной корректировки, необходимо повышать общеобразовательный и профессиональный уровень ее сотрудников, укреплять кадровое ядро подразделений ДПС.

Серьезного внимания требует качество обучения в автошколах, ведь около 80% ДТП в России происходит по вине водителей. Сотрудники ГИБДД должны отслеживать, выпускники какой автошколы чаще всего попадают в аварии. Эта информация должна обобщаться и служить основанием для лишения таких школ лицензий. Необходимо проработать вопрос об ужесточении требований выдачи лицензий организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей.

Кроме того, понятно, что никакие меры по развитию наших дорог, совершенствованию законодательства не улучшат ситуацию с аварийностью, пока участники дорожного движения не будут уважительно относиться друг к другу. Проблема не в том, чтобы знать правила, а в том, чтобы убедить граждан их соблюдать. Интересна в этом смысле акция, которую в настоящее время проводит партия «Единая Россия» - «Я - за безопасные дороги». Ее цель, в частности, - привлечь внимание самых широких слоев населения к проблеме дорожной безопасности, сформировать устойчивые стереотипы законопослушного поведения на дороге. Свою роль может сыграть размещение в средствах массовой информации социальной рекламы по пропаганде безопасности дорожного движения.

В регионах России сегодня есть прекрасные примеры работы с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма, практика проведения различных акций. Например, в Петербурге дети писали и раздавали водителям письма с просьбой быть осторожными, соблюдать правила. Но работать необходимо и с родителями. Иногда даже прежде всего - с родителями.

Я прекрасно понимаю, что при решении проблем безопасности дорожного движения необходимо двигаться не только по пути ужесточения наказания. Необходимо продумать систему государственных мер, направленных на поощрение законопослушных граждан. Это могут быть определенные скидки, льготы при страховании автогражданской ответственности.

В одном из сельскохозяйственных районов Венгрии дорожные полицейские несут дежурство вместе с отрядами школьников. Детям разрешено кидать переспелыми лимонами в нарушителей правил дорожного движения. А если водитель не нарушает, ему вручают ароматное яблоко. Венгерские полицейские считают, что подобное наказание вызывает у водителей значительно большее чувство вины, чем обычный штраф.

У нас на Севере лимоны не растут, но и мы у себя должны создать такую ситуацию, когда нарушать Правила дорожного движения станет невыгодно и даже немодно. Надо создавать моду на культурное поведение на дороге. В целом же считаю, что безопасность на российских дорогах мы обеспечим, если только «навалимся» на эту проблему всем миром. Целенаправленная, системная, комплексная работа всех уровней власти, контроль общественных организаций, средств массовой информации - залог успеха.

Истиховская Марина Дмитриевна. В 1999 г. избрана депутатом совета муниципального образования Инты. Возглавляла постоянную комиссию по бюджету, налогам и муниципальной собственности. В 2003 г. избрана депутатом Государственного Совета Республики Коми 3-го созыва по Интинскому избирательному округу. В 2003-2006 гг. возглавляла Комитет по бюджету, налогам и экономической политике. В 2006 г. избрана Председателем Государственного Совета Республики Коми 3-го созыва. Председатель фонда "Покаяние", занимающегося увековечиванием памяти жертв политических репрессий в Республике Коми, председатель попечительского совета фонда "Детская больница".