Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Кузбасс: комплексный подход к решению вопросов профилактики экстремизма

Виноградов В.А., начальник ГУВД Кемеровской области

30.11.06 на конференции Общественного совета по взаимодействию органов внутренних дел Кемеровской области с общественными объединениями была принята комплексная программа по профилактике экстремистских проявлений и предупреждению межэтнических конфликтов на 2007-2008 гг.

В чем причины столь обострившегося интереса к национальному вопросу?

В первую очередь - в участившихся в ряде регионов России межэтнических конфликтах, которые нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего, на устрашение общества, отдельных слоев населения и этнических групп. Широкий общественный резонанс приобрели убийства и избиения иностранных студентов в Воронеже, Москве, Курске, конфликты на национальной почве в Самаре, Вольске и других городах России. То, что произошло в Кондопоге, - спонтанная драка с убийством, банальное столкновение, которое, тем не менее, приобрело этнический характер.

Бытовая ксенофобия растет на глазах, безусловно, основываясь на неких объективных предпосылках. По мнению Генерального прокурора РФ Ю.Чайки, высказанному на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов, в их основе лежат, прежде всего, социально-экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие социальных перспектив для некоторых категорий граждан, прежде всего, молодежи. Как раз объективными предпосылками и стараются воспользоваться маргинальные политические силы, которые за счет этого приобретают больший вес. Даже экономическим просчетам или ошибкам местных властей, вызывающим недовольство населения, быстро придается национальная окраска.

Карельские события - яркое тому подтверждение. Каждая подобная ситуация становится объектом пиара радикальных националистических организаций, которые начинают стремительно подливать масла в огонь. Призывы к межнациональной розни служат исключительно дестабилизации социальной ситуации и созданию хаоса в стране. Тактика разжигания межнациональной розни, создания цепи конфликтов по линии межэтнического противостояния направлена, прежде всего, на разрушение сложившейся в последние годы системы взаимопонимания между народом и властью.

Следует сказать, что в нашей области, исторически многонациональном регионе, населяемом представителями более чем 100 народностей, нет объективных предпосылок для развития национального и религиозного экстремизма, что во многом зависит от четко сформулированной и эффективной национальной политики, проводимой Губернатором Аманом Гумировичем Тулеевым и администрацией Кемеровской области. При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений руководство области исходит из четкого осознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и исполнять одинаковые обязанности. Только при соблюдении этих условий возможно формирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по составу регионе. В рамках областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие наций и народностей в Кемеровской области» постоянно оказывается финансовая поддержка национальным общинам по вопросам социального и культурного развития. Действует программа, направленная на поддержку коренных малочисленных народов Кузбасса, шорцев и телеутов, компактно проживающих в селах Междуреченского, Таштагольского, Беловского и Гурьевского районов. В настоящее время в области активно работают 54 национальных общественных объединения, которые принимают самое деятельное участие в общественной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущему и престарелому населению. В их социально организованных объединениях не наблюдается фактов межэтнических конфликтов и проблем, антирусских и националистических настроений.

Тем не менее Кузбасс, как и все другие регионы России, не гарантирован от отдельных проявлений этнической ненависти.

При этом особая ответственность возлагается на правоохранительные органы. Ю.Чайка справедливо отметил, что органы внутренних дел пока преимущественно работают в режиме реагирования на свершившиеся факты. Между тем значительное место в предупреждении национализма и экстремизма по закону отведено именно органам правопорядка. На нас возложена обязанность защищать жизнь, здоровье, права, свободы и собственность граждан от преступных и иных противоправных посягательств вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

Милиция, как наиболее многочисленное и максимально приближенное к населению звено правоохранительной системы, использует все возможности, предоставляемые законодательством, в деле предупреждения распространения идей национализма и экстремизма, а также пресечения экстремистских проявлений.

Органами внутренних дел Кемеровской области на постоянной основе осуществляются оперативно-профилактические мероприятия, целью которых является выявление на ранней стадии антиобщественных и экстремистских организаций, в том числе созданных по национальному признаку. Результатом такой работы стало задержание сотрудниками ГУВД по Кемеровской области в июле 2005 г. двух преступников, находящихся в федеральном розыске за совершение ряда тяжких преступлений экстремистского характера на территории Российской Федерации, которые скрывались в одном из районов области. В 2006 г. выявлены факты преступной деятельности, направленной на разжигание национальной розни Возбуждены уголовные дела в отношении двух жителей городов Кемерово и Новокузнецк, один из которых публично распространял листовки националистического толка, а другой - материалы экстремистской направленности в сети Интернет.

Хочу подчеркнуть, что негативные последствия каждой подобной акции настолько серьезны, что даже своевременно принятые правоохранительными органами меры по пресечению такого рода деятельности не могут расцениваться как успех.

Пройдя серьезную оперативную школу, имея опыт работы в Москве в качестве начальника милиции общественной безопасности Юго-Западного округа столицы в тяжелые 90-е гг., когда по стране прошел разрушительный «парад суверенитетов», не понаслышке знаю, насколько серьезную опасность несут разного рода националистические идеологии, провоцируя конфронтацию в обществе, усиливая агрессию, порождая межнациональные конфликты. Их достаточно легко разжечь, но чрезвычайно трудно погасить. Поэтому считаю, что, выстраивая стратегию и тактику деятельности правоохранительных органов в деле предупреждения межэтнических конфликтов, необходимо разработать эффективную систему профилактики, причем основанную на плодотворном сотрудничестве и взаимодействии органов внутренних дел со всеми общественными институтами.

Реализацией замысла создания такой системы стала разработка Программы работы Общественного совета по взаимодействию ОВД области с общественными объединениями по профилактике экстремистских проявлений и предупреждению межэтнических конфликтов. Следует сказать, что созданный 4 года назад по инициативе ГУВД по Кемеровской области Общественный совет с целью привлечения гражданского общества к решению правоохранительных задач во многом оправдал свое предназначение. В рамках его работы осуществлено уже порядка 70 совместных акций, направленных на обеспечение охраны общественного порядка, профилактику преступлений несовершеннолетних и иных категорий граждан, склонных к противоправной деятельности, предупреждение правонарушений на потребительском рынке, защиту законных интересов и прав граждан.

Члены Общественного совета, среди которых представители наиболее влиятельных общественных объединений Кузбасса, в том числе политических партий и религиозных конфессий, национальных объединений и средств массовой информации, ведущие эксперты и ученые в сфере социального взаимодействия, а также руководители органов внутренних дел области, проявили искреннюю заинтересованность и живо откликнулись на предложение принять участие в разработке эффективной программы по предупреждению межнациональных конфликтов. Разработка ее проекта потребовала серьезной подготовительной работы, изучения состояния оперативной обстановки в области с учетом степени влияния этнической преступности, проходящих миграционных процессов, общественного мнения на заданную тему.

Пожалуй, именно социологическое исследование стало первым этапом подготовительной работы. С целью изучения состояния межэтнической обстановки, степени распространенности разного рода националистических идей и деятельности национальных общественных объединений на территории Кузбасса сотрудниками Главного управления были разработаны специальные опросные листы, по которым проанкетировано около 5 тыс. жителей области.

Опрос показал, что порядка 80% жителей Кузбасса к приверженцам какой-либо националистической идеологии себя не причисляют, 90% - относятся к гражданам других национальностей либо уважительно, либо нейтрально. Только порядка 10% опрошенных в своих ответах по субъективным мотивам проявили нетерпимость к представителям других народов, среди которых в основном цыгане, китайцы и выходцы с Северо-Кавказского региона. Полученные результаты еще раз подтвердили, что в настоящее время в Кузбассе нет объективной основы для широкого распространения националистических идей, тем не менее следует учитывать мнение тех 10% населения, которые по тем или иным причинам высказываются негативно в адрес иных национальностей.

Объективной основой для разработки программы стал анализ влияния этнической преступности на состояние оперативной обстановки в области. С начала года в Кузбассе иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 288 преступлений, большую часть из которых совершили представители Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. Оставили свой преступный след на территории Кузбасса и представители Украины, Грузии, Туркмении и стран Балтии. Как правило, преступная деятельность выходцев из стран Северо-Кавказского региона и Средней Азии связана со сферами наркоторговли, потребительского рынка, автосервиса, рынка рабочей силы. В связи с этим службами криминальной милиции области, подразделениями по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями совместно с Управлением Федеральной миграционной службы на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на пресечение преступной деятельности этнических групп. В ходе проведенных специальных и межведомственных операций, таких как «Контрафакт», «Рынок», «Энергия», «Суррогат», осуществлены проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учредителями или руководителями которых являются выходцы из республик СНГ. Тщательным проверкам подвергаются предприятия, привлекающие иностранную рабочую силу. Подразделениями наркоконтроля по фактам совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возбуждены 3 уголовных дела в отношении граждан Украины и Казахстана. По признакам возможной причастности к наркоторговле на оперативный учет поставлено 48 человек, прибывших из стран Средней Азии.

Работа с этнической организованной преступностью проводится в едином русле наведения порядка в сфере миграции. Так, в 2006 г. выявлено 12 тыс. нарушений миграционного законодательства. Около 500 человек выдворено за пределы России.

В части обмена информацией и проведения совместных мероприятий налажено тесное взаимодействие с Департаментом культуры и национальной политики, Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, органами прокуратуры и ФСБ, Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. Работа в таком русле позволяет не только предупреждать негативное влияние этнической преступности на оперативную обстановку в области, но и прогнозировать возможные конфликты на национальной почве и иные экстремистские проявления с целью устранения не только причин, но и условий, при которых они возможны.

Следующим этапом подготовки программы как раз явилось рассмотрение конкретных предложений по совершенствованию профилактики межэтнических конфликтов, представленных членами Общественного совета, в том числе руководителями национальных общественных организаций.

Работа над созданием программы привлекла интерес самых широких слоев общественности. Первоначально задуманное как очередное заседание Общественного совета в стенах Главного управления внутренних дел по Кемеровской области, мероприятие переросло в конференцию областного масштаба.

Активное участие в ее работе приняли депутаты Государственной Думы А.И.Фокин и Н.А.Останина, представители областного и городского советов народных депутатов Департамента культуры и национальной политики и Управления общественных отношений Администрации Кемеровской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, а также представители политических партий, профсоюзов, священнослужители, руководители национальных организаций Кузбасса.

Собравшиеся представили свое видение проблемы, выступив с докладами о законодательной базе в сфере государственной и национальной политики, объединяющей роли православия в России, роли гражданского общества в обеспечении национального согласия, региональной национальной политике, ее состоянии и перспективах, роли национальных общественных объединений в деле укрепления межнационального согласия в Кемеровской области.

Многие участники форума высказывались о необходимости ужесточения законодательства за преступления экстремистского толка, создания специальных подразделений милиции, отвечающих за предупреждение преступлений, совершенных по мотивам национальной розни, усиление контроля за Интернет-сайтами и СМИ.

Аргументировано прозвучало предложение депутата Государственной Думы Н.Останиной о необходимости создания на уровне Федеральной власти специального органа, регулирующего национальную политику. Как оказалось, после ликвидации министерства по делам СНГ, которое в свое время возглавлял А.Г.Тулеев, в России нет подобной структуры. Участники конференции решили обратиться в Государственную Думу с просьбой о рассмотрении данного вопроса.

Состоявшийся на конференции конструктивный диалог завершился единогласным принятием Программы работы Общественного совета на 2007-2008 гг.

В разделе организационных мероприятий предполагается создание постоянно действующей рабочей группы из числа представителей департаментов и управлений администрации области, правоохранительных органов, общественных организаций, политических партий и религиозных организаций, что позволит осуществлять мониторинг межэтнической ситуации на территории области и оперативного реагировать в случае выявления негативных тенденций в ее развитии.

Проведение «горячих телефонных линий» с жителями городов и районов области обеспечит возможность осуществления обратной связи с населением, получения информации о негативных явлениях в области национальных отношений, противоправной деятельности незаконных мигрантов.

В рамках правового обеспечения программа предполагает целый комплекс мероприятий по пропаганде знаний в области законодательства Российской Федерации, в том числе по разъяснению уголовной ответственности за преступления, совершенные по мотивам национальной, расовой и религиозной вражды. На деле это положение должно быть реализовано в школах, высших и средних учебных заведениях, т.к. именно на молодежь делают ставку радикальные националистические организации.

Особое внимание уделено использованию возможностей средств массовой информации, которые должны стать проводником идей межнационального мира и толерантности, одновременно формируя непримиримую позицию в отношении проявлений национализма, расизма и религиозной вражды.

Виноградов Анатолий Владимирович. Генерал-лейтенант милиции. С 1969 г. - в органах внутренних дел. В 1986-1990 г. возглавлял подразделение по борьбе с организованной преступностью. В 1990-1994 г. - заместитель начальника УВД Кемеровской области. В 1994 г. - заместитель начальника службы криминальной милиции ГУВД г. Москвы, в 1995 г. - начальник УВД Восточного округа г. Москвы, заместитель начальника Главного управления внутренних дел г. Москвы. С 1997 г. - начальник ГУВД Кемеровской области.

Кузбасс: комплексный подход к решению вопросов профилактики экстремизма | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007

Кузбасс: комплексный подход к решению вопросов профилактики экстремизма

Виноградов В.А., начальник ГУВД Кемеровской области

30.11.06 на конференции Общественного совета по взаимодействию органов внутренних дел Кемеровской области с общественными объединениями была принята комплексная программа по профилактике экстремистских проявлений и предупреждению межэтнических конфликтов на 2007-2008 гг.

В чем причины столь обострившегося интереса к национальному вопросу?

В первую очередь - в участившихся в ряде регионов России межэтнических конфликтах, которые нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего, на устрашение общества, отдельных слоев населения и этнических групп. Широкий общественный резонанс приобрели убийства и избиения иностранных студентов в Воронеже, Москве, Курске, конфликты на национальной почве в Самаре, Вольске и других городах России. То, что произошло в Кондопоге, - спонтанная драка с убийством, банальное столкновение, которое, тем не менее, приобрело этнический характер.

Бытовая ксенофобия растет на глазах, безусловно, основываясь на неких объективных предпосылках. По мнению Генерального прокурора РФ Ю.Чайки, высказанному на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов, в их основе лежат, прежде всего, социально-экономические причины: социальное неравенство, бедность, отсутствие социальных перспектив для некоторых категорий граждан, прежде всего, молодежи. Как раз объективными предпосылками и стараются воспользоваться маргинальные политические силы, которые за счет этого приобретают больший вес. Даже экономическим просчетам или ошибкам местных властей, вызывающим недовольство населения, быстро придается национальная окраска.

Карельские события - яркое тому подтверждение. Каждая подобная ситуация становится объектом пиара радикальных националистических организаций, которые начинают стремительно подливать масла в огонь. Призывы к межнациональной розни служат исключительно дестабилизации социальной ситуации и созданию хаоса в стране. Тактика разжигания межнациональной розни, создания цепи конфликтов по линии межэтнического противостояния направлена, прежде всего, на разрушение сложившейся в последние годы системы взаимопонимания между народом и властью.

Следует сказать, что в нашей области, исторически многонациональном регионе, населяемом представителями более чем 100 народностей, нет объективных предпосылок для развития национального и религиозного экстремизма, что во многом зависит от четко сформулированной и эффективной национальной политики, проводимой Губернатором Аманом Гумировичем Тулеевым и администрацией Кемеровской области. При формировании своей позиции в сфере межэтнических отношений руководство области исходит из четкого осознания того, что власть не должна делать никакого различия между этносами, что представители всех народов должны пользоваться одинаковыми правами и исполнять одинаковые обязанности. Только при соблюдении этих условий возможно формирование доверия населения к власти, без чего не может быть сбалансированного управления в многонациональном по составу регионе. В рамках областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие наций и народностей в Кемеровской области» постоянно оказывается финансовая поддержка национальным общинам по вопросам социального и культурного развития. Действует программа, направленная на поддержку коренных малочисленных народов Кузбасса, шорцев и телеутов, компактно проживающих в селах Междуреченского, Таштагольского, Беловского и Гурьевского районов. В настоящее время в области активно работают 54 национальных общественных объединения, которые принимают самое деятельное участие в общественной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущему и престарелому населению. В их социально организованных объединениях не наблюдается фактов межэтнических конфликтов и проблем, антирусских и националистических настроений.

Тем не менее Кузбасс, как и все другие регионы России, не гарантирован от отдельных проявлений этнической ненависти.

При этом особая ответственность возлагается на правоохранительные органы. Ю.Чайка справедливо отметил, что органы внутренних дел пока преимущественно работают в режиме реагирования на свершившиеся факты. Между тем значительное место в предупреждении национализма и экстремизма по закону отведено именно органам правопорядка. На нас возложена обязанность защищать жизнь, здоровье, права, свободы и собственность граждан от преступных и иных противоправных посягательств вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения.

Милиция, как наиболее многочисленное и максимально приближенное к населению звено правоохранительной системы, использует все возможности, предоставляемые законодательством, в деле предупреждения распространения идей национализма и экстремизма, а также пресечения экстремистских проявлений.

Органами внутренних дел Кемеровской области на постоянной основе осуществляются оперативно-профилактические мероприятия, целью которых является выявление на ранней стадии антиобщественных и экстремистских организаций, в том числе созданных по национальному признаку. Результатом такой работы стало задержание сотрудниками ГУВД по Кемеровской области в июле 2005 г. двух преступников, находящихся в федеральном розыске за совершение ряда тяжких преступлений экстремистского характера на территории Российской Федерации, которые скрывались в одном из районов области. В 2006 г. выявлены факты преступной деятельности, направленной на разжигание национальной розни Возбуждены уголовные дела в отношении двух жителей городов Кемерово и Новокузнецк, один из которых публично распространял листовки националистического толка, а другой - материалы экстремистской направленности в сети Интернет.

Хочу подчеркнуть, что негативные последствия каждой подобной акции настолько серьезны, что даже своевременно принятые правоохранительными органами меры по пресечению такого рода деятельности не могут расцениваться как успех.

Пройдя серьезную оперативную школу, имея опыт работы в Москве в качестве начальника милиции общественной безопасности Юго-Западного округа столицы в тяжелые 90-е гг., когда по стране прошел разрушительный «парад суверенитетов», не понаслышке знаю, насколько серьезную опасность несут разного рода националистические идеологии, провоцируя конфронтацию в обществе, усиливая агрессию, порождая межнациональные конфликты. Их достаточно легко разжечь, но чрезвычайно трудно погасить. Поэтому считаю, что, выстраивая стратегию и тактику деятельности правоохранительных органов в деле предупреждения межэтнических конфликтов, необходимо разработать эффективную систему профилактики, причем основанную на плодотворном сотрудничестве и взаимодействии органов внутренних дел со всеми общественными институтами.

Реализацией замысла создания такой системы стала разработка Программы работы Общественного совета по взаимодействию ОВД области с общественными объединениями по профилактике экстремистских проявлений и предупреждению межэтнических конфликтов. Следует сказать, что созданный 4 года назад по инициативе ГУВД по Кемеровской области Общественный совет с целью привлечения гражданского общества к решению правоохранительных задач во многом оправдал свое предназначение. В рамках его работы осуществлено уже порядка 70 совместных акций, направленных на обеспечение охраны общественного порядка, профилактику преступлений несовершеннолетних и иных категорий граждан, склонных к противоправной деятельности, предупреждение правонарушений на потребительском рынке, защиту законных интересов и прав граждан.

Члены Общественного совета, среди которых представители наиболее влиятельных общественных объединений Кузбасса, в том числе политических партий и религиозных конфессий, национальных объединений и средств массовой информации, ведущие эксперты и ученые в сфере социального взаимодействия, а также руководители органов внутренних дел области, проявили искреннюю заинтересованность и живо откликнулись на предложение принять участие в разработке эффективной программы по предупреждению межнациональных конфликтов. Разработка ее проекта потребовала серьезной подготовительной работы, изучения состояния оперативной обстановки в области с учетом степени влияния этнической преступности, проходящих миграционных процессов, общественного мнения на заданную тему.

Пожалуй, именно социологическое исследование стало первым этапом подготовительной работы. С целью изучения состояния межэтнической обстановки, степени распространенности разного рода националистических идей и деятельности национальных общественных объединений на территории Кузбасса сотрудниками Главного управления были разработаны специальные опросные листы, по которым проанкетировано около 5 тыс. жителей области.

Опрос показал, что порядка 80% жителей Кузбасса к приверженцам какой-либо националистической идеологии себя не причисляют, 90% - относятся к гражданам других национальностей либо уважительно, либо нейтрально. Только порядка 10% опрошенных в своих ответах по субъективным мотивам проявили нетерпимость к представителям других народов, среди которых в основном цыгане, китайцы и выходцы с Северо-Кавказского региона. Полученные результаты еще раз подтвердили, что в настоящее время в Кузбассе нет объективной основы для широкого распространения националистических идей, тем не менее следует учитывать мнение тех 10% населения, которые по тем или иным причинам высказываются негативно в адрес иных национальностей.

Объективной основой для разработки программы стал анализ влияния этнической преступности на состояние оперативной обстановки в области. С начала года в Кузбассе иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 288 преступлений, большую часть из которых совершили представители Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. Оставили свой преступный след на территории Кузбасса и представители Украины, Грузии, Туркмении и стран Балтии. Как правило, преступная деятельность выходцев из стран Северо-Кавказского региона и Средней Азии связана со сферами наркоторговли, потребительского рынка, автосервиса, рынка рабочей силы. В связи с этим службами криминальной милиции области, подразделениями по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями совместно с Управлением Федеральной миграционной службы на постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на пресечение преступной деятельности этнических групп. В ходе проведенных специальных и межведомственных операций, таких как «Контрафакт», «Рынок», «Энергия», «Суррогат», осуществлены проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учредителями или руководителями которых являются выходцы из республик СНГ. Тщательным проверкам подвергаются предприятия, привлекающие иностранную рабочую силу. Подразделениями наркоконтроля по фактам совершения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возбуждены 3 уголовных дела в отношении граждан Украины и Казахстана. По признакам возможной причастности к наркоторговле на оперативный учет поставлено 48 человек, прибывших из стран Средней Азии.

Работа с этнической организованной преступностью проводится в едином русле наведения порядка в сфере миграции. Так, в 2006 г. выявлено 12 тыс. нарушений миграционного законодательства. Около 500 человек выдворено за пределы России.

В части обмена информацией и проведения совместных мероприятий налажено тесное взаимодействие с Департаментом культуры и национальной политики, Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, органами прокуратуры и ФСБ, Аппаратом Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. Работа в таком русле позволяет не только предупреждать негативное влияние этнической преступности на оперативную обстановку в области, но и прогнозировать возможные конфликты на национальной почве и иные экстремистские проявления с целью устранения не только причин, но и условий, при которых они возможны.

Следующим этапом подготовки программы как раз явилось рассмотрение конкретных предложений по совершенствованию профилактики межэтнических конфликтов, представленных членами Общественного совета, в том числе руководителями национальных общественных организаций.

Работа над созданием программы привлекла интерес самых широких слоев общественности. Первоначально задуманное как очередное заседание Общественного совета в стенах Главного управления внутренних дел по Кемеровской области, мероприятие переросло в конференцию областного масштаба.

Активное участие в ее работе приняли депутаты Государственной Думы А.И.Фокин и Н.А.Останина, представители областного и городского советов народных депутатов Департамента культуры и национальной политики и Управления общественных отношений Администрации Кемеровской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Кемеровской области, а также представители политических партий, профсоюзов, священнослужители, руководители национальных организаций Кузбасса.

Собравшиеся представили свое видение проблемы, выступив с докладами о законодательной базе в сфере государственной и национальной политики, объединяющей роли православия в России, роли гражданского общества в обеспечении национального согласия, региональной национальной политике, ее состоянии и перспективах, роли национальных общественных объединений в деле укрепления межнационального согласия в Кемеровской области.

Многие участники форума высказывались о необходимости ужесточения законодательства за преступления экстремистского толка, создания специальных подразделений милиции, отвечающих за предупреждение преступлений, совершенных по мотивам национальной розни, усиление контроля за Интернет-сайтами и СМИ.

Аргументировано прозвучало предложение депутата Государственной Думы Н.Останиной о необходимости создания на уровне Федеральной власти специального органа, регулирующего национальную политику. Как оказалось, после ликвидации министерства по делам СНГ, которое в свое время возглавлял А.Г.Тулеев, в России нет подобной структуры. Участники конференции решили обратиться в Государственную Думу с просьбой о рассмотрении данного вопроса.

Состоявшийся на конференции конструктивный диалог завершился единогласным принятием Программы работы Общественного совета на 2007-2008 гг.

В разделе организационных мероприятий предполагается создание постоянно действующей рабочей группы из числа представителей департаментов и управлений администрации области, правоохранительных органов, общественных организаций, политических партий и религиозных организаций, что позволит осуществлять мониторинг межэтнической ситуации на территории области и оперативного реагировать в случае выявления негативных тенденций в ее развитии.

Проведение «горячих телефонных линий» с жителями городов и районов области обеспечит возможность осуществления обратной связи с населением, получения информации о негативных явлениях в области национальных отношений, противоправной деятельности незаконных мигрантов.

В рамках правового обеспечения программа предполагает целый комплекс мероприятий по пропаганде знаний в области законодательства Российской Федерации, в том числе по разъяснению уголовной ответственности за преступления, совершенные по мотивам национальной, расовой и религиозной вражды. На деле это положение должно быть реализовано в школах, высших и средних учебных заведениях, т.к. именно на молодежь делают ставку радикальные националистические организации.

Особое внимание уделено использованию возможностей средств массовой информации, которые должны стать проводником идей межнационального мира и толерантности, одновременно формируя непримиримую позицию в отношении проявлений национализма, расизма и религиозной вражды.

Виноградов Анатолий Владимирович. Генерал-лейтенант милиции. С 1969 г. - в органах внутренних дел. В 1986-1990 г. возглавлял подразделение по борьбе с организованной преступностью. В 1990-1994 г. - заместитель начальника УВД Кемеровской области. В 1994 г. - заместитель начальника службы криминальной милиции ГУВД г. Москвы, в 1995 г. - начальник УВД Восточного округа г. Москвы, заместитель начальника Главного управления внутренних дел г. Москвы. С 1997 г. - начальник ГУВД Кемеровской области.