Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Роль и место Ассоциации Российских банков как неправительственной организации в мероприятиях, проводимых в рамках создания механизма противодействия отмыванию преступных доходов

Егоров С.Е., президент Ассоциации Российских Банков

Проблема "отмывания" денег в той или иной степени существует во всех странах мира. По своей природе "отмывание" носит скрытый характер, поэтому сложно точно определить ее истинные масштабы.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах, никаких точных официальных данных относительно объема отмываемых денег не существует. В России размеры отмытых денежных средств в основном рассчитываются на основе данных о "бегстве" капитала за рубеж (исходя из предположения, что в значительной своей массе из стран "бегут" доходы теневого бизнеса).

Российские капиталы "побежали" из России сразу, как только это стало возможно, - в начале 90-х годов. Вполне легально заработанные деньги выдавливались из страны налоговым, чиновничьим и бандитским прессом. Правда, уходят они за границу зачастую не вполне легальным путем.

Какая доля вывозимых капиталов является "грязной" и каково ее преступное происхождение в стране не знает никто. Нелегальная торговля наркотиками, оружием, проституция в России, как и в большинстве стран мира, носят конспиративный характер и в повседневной жизни себя не обнаруживают.

Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая "серая" экономика - совершенно легальная деятельность, доходы от которой не фиксируются так, как этого требуют фискальные органы, либо хозяйственная деятельность, которая уводится из официальной отчетности, прикрывается фиктивными контрактами и т.д.

По информации ГУБЭП МВД России, на сегодня ежемесячно из России за рубеж "уходит" до 300 миллионов долларов (год-два назад эта сумма составляла от одного до полутора миллиардов в месяц). По наиболее реалистическим оценкам, общая сумма капиталов, вывезенных из страны, составляет около 130-140- миллиардов долларов. Основная их часть была переправлена 6-8 лет назад.

В сложившейся обстановке банки и небанковские кредитные организации (в силу выполняемых ими посреднических функций между участниками финансовых или коммерческих сделок) в той или иной степени нарушений законодательства, что создает ситуации, провоцирующие недоверие к российской банковской системе, утрате ею своего имиджа.

Особенно тяжелый урон для нее, в том числе для конкретных банков, наносят не подкрепленные судебными решениями преждевременные публикации и интервью представителей правоохранительных органов о выявленных преступлениях в банковской сфере и неоправданно широко применяемые этими органами меры силового воздействия - "маски-шоу".

В итоге российские банки расцениваются зарубежными партнерами не как их контрагенты, действующие в сложной ситуации становления рыночной экономики в стране, создающей условия для бегства капиталов за границу, а как полукриминальные организации.

Не случайно в прошлом году Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), созданная в июле 1989 г. по инициативе государств и правительств стран "большой семерки", внесла Россию в черный список из 15 стран - "прачечных" теневого бизнеса. 1 февраля этого года Россию поместили в "самый черной список" - из четырех стран (Россия, Ливан, Науру, Нигерия), как не воплощающих на практике эффективных мер в борьбе с легализацией преступных капиталов.

Вместе с тем было бы справедливо отметить, что меры по противодействию легализации незаконно полученных капиталов и криминализации сферы функционирования финансовых структур уже не первый год являются предметом внимания со стороны российских властных и общественных структур.

Так, к примеру, ввиду очевидности того, что проникновение в легальный бизнес криминальных доходов представляет серьезную угрозу для национальной экономики и общества в целом и требует борьбы с этим явлением, в Уголовный кодекс России еще в 1996 г. государством введена соответствующая статья (174) и установлена уголовная ответственность.

С учетом известных сорока рекомендаций ФАТФ в июле 1997 г. Центральный Банк России выпустил "Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации". В подготовке и внедрении в практику работы банковских учреждений указанных Рекомендаций активное участие принимала Ассоциация Российских банков (АРБ).

Однако нас серьезно обеспокоило то обстоятельство, что, начиная с прошлого года, для российских банков существенно ограничился выход на международные финансовые рынки, и обозначилась тенденция закрытия их корсчетов со стороны зарубежных партнеров. А это, в конечном итоге, сказывается на внешнеэкономических отношениях России с иностранными государствами.

Справедливо полагая, что такое положение дел во многом связано с вышеупомянутым решением ФАФТ, Ассоциация в январе 2001 г. организовала совещание с участием представителей Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы, Центрального Банка России, МВД России, коммерческих банков по вопросам противодействия российских коммерческих банков отмыванию "грязных" денег и мерах по преодолению дискриминации российских банков со стороны иностранных финансовых институтов.

По итогам совещания было решено создать рабочую группу при АРБ по проблемам противодействия легализации преступных доходов, которая уже на первом своем заседании рассмотрела и рекомендовала банкам использовать в практической работе положительный опыт Внешторгбанка по разработке в соответствии с международными стандартами собственных внутрибанковских процедур, направленных на борьбу с отмыванием "грязных" денег.

С участием рабочей группы в июне Центральным Банком России совместно с АРБ был проведен семинар по изучению опыта иностранных банков по выполнению требований законов и нормативных указаний государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступными путем.

Ассоциация Российских банков придерживается той точки зрения, что процесс становления механизма борьбы с легализацией преступных доходов требует четкого правового обеспечения. На протяжении четырех последних лет АРБ принимала активное участие в разработке федерального законопроекта, направленного на борьбу с отмыванием преступных доходов, участвовала в обсуждении его положений на различных уровнях и неоднократно давала на него письменные заключения в Государственную Думу, Совет Федерации и в Правительство России.

В результате согласованных действий органов государственной власти и учета мнений заинтересованных ведомств и организаций Страсбургская Конвенция 25 апреля 2001 года была ратифицирована Государственной Думой Российской Федерации, а законы о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и о внесении изменений и дополнений в статью 174 УК РФ и в другие правовые акты приняты Госдумой и 7 августа 2001 г. подписаны Президентом России.

Главными задачами Ассоциации в связи с принятием закона становятся активное участие (совместно с ЦБ России) в работе по разъяснению последних изменений в нормативной базе о борьбе с отмыванием преступных доходов, разработке вытекающих из нее подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов.

Не менее важными являются проблемы создания нормативного обеспечения внутрибанковских процедур противодействия отмыванию преступных доходов в каждом отдельно взятом банке, создания системы обучения персонала коммерческих банков конкретным методикам и процедурам этого противодействия и взаимодействия с Уполномоченным органом (Комитетом финансового мониторинга).

А главное- это концентрация усилий всего банковского сообщества на неуклонном и эффективном исполнении требований законодательства в данной сфере.

Вместе с тем, не подвергая сомнению соответствие в целом нашей новой правовой основы противодействия отмыванию преступных доходов основополагающим международным нормам и правилам, не исключаю возможности уточнения ее отдельных положений с учетом необходимости ужесточения борьбы с терроризмом и лишения его финансовой поддержки (Соединенные Штаты Америки и страны Евросоюза к пересмотру своего законодательства по этой причине уже приступили). Здесь же может идти речь о разработке мер по перекрытию легальных каналов "подпитки" террористов (например,в нефтяном бизнесе), которые выходят за пределы понятия преступных доходов.

Требует законодательного решения проблема наложения ареста или замораживания счетов в банках без возбуждения уголовного дела, как это практикуется на Западе.

Допускаю возврат к проработке вопросов о необходимости наделения банковских учреждений правами приостановления подозрительных операций, отказа в открытии счетов и инициативного разрыва отношений с недобросовестными клиентами.

Могут возникнуть сложности с применением "антиотмывочного" законодательства в случаях, когда суммы операций, подлежащих обязательному контролю (в нашем законе - 600 тыс.руб.), будут искусственно дробиться и проводиться по многочисленным счетам.

Отрицательно сказывается на состоянии дел и отсутствие в стране единой базы данных, пользуясь которой банки, например, могли бы получать необходимые сведения о клиентах при открытии счетов, в том числе о совершенных ими правонарушениях в сфере экономики.

В этих условиях можно предвидеть трудности с выполнением требований закона о представлении в Уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Немаловажное значение имеет незащищенность границ Российской Федерации с рядом государств - участников СНГ, которые продолжают оставаться уязвимыми для контрабандных перевозок денег и ценных бумаг. Это особенно актуально для нашей страны, где безналичные расчеты еще не скоро станут нормой.

Предлагаемые меры, способствующие репатриации российских капиталов, в настоящее время во многом сводятся к дискуссиям о финансовой амнистии, т.е. отказу от уголовного преследования тех, кто нелегально вывез деньги или иные ценности за рубеж и согласится их инвестировать в экономику России. И даже наделить владельцев возвращенных из-за границы средств, правом не платить с них налоги в течение определенного времени.

В то же время российские власти пока еще демонстрируют неспособность возвращать деньги в страну с помощью международных арбитражных судов (нередко решения нашего арбитража рассматриваются вне пределов страны практически как рекомендательные). На наш взгляд, облегчить ситуацию в этом направлении могло бы вступление Российской Федерации в члены ФАТФ. Пусть даже пока в качестве наблюдателя.

И, наконец, нашим юристам следует просто научиться грамотно защищать финансовые интересы государства от интернациональных мошенников в рамках уголовного судопроизводства.

Роль и место Ассоциации Российских банков как неправительственной организации в мероприятиях, проводимых в рамках создания механизма противодействия отмыванию преступных доходов | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 2001г.

Роль и место Ассоциации Российских банков как неправительственной организации в мероприятиях, проводимых в рамках создания механизма противодействия отмыванию преступных доходов

Егоров С.Е., президент Ассоциации Российских Банков

Проблема "отмывания" денег в той или иной степени существует во всех странах мира. По своей природе "отмывание" носит скрытый характер, поэтому сложно точно определить ее истинные масштабы.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих других странах, никаких точных официальных данных относительно объема отмываемых денег не существует. В России размеры отмытых денежных средств в основном рассчитываются на основе данных о "бегстве" капитала за рубеж (исходя из предположения, что в значительной своей массе из стран "бегут" доходы теневого бизнеса).

Российские капиталы "побежали" из России сразу, как только это стало возможно, - в начале 90-х годов. Вполне легально заработанные деньги выдавливались из страны налоговым, чиновничьим и бандитским прессом. Правда, уходят они за границу зачастую не вполне легальным путем.

Какая доля вывозимых капиталов является "грязной" и каково ее преступное происхождение в стране не знает никто. Нелегальная торговля наркотиками, оружием, проституция в России, как и в большинстве стран мира, носят конспиративный характер и в повседневной жизни себя не обнаруживают.

Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая "серая" экономика - совершенно легальная деятельность, доходы от которой не фиксируются так, как этого требуют фискальные органы, либо хозяйственная деятельность, которая уводится из официальной отчетности, прикрывается фиктивными контрактами и т.д.

По информации ГУБЭП МВД России, на сегодня ежемесячно из России за рубеж "уходит" до 300 миллионов долларов (год-два назад эта сумма составляла от одного до полутора миллиардов в месяц). По наиболее реалистическим оценкам, общая сумма капиталов, вывезенных из страны, составляет около 130-140- миллиардов долларов. Основная их часть была переправлена 6-8 лет назад.

В сложившейся обстановке банки и небанковские кредитные организации (в силу выполняемых ими посреднических функций между участниками финансовых или коммерческих сделок) в той или иной степени нарушений законодательства, что создает ситуации, провоцирующие недоверие к российской банковской системе, утрате ею своего имиджа.

Особенно тяжелый урон для нее, в том числе для конкретных банков, наносят не подкрепленные судебными решениями преждевременные публикации и интервью представителей правоохранительных органов о выявленных преступлениях в банковской сфере и неоправданно широко применяемые этими органами меры силового воздействия - "маски-шоу".

В итоге российские банки расцениваются зарубежными партнерами не как их контрагенты, действующие в сложной ситуации становления рыночной экономики в стране, создающей условия для бегства капиталов за границу, а как полукриминальные организации.

Не случайно в прошлом году Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), созданная в июле 1989 г. по инициативе государств и правительств стран "большой семерки", внесла Россию в черный список из 15 стран - "прачечных" теневого бизнеса. 1 февраля этого года Россию поместили в "самый черной список" - из четырех стран (Россия, Ливан, Науру, Нигерия), как не воплощающих на практике эффективных мер в борьбе с легализацией преступных капиталов.

Вместе с тем было бы справедливо отметить, что меры по противодействию легализации незаконно полученных капиталов и криминализации сферы функционирования финансовых структур уже не первый год являются предметом внимания со стороны российских властных и общественных структур.

Так, к примеру, ввиду очевидности того, что проникновение в легальный бизнес криминальных доходов представляет серьезную угрозу для национальной экономики и общества в целом и требует борьбы с этим явлением, в Уголовный кодекс России еще в 1996 г. государством введена соответствующая статья (174) и установлена уголовная ответственность.

С учетом известных сорока рекомендаций ФАТФ в июле 1997 г. Центральный Банк России выпустил "Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации". В подготовке и внедрении в практику работы банковских учреждений указанных Рекомендаций активное участие принимала Ассоциация Российских банков (АРБ).

Однако нас серьезно обеспокоило то обстоятельство, что, начиная с прошлого года, для российских банков существенно ограничился выход на международные финансовые рынки, и обозначилась тенденция закрытия их корсчетов со стороны зарубежных партнеров. А это, в конечном итоге, сказывается на внешнеэкономических отношениях России с иностранными государствами.

Справедливо полагая, что такое положение дел во многом связано с вышеупомянутым решением ФАФТ, Ассоциация в январе 2001 г. организовала совещание с участием представителей Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы, Центрального Банка России, МВД России, коммерческих банков по вопросам противодействия российских коммерческих банков отмыванию "грязных" денег и мерах по преодолению дискриминации российских банков со стороны иностранных финансовых институтов.

По итогам совещания было решено создать рабочую группу при АРБ по проблемам противодействия легализации преступных доходов, которая уже на первом своем заседании рассмотрела и рекомендовала банкам использовать в практической работе положительный опыт Внешторгбанка по разработке в соответствии с международными стандартами собственных внутрибанковских процедур, направленных на борьбу с отмыванием "грязных" денег.

С участием рабочей группы в июне Центральным Банком России совместно с АРБ был проведен семинар по изучению опыта иностранных банков по выполнению требований законов и нормативных указаний государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступными путем.

Ассоциация Российских банков придерживается той точки зрения, что процесс становления механизма борьбы с легализацией преступных доходов требует четкого правового обеспечения. На протяжении четырех последних лет АРБ принимала активное участие в разработке федерального законопроекта, направленного на борьбу с отмыванием преступных доходов, участвовала в обсуждении его положений на различных уровнях и неоднократно давала на него письменные заключения в Государственную Думу, Совет Федерации и в Правительство России.

В результате согласованных действий органов государственной власти и учета мнений заинтересованных ведомств и организаций Страсбургская Конвенция 25 апреля 2001 года была ратифицирована Государственной Думой Российской Федерации, а законы о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и о внесении изменений и дополнений в статью 174 УК РФ и в другие правовые акты приняты Госдумой и 7 августа 2001 г. подписаны Президентом России.

Главными задачами Ассоциации в связи с принятием закона становятся активное участие (совместно с ЦБ России) в работе по разъяснению последних изменений в нормативной базе о борьбе с отмыванием преступных доходов, разработке вытекающих из нее подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов.

Не менее важными являются проблемы создания нормативного обеспечения внутрибанковских процедур противодействия отмыванию преступных доходов в каждом отдельно взятом банке, создания системы обучения персонала коммерческих банков конкретным методикам и процедурам этого противодействия и взаимодействия с Уполномоченным органом (Комитетом финансового мониторинга).

А главное- это концентрация усилий всего банковского сообщества на неуклонном и эффективном исполнении требований законодательства в данной сфере.

Вместе с тем, не подвергая сомнению соответствие в целом нашей новой правовой основы противодействия отмыванию преступных доходов основополагающим международным нормам и правилам, не исключаю возможности уточнения ее отдельных положений с учетом необходимости ужесточения борьбы с терроризмом и лишения его финансовой поддержки (Соединенные Штаты Америки и страны Евросоюза к пересмотру своего законодательства по этой причине уже приступили). Здесь же может идти речь о разработке мер по перекрытию легальных каналов "подпитки" террористов (например,в нефтяном бизнесе), которые выходят за пределы понятия преступных доходов.

Требует законодательного решения проблема наложения ареста или замораживания счетов в банках без возбуждения уголовного дела, как это практикуется на Западе.

Допускаю возврат к проработке вопросов о необходимости наделения банковских учреждений правами приостановления подозрительных операций, отказа в открытии счетов и инициативного разрыва отношений с недобросовестными клиентами.

Могут возникнуть сложности с применением "антиотмывочного" законодательства в случаях, когда суммы операций, подлежащих обязательному контролю (в нашем законе - 600 тыс.руб.), будут искусственно дробиться и проводиться по многочисленным счетам.

Отрицательно сказывается на состоянии дел и отсутствие в стране единой базы данных, пользуясь которой банки, например, могли бы получать необходимые сведения о клиентах при открытии счетов, в том числе о совершенных ими правонарушениях в сфере экономики.

В этих условиях можно предвидеть трудности с выполнением требований закона о представлении в Уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Немаловажное значение имеет незащищенность границ Российской Федерации с рядом государств - участников СНГ, которые продолжают оставаться уязвимыми для контрабандных перевозок денег и ценных бумаг. Это особенно актуально для нашей страны, где безналичные расчеты еще не скоро станут нормой.

Предлагаемые меры, способствующие репатриации российских капиталов, в настоящее время во многом сводятся к дискуссиям о финансовой амнистии, т.е. отказу от уголовного преследования тех, кто нелегально вывез деньги или иные ценности за рубеж и согласится их инвестировать в экономику России. И даже наделить владельцев возвращенных из-за границы средств, правом не платить с них налоги в течение определенного времени.

В то же время российские власти пока еще демонстрируют неспособность возвращать деньги в страну с помощью международных арбитражных судов (нередко решения нашего арбитража рассматриваются вне пределов страны практически как рекомендательные). На наш взгляд, облегчить ситуацию в этом направлении могло бы вступление Российской Федерации в члены ФАТФ. Пусть даже пока в качестве наблюдателя.

И, наконец, нашим юристам следует просто научиться грамотно защищать финансовые интересы государства от интернациональных мошенников в рамках уголовного судопроизводства.