Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Гидрометеослужба и гидрометеорологическая безопасность

Дядюченко В.Н., заместитель Руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Функции и полномочия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Гидрометеослужба) определены постановлением Правительства РФ от 23.07.04 № 372. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также обеспечивает в установленной сфере деятельности выполнение обязательств Российской Федерации по международным обязательствам Российской Федерации.

Гидрометеослужба на всех этапах деятельности, независимо от ее государственного статуса, выполняла важную государственную задачу - получение данных о состоянии окружающей природной среды путем проведения измерений (наблюдений) ее параметров на всей территории страны и предоставление этих данных и прогнозов, разработанных на их основе, потребителям.

Первостепенной задачей Гидрометеослужбы является наблюдение и прогнозирование опасных природных явлений, а также выпуск и незамедлительная передача штормовых предупреждений (информации о прогнозируемом опасном природном явлении) и штормовых оповещений (информации о начавшемся опасном природном явлении).

Согласно Федеральному закону от 19.07.98 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (в редакции федеральных законов от 25.06.02 № 70-ФЗ, от 22.08.04 № 122-ФЗ, от 03.06.05 № 57-ФЗ, от 02.02.06 № 21-ФЗ) опасное природное явление - это гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.

По оценке экспертов Всемирной метеорологической организации (ВМО), в течение 10-летнего периода 1991-2000 гг. более 70% материальных потерь и до 90% людских потерь от стихии связаны с опасными природными явлениями гидрометеорологического характера. На территории Российской Федерации в 2005 г. отмечено 361 гидрометеорологическое явление. Это наибольшее количество явлений за последние 15 лет. При этом большинство явлений (86%) было предусмотрено прогнозами с большой заблаговременностью. В ряду опасных природных явлений наиболее опасны явления гидрометеорологического характера (штормы, ураганы, грозовые шквалы, внезапное понижение температуры воздуха, ливни, снегопады, град, снежные лавины, сели, пылевые бури, засуха и др.) и от них, в первую очередь, требуется защитить население и экономику.

Очевидно, что подготавливаемая Гидрометеослужбой информация об опасных природных явлениях способствует предотвращению гибели людей, снижению вреда их здоровью, уменьшению ущерба имуществу, а также окружающей среде. По существу, Гидрометеослужба решает чрезвычайно важную задачу - осуществляет информационное обеспечение гидрометеорологической безопасности (ГМБ).

В деле обеспечения ГМБ решающая роль отводится потребителям гидрометеорологической информации. Они призваны по получении указанной информации в виде штормовых предупреждений и оповещений принять неотложные меры по предотвращению (снижению) возможных последствий от опасных природных явлений. Только в этом случае цели по обеспечению ГМБ будут достигнуты.

До недавнего времени понятие «гидрометеорологическая безопасность» не было сформулировано и зафиксировано в законодательном или ином нормативном правовом акте. Существенные подвижки в этом направлении произошли в связи с выходом Указа Президента РФ от 10.01.00 № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».

Учитывая, что ГМБ является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, Протоколом совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного Совета РФ от 13.11.03 предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с обеспечением различных видов безопасности, в том числе ГМБ.

Поскольку проблемы обеспечения ГМБ носят международный характер, возникла необходимость разработки и принятия документов международного уровня по этому направлению деятельности. Это вызвано еще и тем, что Генеральная Ассамблея ООН, Экономический и Социальный Совет ООН обратились в адрес ВМО с призывом внести вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях для оказания содействия и обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран и защиты жизней и имущества населения.

В связи с указанным обращением и в соответствии с Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. разработана и утверждена решением Совета глав правительств СНГ от 16.04.04 (г. Чолпон-Ата) Концепция ГМБ государств - участников Содружества Независимых Государств.

В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения ГМБ. Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения ГМБ как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств-участников СНГ. Главная задача Концепции - обеспечение условий, которые способствовали бы достижению необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения государств-участников СНГ, позволяющих снизить отрицательное воздействие опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений на безопасность жизни и имущества людей, а также функционирование экономики стран. Концепция рассчитана на долгосрочную перспективу и является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области ГМБ государств-участников СНГ.

В текущем году на национальном уровне понятие «гидрометеорологическая безопасность» закреплено Федеральным законом от 02.02.06 № 21-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гидрометеорологической службе». Законом определено, что «гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата».

В сентябре 2006 г. Президентом РФ утверждены Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, которыми предусмотрено создание системы ГМБ. Таким образом, в настоящее время имеется законное основание для разработки нормативных правовых документов, конкретных программ в области ГМБ.

Повышенный интерес к проблемам ГМБ проявляет все мировое сообщество. Свидетельством тому служит проведенная по инициативе Российской Федерации в г. Москве 26-29 сентября 2006 г. Международная конференция по проблемам ГМБ (прогнозирование и адаптация общества к экстремальным климатическим изменениям). В конференции приняли участие представители 31 страны мира.

Тематика конференции включала:

  • мониторинг климатических изменений и связанных с ними экстремальных гидрометеорологических явлений;
  • прогнозирование экстремальных гидрометеорологических явлений для систем раннего предупреждения;
  • меры по снижению уязвимости и адаптации общества к экстремальным проявлениям климатической изменчивости и по устойчивому развитию экономики;
  • социально-экономические последствия экстремальных гидрометеорологических явлений.

На конференции отмечалось, что мировые гидрометеорологические потери в начале XXI в. приближаются к 100 млрд долл. в год, из них на почти 2 млрд долл. стихия наносит ущерб России. Вся социальная и экономическая сферы страны находятся в постоянном режиме испытания от воздействий неблагоприятных и опасных гидрометеорологических условий. Особенно уязвима производственная сфера, на которую обрушивается растущая нагрузка гидрометеорологических воздействий.

Выводы:

1. Проблема обеспечения ГМБ является актуальной не только для России, но и для всего мирового сообщества.

2. Обеспечение безопасности граждан и экономики страны от опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений является составной частью обеспечения национальной безопасности и относится к прерогативам государства.

3. Необходимыми условиями успешного решения задач по обеспечению ГМБ являются как своевременный и качественный прогноз опасных явлений (оповещение об их наступлении), так и эффективные действия потребителей информации по предотвращению возможных негативных последствий от них.

4. В настоящее время создана необходимая правовая основа для подготовки нормативных правовых актов, конкретных программ, связанных с созданием и развитием системы ГМБ.

Дядюченко Валерий Николаевич. В 1993-1997 гг. - заместитель руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, затем статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.