Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России

Воробьев Ю.Л., первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

По оценкам ученых, в первой половине XXI в. может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида1. Одной из основных его причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на биосферу2.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа3. Одним из наиболее эффективных (если не единственно возможным) путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации4.

Анализ показывает, что «культура» - это, вероятно, одно из самых неоднозначно определяемых понятий. По выражению известного культуролога Гарри Триандиса, «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится»5. В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п.

Так, в словаре Ожегова С.И.6 даются следующие определения:

«КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.)».

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова7 культура определяется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

Известный культуровед академик Ю.В.Рождественский приводит следующую дефиницию8:

«Культура - деятельность, служащая устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности».

Классик социологии П.А.Сорокин под культурой в самом широком смысле понимал некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением, т.е. результат любого взаимодействия между людьми9.

Обобщая вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, возможно выделить следующие походы к трактовке этого понятия с точки зрения ожидаемых результатов и параметров культурной деятельности:

1) функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружающей природой, как способ реализации человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.;

2) качественный: культура характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности природы. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, культура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.;

3) аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что - к антикультуре (жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кровопролитию);

4) креативный: произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов. В таком случае к культуре относят не только профессиональное научное, художественное, техническое творчество, но и творчество народных масс, самодеятельное творчество;

5) нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с помощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивилизованному уровню общества, способствуют его поступательному движению;

6) духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.

В этих дефинициях культура представляется и как уровень, состояние, и как процесс. В качестве состояния категория «культура» рассматривается при ретроспективном взгляде (совокупность достижений на определенном этапе, социальное наследие), а также при оценке действительности (уровень развития, сложившаяся модель поведения). При характеристике культуры как процесса говорят о преобразовывающей силе, на которую можно влиять, регулировать вектор ее действия. Течение данного процесса зависит от предыстории (наработок, опыта предыдущих поколений) и технологии его реализации (выработанной, устоявшейся модели индивидуального и социального поведения).

При этом наиболее приемлемым с точки зрения рассматриваемой предметной области представляется определение культуры как «состояния» социальной среды человека, отвечающего за его безопасность.

Рассматривая следующий компонент раскрываемого понятия - «безопасность», определенный интерес представляет трактовка категорий «опасность - безопасность» с философской точки зрения. Так, по мнению автора работы10, в основе феномена «опасность» лежит отрицание существования, а в основе феномена «безопасность» - утверждение своего существования путем отрицания отрицающего. С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение бытия, безопасность возможно определить как сохранность природной (сущностной) определенности бытия.

Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»11. Недостатком этого определения является отсутствие указания на меру, степень защищенности. В подавляющем же большинстве случаев под «безопасностью» интуитивно понимается или научно определяется отсутствие опасностей, если не абсолютное (в соответствии со смыслом префикса «без»), то в определенной номенклатуре и масштабах. Поэтому более корректным представляется понимать под безопасностью состояние защищенности объекта защиты, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых значений. В этом определении в качестве номенклатуры опасностей выступают их количественные аналоги - риски, в качестве возможных масштабов их воздействия - допустимые значения рисков. Словосочетание «все риски» позволяет рассматривать как индивидуальные (для отдельного человека), так и социальные (для совокупности людей) риски.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества11. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Для разработки методических основ формирования КБЖ требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня целесообразно рассматривать личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности12. Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей.

В то же время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов13. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня - так называемыми «системными» свойствами. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования КБЖ более высокого уровня.

Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей14. В ней вырабатываются «приемы и правила решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правила, оправдавшие себя в прошлом и подтвердившие свою актуальность в настоящем»15, которые и составляют так называемую корпоративную культуру. Наряду с технологией производства и системой управления корпоративная культура является ключевым фактором, влияющим на эффективность функционирования предприятий, учреждений и организаций, профессиональных коллективов. В связи с тем, что безопасность является одной из необходимых составляющих эффективности функционирования предприятий, учреждений и организаций, то очевидно, что важнейшим элементом системы корпоративной культуры должна являться КБЖ. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо рассматривать трудовые коллективы (корпорации).

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов (т.е. того, что является наиболее социально значимым, по мнению большинства членов общества, с точки зрения личного и общественного благосостояния, стабильного существования, долгосрочного развития и совершенствования социальных отношений, государственной внутренней и внешней политики страны и т.п.) является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо рассматривать КБЖ и на общественно-государственном уровне.

При рассмотрении свойств объектов формирования КБЖ на индивидуальном уровне следует учитывать, что устойчивый успех любой деятельности индивидуума зависит, прежде всего, от его мировоззрения, системы ценностей и идеалов16. Поэтому от того, какое место в системе ценностей и идеалов личности занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды, зависит безопасность его жизнедеятельности.

Другим существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных ситуаций и ЧС, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей17.

Немалую роль в этом процессе играют качества людей. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и т.п. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

Кроме того, из психологии известно12, что успех в любой деятельности зависит, кроме того, от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов. Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Таким образом, развитие КБЖ на индивидуальном уровне должно включать формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения реализации угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование безопасной жизнедеятельности.

Значительный опыт формирования культуры безопасности в атомной энергетике18 свидетельствует о том, что на корпоративном уровне формирование КБЖ должно включать в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, охрану труда.

И, наконец, на общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от ЧС, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.19

Важнейшими социальными ценностями, формируемыми на общественно-государственном уровне, являются следующие. Во-первых, это общечеловеческие ценности. Их содержание составляют научно-мировоззренческие знания и представления российских граждан о противоречивом, но целостном и взаимосвязанном мире, необходимости обеспечения выживания человеческой цивилизации перед угрозой гуманитарной, экологической, техногенной и другими возможными катастрофами. Наиболее важными из них являются: признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, отказ от войны как средства разрешения межгосударственных противоречий, широкое внедрение в практику международных, в том числе и политико-правовых, отношений, мер доверия, сотрудничества, норм международного гуманитарного права, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма, активные совместные действия по защите и оздоровлению биосферы, обеспечению безопасности окружающей среды, признание ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Вторую группа составляют государственные ценности. Основными из них являются: защита политических, социально-экономических, геополитических, духовных интересов россиян, интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для потомства, суверенитета и целостности страны, верность Конституции, соблюдение положений нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности.

Третья группа - ценности личности как гражданина своей страны. Главными составляющими этой группы должны быть: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, державность, готовность служить Отечеству, в том числе на ниве обеспечения безопасности, уважение к законам государства, нормам права и общественной морали, национальное самосознание, гордость за принадлежность к России как стране с уникальным сочетанием героической истории, географического положения, богатства ресурсов и т.п., уважение национальных чувств, языка и культуры народов России, религиозно-конфессиональная терпимость, высокая культура поведения, этика общения, эстетическое отношение к действительности, забота об охране окружающей среды.

И четвертая группа - это профессиональные ценности. Это прежде всего те, которые определяют смысл и значение отношения гражданина России к выполнению конституционного долга - обеспечению безопасности своей Родины. Это высокое профессиональное мастерство, профессиональная культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне безопасности, крепкая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства, уважение к истории и лучшим традициям Российского народа и др.

Кроме того, важнейшее значение в формировании КБЖ на общественно-государственном уровне играет деятельность по созданию и развитию соответствующей нормативной правовой базы. Опыт показывает, что любые меры по обеспечению безопасности обречены на низкую эффективность, либо даже на угасание, если они не регламентированы соответствующими законами, подзаконными актами, техническими регламентами и т.п. Особенно это характерно для начального этапа становления КБЖ. Это связано, прежде всего, с тем, что, признавая полезность и необходимость деятельности по обеспечению безопасности, органы государственной власти, общественные организации, отдельные граждане при недостаточном уровне развития культуры не станут относиться к этой деятельности по-настоящему ответственно и заинтересованно, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые акты.

Вместе с тем создание нормативной правовой базы не сводится только к разработке и принятию нормативных правовых документов. Нужна, прежде всего, просветительская и воспитательная работа среди различных слоев и групп населения, воспитание у них высокого уровня правосознания в области безопасности жизнедеятельности. Важная роль в этом принадлежит средствам массовой информации.

Анализ состояния нормативной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне ее развития. Так, государство гарантирует защиту граждан от ЧС, закрепляя в Конституции РФ права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Эти конституционные положения развиваются в целом ряде федеральных законов - «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обороне» и некоторых других, постановлениях Правительства РФ и нормативных документах министерств и ведомств, субъектов РФ.

В целом следует еще раз отметить, что особую роль нормативная правовая база играет на начальном этапе формирования КБЖ. Представляется, что в дальнейшем, по мере развития системы индивидуальных и социальных ценностей, социального сознания, воспитания черт характера, привития знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, т.е. формирования личности, общества и государства безопасного типа, нормативная правовая база будет призвана решать специфичные вопросы правовых взаимоотношений субъектов обеспечения безопасности, регламентировать сам процесс формирования КБЖ.

МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования КБЖ на указанных уровнях. На индивидуальном уровне осуществляется обучение в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, организация и проведение тренировок и учений.

Специалистами МЧС России проводится большая работа по созданию и внедрению современных методов, технических средств и технологий для подготовки и обучения детей, учащихся и студентов средних и высших учебных заведений в области безопасности жизнедеятельности. Так, в 2005 г. были созданы книжки-раскраски и плакаты-стенды для детей младшего школьного возраста, детская энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности, мультимедийные учебники, компьютерные тестовые программы по курсу ОБЖ, компьютерные игры и мультфильмы, посвященные правилам безопасного поведения детей в различных ситуациях, электронные учебные пособия в области предупреждения и ликвидации ЧС для учреждений профессионального образования и многое другое. Данная продукция разработана с учетом основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности и направлена во все субъекты РФ. Это должно являться инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности.

Мероприятиями общественно-государственного уровня развития КБЖ, проводимыми МЧС России, являются формирование государственной политики в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие общенациональной идеологии безопасности жизнедеятельности, создание и развитие соответствующей нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области управления рисками, социальная реклама безопасности и др.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), предназначенная для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Основными задачами ОКСИОН являются повышение уровня КБЖ, оперативности информирования населения о ЧС, сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения и организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих подсистемы массового информирования и оповещения населения, наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания и информационной безопасности.

В целях выполнения первоочередных мероприятий по развертыванию этой системы создан организационный комитет (совместно с МВД России и ФСБ России) по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и организована его деятельность по созданию ОКСИОН, принята федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», в состав которой включен раздел «Создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» (постановление Правительства РФ от 06.01.06 № 1), разработана Концепция, Программа создания и системотехнический проект ОКСИОН, создана опытная зона ОКСИОН с элементами подсистемы передачи, сбора и хранения информации в Москве и Санкт-Петербурге, завершено строительство 3 пунктов уличного информирования и оповещения, совмещенных с подсистемой сбора информации, 15 пунктов информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей и 15 пунктов информирования и оповещения населения и организована их опытная эксплуатация, создан и оборудован в полном объеме Федеральный информационный центр ОКСИОН, организована разработка рабочих проектов межрегиональных информационных центров в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске, муниципальных информационных центров в Пятигорске и Астрахани и типовых проектов терминальных комплексов ОКСИОН.

Внедрение ОКСИОН обеспечит гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации в 1,6 раза, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально-опасных лиц, уменьшит затраты федерального бюджета на ликвидацию ЧС и последствий террористических акций в 3,4 раза.

Таким образом, комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. Кроме этого, эффект от развития КБЖ будет связан с развитием науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданием новых рабочих мест для производства оборудования, разработки информационного контента и т.п.

Хочется надеяться, что это и будет являться одним из основных факторов обеспечения стабильного и безопасного социально-экономического развития и процветания нашей страны.

Литература

1. См.: Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч. 1, 2. СПб.: Нестор, 2004; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с. и др.

2. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира. М.: Путь, 1995.

3. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. М.: АСТ, 2005. 603 с.

5. Triandies H.C. Introduction to Handbook // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. I. Perspectives / Eds. H.C.Triandies, W.W.Lambert. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980. P. 3.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991. 582 c.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат. 1986. 590 с.

8. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта, Наука, 2003. 87 с.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В.Сапова. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

10. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности. Дис. … докт. философ. наук. М.: НИЦ ФСБ России, 2003. 353 с.

11. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М.: Одлайст, 2001. 240 с.

12. Козубовский В.М. Общая психология: личность: Учебное пособие. Минск: Амалфея, 2005. 448 с.

13. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.; Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.

14. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). М.: Деловой экспресс, 2005. 376 с.

15. Материалы Международной конференции «Безопасность и культура». М., 2-4 февраля 2005.

16. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. 209 с.

17. Дурнев Р.А. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем // Военные знания. 2005. Вып. 4.

18. Смутнев В.И. Безопасность атомных станций и человеческий фактор // Электрические станции. 1991. Вып. 5; Культура ядерной безопасности: глобальная концепция и пример России / Пер. с англ. Джорджия: Центр межд. торговли и безопасности, 2004 и др.

19. См.: Белов П.Г. Указ. соч.; Моисеев Н.Н. Указ. соч.; Зеленков М.Ю. Указ. соч.; Кузнецов В.Н. Общенациональная цель как фундаментальная проблема социологии. М.: Ин-т соц.-полит. исследований РАН, 2005.

Воробьев Юрий Леонидович. Кандидат политических наук. С 1991 г. - заместитель председателя Российского корпуса спасателей, заместитель председателя Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям. В 1991-1994 гг. - первый заместитель председателя Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1994 г. - первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса. Герой Российской Федерации.

Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России

Воробьев Ю.Л., первый заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

По оценкам ученых, в первой половине XXI в. может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида1. Одной из основных его причин является нежелание промышленно развитых государств сократить уровень потребления природных ресурсов, а большинства развивающихся государств - темпы прироста населения.

Современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду, характеризуется главенствующим императивом потребительства, мгновенным устареванием вещей, массовым изготовлением полуфабрикатов, быстродействующих лекарств, значительной частотой смены прихотей и мод на предметы потребления и т.п. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на биосферу2.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности окружающей среды являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа, создавать общество и государство, и, в конечном итоге, мировое сообщество безопасного типа3. Одним из наиболее эффективных (если не единственно возможным) путем достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования и важнейшего идентификационного признака любой цивилизации4.

Анализ показывает, что «культура» - это, вероятно, одно из самых неоднозначно определяемых понятий. По выражению известного культуролога Гарри Триандиса, «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится»5. В научной литературе существует огромное количество определений данного понятия в зависимости от целей и задач исследований, особенностей отраслей науки, специфики научных школ и т.п.

Так, в словаре Ожегова С.И.6 даются следующие определения:

«КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Физическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.)».

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова7 культура определяется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

Известный культуровед академик Ю.В.Рождественский приводит следующую дефиницию8:

«Культура - деятельность, служащая устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности».

Классик социологии П.А.Сорокин под культурой в самом широком смысле понимал некую совокупность, которая создана или модифицирована в результате сознательной или бессознательной деятельности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или влияющих друг на друга своим поведением, т.е. результат любого взаимодействия между людьми9.

Обобщая вышеуказанные и другие многочисленные определения культуры, возможно выделить следующие походы к трактовке этого понятия с точки зрения ожидаемых результатов и параметров культурной деятельности:

1) функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления человеческой деятельности, взаимосвязи между людьми и окружающей природой, как способ реализации человеческих потребностей, интересов, идей, программ и т.д.;

2) качественный: культура характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности природы. Отсюда и привычные словосочетания: культура производства, культура земледелия, культура быта, общения, чувств и т.д.;

3) аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Такой подход требует разграничения того, что относится к культуре, а что - к антикультуре (жестокость, варварство, дикость, необузданность, фашизм, национализм, шовинизм, ведущие к кровопролитию);

4) креативный: произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства. Сюда включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сами способности людей, процесс реализации способностей, связанный с творением предметов. В таком случае к культуре относят не только профессиональное научное, художественное, техническое творчество, но и творчество народных масс, самодеятельное творчество;

5) нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями. Сюда относятся способы накопления и передачи информации с помощью символов и знаковых систем, причем имеются в виду только те нормы, правила, традиции, которые соответствуют современному, цивилизованному уровню общества, способствуют его поступательному движению;

6) духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей.

В этих дефинициях культура представляется и как уровень, состояние, и как процесс. В качестве состояния категория «культура» рассматривается при ретроспективном взгляде (совокупность достижений на определенном этапе, социальное наследие), а также при оценке действительности (уровень развития, сложившаяся модель поведения). При характеристике культуры как процесса говорят о преобразовывающей силе, на которую можно влиять, регулировать вектор ее действия. Течение данного процесса зависит от предыстории (наработок, опыта предыдущих поколений) и технологии его реализации (выработанной, устоявшейся модели индивидуального и социального поведения).

При этом наиболее приемлемым с точки зрения рассматриваемой предметной области представляется определение культуры как «состояния» социальной среды человека, отвечающего за его безопасность.

Рассматривая следующий компонент раскрываемого понятия - «безопасность», определенный интерес представляет трактовка категорий «опасность - безопасность» с философской точки зрения. Так, по мнению автора работы10, в основе феномена «опасность» лежит отрицание существования, а в основе феномена «безопасность» - утверждение своего существования путем отрицания отрицающего. С учетом того, что высшей целью природы является самосохранение бытия, безопасность возможно определить как сохранность природной (сущностной) определенности бытия.

Под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»11. Недостатком этого определения является отсутствие указания на меру, степень защищенности. В подавляющем же большинстве случаев под «безопасностью» интуитивно понимается или научно определяется отсутствие опасностей, если не абсолютное (в соответствии со смыслом префикса «без»), то в определенной номенклатуре и масштабах. Поэтому более корректным представляется понимать под безопасностью состояние защищенности объекта защиты, при котором значения всех рисков не превышают их допустимых значений. В этом определении в качестве номенклатуры опасностей выступают их количественные аналоги - риски, в качестве возможных масштабов их воздействия - допустимые значения рисков. Словосочетание «все риски» позволяет рассматривать как индивидуальные (для отдельного человека), так и социальные (для совокупности людей) риски.

Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые было выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.

В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России.

В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.

«Жизнедеятельность» определяется как «существование и деятельность» людей, социальных групп, общества11. Широкий контекст этого определения предполагает рассмотрение всех возможных условий обстановки, в которой отдельный человек, коллектив, сообщество людей может находиться.

Таким образом, проведя обобщение многочисленных определений понятия «культура» и выполнив его композицию с конструктами «безопасность» и «жизнедеятельность», можно дать следующее определение: культура безопасности жизнедеятельности (КБЖ) - состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.

Для разработки методических основ формирования КБЖ требуется определить объекты, у которых необходимо формировать культуру безопасности жизнедеятельности и которые должны быть ее носителями, и методы воздействия на эти объекты в целях достижения желаемых их качеств и свойств.

Очевидно, что в качестве объекта формирования КБЖ начального уровня целесообразно рассматривать личность как совокупность достаточно устойчивых и значимых качеств человека, приобретаемых в процессе развития в социуме и проявляемых в ходе жизнедеятельности12. Не вызывает сомнения, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и при воздействии опасностей, являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), минимизации их негативных последствий. Кроме того, безусловным является и тот факт, что доминанта безопасного поведения коллективов людей, социальных групп, общества в целом будет в существенной степени зависеть от качеств и свойств составляющих их людей.

В то же время из системного анализа известно, что свойства системы не определяются только свойствами составляющих ее элементов13. Поэтому такие социальные системы, как корпорации (коллективы) людей, общество в целом, будут обладать свойствами более высокого уровня - так называемыми «системными» свойствами. В этой связи необходимо дополнительно установить объекты формирования КБЖ более высокого уровня.

Местом, где человек наиболее полно реализует свои качества и способности, профессиональный потенциал, вступает в определенные отношения с коллективом, является производственная сфера. Статистика показывает, что именно производственная сфера является источником огромного количества масштабных угроз и опасностей14. В ней вырабатываются «приемы и правила решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правила, оправдавшие себя в прошлом и подтвердившие свою актуальность в настоящем»15, которые и составляют так называемую корпоративную культуру. Наряду с технологией производства и системой управления корпоративная культура является ключевым фактором, влияющим на эффективность функционирования предприятий, учреждений и организаций, профессиональных коллективов. В связи с тем, что безопасность является одной из необходимых составляющих эффективности функционирования предприятий, учреждений и организаций, то очевидно, что важнейшим элементом системы корпоративной культуры должна являться КБЖ. Поэтому в качестве объекта формирования культуры безопасности жизнедеятельности более высокого уровня необходимо рассматривать трудовые коллективы (корпорации).

И, наконец, не вызывает сомнения то, что именно система социальных и государственных ценностей и приоритетов (т.е. того, что является наиболее социально значимым, по мнению большинства членов общества, с точки зрения личного и общественного благосостояния, стабильного существования, долгосрочного развития и совершенствования социальных отношений, государственной внутренней и внешней политики страны и т.п.) является системообразующим фактором обеспечения безопасности жизнедеятельности. Поэтому необходимо рассматривать КБЖ и на общественно-государственном уровне.

При рассмотрении свойств объектов формирования КБЖ на индивидуальном уровне следует учитывать, что устойчивый успех любой деятельности индивидуума зависит, прежде всего, от его мировоззрения, системы ценностей и идеалов16. Поэтому от того, какое место в системе ценностей и идеалов личности занимают вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной и техногенной среды, зависит безопасность его жизнедеятельности.

Другим существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных ситуаций и ЧС, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей17.

Немалую роль в этом процессе играют качества людей. Под ними понимают индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Это темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности человека и др. Часть из них генетически предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной деятельности, характеристики процессов восприятия, запоминания и т.п. Другие формируются социальной средой и зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального и коллективного социального опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость, физическое состояние человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

Кроме того, из психологии известно12, что успех в любой деятельности зависит, кроме того, от мотивации, стремления, желания осуществлять деятельность, достигать высоких результатов. Мотивация безопасной жизнедеятельности заключается в понимании жизненной необходимости и полезности осуществления правильных действий по обеспечению собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Таким образом, развитие КБЖ на индивидуальном уровне должно включать формирование идеала и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения реализации угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование безопасной жизнедеятельности.

Значительный опыт формирования культуры безопасности в атомной энергетике18 свидетельствует о том, что на корпоративном уровне формирование КБЖ должно включать в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, охрану труда.

И, наконец, на общественно-государственном уровне развитие КБЖ должно осуществляться путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от ЧС, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.19

Важнейшими социальными ценностями, формируемыми на общественно-государственном уровне, являются следующие. Во-первых, это общечеловеческие ценности. Их содержание составляют научно-мировоззренческие знания и представления российских граждан о противоречивом, но целостном и взаимосвязанном мире, необходимости обеспечения выживания человеческой цивилизации перед угрозой гуманитарной, экологической, техногенной и другими возможными катастрофами. Наиболее важными из них являются: признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью, отказ от войны как средства разрешения межгосударственных противоречий, широкое внедрение в практику международных, в том числе и политико-правовых, отношений, мер доверия, сотрудничества, норм международного гуманитарного права, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма, активные совместные действия по защите и оздоровлению биосферы, обеспечению безопасности окружающей среды, признание ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Вторую группа составляют государственные ценности. Основными из них являются: защита политических, социально-экономических, геополитических, духовных интересов россиян, интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для потомства, суверенитета и целостности страны, верность Конституции, соблюдение положений нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности.

Третья группа - ценности личности как гражданина своей страны. Главными составляющими этой группы должны быть: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, державность, готовность служить Отечеству, в том числе на ниве обеспечения безопасности, уважение к законам государства, нормам права и общественной морали, национальное самосознание, гордость за принадлежность к России как стране с уникальным сочетанием героической истории, географического положения, богатства ресурсов и т.п., уважение национальных чувств, языка и культуры народов России, религиозно-конфессиональная терпимость, высокая культура поведения, этика общения, эстетическое отношение к действительности, забота об охране окружающей среды.

И четвертая группа - это профессиональные ценности. Это прежде всего те, которые определяют смысл и значение отношения гражданина России к выполнению конституционного долга - обеспечению безопасности своей Родины. Это высокое профессиональное мастерство, профессиональная культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне безопасности, крепкая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства, уважение к истории и лучшим традициям Российского народа и др.

Кроме того, важнейшее значение в формировании КБЖ на общественно-государственном уровне играет деятельность по созданию и развитию соответствующей нормативной правовой базы. Опыт показывает, что любые меры по обеспечению безопасности обречены на низкую эффективность, либо даже на угасание, если они не регламентированы соответствующими законами, подзаконными актами, техническими регламентами и т.п. Особенно это характерно для начального этапа становления КБЖ. Это связано, прежде всего, с тем, что, признавая полезность и необходимость деятельности по обеспечению безопасности, органы государственной власти, общественные организации, отдельные граждане при недостаточном уровне развития культуры не станут относиться к этой деятельности по-настоящему ответственно и заинтересованно, если отсутствуют соответствующие нормативные правовые акты.

Вместе с тем создание нормативной правовой базы не сводится только к разработке и принятию нормативных правовых документов. Нужна, прежде всего, просветительская и воспитательная работа среди различных слоев и групп населения, воспитание у них высокого уровня правосознания в области безопасности жизнедеятельности. Важная роль в этом принадлежит средствам массовой информации.

Анализ состояния нормативной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности свидетельствует о достаточно высоком уровне ее развития. Так, государство гарантирует защиту граждан от ЧС, закрепляя в Конституции РФ права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Эти конституционные положения развиваются в целом ряде федеральных законов - «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обороне» и некоторых других, постановлениях Правительства РФ и нормативных документах министерств и ведомств, субъектов РФ.

В целом следует еще раз отметить, что особую роль нормативная правовая база играет на начальном этапе формирования КБЖ. Представляется, что в дальнейшем, по мере развития системы индивидуальных и социальных ценностей, социального сознания, воспитания черт характера, привития знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, т.е. формирования личности, общества и государства безопасного типа, нормативная правовая база будет призвана решать специфичные вопросы правовых взаимоотношений субъектов обеспечения безопасности, регламентировать сам процесс формирования КБЖ.

МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования КБЖ на указанных уровнях. На индивидуальном уровне осуществляется обучение в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, организация и проведение тренировок и учений.

Специалистами МЧС России проводится большая работа по созданию и внедрению современных методов, технических средств и технологий для подготовки и обучения детей, учащихся и студентов средних и высших учебных заведений в области безопасности жизнедеятельности. Так, в 2005 г. были созданы книжки-раскраски и плакаты-стенды для детей младшего школьного возраста, детская энциклопедия по основам безопасности жизнедеятельности, мультимедийные учебники, компьютерные тестовые программы по курсу ОБЖ, компьютерные игры и мультфильмы, посвященные правилам безопасного поведения детей в различных ситуациях, электронные учебные пособия в области предупреждения и ликвидации ЧС для учреждений профессионального образования и многое другое. Данная продукция разработана с учетом основных принципов формирования культуры безопасности жизнедеятельности и направлена во все субъекты РФ. Это должно являться инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности.

Мероприятиями общественно-государственного уровня развития КБЖ, проводимыми МЧС России, являются формирование государственной политики в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развитие общенациональной идеологии безопасности жизнедеятельности, создание и развитие соответствующей нормативной правовой базы, осуществление научно-технической деятельности в области управления рисками, социальная реклама безопасности и др.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), предназначенная для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Основными задачами ОКСИОН являются повышение уровня КБЖ, оперативности информирования населения о ЧС, сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности, увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения и организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих подсистемы массового информирования и оповещения населения, наблюдения и сбора информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания и информационной безопасности.

В целях выполнения первоочередных мероприятий по развертыванию этой системы создан организационный комитет (совместно с МВД России и ФСБ России) по совершенствованию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и организована его деятельность по созданию ОКСИОН, принята федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», в состав которой включен раздел «Создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей» (постановление Правительства РФ от 06.01.06 № 1), разработана Концепция, Программа создания и системотехнический проект ОКСИОН, создана опытная зона ОКСИОН с элементами подсистемы передачи, сбора и хранения информации в Москве и Санкт-Петербурге, завершено строительство 3 пунктов уличного информирования и оповещения, совмещенных с подсистемой сбора информации, 15 пунктов информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей и 15 пунктов информирования и оповещения населения и организована их опытная эксплуатация, создан и оборудован в полном объеме Федеральный информационный центр ОКСИОН, организована разработка рабочих проектов межрегиональных информационных центров в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске, муниципальных информационных центров в Пятигорске и Астрахани и типовых проектов терминальных комплексов ОКСИОН.

Внедрение ОКСИОН обеспечит гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации в 1,6 раза, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально-опасных лиц, уменьшит затраты федерального бюджета на ликвидацию ЧС и последствий террористических акций в 3,4 раза.

Таким образом, комплексное и системное развитие КБЖ на всех указанных уровнях позволит повысить уровень образованности людей не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, усилить сплоченность общества перед природными (в том числе экологическими), техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государства, государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения. Кроме этого, эффект от развития КБЖ будет связан с развитием науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданием новых рабочих мест для производства оборудования, разработки информационного контента и т.п.

Хочется надеяться, что это и будет являться одним из основных факторов обеспечения стабильного и безопасного социально-экономического развития и процветания нашей страны.

Литература

1. См.: Белов П.Г. Методологические основы национальной безопасности России. Ч. 1, 2. СПб.: Нестор, 2004; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с. и др.

2. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира. М.: Путь, 1995.

3. Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.: Деловой экспресс, 2000. 248 с.

4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. М.: АСТ, 2005. 603 с.

5. Triandies H.C. Introduction to Handbook // Handbook of cross-cultural psychology. Vol. I. Perspectives / Eds. H.C.Triandies, W.W.Lambert. Boston, London, Sydney, Toronto: Allyn and Bacon, Inc., 1980. P. 3.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991. 582 c.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат. 1986. 590 с.

8. Рождественский Ю.В. Словарь терминов (общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Флинта, Наука, 2003. 87 с.

9. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. В.В.Сапова. М.: Астрель, 2006. 1176 с.

10. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности. Дис. … докт. философ. наук. М.: НИЦ ФСБ России, 2003. 353 с.

11. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М.: Одлайст, 2001. 240 с.

12. Козубовский В.М. Общая психология: личность: Учебное пособие. Минск: Амалфея, 2005. 448 с.

13. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. 367 с.; Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.

14. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). М.: Деловой экспресс, 2005. 376 с.

15. Материалы Международной конференции «Безопасность и культура». М., 2-4 февраля 2005.

16. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. 209 с.

17. Дурнев Р.А. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем // Военные знания. 2005. Вып. 4.

18. Смутнев В.И. Безопасность атомных станций и человеческий фактор // Электрические станции. 1991. Вып. 5; Культура ядерной безопасности: глобальная концепция и пример России / Пер. с англ. Джорджия: Центр межд. торговли и безопасности, 2004 и др.

19. См.: Белов П.Г. Указ. соч.; Моисеев Н.Н. Указ. соч.; Зеленков М.Ю. Указ. соч.; Кузнецов В.Н. Общенациональная цель как фундаментальная проблема социологии. М.: Ин-т соц.-полит. исследований РАН, 2005.

Воробьев Юрий Леонидович. Кандидат политических наук. С 1991 г. - заместитель председателя Российского корпуса спасателей, заместитель председателя Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям. В 1991-1994 гг. - первый заместитель председателя Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 1994 г. - первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса. Герой Российской Федерации.