Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Проблемы обеспечения безопасности городского общественного транспорта от террористических угроз

Найденко В.Н., начальник Научно-исследовательского центра ФСБ РФ

Статистика последних 10 лет показывает, что от 50 до 70% совершаемых террористических актов связано с транспортом. Самые серьезные террористические акты последнего времени произошли на транспорте или совершены с помощью транспорта: атака в 2001 г. Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, взрывы электричек в Испании, захват и взрыв самолетов в 2004 г. в России, теракты в токийском, мадридском, московском и лондонском метро.

Городской общественный транспорт является важнейшим элементом инфраструктуры современной цивилизации. В России, например, общественный пассажирский транспорт обеспечивает жизнедеятельность 1500 городских и 20 000 сельских населенных пунктов, ежедневно перевозится примерно 120 млн пассажиров. Общественный транспорт осуществляет около 85% всех пассажирских перевозок в нашей стране.

По видам общественный городской транспорт можно разделить на:

  • автомобильный - автобусы, маршрутные такси;
  • наземный электрический - городские электрички, трамваи, троллейбусы;
  • подземный электрический - метро.

Структура перевозок пассажиров отдельными видами транспорта, к примеру, в таком крупном городе, как Москва, выглядит следующим образом: 42% составляет удельный вес перевозок пассажиров на метро, 34% - на автобусах, 13% - на троллейбусах, 11% - на трамваях. Московский общественный транспорт ежегодно перевозит от 6 до 8 млрд пассажиров.

Важность транспортных коммуникаций в современной жизни, значительные масштабы пассажиропотоков, а также большая уязвимость объектов городского общественного транспорта обусловливают его притягательность для террористов.

Террористические акты влекут за собой массовые человеческие жертвы, наносят урон экологии, приводят к длительному нарушению функционирования транспортных артерий, серьезно усложняют работу всего общественного транспорта, вызывают большой политический и общественный резонанс, а также способствуют развитию тревожных, а в ряде случаев и панических настроений среди населения.

События последних лет показывают, что и в России городской общественный транспорт является одним из первоочередных объектов террористических посягательств.

Характер террористических угроз в сфере городского общественного транспорта требует комплексного подхода к организации антитеррористических мер, профессионального прогнозирования возможных террористических акций, раннего обнаружения, квалифицированной экспертизы, оперативного выявления факторов риска, своевременного предупреждения и нейтрализации сфер и зон террористической деятельности.

Применение такого комплексного подхода позволит существенно уменьшить вероятность террористических проявлений, снизить уровень угрозы жизни граждан и материальный ущерб от терроризма.

Под безопасностью городского пассажирского транспорта следует понимать состояние транспортных систем, позволяющее защитить жизненно важные интересы граждан, общества и государства в сфере городского пассажирского транспортного комплекса, обеспечить устойчивость транспортной деятельности, предотвратить (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде.

Анализ показывает, что на состояние (уровень) антитеррористической безопасности городского общественного транспорта оказывают влияние следующие основные факторы:

1. Количество и степень агрессивности преступных организаций, групп и отдельных лиц, использующих в своей деятельности террористические методы.

2. Способность органов власти и специалистов в области транспортной безопасности принимать оптимальные управленческие решения в сфере транспортной деятельности и умение эффективно действовать в условиях чрезвычайной обстановки.

3. Результативность деятельности специальных служб (разведки и контрразведки) в получении упреждающей информации и предупреждении террористических актов.

4. Эффективность деятельности правоохранительных органов по расследованию актов терроризма в отношении городского общественного транспорта.

5. Техническое состояние транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и управления движением.

6. Квалификация персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением, других специалистов, занятых на различных направлениях транспортной деятельности.

7. Количество бюджетных и иных средств различных уровней, выделяемых на обеспечение антитеррористической безопасности городского транспорта.

8. Состояние нормативной правовой базы, регулирующей вопросы безопасности от террористических акций и транспортную деятельность.

9. Состояние технических средств досмотра, дистанционного контроля пассажиропотока и других специальных средств, используемых при обеспечении безопасности городского общественного транспорта.

Стратегия обеспечения безопасности городских транспортных систем должна быть направлена на недопущение формирования социальной базы, поддерживающей террористов, на пресечение попыток создания террористических организаций и криминальных структур, пополнения их новыми членами, на воспитание правовой культуры ведения политической борьбы и бизнеса, на разрешение кризисных и конфликтных ситуаций цивилизованными способами, без применения актов насилия.

Данная стратегия должна, в первую очередь, обеспечить:

  • совершенствование правовых основ борьбы с терроризмом;
  • улучшение антитеррористических качеств городских транспортных систем;
  • повышение уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности различных ведомств и организаций, участвующих в этом процессе;
  • повышение эффективности мер по антитеррористической защите объектов городского транспорта;
  • улучшение деятельности специальных служб (разведка и контрразведка) и правоохранительных органов по своевременному получению информации о намерениях совершить террористические акции в отношении объектов транспорта и пресечению таких попыток;
  • гармонизацию национальных систем с международными и региональными системами противодействия терроризму на городском общественном транспорте
.

Существуют две специфичные области организации и управления обеспечением транспортной безопасности, в рамках которых и осуществляются соответствующие группы антитеррористических мер.

Первая группа мер связана с обеспечением транспортной безопасности в штатной (обычной) обстановке и включает:

  • развитие нормативной правовой базы;
  • организацию системы обеспечения антитеррористической защищенности городского пассажирского транспорта;
  • ее ресурсное обеспечение;
  • сертификацию, лицензирование и страхование деятельности на пассажирском транспорте;
  • техническое обслуживание и ремонт транспортных объектов;
  • надзор и контроль за своевременным и качественным выполнением этих и других работ.

Особое место при обеспечении транспортной безопасности должно занимать создание охранных зон на занимаемых и прилежащих к транспортным объектам и путям сообщения земельных участках. Режим специальной охранной зоны предполагает ограничение хозяйственной деятельности, доступа на ее территорию и перемещения по этой территории.

Вторая группа мер связана с обеспечением транспортной безопасности в кризисных ситуациях, в том числе обусловленных актами незаконного вмешательства в транспортную деятельность, включая террористические акты. Осуществляется эта группа мер на докризисной и кризисной фазах.

На докризисной фазе меры по обеспечению транспортной безопасности носят подготовительный характер и включают:

  • планирование готовности к действиям при указанных ситуациях (разработка планов готовности);
  • создание обязательных резервов финансовых и материально-технических ресурсов;
  • обучение действиям в кризисных ситуациях сотрудников транспортной системы, а также сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, участвующих в обеспечении безопасности городского пассажирского транспорта;
  • заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами или создание собственных аварийно-спасательных формирований на транспортных объектах;
  • создание и обеспечение пропускного режима, режима досмотра, систем охраны и наблюдения за пассажирами и грузами, систем оповещения на транспорте.

На кризисной фазе (в кризисной ситуации) меры по обеспечению транспортной безопасности предусматривают проведение эвакуационных, поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на транспортных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму.

Перечисленные мероприятия планируются и реализуются с учетом специфики конкретных видов городского общественного транспорта.

Система органов по обеспечению безопасности городского общественного транспорта от угроз терроризма включает:

  • органы законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • спецслужбы;
  • органы правоохранительной системы;
  • негосударственные предприятия безопасности;
  • структуры, ответственные за транспортную безопасность, действующие непосредственно в транспортном ведомстве по видам городского общественного транспорта;
  • общественные организации, в той или иной мере связанные с проблемами городского общественного транспорта.

Важное значение имеет наличие органа, который координирует деятельность по противодействию терроризму в масштабах государства, в компетенцию которого входит также решение вопросов обеспечения безопасности городского общественного транспорта.

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.02.06 № 116 «О мерах противодействия терроризму» в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму образован Национальный антитеррористический комитет, председателем которого по должности является директор ФСБ России. В его работе принимают участие руководители заинтересованных органов исполнительной власти.

В субъектах РФ созданы антитеррористические комиссии, которые призваны координировать деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Последние призваны действовать на всех уровнях управления городским общественным транспортом и решать вопросы организации, планирования и координации деятельности всех структур, обеспечивающих безопасность транспорта от террористических угроз. В задачи антитеррористических комиссий входит выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности, пресечению террористических акций на городском общественном транспорте, минимизации возможных последствий и др.

Непосредственное управление силами и средствами, привлекаемыми для проведения антитеррористических операций и ликвидации последствий акций терроризма на объектах городского общественного транспорта, осуществляют оперативные штабы.

Несмотря на то, что правоохранительным органам и специальным службам удается предотвратить значительную часть террористических акций, угрозы этого опасного явления на транспорте остаются актуальными. Особенно это касается крупных мегаполисов.

Острота ситуации в области борьбы с проявлениями террористической деятельности на городском общественном транспорте как в России, так и в других странах, обусловливает необходимость проведения ряда наиболее важных антитеррористических мер.

1. Нуждаются в совершенствовании правовые основы борьбы с терроризмом на городском общественном транспорте.

В России эта проблема обусловлена прежде всего отсутствием базового закона о транспортной безопасности в широком смысле данного понятия. В настоящее время ведется активная работа над проектом такого закона. Принятие закона о транспортной безопасности позволит законодательно определить более конкретные нормы права по безопасности в отдельных специфичных видах транспорта и транспортной деятельности, в частности по видам городского общественного транспорта.

В законе следует решить вопросы правового статуса служб транспортной безопасности, определить права членов экипажа и сотрудников безопасности по применению специальных средств, прописать процедуры обращения с проблемными пассажирами, которые могут представлять угрозу безопасности городскому общественному транспорту, и др.

Необходимо определить критерии уязвимости объектов городского общественного транспорта, подлежащих антитеррористической защите, прописать порядок их отнесения к той или иной степени защиты, что позволит приступить к разработке конкретных мер по обеспечению их безопасности.

Требуют дальнейшего совершенствования вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с терроризмом на городском общественном транспорте.

Нуждается в уточнении компетенция различных органов власти по ряду вопросов, касающихся механизма обеспечения безопасности городского общественного транспорта. При этом целесообразно предоставить больше самостоятельности субъектам РФ. Необходимыми полномочиями следует наделить органы местного самоуправления. Отдельные полномочия в области обеспечения транспортной безопасности необходимо делегировать хозяйствующим субъектам городского транспорта. Следует более четко определить компетенцию различных ведомств и организаций в сфере обеспечения безопасности городского общественного транспорта как при его обычном (штатном) функционировании, так и в случаях чрезвычайных ситуаций.

2. Необходимо организовать и совершенствовать систему мониторинга и оценки угроз транспортной безопасности.

Для осуществления совместных с правоохранительными органами мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность транспортных систем в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» планируется создать единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.

В Российской Федерации планируется также создание современных информационно-аналитических систем наблюдения и контроля за выполнением установленных нормативов безопасности городского общественного транспорта.

Такие системы могут быть созданы в результате внедрения новых информационных технологий, основанных на использовании последних достижений спутниковой навигации и радиосвязи, электронной картографии и компьютерных программных технологий.

Перспективным является внедрение Автоматизированной системы управления движения наземным пассажирским транспортом «Навигация», которая должна обеспечить автоматизированное управление пассажирским транспортом и позволит отслеживать обстановку во время движения транспортных средств.

3. Необходимо улучшить работу по подготовке кадров и организации допуска вновь принимаемых сотрудников на объекты городского общественного транспорта. При этом будет уместно законодательно закрепить особые требования к сотрудникам, ответственным за обеспечение безопасности на указанных объектах транспорта и транспортных средствах, а также процедуру проверки претендентов на ту или иную должность.

4. Целесообразно на постоянной основе проводить специализированные теоретические и прикладные исследования экономических, технических, правовых, психологических и организационных аспектов безопасности городского общественного транспорта.

5. К вопросам обеспечения безопасности городского общественного транспорта необходимо как можно шире привлекать само население, а также общественные структуры в лице транспортных ассоциаций, объединений, неправительственных фондов и т.д.

Сегодня проблема безопасности городского транспорта выходит за национальные рамки и приобретает международный характер.

Россия является участницей международных и региональных соглашений по борьбе с терроризмом, среди них: действующие Конвенции, протоколы ООН и Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 г.).

В 2003 г. в Москве состоялась международная конференция «Безопасность больших городов», в работе которой приняли участие более 150 представителей из разных регионов России, стран СНГ, а также США, Франции, Бельгии и Австрии. Участники конференции выработали заявление о необходимости разработки комплексных мер противодействия националистическим и криминальным угрозам, создания эффективной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Для эффективной борьбы с террористической угрозой необходимо дальнейшее укрепление международного сотрудничества. Наиболее перспективными направлениями такого сотрудничества, как представляется, могут быть:

1. Расширение числа стран, присоединившихся к международным Конвенциям о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.), о борьбе с бомбовым терроризмом (1998 г.) и других, рассматривающих данную сферу правового регулирования, с последующей соответствующей корректировкой национальных законодательств.

2. Совместная разработка национальных и международных концепций обеспечения транспортной безопасности.

3. Гармонизация и унификация национальных законодательств в сфере транспортной безопасности, а также в области борьбы с терроризмом и иными формами экстремизма с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

4. Совершенствование систем государственного управления в области обеспечения защиты от проявления акций терроризма на городском общественном транспорте, улучшение координации деятельности органов власти в данной области.

5. Координация деятельности спецслужб и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности в отношении объектов городского транспорта.

6. Обмен опытом в подготовке специалистов по обеспечению транспортной безопасности.

7. Организация и проведение научных исследований в области обеспечения безопасности городского транспорта, обмен их результатами.

Указанные направления международного сотрудничества могли бы быть учтены при подготовке обобщенного доклада по результатам нашего симпозиума и выработке рекомендаций государствам - участникам ОБСЕ в целях дальнейшего укрепления международного сотрудничества.

Решение вопросов обеспечения безопасности общественного транспорта сегодня является очень важной и комплексной задачей, которую можно эффективно решать, только опираясь на систему правовых, организационных, технических, технологических, оперативных и других мер. Улучшение международного сотрудничества и обеспечение согласованности действий всех структур, привлекаемых к решению вопросов безопасности транспорта, является важным условием достижения успеха в обеспечении безопасности на транспорте.

Формирование надежных национальных и международных систем безопасности общественного городского транспорта создаст дополнительные возможности обеспечения конституционных основ наших государств, а также гарантий прав и свобод граждан.

Найденко Виталий Николаевич. Генерал-майор, кандидат юридических наук, доцент. Службу проходил на должностях оперативного и руководящего состава территориальных органов и центрального аппарата органов безопасности. С 2005 г. возглавляет Научно-исследовательский центр ФСБ России.