Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Терроризм и формирование национальной правовой системы противодействия в Российской Федерации

Хышиктуев О.В., заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, Раднаева Э.Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Бурятского государственного университета

Истоки терроризма теряются в глубине тысячелетий, но только в нашем веке он стал феноменом глобального масштаба. Потенциал терроризма возрастает из года в год. Целые регионы мира стали очагами террористической деятельности, которая в некоторых из них тяготеет к превращению из конфликтов «малой интенсивности» в полномасштабные военные конфликты.

По имеющимся статистическим данным, если в период с 1970 по 1985 г. в различных регионах мира были осуществлены более 6000 террористических актов, то за два последних десятилетия произошел существенный рост их количества (ориентировочно на 50-60%).

Сегодня терроризм перестал быть уделом одиночек и разрозненных незначительных групп единомышленников. По оценкам специалистов, сейчас в мире насчитывается более 500 террористических организаций, возможный бюджет которых составляет более 20 млрд долл. США.

Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в современном обществе особую актуальность. Многие страны самое пристальное внимание уделяют проблеме борьбы с террором и его предупреждению. Приняты специальные законы «О предупреждении терроризма» (Великобритания, 1974 г., с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, 1976 г.); «О борьбе с терроризмом» (Германия, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (Франция, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (США, 1996 г.). Во Франции по Закону 1990 г. терроризм определяется не как обычное преступление, а как новая форма гражданской войны. Пострадавшие от терроризма приравниваются к жертвам войны.

Начиная с 2001 г. в большинстве зарубежных стран постоянно совершенствуется законодательство по вопросам противодействия терроризму. И Россия - не исключение. Проблема борьбы с терроризмом в Российской Федерации сегодня превратилась в одну из первоочередных задач общества, что подтверждается официальным признанием Президента РФ В.В.Путина на заседании коллегии МВД России еще в 2000 г. особой опасности терроризма для каждого человека и государства в целом1.

Если в 1994 г. в России были зарегистрированы всего 18 случаев терроризма, то, по данным Главного информационного центра МВД РФ, в 2001 г. правоохранительными органами были учтены уже 327 случаев, а в 2002 г. - 360. За 2003 г. в России были совершены 563 теракта, т.е. даже по сравнению с 2002 г. их количество возросло почти вдвое. Данная негативная тенденция сохранилась и в 2004-2006 гг.

Если говорить об общей характеристике терроризма, то он представляет собой сложное социально-политическое явление и является наиболее опасной разновидностью политического экстремизма, поскольку нанесение ущерба жизни и здоровью людей и их устрашение сознательно рассматриваются в качестве необходимых условий достижения преследуемых террористами политических целей.

В настоящее время современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом. Специалисты, занимающиеся данной пpoблематикой, дают более 100 определений терроризма. При этом многими из них выделяется ряд общих признаков (или особенностей) терроризма, которые отражают его сущность как социально-политического явления. К таким признакам можно отнести следующие:

  • публичность;
  • повышенную общественную опасность, связанную с непосредственной угрозой жизни людей;
  • применение насилия и устрашения, которые достигаются с использованием особо опасных форм и методов;
  • направленность на достижение политических целей;
  • опосредованный способ достижения политического результата - через совершение посягательства на жизнь и здоровье людей.

Отмечаются несколько причин невозможности квалификации терроризма на международно-правовом уровне: различные подходы разных государств к понятию «терроризм»; большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов2.

В ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом» (закон утратил силу) терроризм определялся как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения и неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

Конструкция данного правового определения терроризма была довольно громоздка и сложна, содержала в основном перечень действий, которые можно отнести к террористическим.

Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», принятие которого стало очередным этапом на сложном и кропотливом пути реализации системного правового подхода к решению рассматриваемой проблемы, дает определение терроризму: «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Таким образом, изменив определение с громоздкого на более компактное, законодатель тем не менее расширил само понимание терроризма, ведь под идеологией понимается система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. К тому же в данной статье четко определен круг террористической деятельности.

Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественных опасных явлений сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях3.

Терроризм - это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений. При терроризме его непосредственные жертвы, на которых оказывается психофизическое насилие, не участвуют в конфликте террористов и «третьей стороны», могут часто даже не знать о таком конфликте4.

Обоснованной считаем точку зрения профессора А.И.Долговой, что нельзя считать специфическим признаком терроризма само по себе наведение страха и ужаса. Воздействие на жертву страхом отмечается также при разбое, вымогательстве, угрозе убийством и совершения ряда других преступлений5.

Как социально-политическое явление терроризм развивается в достаточно сложных международных условиях. В его развитии в последнее время прослеживается ряд более или менее отчетливых тенденций, которые создают определенные проблемы при планировании и организации борьбы с терроризмом. Российские исследователи данного противоправного явления из общего количества уделяют ряд следующих, наиболее характерных для России:

  • неуклонный рост его общественной опасности; расширение социальной базы терроризма и вовлечение в политическую экстремистскую деятельность значительных масс населения;
  • рост организованности и управляемости террористических образований;
  • объединение (или блокирование) террористических организаций в рамках отдельных стран и на международном уровне;
  • смыкание терроризма и организованной преступности с использованием особо опасных форм и методов.

Кроме рассмотренных тенденций развития терроризма следует также дополнительно указать на ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом. В частности, в качестве факторов, осложняющих борьбу с терроризмом, можно выделить:

  • отсутствие до последнего времени в России четко сформированной государственной политики, адекватной террористической угрозе, в результате чего борьба с терроризмом осуществлялась в большинстве случаев в ходе реагирования на уже совершенные конкретные преступления;
  • слабую работу российских правоохранительных, государственных и общественных органов по защите безопасности граждан и, как следствие, падение авторитета государственной власти и закона, веры в способность и возможность каких-либо позитивных изменений в российском обществе; издержки российской правовой базы, недостаточная степень участия всех заинтересованных органов в борьбе с терроризмом, отсутствие должного уровня координации и взаимодействия в этой сфере, а также в вопросах предупреждения и профилактики этого явления;
  • закрепление в массовом сознании отдельных слоев населения (национальные общины, политизированные и конфессиональные объединения) насилия как эффективного, допустимого и целесообразного средства достижения тех или иных целей;
  • утрату многими россиянами идеологических и духовных жизненных ориентиров, низкий уровень политической культуры в обществе, чему, в свою очередь, способствует активная пропаганда в СМИ культа ненависти, жестокости и силы (на книжных прилавках можно приобрести любую литературу: от практического пособия по подготовке спецназа до «Поваренной книги анархиста», где описывается, как изготовить СВУ или глушитель на пистолет, а с помощью кино и телевидения можно подробно ознакомиться со способами их применения);
  • ослабление административно-правовых режимов в ряде субъектов России и, как следствие, их низкую эффективность в предупреждении террористических проявлений;
  • деятельность в Российской Федерации ряда экстремистских группировок, создание некоторыми из них специфических инструментов политической борьбы, незаконных военизированных и вооруженных формирований;
  • наличие в РФ большого нелегального «рынка» оружия и относительную легкость его приобретения и переброски во взрывоопасные регионы страны. (Если в 1988 г. в Советском Союзe в розыске находились лишь 279 единиц огнестрельного оружия, то общее число всех видов огнестрельного оружия, оказавшегося у населения СССР в момент его распада, составляло около 10 млн единиц. На 01.01.05 на централизованном yчете ГИЦ МВД России значились более 51 тыс. единиц похищенного и утраченного нарезного оружия и боевой техники);
  • наличие значительного контингента лиц, получивших хорошую армейскую подготовку в «горячих точках», их низкую социальную адаптацию в современном российском обществе;
  • рост масштабов нелегальной миграции, отсутствие надежного контроля за въездом и выездом граждан из России, а также сохраняющуюся прозрачность ее границ. Ежегодно в Россию по различным каналам въезжают более 21 млн иностранных граждан, из них свыше 3 млн человек оседают в стране. Зарубежные исламские центры рассматривают национальные диаспоры как социальную базу для укрепления политического и экономического влияния и используют незаконных мигрантов в качестве проводников радикального ислама и сепаратистских настроений. Как показывает практика, значительную массу мигрантов составляют иностранные граждане из регионов со сложной социально-политической обстановкой, в том числе лица, прошедшие «горячие точки». По некоторым данным, на территории России находятся более 1,5 млн иностранцев, правовой статус которых требует уточнения, и 3,5 млн иностранцев, занимающихся незаконной трудовой деятельностью.

Перечисленные негативные факторы, создающие реальные проблемы для организации борьбы с террористическими проявлениями на территории России, не являются исчерпывающими. Однако выделение хотя бы отдельных из них должно существенно помочь представителям государственных органов власти и управления в вопросах организации противодействия и профилактики терроризма.

Эскалация терроризма сделала необходимым создание международной системы борьбы с ним, координацию усилий различных государств на самом высшем уровне. Об этом свидетельствуют выработанные международным сообществом нормы и стандарты, определяющие наиболее рациональные и гуманные, одобренные мировой практикой рамки и процессуальные правила деятельности государств по борьбе с терроризмом во всём мире: универсальные международные договоры о борьбе с отдельными преступлениями террористического характера (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г. и др.), региональные международные соглашения (Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам, 1972 г.; Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1977 г.; Конвенция о передаче осужденных, 1983 г.; Конвенция стран СНГ о борьбе с терроризмом, 1996 г. и др.), двусторонние международные договоры.

В настоящее время существуют 12 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом и 7 региональных6. С принятием нового федерального закона государство приняло на себя определенные обязательства в связи с ратификацией международных договоров и требований последних антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН. При этом особое внимание уделялось соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), так и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Задача защиты населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз имеет сегодня первостепенное значение. По результатам совещания с министрами силового блока, состоявшегося после теракта (октябрь 2002 г.) в Театральном центре на Дубровке в Москве, Президент России В.В.Путин поручил министру обороны России С.Б.Иванову новый вариант Концепции национальной безопасности, который был бы адекватен современным террористическим угрозам.

Важнейшим аспектом такой концепции, как считают многие ученые и практики, должно быть изменение самого подхода российских органов власти к антитеррористической деятельности - со смещением акцентов в борьбе с терроризмом (а также иными формами идеологически мотивированного насилия) с уголовной репрессии на весь спектр антитеррористических мер и переводом терроризма из числа одномерных (сугубо криминальных) явлений в многомерное, требующее, соответственно, многофункционального подхода.

В этом плане Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положивший начало формирования национальной правовой системы в области противодействия терроризму, создает для государственных органов и органов местного самоуправления правовые и организационные механизмы, позволяющие в рамках вертикально интегрированной государственной системы противостоять терроризму и препятствовать его распространению во всех направлениях и областях.

Вместе с тем одной из значительных новаций закона, несомненно, следует признать безальтернативное закрепление роли Федеральной службы безопасности как основного субъекта борьбы с терроризмом. В этой связи Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» дополняется новой ст. 91 «Борьба с терроризмом», раскрывающей содержание этого направления.

Согласно ей борьба с терроризмом осуществляется органами безопасности и их должностными лицами в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий по основаниям, закрепленным в законе.

В новой редакции ст. 9 «Контрразведывательная деятельность» уточняется определение контрразведывательной деятельности, которая осуществляется органами безопасности и их должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также уточняется перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

С учетом положений закона Президент РФ вправе принять решение об использовании подразделений специального назначения органов безопасности против находящихся за пределами территории государства террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации. Данный подход основывается на международной практике, идущей по пути постулирования неотвратимости наказания для любого лица, совершившего террористический акт, и положениях ст. 51 Устава ООН о неотъемлемом праве любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону.

Формирование национальной правовой системы противодействия терроризму закономерно вызвало внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и ряд других законодательных актов, отразить которые в данной статье не представляется возможным. Коснемся лишь некоторых.

Так, ст. 12 Уголовного кодекса РФ дополнена положениями, согласно которым Российская Федерация устанавливает свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных ее гражданами или иными лицами, постоянно проживающими в РФ, вне зависимости от места совершения преступлений. Это соответствует обязательствам, связанным с ратификацией конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Такие субъекты подлежат уголовной ответственности, за исключением случаев, когда в отношении них имеется вступившее в законную силу решение суда иностранного государства. Данный подход присутствует в законодательстве большинства иностранных государств, например, Франции, США, Испании. Одновременно введена новая статья 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», которая криминализирует публичные призывы к осуществлению терроризма и его публичное оправдание, что также обусловлено необходимостью выполнения требований международных документов.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закрепляется успешно применяемый во многих зарубежных государствах институт заочного осуждения лиц, причастных к терроризму, в случае, когда такие лица находятся вне пределов территории России и (или) уклоняются от явки в суд. При этом в соответствии с международной практикой заочного осуждения в УПК России установлено, что участие защитника в заочном судебном разбирательстве обязательно. Защитник приглашается подсудимым, а при отсутствии такового суд принимает меры к его назначению. В случае если появляется возможность рассмотреть уголовное дело в присутствии осужденного, приговор или определение, вынесенное заочно по ходатайству осужденного или его защитника, отменяются в порядке надзора.

Комплексный подход к вопросам противодействия терроризму предполагает вовлечение в этот процесс всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан и бизнеса. Созданный Национальный антитеррористический комитет предоставляет им соответствующие полномочия, что позволит выстроить действенную государственную систему упреждающего реагирования на кризисные ситуации, возникающие из-за действий террористов.

Таким образом, национальная система противодействия терроризму, основными направлениями которой являются профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма, может быть сформирована не только в ходе деятельности специальных служб и правоохранительных органов и других органов государственной власти. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов граждан.

Литература

1. Вестник МВД России. 2000. № 2. С. 9.

2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

3. См.: Луценко В.В. Пусть весь мир поставит их вне закона // Бизнес и безопасность в России. 2005.

4. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002. С. 29.

5. Долгова А.И. Системные аспекты терроризма и борьбы с ним // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. С. 6.

6. Российская Федерация является участником 10 универсальных соглашений по борьбе с терроризмом и 2 региональных.

Терроризм и формирование национальной правовой системы противодействия в Российской Федерации | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

Терроризм и формирование национальной правовой системы противодействия в Российской Федерации

Хышиктуев О.В., заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, Раднаева Э.Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Бурятского государственного университета

Истоки терроризма теряются в глубине тысячелетий, но только в нашем веке он стал феноменом глобального масштаба. Потенциал терроризма возрастает из года в год. Целые регионы мира стали очагами террористической деятельности, которая в некоторых из них тяготеет к превращению из конфликтов «малой интенсивности» в полномасштабные военные конфликты.

По имеющимся статистическим данным, если в период с 1970 по 1985 г. в различных регионах мира были осуществлены более 6000 террористических актов, то за два последних десятилетия произошел существенный рост их количества (ориентировочно на 50-60%).

Сегодня терроризм перестал быть уделом одиночек и разрозненных незначительных групп единомышленников. По оценкам специалистов, сейчас в мире насчитывается более 500 террористических организаций, возможный бюджет которых составляет более 20 млрд долл. США.

Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в современном обществе особую актуальность. Многие страны самое пристальное внимание уделяют проблеме борьбы с террором и его предупреждению. Приняты специальные законы «О предупреждении терроризма» (Великобритания, 1974 г., с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, 1976 г.); «О борьбе с терроризмом» (Германия, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (Франция, 1986 г.); «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (США, 1996 г.). Во Франции по Закону 1990 г. терроризм определяется не как обычное преступление, а как новая форма гражданской войны. Пострадавшие от терроризма приравниваются к жертвам войны.

Начиная с 2001 г. в большинстве зарубежных стран постоянно совершенствуется законодательство по вопросам противодействия терроризму. И Россия - не исключение. Проблема борьбы с терроризмом в Российской Федерации сегодня превратилась в одну из первоочередных задач общества, что подтверждается официальным признанием Президента РФ В.В.Путина на заседании коллегии МВД России еще в 2000 г. особой опасности терроризма для каждого человека и государства в целом1.

Если в 1994 г. в России были зарегистрированы всего 18 случаев терроризма, то, по данным Главного информационного центра МВД РФ, в 2001 г. правоохранительными органами были учтены уже 327 случаев, а в 2002 г. - 360. За 2003 г. в России были совершены 563 теракта, т.е. даже по сравнению с 2002 г. их количество возросло почти вдвое. Данная негативная тенденция сохранилась и в 2004-2006 гг.

Если говорить об общей характеристике терроризма, то он представляет собой сложное социально-политическое явление и является наиболее опасной разновидностью политического экстремизма, поскольку нанесение ущерба жизни и здоровью людей и их устрашение сознательно рассматриваются в качестве необходимых условий достижения преследуемых террористами политических целей.

В настоящее время современное международное сообщество пока не смогло дать единого определения терроризма. Попытки разработать единую, всеобъемлющую конвенцию относительно международного терроризма, которая содержала бы это определение, не увенчались успехом. Специалисты, занимающиеся данной пpoблематикой, дают более 100 определений терроризма. При этом многими из них выделяется ряд общих признаков (или особенностей) терроризма, которые отражают его сущность как социально-политического явления. К таким признакам можно отнести следующие:

  • публичность;
  • повышенную общественную опасность, связанную с непосредственной угрозой жизни людей;
  • применение насилия и устрашения, которые достигаются с использованием особо опасных форм и методов;
  • направленность на достижение политических целей;
  • опосредованный способ достижения политического результата - через совершение посягательства на жизнь и здоровье людей.

Отмечаются несколько причин невозможности квалификации терроризма на международно-правовом уровне: различные подходы разных государств к понятию «терроризм»; большое влияние политического фактора на оценку событий, связанных с совершением террористических актов2.

В ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом» (закон утратил силу) терроризм определялся как «насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения и неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений».

Конструкция данного правового определения терроризма была довольно громоздка и сложна, содержала в основном перечень действий, которые можно отнести к террористическим.

Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.06 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», принятие которого стало очередным этапом на сложном и кропотливом пути реализации системного правового подхода к решению рассматриваемой проблемы, дает определение терроризму: «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Таким образом, изменив определение с громоздкого на более компактное, законодатель тем не менее расширил само понимание терроризма, ведь под идеологией понимается система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. К тому же в данной статье четко определен круг террористической деятельности.

Наиболее отчетливо суть терроризма, его отличительную черту от других высоко общественных опасных явлений сформулировали сотрудники отечественных и зарубежных спецслужб, имеющие опыт непосредственного участия в антитеррористических операциях3.

Терроризм - это совершение общественно опасных деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений. При терроризме его непосредственные жертвы, на которых оказывается психофизическое насилие, не участвуют в конфликте террористов и «третьей стороны», могут часто даже не знать о таком конфликте4.

Обоснованной считаем точку зрения профессора А.И.Долговой, что нельзя считать специфическим признаком терроризма само по себе наведение страха и ужаса. Воздействие на жертву страхом отмечается также при разбое, вымогательстве, угрозе убийством и совершения ряда других преступлений5.

Как социально-политическое явление терроризм развивается в достаточно сложных международных условиях. В его развитии в последнее время прослеживается ряд более или менее отчетливых тенденций, которые создают определенные проблемы при планировании и организации борьбы с терроризмом. Российские исследователи данного противоправного явления из общего количества уделяют ряд следующих, наиболее характерных для России:

  • неуклонный рост его общественной опасности; расширение социальной базы терроризма и вовлечение в политическую экстремистскую деятельность значительных масс населения;
  • рост организованности и управляемости террористических образований;
  • объединение (или блокирование) террористических организаций в рамках отдельных стран и на международном уровне;
  • смыкание терроризма и организованной преступности с использованием особо опасных форм и методов.

Кроме рассмотренных тенденций развития терроризма следует также дополнительно указать на ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом. В частности, в качестве факторов, осложняющих борьбу с терроризмом, можно выделить:

  • отсутствие до последнего времени в России четко сформированной государственной политики, адекватной террористической угрозе, в результате чего борьба с терроризмом осуществлялась в большинстве случаев в ходе реагирования на уже совершенные конкретные преступления;
  • слабую работу российских правоохранительных, государственных и общественных органов по защите безопасности граждан и, как следствие, падение авторитета государственной власти и закона, веры в способность и возможность каких-либо позитивных изменений в российском обществе; издержки российской правовой базы, недостаточная степень участия всех заинтересованных органов в борьбе с терроризмом, отсутствие должного уровня координации и взаимодействия в этой сфере, а также в вопросах предупреждения и профилактики этого явления;
  • закрепление в массовом сознании отдельных слоев населения (национальные общины, политизированные и конфессиональные объединения) насилия как эффективного, допустимого и целесообразного средства достижения тех или иных целей;
  • утрату многими россиянами идеологических и духовных жизненных ориентиров, низкий уровень политической культуры в обществе, чему, в свою очередь, способствует активная пропаганда в СМИ культа ненависти, жестокости и силы (на книжных прилавках можно приобрести любую литературу: от практического пособия по подготовке спецназа до «Поваренной книги анархиста», где описывается, как изготовить СВУ или глушитель на пистолет, а с помощью кино и телевидения можно подробно ознакомиться со способами их применения);
  • ослабление административно-правовых режимов в ряде субъектов России и, как следствие, их низкую эффективность в предупреждении террористических проявлений;
  • деятельность в Российской Федерации ряда экстремистских группировок, создание некоторыми из них специфических инструментов политической борьбы, незаконных военизированных и вооруженных формирований;
  • наличие в РФ большого нелегального «рынка» оружия и относительную легкость его приобретения и переброски во взрывоопасные регионы страны. (Если в 1988 г. в Советском Союзe в розыске находились лишь 279 единиц огнестрельного оружия, то общее число всех видов огнестрельного оружия, оказавшегося у населения СССР в момент его распада, составляло около 10 млн единиц. На 01.01.05 на централизованном yчете ГИЦ МВД России значились более 51 тыс. единиц похищенного и утраченного нарезного оружия и боевой техники);
  • наличие значительного контингента лиц, получивших хорошую армейскую подготовку в «горячих точках», их низкую социальную адаптацию в современном российском обществе;
  • рост масштабов нелегальной миграции, отсутствие надежного контроля за въездом и выездом граждан из России, а также сохраняющуюся прозрачность ее границ. Ежегодно в Россию по различным каналам въезжают более 21 млн иностранных граждан, из них свыше 3 млн человек оседают в стране. Зарубежные исламские центры рассматривают национальные диаспоры как социальную базу для укрепления политического и экономического влияния и используют незаконных мигрантов в качестве проводников радикального ислама и сепаратистских настроений. Как показывает практика, значительную массу мигрантов составляют иностранные граждане из регионов со сложной социально-политической обстановкой, в том числе лица, прошедшие «горячие точки». По некоторым данным, на территории России находятся более 1,5 млн иностранцев, правовой статус которых требует уточнения, и 3,5 млн иностранцев, занимающихся незаконной трудовой деятельностью.

Перечисленные негативные факторы, создающие реальные проблемы для организации борьбы с террористическими проявлениями на территории России, не являются исчерпывающими. Однако выделение хотя бы отдельных из них должно существенно помочь представителям государственных органов власти и управления в вопросах организации противодействия и профилактики терроризма.

Эскалация терроризма сделала необходимым создание международной системы борьбы с ним, координацию усилий различных государств на самом высшем уровне. Об этом свидетельствуют выработанные международным сообществом нормы и стандарты, определяющие наиболее рациональные и гуманные, одобренные мировой практикой рамки и процессуальные правила деятельности государств по борьбе с терроризмом во всём мире: универсальные международные договоры о борьбе с отдельными преступлениями террористического характера (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г. и др.), региональные международные соглашения (Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам, 1972 г.; Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1977 г.; Конвенция о передаче осужденных, 1983 г.; Конвенция стран СНГ о борьбе с терроризмом, 1996 г. и др.), двусторонние международные договоры.

В настоящее время существуют 12 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом и 7 региональных6. С принятием нового федерального закона государство приняло на себя определенные обязательства в связи с ратификацией международных договоров и требований последних антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН. При этом особое внимание уделялось соблюдению прав и свобод человека и гражданина, закрепленных как во Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), так и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Задача защиты населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз имеет сегодня первостепенное значение. По результатам совещания с министрами силового блока, состоявшегося после теракта (октябрь 2002 г.) в Театральном центре на Дубровке в Москве, Президент России В.В.Путин поручил министру обороны России С.Б.Иванову новый вариант Концепции национальной безопасности, который был бы адекватен современным террористическим угрозам.

Важнейшим аспектом такой концепции, как считают многие ученые и практики, должно быть изменение самого подхода российских органов власти к антитеррористической деятельности - со смещением акцентов в борьбе с терроризмом (а также иными формами идеологически мотивированного насилия) с уголовной репрессии на весь спектр антитеррористических мер и переводом терроризма из числа одномерных (сугубо криминальных) явлений в многомерное, требующее, соответственно, многофункционального подхода.

В этом плане Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», положивший начало формирования национальной правовой системы в области противодействия терроризму, создает для государственных органов и органов местного самоуправления правовые и организационные механизмы, позволяющие в рамках вертикально интегрированной государственной системы противостоять терроризму и препятствовать его распространению во всех направлениях и областях.

Вместе с тем одной из значительных новаций закона, несомненно, следует признать безальтернативное закрепление роли Федеральной службы безопасности как основного субъекта борьбы с терроризмом. В этой связи Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» дополняется новой ст. 91 «Борьба с терроризмом», раскрывающей содержание этого направления.

Согласно ей борьба с терроризмом осуществляется органами безопасности и их должностными лицами в целях выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий по основаниям, закрепленным в законе.

В новой редакции ст. 9 «Контрразведывательная деятельность» уточняется определение контрразведывательной деятельности, которая осуществляется органами безопасности и их должностными лицами посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также уточняется перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий, который может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

С учетом положений закона Президент РФ вправе принять решение об использовании подразделений специального назначения органов безопасности против находящихся за пределами территории государства террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации. Данный подход основывается на международной практике, идущей по пути постулирования неотвратимости наказания для любого лица, совершившего террористический акт, и положениях ст. 51 Устава ООН о неотъемлемом праве любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону.

Формирование национальной правовой системы противодействия терроризму закономерно вызвало внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и ряд других законодательных актов, отразить которые в данной статье не представляется возможным. Коснемся лишь некоторых.

Так, ст. 12 Уголовного кодекса РФ дополнена положениями, согласно которым Российская Федерация устанавливает свою юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных ее гражданами или иными лицами, постоянно проживающими в РФ, вне зависимости от места совершения преступлений. Это соответствует обязательствам, связанным с ратификацией конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Такие субъекты подлежат уголовной ответственности, за исключением случаев, когда в отношении них имеется вступившее в законную силу решение суда иностранного государства. Данный подход присутствует в законодательстве большинства иностранных государств, например, Франции, США, Испании. Одновременно введена новая статья 205.2 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», которая криминализирует публичные призывы к осуществлению терроризма и его публичное оправдание, что также обусловлено необходимостью выполнения требований международных документов.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закрепляется успешно применяемый во многих зарубежных государствах институт заочного осуждения лиц, причастных к терроризму, в случае, когда такие лица находятся вне пределов территории России и (или) уклоняются от явки в суд. При этом в соответствии с международной практикой заочного осуждения в УПК России установлено, что участие защитника в заочном судебном разбирательстве обязательно. Защитник приглашается подсудимым, а при отсутствии такового суд принимает меры к его назначению. В случае если появляется возможность рассмотреть уголовное дело в присутствии осужденного, приговор или определение, вынесенное заочно по ходатайству осужденного или его защитника, отменяются в порядке надзора.

Комплексный подход к вопросам противодействия терроризму предполагает вовлечение в этот процесс всех государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан и бизнеса. Созданный Национальный антитеррористический комитет предоставляет им соответствующие полномочия, что позволит выстроить действенную государственную систему упреждающего реагирования на кризисные ситуации, возникающие из-за действий террористов.

Таким образом, национальная система противодействия терроризму, основными направлениями которой являются профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма, может быть сформирована не только в ходе деятельности специальных служб и правоохранительных органов и других органов государственной власти. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов граждан.

Литература

1. Вестник МВД России. 2000. № 2. С. 9.

2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

3. См.: Луценко В.В. Пусть весь мир поставит их вне закона // Бизнес и безопасность в России. 2005.

4. Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002. С. 29.

5. Долгова А.И. Системные аспекты терроризма и борьбы с ним // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2004. С. 6.

6. Российская Федерация является участником 10 универсальных соглашений по борьбе с терроризмом и 2 региональных.