Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (20-21), Декабрь 2006

О состоянии борьбы с незаконной добычей водных биологических ресурсов и мерах по её оптимизации (на примере Камчатского региона)

Бажутов С.А., прокурор Камчатской области

В промысловых районах, прилегающих к Камчатскому полуострову, находятся запасы водных биологических ресурсов, равные 70% общих запасов дальневосточных морей и 30% ресурсов всей Российской Федерации. Зона контроля правоохранительных и рыбоохранных органов Камчатской области охватывает акваторию Тихого океана, Берингова и Охотского морей площадью более 1 млн км2.

Географическое положение Камчатской области и прогрессирующие процессы криминализации в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов определяют в качестве приоритетного направления деятельности прокуратуры Камчатской области борьбу с незаконной добычей водных биологических ресурсов путем осуществления надзора за деятельностью правоохранительных органов, координации их деятельности и уголовного преследования нарушителей уголовного закона.

Общая оценка обстановки, сложившейся в сфере промысла и сохранения водных биоресурсов на Камчатке, свидетельствует о том, что правоохранительные и контролирующие органы региона продолжают действовать в условиях широкомасштабного, имеющего тенденцию к росту, сверхлимитного вылова наиболее валютоемких объектов морского промысла. Одновременно имеет место неконтролируемый вывоз биоресурсов из исключительной экономической зоны Российской Федерации на внешний рынок как российскими, так и иностранными рыбопромышленными предприятиями различных форм собственности. В результате ежегодно увеличивается и без того высокий уровень правонарушений и преступлений в сфере промысла морских водных биологических ресурсов, что позволяет рассматривать нарушения законодательства в данной области как существенную угрозу национальной безопасности. По самым скромным оценкам, сумма ежегодного ущерба, наносимого браконьерством экономике России, оценивается в размере не менее 2,5 млрд долл. США1.

С 2000 по 2006 г. в Камчатской области возбуждено 194 уголовных дела о преступлениях, совершенных в сфере добычи и оборота морских биоресурсов. Число уголовных дел за указанный период выросло более чем в 3 раза: если в 2000 г. возбуждено 10 уголовных дел, то в 2005 г. - уже 33, а за 9 месяцев 2006 г. - 36. Только за 2005 г. судами удовлетворено 18 заявленных прокурорами исков в рамках уголовных дел на сумму 106 млн 82 тыс. руб. В текущем году уже заявлено 29 исков на сумму 45,8 млн руб.

Необходимо признать, что ежегодный прирост регистрируемых преступлений не свидетельствует об улучшении борьбы с преступностью, а лишь пропорционально отражает рост масштабов незаконного рыбодобывающего промысла.

Криминологически доказано, что необходимыми предпосылками организации эффективной борьбы с незаконной добычей биоресурсов является установление причин и условий, способствующих незаконной деятельности, определение особенностей детерминации преступных проявлений2 - так называемых «криминогенных детерминант».

Причины преступных посягательств, продуцирующие преступность в данной сфере, кроются в несовершенстве экономических отношений, а также в нерациональной государственной политике в рыбодобывающей отрасли российского национального хозяйства, что порождает криминализацию указанной сферы и дает возможность получения сверхприбылей. Промышленное морское и водное браконьерство рассматривается в качестве одного из высокодоходных экономических преступлений3.

Процесс детерминации преступности определяют и условия, способствующие формированию, проявлению и реализации причин совершения преступлений данного вида, среди которых нельзя не выделить коррупционные проявления во всех звеньях природоохранной и рыбодобывающей деятельности - от процесса распределения квот до реализации биоресурсов, зачастую перерастающие в самостоятельную неконтролируемую деятельность; нерациональное использование конфискованного имущества - судов, осуществлявших браконьерский промысел; недостатки в организации деятельности правоохранительных органов, в том числе и прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.

Браконьерство по праву можно считать показательным примером организации теневой отрасли экономики, создавшей сложные иерархические системы, легко приспосабливающиеся к любым изменениям действующего законодательства. Незаконный промысел в России - это эффективно организованный бизнес, отлично встроившийся в современные экономические реалии и систему государственного управления. Масштабы этого явления косвенно можно оценить по объемам рыбы и морепродуктов в Японию и Корею, превышающим объемы допустимых уловов по некоторым видам биоресурсов в 1,5 раза и более4.

Следует учитывать, что из общей добычи рыбы и морепродуктов только 20-40% реализуется в России, остальная масса продается в иностранных портах или иностранным судам непосредственно в районе промысла. При этом уничтожаются и выбрасываются за борт биоресурсы, не пользующиеся спросом за рубежом, сбиваются международные цены, что снижает налоговые поступления и способствует укрытию выручки и невозвращению в страну валютных средств5.

В 2005 г. вынесен приговор суда по крупнейшему на Камчатке и в России «крабовому делу» учредителю ЗАО «Маримпекс» и «Чукотрыба» Алексею Козлову. Следствие прокуратуры Камчатской области собрало и представило в суд 120 томов доказательств широкомасштабной браконьерской деятельности этого предпринимателя, проживавшего на территории США, являвшегося фактическим собственником российских предприятий и рыбодобывающих судов. В период промысла краба на континентальном шельфе Российской Федерации он давал капитанам судов по спутниковой системе «Инмарсат» указания о сокрытии от учета фактического количества и вида выловленного сырца краба, произведенной из него крабовой продукции, планируемой к реализации на рынках США и Японии. В результате сокрыта добыча более 3 тыс. т сырца различных видов краба, чем причинен экологический ущерб природным ресурсам на сумму более 130 млн руб. По совокупности преступлений Козлов признан виновным в злоупотреблении полномочиями и легализации денежных средств и приговорен к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

По сути единственным методом борьбы с таким способом незаконного лова считается проведение досмотровыми группами пограничных судов проверок в контрольных точках. Вместе с тем, в соответствии с Положением о порядке прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов, утвержденным в 1999 г. совместным приказом Федеральной пограничной службы и Госкомрыболовства, не предусмотрено постоянное нахождение патрульных кораблей в этих точках, а равно обязанность капитанов промысловых судов дожидаться их прихода с целью проведения контрольных мероприятий. Эффективность данного метода невелика и потому, что проведение проверочных мероприятий в море при неблагоприятных погодных условиях зачастую просто невозможно.

Практика показывает, что промысловые суда официально зарегистрированных и занимающихся легальным бизнесом предприятий осуществляют незаконную добычу биоресурсов, как правило, путем укрытия от учета части улова, с неотражением его в судовых журналах и судовых суточных донесениях, с искажением коносаментов, заменой видового состава рыбопродукции и соответствующей маркировки. Именно такие обстоятельства выявлены следователями Камчатской прокуратуры при расследовании уголовного дела в отношении капитана плавбазы «Курильская гряда». По данным следствия, незаконная деятельность на судне была организована по определенной схеме, позволяющей принимать с судов-добытчиков браконьерские уловы минтая, перерабатывать их и отгружать нелегально произведенную продукцию на транспортные суда. При каждой неучтенной отгрузке создавался «дефицит», который, в свою очередь, вновь пополнялся неучтенной продукцией до допустимых показателей. В схеме было задействовано 8 добывающих и 3 транспортных судна и произведено 1200 т продукции, не зарегистрированной в судовых документах и суточных донесениях.

Мероприятия по установлению и задержанию браконьеров в Дальневосточном бассейне - не единственная мера. Желательны также действия, которые стимулировали бы заход отечественных рыбопромысловых судов в российские порты, продажу добытой рыбы на территории России. Считаем, что целесообразно законодательно запретить прямой вывоз из России морепродуктов, добытых в исключительной экономической зоне, введя обязательный учет и декларирование всех добытых биоресурсов в российских портах с тем, чтобы добытая рыбопродукция оформлялась на таможенной территории России. Таким образом, экспорт рыбопродукции должен быть разрешен только после захода судна в ближайший российский порт по пути следования и таможенного оформления груза. Принятие нормативной правовой базы, четко регулирующей порядок реализации продукции из водных биоресурсов как на внешнем, так и на внутреннем рынке, позволит упорядочить рыночные экономические отношения в данной сфере.

Однако указанные методы борьбы с браконьерством неприменимы по отношению к «пиратским» судам, откровенно ведущим незаконный промысел. Если в 90-е гг. незаконным промыслом так или иначе занимались почти все компании, то в настоящее время произошла достаточно четкая их сегментация. Часть компаний окончательно и бесповоротно ушла в тень, став браконьерами в классическом смысле этого слова. Именно они являются главными фигурантами знаменитых "морских гонок", заканчивающихся либо бегством в территориальные воды других стран, либо стрельбой, иногда даже и стрельбой на поражение. Это фирмы-однодневки, откровенно ведущие незаконный промысел с «пиратскими» судами, не внесенными в регистр, либо находящиеся в районах разрешенного лова суда-двойники с одинаковым названием и техническими характеристиками. Экономической основой их деятельности является повышенный спрос на валютоемкие водные биоресурсы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, и в первую очередь, в Японии. О широкомасштабной сдаче такими судами рыбопродукции в иностранных портах свидетельствуют данные российских консульств.

Ярким примером подобной деятельности является обнаружение пограничным патрульным кораблем 22.12.05 промыслового судна «Саурдоу», производящего незаконный вылов краба. Судно не имело приписки к портам Российской Федерации, разрешения, лицензии, судовой роли экипажа и других документов, регламентирующих ведение промысла водных биоресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Оно было остановлено только после применения бортового оружия, пуска ракет патрульным самолетом и получения пробоины в носовой части. Вместе с тем, после снятия досмотровой группы судно вновь пыталось скрыться. Следователи Камчатской природоохранной прокуратуры смогли осуществить задержание экипажа и руководителя только в порту Корсаков Сахалинской области, доставив подозреваемых в город Петропавловск-Камчатский самолетом пограничной авиации. В настоящее время уголовное дело рассматривается судом.

Как ни странно это звучит, но владельцем значительной части судов-браконьеров является Российская Федерация. Как показывают материалы прокурорского надзора, условием, способствующим совершению браконьерства, является передача конфискованных судов в аренду коммерческим структурам.

Например, в августе 2006 г. в результате широкомасштабной операции с использованием авиации и патрульных судов в территориальных водах Охотского моря на промысле живого краба задержан СТР «Гарус», находящийся в аренде у сахалинского ООО «Океанресурс». Ранее, в марте 2005 г. судно конфисковано по решению Петропавловск-Камчатского городского суда в доход государства с последующей передачей в аренду указанному предприятию. Аналогичная судьба у других браконьерских судов, собственником которых стала Российская Федерация: судна «Ария», по инициативе прокурора уже второй раз конфискованного судом, а также траулера «Амарель», краболовов «Сергач» и «Сильвер Фин». Все указанные суда были переданы территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в аренду коммерческим структурам. Это не нарушает действующего законодательства, но и не исключает дальнейшего использования судов на браконьерском промысле при невозможности их повторной конфискации. По нашему мнению, конфискованные суда после обращения в доход государства целесообразно продавать, что обеспечит реальное поступление денежных средств в федеральный бюджет и не будет препятствовать повторной конфискации в случае незаконного промысла новым собственником.

Серьезнейшей проблемой является незавершенность формирования нормативной правовой базы на федеральном уровне. Достаточно сказать, что из более чем 30 нормативных правовых актов, которые должны быть приняты в развитие Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принят лишь один - «Типовые правила рыболовства». Отсутствует необходимая нормативная правовая база для закрепления рыбопромысловых участков за пользователями на конкурсной основе, а также типовые правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Наличие пробелов законодательства, прежде всего федерального, а также неправомерные действия федеральных и региональных органов исполнительной власти обусловили сложную экономическую ситуацию с распределением биоресурсов на Камчатке, что вызвало обострение социальной напряженности в обществе и массовые протесты рыбаков.

Прокуратурой Камчатской области в ходе общенадзорных проверок неоднократно выявлялись письма должностных лиц Министерства сельского хозяйства и Госкомрыболовства, адресованные органам исполнительной власти субъекта РФ, по вопросам распределения квот на биоресурсы. В нарушение Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009, они издавались в непредусмотренной форме (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается), без согласования действий Министерства сельского хозяйства, Минэкономразвития и Минфина, и без обязательной государственной регистрации.

Одно из серьёзных препятствий в борьбе с браконьерством - коррупция, пронизывающая все стадии - от распределения квот на вылов биоресурсов, контроля за промысловой деятельностью судов в море, до процесса перемещения, транспортировки и реализации изъятой и конфискованной рыбопродукции, которая обусловлена обострением конкуренции в получении квот, растущим дисбалансом между количеством и мощностями флота и рыбными запасами6. Тем, кто не получил квот либо получил их в недостаточном количестве, приходится либо уходить из бизнеса, либо становиться браконьерами, чтобы компенсировать свои убытки.

Прокуратурой области предъявлено обвинение в халатности вице-губернатору Камчатской области, одновременно занимавшему пост председателя межведомственной комиссии по определению долей для прибрежного рыболовства, вследствие бездействия которого оказались не распределенными квоты на добычу краба (в 2004 г. - 1471 т, а в 2005 г. - 465 т), что, по заключению Счетной палаты РФ, повлекло причинение крупного ущерба государству на сумму 133 млн 740 тыс. руб. Расследование дела завершено, обвиняемый и его защитник знакомятся с материалами уголовного дела.

Полагаем необходимым в ближайшее время на федеральном уровне разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую регулируемый «прозрачный» оборот долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов, поскольку отсутствие четких правил распределения квот и полномочий в данной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами в условиях обострения конкуренции и сокращения сырьевой базы продуцирует браконьерство и порождает коррупцию во всех звеньях рыбодобывающей сферы.

Деятельность должностных лиц, находящихся непосредственно на рыбодобывающих судах и уполномоченных контролировать использование водных биологических ресурсов, также зачастую идет вразрез с интересами государства. Так, приговором Петропавловск-Камчатского городского суда признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), инспектор рыбоохраны Камчатской госморинспекции Северо-Восточного пограничного управления ФПС Виталий Химионов, ненадлежаще исполняющий свои обязанности по контролю за ведением промысла траулером «Тайко Мару 63», что повлекло причинение ущерба рыбным запасам на сумму свыше 5 млн руб.

Весьма неблагоприятно на состоянии законности в области обеспечения сохранности водных биоресурсов сказывается противоправная практика деятельности научных учреждений, когда под видом добычи для исследования фактически ведется незаконное промышленное рыболовство. Так, в июле текущего года в акватории Берингова моря по следственному поручению прокуратуры задержан СРТМ-К «Алгазея», работающий по научной программе исследования тихоокеанских лососей Федерального агентства по рыболовству и по рейсовому заданию проведения научно-исследовательских работ ФГУП «Нацрыбресурсы». По данным следствия прокуратуры, капитан судна и научные сотрудники почти троекратно занижали размеры суточных выловов лососей в официальных научных и рыбопромысловых судовых документах. Из 75 т находящейся на борту продукции, выпущенной из добытого сырца, по документам проведено немногим более 25 т. Таким образом, реализация научной программы имела фактически ничтожный результат, а экологический ущерб, причиненный государству, составил более 28 млн руб. Промысел и отгрузка продукции с судна велся под контролем инспекторов КГМИ и Россельхознадзора.

Заключительным звеном цепи коррупционных проявлений в сфере оборота водных биологических ресурсов являются нарушения при реализации изъятой правоохранительными органами незаконно добытой рыбопродукции. Прокуратурой области направлено в суд уголовное дело в отношении руководителя Камчатского регионального отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ) в совершении 3 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По данным следствия, действия этого руководителя регионального отделения РФФИ, уполномоченного пополнять бюджет государства за счет продажи арестованного, изъятого и конфискованного имущества, шли вразрез с интересами государства. Через несколько месяцев после его назначения «заработала» схема незаконной реализации имущества, позволившая ее новому руководителю удовлетворить личные интересы. Нарушая порядок реализации арестованного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации и не получая полной оплаты стоимости указанного имущества, руководитель РФФИ заключил несколько договоров купли-продажи арестованного имущества, а также выдал доверенность предпринимателю на получение рыбопродукции, переданной для реализации в РФФИ. Особенность сделок была такова, что оплата данной рыбопродукции предпринимателями не производилась, и деньги в бюджет Российской Федерации не поступали, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в виде ущерба бюджету на сумму свыше 2 млн руб.

Другой проблемой, препятствующей искоренению или снижению числа преступлений, является огромная пропасть, лежащая между декларированием официальными лицами и средствами массовой информации того факта, что браконьерство в исключительной экономической зоне России представляет собой угрозу национальной и экономической безопасности, и имеющейся правовой действительностью.

Установленная законодателем ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 253 и 256 УК РФ, неадекватна их общественной опасности, поскольку закон относит эти преступления к категории небольшой тяжести. Даже за незаконную добычу водных животных, совершенных организованной группой (ч. 3 ст. 256 УК РФ), максимальное наказание виновным не может превышать 2 лет лишения свободы. Необходимо усилить контроль за исполнением законодательства о водных биологических ресурсах и обеспечить защиту интересов государства, чтобы и капитан судна, и директор компании, отправляясь на незаконный промысел, четко понимали - впереди их ждет лишение свободы, а браконьерское судно будет конфисковано. Для этого следует внести изменения в уголовное и административное законодательство, ужесточив ответственность за нарушение соответствующих норм.

Наряду с уголовно-правовыми мерами - привлечением к уголовной ответственности капитанов судов и организаторов преступного промысла, с целью предупреждения совершения преступлений в данной сфере следует применять административные меры воздействия на нарушителей закона. Органами прокуратуры Камчатской области активно используются полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц - владельцев рыбодобывающих судов. В 2005 г. по постановлениям прокуроров за нарушение правил промысла в доход государства конфисковано 11 крупнотоннажных морских промысловых судов, что вдвое больше, чем за все предыдущие годы со времени введения указанной административной санкции в июле 2002 г.; 11 судов обращено в доход государства в текущем году. Общая сумма штрафных санкций по указанным делам составляет 161 млн руб.

Полагаем, что конфискация судов, их оборудования, орудий незаконного лова в рамках производства об административном правонарушении в отношении юридических лиц, наряду с уголовным преследованием капитанов судов и иных должностных лиц, позволяет обеспечить комплексный подход в профилактике незаконной добычи и оборота биоресурсов.

Не секрет, что отсутствие упорядоченности и координации в деятельности правоохранительных органов в сфере контроля и надзора за использованием и охраной водных биологических ресурсов отрицательно сказывается на эффективности борьбы с преступными и иными нарушениями законодательства о водных биологических ресурсах. Средством ее устранения является регулярное проведение координационных совещаний. Прокуратурой Камчатской области они проводятся ежегодно, с выработкой конкретных мер, направленных на полноценное межведомственное взаимодействие всех органов, участвующих в борьбе браконьерством.

В августе 2006 г., благодаря четкой координации на уровне прокуратуры области, совместным усилиями природоохранной прокуратуры, УВД области и государственной морской инспекции Северо-Восточного погрануправления ФСБ России, осуществлена широкомасштабная операция по выявлению и ликвидации браконьерского промысла лосося и привлечению виновных лиц к ответственности. Быстрые и слаженные действия прокуратуры, милиции и пограничников позволили добыть и зафиксировать доказательства совершения сразу нескольких тщательно организованных и спланированных преступлений, пресечь незаконную добычу лосося, исчисляемую десятками тысяч тонн. В самый разгар незаконной браконьерской деятельности, прямо с борта ведомственного вертолета группа произвела высадку на плавзавод «Олег Зверев», проверила трюмы транспортного рефрижератора «Экопасифик-2» и побывала на борту большого автономного траулера-морозильника «Семиозерное». По результатам совместной операции Камчатской природоохранной прокуратурой возбуждены 3 уголовных дела, 2 дела об административном правонарушении, наложен арест на суда плавзавод «Олег Зверев», ТР «Экопасифик-2», БАТМ «Семиозерное», изъята вся незаконно добытая рыбопродукция.

Активная пропаганда деятельности правоохранительных органов является одним из действенных средств борьбы с браконьерством, направленных на формирование негативного отношения в обществе к указанному явлению, повышение общепредупредительного воздействия уголовно-правовых и иных мер. В прокуратуре Камчатской области налажено регулярное информирование населения о фактах нарушения закона, результатах расследования и судебного рассмотрения уголовных и административных дел. Только в текущем году по теме борьбы с биоресурсами состоялось 232 выступления прокуроров в местных, региональных и общероссийских СМИ, а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Как правило, все выступления содержат данные о размерах и масштабах ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам, о результатах следствия, назначенных судом мерах наказания, суммах штрафов и размеров конфискаций и исковых требований прокурора. Подобная практика, на наш взгляд, способствует формированию у населения уверенности в недопустимости посягательств на природные ресурсы, неотвратимости уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Изложенное подтверждает тезис о том, что государственная политика, направленная на борьбу с криминальной деятельностью, является частью проблемы оптимизации распределения ресурсов7, а эффективность использования водных биологических ресурсов определяется состоянием российской экономики и ее правовой базы. Это позволяет с уверенностью утверждать, что борьба с браконьерством не может быть успешной, если она ведется исключительно карательными мерами, без создания системы эффективного управления водными биологическими ресурсами с использованием рыночных механизмов и современной правовой базы, способной регулировать указанные отношения. Не менее важно проведение государственной политики правового воспитания граждан и мероприятий по активной пропаганде через средства массовой информации положительных результатов деятельности правоохранительных органов. Государство может стать реальным собственником биоресурсов лишь путем создания согласованной системы правовых, экономических и идеологических мер предупреждения и целенаправленного противодействия браконьерству.

Литература

1.Блинов А. Золотые сети браконьеров // Финанс. 2006. 26 июля. С. 23-24.

2. Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3. С. 5.

3. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 1988. С. 84-85. Причины экологических преступлений. М., 1988. С. 84-85.

4. Доклад III Красноярского экономического форума «Развитие Востока России». М.: Институт региональной политики. С. 77.

5. Методическое пособие по документированию, раскрытию преступлений, совершаемых в рыбном промысле, переработке и обороте водных биоресурсов. - Хабаровск, 2001. С. 5.

6. По имеющимся данным, к концу 90-х гг. в распоряжении дальневосточных рыбопромысловых компаний имелось более 1000 судов разных классов, однако установленные объемы допустимых выловов обеспечивали работой только 600 из них. Вследствие истощения рыбных запасов объемы допустимых уловов уменьшаются, особенно в Охотском море. Ежегодное сокращение составляет 10-12% в год за счет резкого сокращения численности видов, пользующихся спросом на внешнем рынке (минтай, лосось, сельдь, треска, крабы) // Доклад на III Красноярском экономическом форуме «Развитие Востока России». М.: Институт региональной политики. С. 76-77.

7. Исследования американского экономиста, лауреата Нобелевской премии (1992 г.) Гери С. Беккера убедительно показывают с экономической точки зрения, что «преступная деятельность - такая же профессия, которой люди посвящают время, как и столярное дело, инженерия или преподавание. Люди решают стать преступником по тем же соображениям, по каким другие становятся столярами или учителями, а именно потому, что они ожидают, что "прибыль" от решения стать преступником - приведенная ценность всей суммы разностей между выгодами и издержками, как неденежными, так и денежными, - превосходит "прибыль" от занятия иными профессиями» // Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем (THESIS). М., 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 33-34.