Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Материалы XIV Международных Рождественских образовательных чтений (30.01.06)

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II

Сердечно приветствую участников XIV Рождественских образовательных чтений и поздравляю с минувшими великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума - Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.

В этом году основная тема Чтений - соотношение и взаимодействие образовательных и церковных институтов в целях сохранения и упрочения вековых традиций российского образования и получения наиболее продуктивных результатов проходящих в данной сфере реформ. 

Думаю, что все согласятся с тем, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Православная Церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого - обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Образование как одна из функций общественного развития определяет эффективное взаимодействие всех его составляющих. Поэтому очевидно, что социальное партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня как никогда ранее, особенно при выработке ценностных ориентиров у подрастающих поколений.

На наш взгляд, христианские духовно-нравственные ценности, закладываемые в процессе образования, составляют фундамент гармоничного развития личности и являются столь же неотъемлемым достоянием народов России, как и памятники материальной культуры. Если государство признает в качестве национального достояния православные храмы, иконы, причем, оставляя эти культовые сооружения и церковные святыни в своей собственности, возникает вопрос: почему в нашей стране до сих пор отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования? Почему, как и в годы государственного атеизма, мы встречаем столь активное противодействие преподаванию в школах предмета «Основы православной культуры и этики», а дипломы выпускников богословских учебных заведений или ученые степени, полученные в духовных академиях, по-прежнему не признаются государством?

Нам уже неоднократно приходилось говорить, выступая перед самыми высокими аудиториями, что, к сожалению, в существующей законодательной базе Российской Федерации до сих пор практически полностью отсутствует правовое регулирование негосударственного сектора образования, в том числе и религиозного. В результате в России, в отличие от большинства европейских стран, не разработаны правовые основы государственного признания и поддержки религиозных образовательных учреждений и преподавания основ знаний о религии в школе.

Кому-то покажется странным, что религиозные организации претендуют на государственную поддержку своих учебных заведений. Но сегодня всем нам необходимо осознать, что сфера образования - это один из важнейших элементов становления гражданского общества в России, а священнослужители и верующие граждане России - это его интегральная часть. И дело даже не в их числе, хотя оно весьма велико, а в их праве, как граждан демократического государства, получать государственное и общественное признание своей деятельности.

Мы глубоко убеждены, что наша общая забота о будущем нашего Отечества не может быть отделена от попечения о воспитании подрастающего поколения, равно как и от вопросов подготовки высокообразованных, профессионально подготовленных специалистов, обладающих мощным интеллектуальным потенциалом и способных достойно представлять российскую науку на международном уровне.

Апостол Павел, обращаясь с посланием к Солунским христианам, призывает их, испытывая все возможное, держаться исключительно доброго (ср.: 1Фесс.5,21). Следуя этому мудрому не только в духовном, но и в житейском отношении совету, сегодня необходимо с особой внимательностью рассмотреть и оценить процессы, происходящие в области образования и воспитания, и выработать наиболее эффективные методы взаимодействия школы и Церкви для решения наиболее острых вопросов современности.

Вполне очевидно, что прочная и целостная структура, каковой, без сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие российского народа.

Наиболее ярким отражением памяти наших современников о великих событиях прошлого стало торжественное празднование в минувшем году ряда исторических юбилеев, явившее неразрывную внутреннюю связь многих поколений россиян и нашедшее живой отклик у широкого круга общественности. Наиболее значимыми датами этого ряда стали юбилейные торжества в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, 625-летия Куликовского сражения, 300-летия просвещения Камчатки светом Православия, первое празднование Дня народного единства.

Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировал, что исторический опыт и героическое прошлого нашего Отечества положительно воспринимаются молодым поколением россиян, и это должно послужить добрым основанием для созидания нашего общего будущего.

В то же время выработка новых стратегий образования и воспитания, учитывающих необходимость перестройки системы ценностей, - это сегодня, пожалуй, наиболее сложная, но и наиболее важная задача. Она недостаточно осмыслена, и поэтому существенна сама ее постановка, требующая критического анализа уже привычных и наработанных подходов.

При этом мы должны помнить, что наша страна уже проходила через соблазны построения «нового мира». Творцы светлого будущего уже обещали нашему народу, что «мы наш новый мир построим», - всем нам хорошо известен печальный итог этого строительства. Поэтому на очередном этапе своего исторического бытия мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок. Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения. В то же самое время обществу необходимо проникнуться идеей духовного обновления жизни, к которому и призывает Православная Церковь.

Поэтому, когда мы говорим о возрождении православных традиций образования и воспитания, мы не должны понимать под этим только восстановление исторически существовавших форм православного образования - таких как воскресная школа, православная гимназия, духовная семинария и академия и т.д. Сегодня нельзя понимать православное воспитание и образование только в узком смысле и ограничивать эти понятия только специальным образованием - традиционным духовным или современным теологическим. Необходимо признать, что в настоящее время главной задачей православного воспитания и образования является формирование целостного христианского мировоззрения у подавляющего большинства жителей страны.

Можно сказать, что в наше время традиционные социальные институты, такие как семья, школа и религиозная община, уже зачастую не оказывают решающего влияния на формирование мировоззрения людей, особенно молодого поколения. Огромное значение для формирования системы ценностей современного информационного общества имеют средства массовой информации. Не учитывать этого фактора нельзя, в противном случае все усилия изменить нравственную ситуацию в сфере образования и воспитания будут сведены на нет. Сегодня необходимо всерьез поставить вопрос о том, чтобы деятельность средств массовой информации соответствовала национальным интересам России.

Поэтому когда мы говорим о возрождении традиций православного образования, мы должны иметь в виду не только дальнейшее развитие исторически существовавших форм, о которых уже упоминалось выше, но и поиск новых форм адекватного свидетельства духовно-нравственных ценностей Православия нынешнему поколению россиян. По сути дела, сегодня речь идет о формировании новых традиций православного образования, использующих современные информационные технологии и учитывающих мировоззренческие установки современных людей.

В наше время очень опасно и неэффективно идти по пути запретов, хотя в целях духовной безопасности государство и должно налагать ограничения на показ фильмов и передач, пропагандирующих безнравственный образ жизни. Нам необходимо приучать молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершать выбор духовных ценностей, укорененных в религиозном мировоззрении, традиционном для подавляющего большинства граждан нашей страны.

Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное воспитание. Если ребёнок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодёжной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, половая распущенность.

Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни - вот очевидные приоритеты для государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к социальному институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи. В духовном образовании мы видим серьёзную государственную задачу подготовки будущих священнослужителей, способных повлиять на нравственную атмосферу в приходской общине, а через неё в семье и обществе, способных быть духовными лидерами для молодых людей.

Учебные заведения - государственные и церковные - это место, где будущие члены общества и Церкви получают образование и воспитание. Но только тогда мы сумеем достигнуть желаемой стабильности и баланса сил в обществе, когда молодые люди, обучающиеся в разных типах учебных заведений, в реальности не будут отделены друг от друга, а будут учащимися единой национальной системы образования.

К сожалению, сегодня можно наблюдать тревожные тенденции, проявляющиеся в отчуждении определенной части наших сограждан от духовных ценностей, традиционно присущих российскому народу и оказавших огромное влияние на формирование менталитета и всего мироощущения наших соотечественников. Наиболее ярким проявлением этих тревожных симптомов является стремление некоторых средств массовой информации и общественно значимых персон к внедрению в сознание наших современников одностороннего, ущербного понимания фундаментальной характеристики российского государства, зафиксированной в Конституции и определяемой термином «светскость». Несмотря на очевидную противоречивость атеистического толкования данного понятия, вступающего в прямое противоречие с принципом свободы совести, зафиксированным в том же Основном законе, подобные тенденции продолжают играть свою неблаговидную роль, формируя в обществе атмосферу социальной напряженности и становясь причиной мировоззренческой и этнической нетерпимости.

Посеянный таким образом соблазн приносит свои горькие плоды. Несмотря на все усилия Церкви по приобщению молодого поколения к духовно-нравственным основам нашей страны, Православие до сих пор лишено эффективных, действенных механизмов для достижения положительных результатов в решении социально и культурно значимых задач.

Убеждён, что только консолидация усилий в деле просвещения станет залогом укрепления государства и стабильного экономического роста страны, позволит каждому человеку и всему обществу обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к Вечному.

Наряду с перечисленными выше проблемами, важнейшее значение имеют вопросы, требующие обсуждения в ходе работы Чтений на пленарных заседаниях и отдельных конференциях, к которым, прежде всего, необходимо отнести вопросы соотношения роли школы, семьи, общества и Церкви в деле воспитания человека. Следует рассмотреть различные исторические аспекты становления образования в православном пространстве, обсудить варианты взаимодействия церковных и общественных институтов на поприще просвещения.

Особого внимания заслуживает проблема защиты жизни и здоровья подрастающего поколения, а также тема взаимоотношений Церкви с такими областями жизни человека, как культура и наука.

Вместе с тем необходимо самым пристальным образом рассмотреть вопрос о взаимодействии Церкви, армии и иных силовых структур. Деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности, внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошло в Челябинске, была совершенно исключена из жизни военнослужащих.

Надеюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в дело возрождения духовности в нашем Отечестве и по сложившейся за последние годы традиции станет значительным событием в церковно-общественной жизни страны.

Желаю всем участникам Рождественских чтений помощи Божией и плодотворных трудов на благо церкви Христовой и наших народов.

А.Фурсенко, Министр образования и науки РФ

Рождественские образовательные чтения стали доброй традицией в практике сотрудничества государства и церкви. Они вдохновляют российское общество на обновленное осмысление предназначения образования не только как обучения и подготовки профессионалов, но и, в первую очередь, духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира юношества, осознания им своего жизненного предназначения.

Сегодня, в ХХI веке, наблюдается усиление роли религии, рост ее влияния на все сферы общественных отношений в России и одновременно развитие мировоззренческого многообразия в российском обществе. Только учитывая диалектику этих процессов, можно налаживать сотрудничество государства и религиозных организаций, в том числе в деле духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул, что "развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации".

В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Это является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

В субъектах РФ осуществляется разнообразная совместная деятельность органов управления образованием с религиозными объединениями по духовному, нравственному, культурному образованию и воспитанию, реализации совместных социальных программ, противодействию деятельности деструктивных религиозных культов. Так, в Саратовской, Вологодской и других областях совместно с епархиальными управлениями проводятся форумы православной молодежи, творческие конкурсы "Моя семья", "Предки, о которых я хочу рассказать", детские православные и краеведческие лагеря, в которых организуется добровольный труд детей и подростков по восстановлению православных святынь - часовен, храмов, святых источников, исторических некрополей.

Проведение совместно с Русской Православной Церковью детских творческих конкурсов, православных лагерей все более убеждает в том, что эта деятельность с удовлетворением воспринимается многими семьями - детьми и их родителями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Значительными возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. Положительно зарекомендовала себя программа "Отечество" по развитию краеведческой деятельности учащихся, изучению родного края, истории, традиций, культуры, которая объединяет в своих рядах более 2 млн детей и взрослых. Она в целом направлена на то, чтобы пробудить, сформировать в ребенке с ранних лет любовь к его малой Родине, любовь к Отечеству.

В ряде субъектов РФ действуют соглашения между органами государственной и церковной власти, в частности, с епархиальными управлениями Московского патриархата Русской православной церкви (в Белгородской, Костромской, Смоленской, Рязанской, Архангельской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и др.), с духовными управлениями мусульман (в Карачаево-Черкесской Республике) подписаны и реализуются договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности.

Одно из важнейших направлений совместной деятельности - подготовка педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания. Cегодня далеко не каждый педагог и управленец системы образования готов к такой работе, поэтому одна из основных задач - создание условий для самосовершенствования педагогов. Минобрнауки России в рамках координируемых федеральных целевых и ведомственных программ проводит научные исследования, посвященные разработке методических принципов изучения исторических и культурных основ мировых религий в образовательных учреждениях, формированию системы повышения квалификации преподавателей.

В условиях эскалации угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма в Российской Федерации нарастает потребность создания непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов по истории и культуре мировых религий, подготовленных к формированию у обучающихся установок толерантности, профилактике ксенофобии на основе равноправия национальных культур и религий. Религиозный экстремизм неприемлем в любых сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому для совершенствования профессионального религиозного образования Минобрнауки России считает возможным закрепление в ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предоставления учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) права реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов. Реализация конституционного принципа отделения церкви от государства не означает противопоставления их друг другу.

Полагаю, что основополагающие сведения об исторических и культурных основах мировых религий необходимо включать отдельными темами в курсы истории, обществознания, мировой художественной культуры, а также реализовывать в форме факультативных занятий при условии соответствующей подготовки учителей. В качестве обязательной и самостоятельной дисциплины введение этого курса в условиях профильного обучения возможно в рамках гуманитарного, социально-экономического профиля. Кроме того, изучение исторических и культурных основ мировых религий необходимо отражать в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности, в индивидуальных учебных планах учащихся.

Сегодня в регионах РФ по решению органов управления образованием преподаются разнообразные спецкурсы, факультативы и курсы по выбору (в Республике Ингушетия, Приморском крае, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Самарской областях - "Основы православной культуры"; в Республике Татарстан - "История религий"; в Смоленской области - "История православной культуры земли Смоленской"; в Иркутской области - "Религии мира"; в Ростовской области - "Православие и казачество"; в Ставропольском крае - "Основы мировых религий"). Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования призвано формировать у обучающихся представление о религии как важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий.

В настоящее время по согласованию с Минобрнауки России авторским коллективом под руководством директора Института всеобщей истории РАН академика А.О.Чубарьяна заканчивается подготовка текста учебного пособия по истории мировых религий для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля. Подготовленный текст учебного пособия был направлен на экспертизу в централизованные религиозные организации традиционных конфессий, от которых были получены замечания и предложения к указанному тексту. В настоящее время текст учебного пособия дорабатывается. Хочется с этой трибуны выразить особую признательность Московскому патриархату Русской православной церкви за внимательное заинтересованное прочтение этого текста и максимально доброжелательную скрупулезную критику.

Вообще Русская православная церковь постоянно подает конструктивный пример толерантного, ответственного, уважительного отношения к другим конфессиям, и это прекрасно видно на примере издания "Православной энциклопедии", содержащей фундаментальные сведения обо всех традиционных религиях. В 2005 г. Минобрнауки России при активном содействии депутатов Государственной Думы ФС РФ из федерального бюджета было выделено 10 млн руб. для поставки 2000 комплектов первых восьми алфавитных томов "Православной энциклопедии" в библиотеки 82 российских вузов. В 2006 г. на издание 3000 экземпляров "Православной энциклопедии" для распространения в образовательных учреждениях предусмотрены средства в сумме 5,2 млн руб. из федерального бюджета.

Не менее важное направление совместной деятельности - развитие социально-педагогической работы. Борьба с детской беспризорностью и распространением наркотиков, защита общества от наплыва порнографии, бесконтрольной пропаганды насилия и жестокости только тогда будут эффективными, когда будут опираться на укрепление общественных устоев и морали. Это важное совместное дело государства и религиозных объединений как носителей традиционных культурных, этических и духовных устоев нашего общества.

Надо отметить, что за последние годы во многих регионах России появились новые образовательные учреждения, ставшие поистине родным домом для многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников. Это детские дома и приюты при храмах и монастырях в Тверской, Калужской, Новгородской, Владимирской областях и многих других, которые поддерживаются совместными усилиями с органами управления образованием. Сама жизнь доказала их своевременность и востребованность. Но принимаемые меры, направленные на защиту наших детей, не будут в полной мере эффективны без активного взаимодействия семьи и общества, объединения наших с вами усилий по оказанию поддержки семье. И в этой связи считаю важной деятельность многих педагогических коллективов и религиозных организаций, направленную на возрождение национальных традиций, обращение к семейным национальным и духовным истокам, исторической памяти семей с учетом культурных, национальных и конфессиональных особенностей регионов, в которых они проживают.

Еще одно значимое направление - взаимодействие со средствами массовой информации. Сегодня как никогда остро стоит вопрос об информационной безопасности семьи и особенно детей и молодежи. На протяжении последних 10 лет подрастающее поколение, от которого зависит будущее нашей Родины, является объектом целенаправленного воздействия СМИ, производителей видеопродукции и компьютерных игр, где превалируют насилие и жестокость. Содержание многих фильмов, телепередач, интернет-сайтов не соответствует Декларации о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, противоречит закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", статья 14 которого предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

При этом мы не можем не принимать во внимание тот факт, что бурное развитие средств массовой информации, компьютерных сетей объективно способствует социализации личности молодого человека, позволяет использовать современные педагогические технологии. Нам надо совместными усилиями учить детей пользоваться средствами массовой информации, для чего необходимо формировать у подрастающего поколения телекоммуникационную грамотность, способность критически относиться ко всему, что они видят и слышат.

Поэтому педагогами и родителями сегодня широко обсуждается тема агрессивного Интернет-контента (наличие сайтов, содержание которых связано с тематикой насилия, порнографии, наркомании и др.). Именно по этой причине в нашей стране родители и учителя крайне настороженно относятся к использованию Интернета в образовательном процессе, а в некоторых случаях не только регламентируют, но и запрещают своим ученикам и детям пользоваться этой сетью. Данная проблема уже в течение нескольких лет успешно решается в развитых странах мира путем внедрения системы контентной фильтрации. Минобрнауки России в 2005 г. в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" разработало модель оригинальной системы контентной фильтрации, обеспечивающей эффективный и безопасный доступ в Интернет для образовательных учреждений Российской Федерации, а по желанию родителей - и при использовании компьютера в домашних условиях. И мы считаем абсолютно законным и необходимым внедрение этого программного продукта во всех учебных заведениях. Это наш долг перед молодыми россиянами и перед их родителями.

Дорогие друзья, за годы активного взаимодействия Минобрнауки России и Русской Православной Церкви сложилось достаточно много совместных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи - это Рождественские образовательные чтения и Всероссийская конференция "Русская школа", Глинские чтения, научно-практические конференции и семинары, круглые столы с представителями традиционных конфессий, что позволяет успешно решать стоящие перед нами общие задачи.

Хотел бы от имени Министерства образования и науки РФ и от себя лично поблагодарить всех вас - многолетних сподвижников Рождественских чтений.

Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.

И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю - Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Благодарю Вас за внимание!

В.В.Устинов, Генеральный прокурор РФ

Позвольте от души всех поприветствовать и поблагодарить организаторов этого крупнейшего образовательного форума.

Значение православного воспитания и образования, взаимодействия Церкви и государства в различных сферах общественных отношений трудно переоценить. Не сомневаюсь, что Рождественские чтения станут неординарным событием. Открылись чтения Патриаршим богослужением в Храме Христа Спасителя. Безусловно, это знаменательно для каждого участника чтений. Подобное начало вселяет надежду на успех нашего общего дела.

Для меня, как Генерального прокурора и как мирянина Русской Православной Церкви, а равно для миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьба нашей России, которая в моём сознании отождествляется с православной верой. Мы понимаем, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения народу России, помочь людям обрести подлинный смысл своего бытия и вечное спасение.

Но, к сожалению, ряд ключевых позиций и даже целые пласты современной российской жизни, которые, как мне кажется, уже давно должны быть освоены и облагорожены Православием, остаются пока в запустении и не обогащены нормами христианской нравственности.

Скажу больше: а много ли в России тех, кто готов признать простую истину: большинство наших проблем, какую бы сферу жизни ни взяли, связаны с нравственностью. А точнее, - с её отсутствием.

Ответ тоже, к сожалению, известен.

Между тем забвение именно духовности - главный источник наших бед и нашей слабости. Иначе не понять, почему Россия - крупнейшая по численности населения и территории европейская страна, обладающая практически неистощимыми природными, людскими, интеллектуальными ресурсами, пребывает в таком жалком состоянии. Возьмите бизнес, богатство, собственность.

Воинствующий атеизм коснулся трёх поколений. Это привело к тому, что хозяйство перестало быть, по определению русского философа протоиерея Сергия Булгакова, «явлением духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности»... Возобладал культ богатства без чести.

Но возрождение предпринимательской свободы, восстановление безусловного права человека на собственность нельзя вырывать из системы ценностей, в которой богатство есть результат созидательного труда, а труд - это долг перед Богом и людьми. Только тогда естественное стремление к материальному достатку «умеряется» влиянием высших нравственных принципов. В Евангелии недвусмысленно сформирована цель жизни человека: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6.33). Столь же ясно сформулирован и принцип её достижения:"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне" (Мф. 6.24). (Мф. 6.33). Столь же ясно сформулирован и принцип её достижения:(Мф. 6.24).

Мы все бываем на Западе. Богатый человек там называется бизнесменом, у нас - олигархом. Спрашивается, - почему?

Да потому, что крупные состояния там зарабатывались либо целыми династиями, как скажем Дюпоны, либо, как в случае с Биллом Гейтсом, - уникальными мозгами. Можно было бы гордиться, если бы миллиардером у нас стал известный на весь мир конструктор Калашников.

Однако, увы, в нашем Отечестве многомиллионные суммы подчас являются результатом неправедных дел.

Говоря об этом, я, безусловно, не имею цели стричь всех, что называется, "под одну гребёнку". И рад тому обстоятельству, что сегодня можно привести немало примеров поступков представителей современного бизнеса в лучших традициях Третьяковых, Мамонтовых, Морозовых.

Преступник должен нести ответственность. Прокуратура и другие правоохранительные органы принимают к тому меры. Эти меры не всегда адекватны сложившейся ситуации. Но победить зло можно лишь соединением усилий всего общества и возрождением духовных устоев, которые во все времена скреплялись верой и воспитанием.

Сегодня нужно не просто вести речь о воспитании. Сегодня важно в каждом воспитать гражданина, который понимает и принимает цель своего государства. Если этого нет, нет и гражданина.

Выдающийся русский философ Иван Ильин писал, что «такой человек может быть в стране, работать или торговать, но в чём же будет выражаться его гражданство, если ему нет дела до интереса, до цели, до задания, до судьбы данного народа и государства? Он явно будет пользоваться удобствами жизни и правами; но не будет нести ни обязанностей, ни бремени, ни ответственности; он будет паразитом, или приживальщиком, или, в лучшем случае, гостем, но не гражданином. А чтобы стать гражданином, он должен будет принять интерес государства так, как он принимает собственный».

Глубоко убеждён в том, что именно такое воспитание должно быть направлением не только системы государственного, но и духовного образования. Начинать его необходимо в семье и в школе.

Семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. В семье ребёнок учится ответственности за своё поведение. Именно ответственность является ограничителем свободы, которая в её сегодняшнем виде нередко выступает как свобода субъективного произвола. Воспитание ответственности помогает не потерять моральные качества личности, необходимые ей для правильного выбора между добром и злом.

Сегодня реализовать идею духовно-здоровой семьи чрезвычайно сложно. Люди часто далеки от сознательного исполнения родительских и гражданских прав. Но это не значит, что надо опускать руки. Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда душа ребёнка открыта. Принципиально важно, какие ценности войдут в его духовный мир. Что это будет: бесноватый нацизм, власть золотого тельца? Или, наоборот, ответственное отношение к собственной жизни, умение соотносить её с жизнью других людей?

Правоохранительные органы, в том числе прокуратуру, нередко упрекают в том, что мы слабо противостоим проявлениям экстремизма и ксенофобии. Не могу сказать, что эти упрёки безосновательны. Зачастую правоохранительные органы работают в режиме реагирования на свершившиеся факты.

Но каждому понятно, что силовыми средствами терпимости в межнациональных отношениях не добиться. Поможет духовное воспитание и образование. Между тем противников введения в школьный курс основ религии, как известно, немало. А среди них, как мне кажется, больше всего тех, кто как раз критикует всех и вся за слабость борьбы с экстремизмом.

Огромное значение имеет взаимное проникновение и взаимное обогащение государственного и духовного образования. Не раз высказывались предложения о необходимости через государственную поддержку открыть в университетах теологические факультеты. Это даст молодому поколению россиян в ходе студенческого общения ближе соприкоснуться с богословием и традиционными духовными ценностями. Не лишены практического смысла предложения о введении в учебные планы вузов проблемных курсов, на которых обсуждались бы мировоззренческие, этические, философские и иные вопросы.

Давно можно было бы разрешить и проблему признания дипломов и учёных степеней духовных школ Русской Православной Церкви. Это, несомненно, расширит участие священнослужителей в светском просвещении.

Иными словами, духовно-нравственное состояние общественной жизни, образование и воспитание на современном этапе развития - несомненные приоритеты для государства и Церкви. Ибо пустота и хаос в духовной жизни, которые появились как результат отклонения от традиционных ценностей, привели к духовному обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов.

В своей горькой прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как только в человеке исчезает духовность, как только его съедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления.

Конечно, в этом деле нельзя отрицать влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, не учитывать слабость государственной власти. Но главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: "Из сердца исходят злые мысли, - говорится в Евангелии, - убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15.19). (Мф. 15.19).

Правовое государство неосуществимо, если не будет понятия «неблагородный поступок», который оценивается мерой добра и зла. Давно известно: честный человек останавливается гораздо раньше, чем вступает в силу закон. А благородный человек - ещё ранее.

Не мной сказано: «если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нём может поддерживать только полицейский». Но и сам полицейский появляется не из пробирки. Он плоть от плоти представитель того самого общества, у которого нет понятия греха и совести. Отсюда и «оборотни», мздоимство, злоупотребления и другие прегрешения.

В том, что наше общество больно, - не сомневается никто. Общество надо лечить. Лечить самыми разнообразными средствами, среди которых не последнее место должен занимать контроль за соблюдением стандартов поведения человека. Стандартов, которые исключают использование прямо или косвенно должностного положения в корыстных и иных личных целях.

Указами Президента России и другими нормативными актами по каждому ведомству определён перечень должностей госслужбы, квалификационные требования, порядок назначения, аттестации, переназначения и т.п. Это сделано для того, чтобы в ходе административной реформы должности госслужбы заняли не только компетентные, но главным образом чистые помыслом и сердцем люди, действия которых будут прозрачны и контролируемы обществом. И если недостатка в правовой регламентации нет, то есть, к сожалению, дефицит исполнения требований нормативных актов.

Эта проблема, не сомневаюсь, будет преодолена. Но при условии, что и здесь будет поставлен духовный заслон, если все мы повернёмся к истокам нравственности, к пониманию духовной природы правонарушений. Это даст нашему обществу лекарство для их одоления. Весьма важно пастырское попечение о тех, кто находится на государственной службе. При отсутствии у них нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.

Дорогие друзья! Мне бы очень не хотелось, чтобы участники Рождественских Чтений восприняли моё выступление как констатацию только негативных моментов общественной жизни, хотя по долгу службы именно с ними приходится больше всего сталкиваться.

Российское общество в целом отнюдь не утратило своих устоев полностью. Не только социологические исследования, но и практика сегодняшней жизни фиксируют мощную инерцию традиционных ценностей, которые выросли из христианства. В массовое сознание возвращаются установки, утверждающие превосходство духовных начал над внешним устроением жизни и неограниченным стремлением к благам материальным.

Это обстоятельство позволяет надеяться на оздоровление страны тем, кому нужны не великие потрясения, а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией - творцом собственной истории. Но без деятельного сотрудничества православных мирян, ответственных граждан России - будь то государственный чиновник, учёный, предприниматель, приходской священник, - этого не достичь.

Политики, депутаты, учёные много говорят о необходимости консолидации здоровых сил общества, о единстве. Призывают к единству многие, если не все. Но, как часто бывает, каждый мнит центром только себя. А ведь требуется иное - объединить вокруг имени Божьего, чтобы с верой делать добрые дела для России, для людей, для самих себя. Вот почему для меня своеобразным девизом являются слова из второй главы Соборного Послания апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2.20). (Иак. 2.20).

В этой чеканной формуле Священного Писания - немалое поприще для приложения сил всякого основательного российского гражданина, всякого православного человека.

Мне представляется, что каждый должен определить для себя: если покаяние - это деятельное покаяние. Если соборность - это деятельная соборность, а не провозглашаемая на словах.

Уверен: мы не настолько утратили веру и не настолько лишились понимания слов Спасителя, чтобы не применить эти слова в своей жизни.

Рождественские Чтения проводятся в дни празднования Рождества Христова. В тропаре этого праздника красной нитью проходит мысль о том, что благодаря рождению в мир Спасителя людям воссиял «свет разума». То есть человечеству открылась возможность разумного богопознания. Познания на основании как Божественного Откровения, так и естественного порядка вещей.

Так неужели мы эту возможность не используем?

Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии

Христианское понимание образования в формальном отношении соответствует общепринятому, согласно которому образование есть формирование человеческой личности в процессе ее взросления, достижения совершеннолетия и социализации в соответствии с определенным идеалом.

В содержательном отношении церковное понимание воспитания и образования во многом совпадает с педагогическим идеалом, восходящим к античной традиции.

Согласно этому идеалу, подлинно образованный человек - это многосторонне развитая личность, имеющая устойчивые нравственные ориентиры, способная к самообладанию, познанию, профессиональной самореализации и раскрытию своего творческого потенциала. В то же время это социально ответственный человек, видящий свою жизненную задачу не столько в достижении индивидуального благосостояния, сколько в служении другим людям и обществу в целом.

В связи с этим смысл образования Церковь видит в приобщении человека к высокой духовности, нравственности и культуре, что является единством индивидуального и общественного. Воспитание и образование направлено на то, чтобы человек одновременно стремился к внутренней гармонии и к гармоничному устройству общества. Поэтому образование охватывает как индивидуальную нравственность (личные добродетели), так и социальную этику (включая правовое сознание и культуру общения). Оно имеет целью овладение как теоретическим мышлением, так и практическими, в том числе, профессиональными навыками.

В процессе образования человек приобщается к высшим достижениям национальной и мировой культуры: к философскому постижению мира и его эстетическому выражению в литературе и искусстве, к пониманию истории и многообразия культурных традиций, к результатам научного познания и технического прогресса.

Другими словами, образование есть приобщение к многовековой мудрости человеческой культуры и творчества, духовно-нравственным традициям своего народа.

Особое значение данное понимание образования получило на рубеже веков. Техногенные катастрофы, охватившие весь мир, показали, что надо, прежде всего, воспитать человека - гражданина, который сумеет воспользоваться во благо всеми чудесами технической мысли. Приходит понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несёт в себе религия, и духовно-нравственную составляющую образования, то многое из задуманного может просто не реализоваться.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования и предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не соответствует интересам государства и его народа. Если в социальной сфере будет продолжаться упор на детские дома как на форму существования беспризорных детей и сирот, а не будет укрепляться семья, то очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою» не станет нормой общественного сознания в стране, то старшее поколение будет жить бедно, без заслуженного внимания и заботы. Если ребёнок с малолетства не воспримет высокий христианский смысл заповеди «Не убий», то в утробе матери будут и дальше убивать зарождающуюся жизнь, а Россия все больше будет погружаться в демографический кризис.

Не случайно Рождественские чтения проходят в период празднования Рождества Христова и Крещения Господня, что даёт нам возможность особо понять, что главная ценность человеческой жизни - есть божественная жертвенная любовь к человеку во Христе, не потворствующая греху, а помогающая избавиться от него.

В связи с этим вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения как никогда актуальны. Ибо они выполняли и выполняют задачу вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым.

Эта задача не только современных поколений, она стояла и перед нашими отцами и дедами во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность русского образования с древних времён обусловливала его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Вчитайтесь в произведения русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, неспособной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. И действительно, русская литература вместе с её искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Странными в связи с этим кажутся происходящие в школах процессы, когда из учебных планов уходят дисциплины, связанные со сферой нравственных норм, и с удивительной быстротой и лёгкостью вводятся предметы типа «Планирования семьи», разрушающие личность ребёнка.

Школа занимает особое место в образовании и воспитании как один из важнейших институтов формирования личности. Ведь в нее приходит ребенок, а заканчивает уже достаточно взрослый, хотя и молодой, человек, с вполне определившейся системой ценностей и жизненных установок, которые в дальнейшем редко изменяются кардинально. Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека, который наделен бессмертной душой и разумом. Школа в процессе обучения не только передает учащемуся накопленные человечеством знания, представления, методы научного познания и творческого поиска, но через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности.

Известно, что российская школа в настоящее время претерпевает серьезные изменения, и очень важно, чтобы результатом этих изменений стало ее реальное усовершенствование. Я имею в виду не только рост качества образования, обеспечения компьютерами школ и улучшение положения педагогов, повышение их социального статуса, но и усиление воспитательной роли школы. В связи с этим перед нами стоит задача не столько критики современной системы образования, сколько поисков конкретных предложений и мер по утверждению лучших традиций отечественной педагогики в российской школе XXI в.

Исторический опыт нашей страны таков, что на протяжении многих столетий образование было неотъемлемым делом Церкви. Изначально все школы в Российском государстве были церковными, но и с появлением светских учебных заведений народное образование обеспечивалось сетью церковно-приходских школ. Первой в России высшей школой была Славяно-греко-латинская академия, которую основали греческие ученые братья-монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Академия стала первым научным центром и положила начало высшему образованию в стране. В ней обучались дети не только духовенства, но и аристократов, приказного дьячества, купечества и простых людей. Из Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII-XVIII вв., в том числе основоположник светской отечественной академической науки ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов.

Вообще христианство как мировоззрение и Церковь как институт явились колыбелью современной светской науки и образования. Лишь со временем наука, изучающая сотворенный Богом мир, стала развиваться отдельно, независимо от богословия, изучающего пути познания Бога. С тех пор светская наука ограничилась вопросом «Как устроен мир?», в то время как Церковь и ее институты дают ответ на вопросы «Зачем этот мир устроен?» и «Каковы в нем место и роль человека?». Те и другие познают законы Божии, но одни - физические, химические, биологические, социальные и т.д., а Церковь - духовные и нравственные законы.

Основным принципом церковного образования является единство обучения и духовно-нравственного воспитания. Любая сфера деятельности Церкви, в том числе образовательная, имеет своей основной целью спасение человека через его духовно-нравственное совершенствование. По словам Климента Александрийского, наш Педагог - Иисус Христос… у Которого любовь выставляется принципом, а богоподобие - целью воспитания с обращением особого внимания на душу. Учительная направленность христианства проистекает из заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28.19). Тем более и в первую очередь надо научить собственных детей знать Бога, любить Его и идти Его путем в Его Царство.

Из этих положений проистекают вековые традиции отечественной педагогики, которая всегда имела устремленность к идеалам святости и высокий нравственный потенциал. Даже после отделения школы от Церкви и установления атеистической власти в нашей стране процесс обучения неразрывно был связан с воспитанием высоких нравственных качеств. Педагогические взгляды Ушинского, Макаренко, Сухомлинского - это звенья одной цепи российской педагогики, которые ставили во главу угла воспитание самоотверженного и ответственного гражданина, патриота, готового на подвиг ради блага ближних, ради блага Отечества. Иначе наш народ не смог бы победить в Великой Отечественной войне, не смог бы первым подняться в космос, не имел бы внутренних сил после десятилетий атеистической пропаганды и богоборчества властей обратиться к вере отцов.

Сегодня Россия определяет для себя путь дальнейшего развития, и в этом процессе активно формируются новые цели и задачи школы. Еще мыслители древности говорили о значении воспитания подрастающего поколения для общественной и государственной жизни. Платон в своем «Государстве» рассматривал воспитание как могучее орудие в руках власти. Аристотель подчеркивал зависимость между общим образованием и строем общества, его нравственными нормами, которое оказывает влияние на его будущее. Действительно, сегодняшние дети будут строить свою частную и общественную жизнь, используя не только знания и умения, полученные в школе, но и те нравственные принципы, духовные ценности и мировоззренческие представления, которые сформировали их личность за время учебы.

На примере сегодняшней молодежи мы уже видим издержки воспитания начала 90-х гг. прошлого столетия. В этот период дети были практически предоставлены сами себе, поскольку взрослые были заняты политикой и установлением новых экономических отношений. В то время в средствах массовой информации шла самая откровенная пропаганда порока, а обществом овладевала коммерциализация всех сторон жизни. В результате молодой человек сегодня оценивает себя не как богоподобную личность, а как вещь, и готовится к тому, чтобы продавать себя, как товар. Для этого он стремится сделать себя не таким, какой он есть, творческой личностью, а таким, каким он потребен работодателю. Для этого существует даже профессия имиджмейкера, которая помогает человеку казаться кем-то и не быть самим собой.

Современная школа также склонна смотреть на процесс обучения как на товарно-денежные отношения. Она относится к учащимся как к капиталу, и от обучения их считает необходимым иметь проценты. Считается возможным ради получения гранта ввести в школьную программу такие дисциплины, которые наносят явный вред духовно-нравственному и физическому здоровью детей. Упорное нежелание признать необходимость духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе также является признаком потребительского сознания и остатком советской идеологии в современной школе.

Церковь не может не беспокоить излишняя ориентация на западные системы образования, которая играет порой доминирующую роль в реформах современной российской школы. И дело не только в том, что прагматизм и функциональный подход к образованию, когда в учебный план ставятся те предметы, которые способны обеспечить хорошую карьеру или материальное благополучие, могут губительно сказаться на общем образовательном уровне россиян. Дело в том, что бездуховность и отсутствие нравственного подхода в процессе преподавания способны уничтожить наш народ. Мы очень боимся, что нас ограбят, но надо больше переживать за то, чтобы нас не растлили духовно. Богатство можно снова накопить, а вот душу уже не восстановить в прежней чистоте.

Народное образование на Западе возникло в эпоху Реформации, поэтому оно изначально было пронизано секуляризмом. Такие основоположники западной педагогики, как Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег, выступали против религиозного воспитания в школе. Они и их последователи имели своей целью воспитание человека для жизни на земле. «Жить - вот ремесло, которому я хочу научить», - писал Руссо, определяя принципы своей педагогики. Под влиянием этих взглядов духовная составляющая была удалена из школьной педагогики, в школах Западной Европы было отменено преподавание Закона Божия, и вскоре там распространился практический материализм.

Сегодня западный мир сам признает себя духовной пустыней, где жизнь людей протекает лишь в материальном измерении, и нравственные нормы диктуются личной выгодой. Несмотря на экономическое благополучие, утрата христианской духовности порождает в западном мире все новые проблемы - и социальные, и политические, и личностные. Вследствие утраты евангельских норм жизни, основанных на любви к Богу и ближнему, в западном мире широкое распространение получили эгоцентризм личности и атомарность общества, на уровне которой полностью исчезает семья. Все это приводит к развитию массовых психических заболеваний от неврозов до шизофрении и аутизма. Многие проблемы теперь вошли и в жизнь нашего общества. Назову только часть: наркомания, распад семьи, демографический кризис, проявление национальной нетерпимости и экстремизма. Бездуховная школа, сугубо материалистическое образование и нравственная индифферентность педагогического процесса будут только усугублять эти проблемы и расширять их список.

Нормальная жизнь людей всегда базируется на историческом опыте, на прошлом народа. Опыт предыдущих поколений - и положительный, и отрицательный - дан живущим сегодня как маяк в деле созидания будущего. Он позволяет увидеть в исторической перспективе те непреходящие ценности, которые являются базисными для народа, и те шаги, которые подобно подводным рифам таят в себе опасность разрушения и гибели. В этой связи отрадно появление нового праздника России, который мы впервые праздновали 4 ноября прошлого года. День Народного Единства объединяет не только всех живущих в нашей стране сегодня, но и соединяет нас с теми, кто стоял у истоков Российского государства, раскрывает необходимость не только ратного, но и духовного подвига для защиты Отечества. Этот праздник должен утвердить в нашем обществе идеалы верности своему уникальному историческому пути, любви к Родине, единства и гражданской ответственности. Также и современная система образования призвана вносить в нашу жизнь, в жизнь будущих граждан России духовные и культурные ценности нашего Отечества, выработанные сотнями предыдущих поколений живших на этой земле.

Не так давно молодым поколением Церковь воспринималась лишь как система всевозможных запретов и ограничений. В то время как Православие - это не свод запретов, а норма жизни. Знакомство молодого человека с Православием не должно сводиться к запретам, молодежи необходимо показать красоту Православия, привести ее к осознанию того, что если и предпринимаются ограничения, то не как самоцель, а ради достижения и хранения этой красоты. Ведь когда врач лечит пациента, то предписывает ему ограничения не для того, чтобы лишить его жизни, а чтобы ее сохранить. Ликвидация духовной безграмотности будет способствовать обретению смысла жизни молодыми людьми, разрешению их внутренних противоречий, что, в конечном итоге, приведет к врачеванию социальных недугов. Например, человек, имеющий православное мировоззрение, не испытывает никакой социальной ненависти или нетерпимости, в том числе религиозной или национальной. Вот почему сегодня важно сохранить тот духовный стержень, который всегда присутствовал в образовании России.

Со стороны Церкви уже сделаны реальные шаги в этом направлении. Разработан курс «Основы православной культуры», который дает возможность современным школьникам помимо приобретения знаний стать по-настоящему широко образованными людьми, обогатить свой внутренний мир, познать духовные и нравственные законы и научиться строить свою жизнь на основе этих законов. Дети должны знать, что преступником является не только убийца или вор, но и тот, кто нарушает и нравственный закон - например, наркоман или лжец или человеконенавистник.

В ряде областей предмет «Основы православной культуры» уже введен в учебные программы средних школ. Но пока это возможно только в отдельных регионах. Однако там, где живут православные граждане, предмет «Основы православной культуры» должен быть введен в программу общеобразовательной школы независимо от частного мнения чиновников. Отсутствие преподавания Основ православной культуры лишает детей возможности изучить свою культуру, и в их сердцах находят отклик идеи, несовместимые с евангельскими принципами жизни.

Пользуясь тем, что на Рождественских чтениях присутствует министр образования и науки, хотелось бы обратиться к Вам, уважаемый Андрей Александрович: «Не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления, как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в их душу». Ведь в современном мире молодого человека окружает столько пороков и так мало любви. Преподавание Основ православной культуры должно стать социальным заказом, ибо этот предмет необходим для того, чтобы негативные явления перестали распространяться в молодежной среде, чтобы наше общество получило надежду на будущее.

Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро и формировать его добрым. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека. В ходе реформы могут меняться формы и методы достижения этой цели, но сама цель должна остаться неизменной.

Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Мы только начинаем осмысливать сегодня историю ХХ в, распутывать его "узлы". Понять прошлое, все дальше отступающее за рубеж нового тысячелетия, чрезвычайно важно для нас, для того, чтобы верно определить путь в будущее и не совершить вновь прежних ошибок, чего Россия, ослабленная доставшимися на ее долю испытаниями, может и не пережить.

Именно отступление от традиционных ценностей жизни, проверенных веками, и излишнее доверие к утопическому доктринерству, слепая вера в примат материального (будь то коммунизм или свободный рынок) привели к тому, что нашу страну потрясает невиданный никогда прежде в истории демографический кризис. Не следует слишком уповать на возможности перемен политических. "Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения, - писал И.А.Ильин. - Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства". А без этого, без преображения самих людей результаты любых перемен непрочны и эфемерны.

Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя, безусловно, и этот фактор, отводящий наше общество от возможности гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса, ни достаточными ресурсами для решения возникающих проблем. Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво.

Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие.

Гуманитарные дисциплины - филологию, философию, археологию, литературу, искусство, только исказив и искалечив, можно отстранить от христианского наследия. Церковь вовсе не имеет намерения растворяться в культуре, но в число задач Церкви входит возвращение культуре здорового и положительного начала, благодатного творческого импульса.

Несмотря на реальную многонациональность и многоконфессиональность русской жизни не стоит забывать о том, что, согласно социологическим опросам, около 80% населения современной России считают себя православными. Сам факт свободного волеизъявления, добровольного избрания людьми, которых больше никто не принуждает, веры, идеалами которой жили их предки, не может не впечатлять. И это не может не накладывать на всех нас, а в особенности на людей Церкви, величайшей ответственности.

Но есть и трудности на осуществлении этого пути. Они заключаются не столько в существующих программах, сколько в отсутствии глубокого православного осмысления нашей истории, ее великой литературы и культуры. На протяжении многих лет навязывались однобокие стереотипы и штампы, многие из которых глубоко засели в сознании людей и продолжают кочевать по учебным пособиям, даже самым новейшим. Одним наскоком здесь не обойтись, должна быть усердная целенаправленная деятельность по преодолению штампов обезбоженного мира.

Вместе с тем мы сами должны избегать нетерпимости, попыток отделаться банальностью и трюизмом от серьезных проблем осмысления нашего тысячелетнего наследия. Православие подразумевает перемену всей жизни и всех мыслей, означает необходимость для каждого в первую очередь увидеть грех не в другом человеке, а в самом себе.

Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Вот почему мы так ратуем за введение в школы православной культуры, где не в катехизической и не в сугубо церковной форме, но в контексте родной культуры и отечественной истории дети могли бы приобщиться к тому лучшему, что хранил наш народ на протяжении тысячелетия.

Реформы образования последних лет затрагивают все стороны общества, в том числе систему дошкольного воспитания.

Сегодня на основе концептуальных разработок, продолжающихся в течение последних 15 лет, создан ряд авторских программ на основе традиций православной культуры, сформулированы основные положения и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников, разрабатываются пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания маленьких детей. Создается библиотека пособий по их духовно-нравственному воспитанию. Практически все эти программы проходили презентацию на протяжении ряда лет на секции в рамках Рождественских чтений.

Подлинная русская культура обладает удивительной всеотзывчивостью, и веротерпимостью. Убежден, что никогда человек, причастный ей, не бросится с ножом на другого человека, иных убеждений, иной веры или цвета кожи. Об этом свидетельствует исторический опыт существования Российской Империи, собиравшей под своим скипетром многие народы разных вер, а изучение русской литературы и культуры, укорененной в Православии, вовсе не отторгалось другими народами России. В русских гимназиях училось немало детей, принадлежавших к другим конфессиям и религиям, в частности, мусульмане, буддисты, иудеи.

В свое время я посетил школу № 30 Нижнего Новгорода. Несмотря на ее государственный статус, она полностью носит православный характер. Всюду развешаны иконы, занятия начинаются и заканчиваются молитвой. Но что самое важное - в школе учатся не только православные, но и мусульмане. В частности, отец детей, посещавших Мекку, открыто заявил, что те не испытывают никакого дискомфорта, обучаясь в этой школе. В связи с этим мне хотелось бы сказать представителям государственных властей: не надо слишком усложнять вопрос о православии религиозных дисциплин в государственной школе. Между нами, православными, мусульманами, иудеями, составляющими свыше 90% населения страны, здесь не существует никаких разногласий. Давайте встретимся и обсудим этот вопрос. В конце концов, его можно вынести на референдум. Но в интересах стабильности нашей страны этот вопрос необходимо срочно решать. По-настоящему уважать человека другой веры будет тот, кто уважает веру своих предков, кто способен отстоять свои убеждения, благородство и человеческое достоинство.

Наших учителей даже в самые трудные годы не оставляло извечное стремление к доброму и прекрасному. Поэтому им близка православная культура. Даже в советское время уважали педагогический авторитет К.Д.Ушинского, стыдливо замалчивая его христианские убеждения. Пора вернуться к полному, неискаженному наследию русской педагогики, заложившему основы нашего национального учительства. Педагогическое наследие святителей Тихона Задонского и Феофана Затворника, Оптинских старцев, К.Д.Ушинского и С.А.Рачинского и многих других русских педагогов сегодня крайне востребовано.

Современная школа, несомненно, нуждается в реформе. Но в реформе неформальной, порожденной не только переменами экономическими, но основанной на том высшем и непреложном, что легло в основание тысячелетней российской государственности, что одухотворяло лучших русских педагогов и ученых, деятелей культуры и искусства. Образование, направленное исключительно на знание, сосредоточенное прежде всего на нуждах экономики, подвергается реальной опасности упустить из виду подлинную природу человека, не заметить его основные нужды, ибо не хлебом единым жив человек (Мф. 4.4).

Школа должна передавать те качества и достоинства — правдивость, мужество, храбрость, милосердие, верность, честь, благородство, жертвенность, душевную открытость, которыми отличались наши предки и благодаря которым Россия приобрела неповторимый облик, который все мы знаем и любим.

Церковь никогда не отвергала опыта человеческой жизни, даже негативного. Перенесенные нами испытания, если мы извлечем из них уроки, всегда могут стать школой возрождения и обновления. Без усвоения этих уроков не может быть подлинного выхода из образовательного кризиса.

Это ясно должна осознать наша творческая интеллигенция, наша научная и художественная элита. Русская Православная Церковь протягивает ей руку и призывает к соработничеству в деле возрождения нашей национальной культуры и России. Церковь Православная являет собою вступление в земной мир качественно иного миропорядка. В Церкви не прервана связь времен, в ней нет разрыва поколений, столь болезненного сегодня. Ведь нас объединяет Христос. От того, сумеем ли мы воспитать в православном духе подрастающее поколение, зависит будущее нашей Церкви и нашего Отечества.

Сама современная культура нуждается в осознании своих духовных корней и в определенном воцерковлении. Уместно здесь вспомнить замечательные слова, сказанные Святейшим Патриархом Алексием II: "Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции". Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой.

Православная культура может стать для нас самым надежным щитом, она способна нас защитить — с одной стороны, — от духа обскурантизма, нетерпимости и невежества; с другой — от владычества суеверий и оккультных лжеучений, к сожалению, получивших большое распространение в сегодняшней России.

Церковь призвана не отторгать, но стремиться к подлинному осмыслению не только русского и мирового культурного наследия, но и всего лучшего в современном нам творчестве, способствовать развитию современной отечественной культуры. Ведь от того, какими путями пойдет ее развитие, зависит наше будущее. Узкая профессиональная ориентация и сухой прагматизм был бы для нашей школы и наших национальных задач губительным. Необходима широта кругозора и взглядов, т.е. как раз то, чем традиционно была сильна русская школа.

Нам необходима сегодня совместная деятельность Церкви и творческой интеллигенции.

Мы часто слышим сегодня испуганные голоса, что Церковь пытается навязать школьникам свои убеждения и лишить их свободы выбора. Однако не нужно забывать, что именно христианство открыло перед людьми духовную свободу, предоставляя им возможность сделать осознанный выбор перед лицом своей совести.

Перед нами стоит величественная и благородная задача возрождения подлинного образования и приобщения к великой культурной традиции. Убежден, что благодаря этому мы окажемся способны победить рознь и вражду, унаследованные от прошлого столетия, и преобразить всю нашу жизнь, напомнить людям о высшем предназначении человека, созидательном для государства, благодетельном для общества, спасительном для личности.

Поэтому школа должна быть для ребенка не только домом учебы, но и местом усвоения и закрепления в душе высоких ценностей.

Можно сослаться на успешный опыт введения "Основ православной культуры" в целом ряде регионов России: Московской, Белгородской, Смоленской, Кемеровской, Новосибирской, Волгоградской и других областях. Особо следует отметить опыт Курской области, где курс "Основы православной культуры" был введен уже в 1997 г., а в 2005 г. была принята областная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2006-2010 годы". В ее реализации участвуют епархиальное управление, почти все комитеты исполнительной власти Курской области, общественные организации. Реальной помощью всем регионам России могло бы стать создание при Президенте РФ Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию, куда могли бы войти представители государственной власти, образования, общественных организаций, традиционных религиозных конфессий, деятели науки и культуры.

Только духовно-нравственное воспитание на основе усвоения традиционных ценностей способно противостоять миру бездуховности и насилия, разврата и вседозволенности.

Нам может помочь лишь подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме сотни разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие.