Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (18-19), Июнь 2006

Законодательное обеспечение борьбы со СПИДом

Г.К. Сафаралиев, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления

С момента выявления вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), который вызывает синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), это неизлечимое заболевание унесло десятки миллионов жизней. Стало очевидным, что распространение ВИЧ/СПИДа выходит за рамки чисто медицинской проблемы. Это вопрос стратегической, экономической и социальной безопасности всего общества, особенно для больших городов.

В 1999 году при Государственной Думе ФС РФ была организована и действует группа экспертов - ведущих российских ученых. Ее заседания проводятся с привлечением представителей различных комитетов Государственной Думы и прессы. Опубликовано немало статей, сняты телевизионные передачи. Цель всей нашей работы - профилактика ВИЧ/СПИДа с охватом всех регионов РФ.

По данным Российского центра по борьбе со СПИДом, в настоящее время наибольшее количество ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Московской области (15 803 чел.), в Москве (13 727 чел.), в Санкт-Петербурге (15 566 чел.), Свердловской (12 981 чел.), Иркутской (11 115 чел.) и Самарской (11 109 чел.) областях. Самые высокие показатели распространения ВИЧ-инфекции (число ВИЧ-инфицированных лиц на 100 тыс. населения) зарегистрированы в Иркутской области (407), Ханты-Мансийском автономном округе (394), Калининградской (373) и Самарской (339) областях.

Россия и соседние страны стали новым эпицентром глобальной пандемии ВИЧ/СПИДа, имея самые высокие в мире темпы распространения инфекции. Независимые российские и западные эксперты считают, что около 1,5 млн россиян заражены ВИЧ/СПИДом, что составляет более 2% взрослого населения страны. Эпидемиологи предупреждают, что при неблагоприятном развитии событий к 2010 г. ВИЧ могут быть инфицированы до 8 млн россиян - более 10% взрослого населения России. Эпидемия распространяется наиболее быстрыми темпами среди молодых людей в возрасте 15-30 лет, не являющихся наркоманами или гомосексуалистами. При современном масштабе эпидемии в России в ближайшие несколько десятилетий ВИЧ/СПИД представляет несомненную угрозу национальной безопасности и экономическому развитию страны.

Известно, что 30.03.95 был принят Федеральный закон по ВИЧ/СПИДу, гарантировавший бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ-положительным гражданам РФ, в том числе бесплатное получение ими медикаментов при лечении как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Однако прошедшие 10 лет показали, что положения Федерального закона не в полной мере реализуются на практике, а сам закон требует доработки.

В соответствии с изменениями Федерального закона по ВИЧ/СПИДу, внесенными в августе 2004 г., медицинская помощь ВИЧ-инфицированным должна предоставляться в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Из федерального бюджета финансируется лечение только одной категории - ВИЧ-инфицированных инвалидов. Обеспечение бесплатными медикаментами при лечении в амбулаторных условиях зависит от подчиненности специализированного медицинского учреждения. Подавляющее большинство учреждений, осуществляющих лечение и профилактику ВИЧ-инфекции, финансируются из бюджетов субъектов РФ. Поскольку регионы обладают различными экономическими и финансовыми возможностями, доступность медицинской помощи в различных регионах значительно варьируется.

Представляется целесообразным выработать единую стратегию для всех регионов РФ для борьбы с ВИЧ/СПИД, не растворить ее в текущем реформировании страны и общества. При этом необходимо исходить из следующих основных положений:

1. Проблема ВИЧ/СПИД стала проблемой национальной безопасности России. Если не осознать, что в настоящее время перед обществом выдвигаются новые задачи по мерам противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД, то Россия понесет катастрофический урон. Следует учесть, что ВИЧ/СПИД потенциально усиливает социальную напряженность и ведет к потере производственного и военного потенциала страны.

2. Руководству страны необходимо принять важные политические решения в области законодательства, финансов, научной и промышленной политики, направленных на противодействие ВИЧ/СПИД в общенациональном масштабе.

3. Федеральному руководству необходимо более критично оценить реальные возможности регионов в финансировании антиВИЧ/СПИД программ, учитывая все возрастающие затраты на лечение больных и новое законодательство о льготах.

4. Полнее учитывать региональный фактор для адекватной оценки постоянно меняющейся ситуации, для ее прогнозирования, а также для создания регионально-адаптированной системы мер противодействия.

5. Активно сотрудничать с международными организациями, в том числе на законодательном уровне.

6. Добиваться такой ситуации, при которой предлагаемые меры противодействия не создавали бы в обществе страх и панику, а способствовали формированию социально безопасной модели поведения, основанной на ответственности перед будущим.

7. Пересмотреть Федеральный закон 1995 года, принять закон о профилактике употребления психоактивных веществ и др.

Необходимо отметить ряд позитивных сдвигов, произошедших в последнее время. В течение 2005 г. Минздравсоцразвития РФ в результате прямых переговоров с фирмами-производителями оригинальных препаратов достигло конкретных договоренностей по снижению цен на основные антиретровирусные (АРВ) препараты. В рамках проекта «Глобус» 3 раунда Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией уже удалось достичь договоренности о снижении закупочной стоимости основных препаратов до 1500 долл. США на пациента в год. Важным шагом в направлении расширения доступности АРВ-терапии явилось решение выделить дополнительные средства в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в размере 3,1 млрд руб. на противодействие ВИЧ-инфекции в 2006 г., большая часть которых (1,6 млрд руб.) предназначена для обеспечения АРВ-препаратами

Несмотря на это цены на АРВ-препараты, которые в настоящее время в России являются одними из самых высоких в мире, продолжают оставаться одной из основных проблем в плане обеспечения доступа к лечению. Это связано с целым рядом факторов: наличием на рынке лишь дорогих оригинальных препаратов, децентрализованными закупками, которые не позволяют получать существенных скидок и пр.

В ряде стран проблема снижения цен на АРВ-препараты решена путем производства или импорта значительно более дешевых лекарств-генериков. В результате переговоров с производителями и поставщиками АРВ-препаратов, проведенных в ряде стран с низким и средним уровнем доходов на душу населения (Бразилия, Индия), удалось достичь 10-12-кратного снижения цен на эти препараты: с 10-12 тыс. долл. до 500-800 долл. США (в некоторых странах - до 300 долл. США) на пациента в год.

Кроме стабильных поставок качественных АРВ-препаратов по доступным ценам для обеспечения эффективного лечения ВИЧ-инфекции также требуются совершенствование системы лекарственного снабжения, развитие системы учреждений здравоохранения, обучение и повышение квалификации медицинских кадров, улучшение методов лечения, социальной и психологической поддержки больных СПИДом.

Несовершенство перечисленных систем и методов приводит к тому, что отдельные категории ВИЧ-инфицированных, прежде всего потребители инъекционных наркотиков, подвергаются дискриминации при получении необходимого лечения от ВИЧ/СПИДа. Между тем дискриминация лиц с ВИЧ/СПИДом при получении лечения по сути является не только незаконной практикой, противоречащей российскому законодательству, но и нарушением международно-правовых обязательств Российской Федерации.

Предоставление АРВ-терапии является сложным мероприятием как для системы здравоохранения, так и для пациентов. АРВ-терапия проводится под постоянным медицинским контролем, требующим высокой квалификации специалистов, а также современного технического оснащения соответствующих лечебных учреждений. Данный вид лечения практически невозможен без квалифицированной психологической поддержки.

Ситуация осложняется тем, что среди людей, нуждающихся в АРВ-терапии, значительное число составляют потребители инъекционных наркотиков, в то время как система здравоохранения в России пока не готова предоставлять требуемые услуги для сложных категорий пациентов с рискованным поведением, количество которых в ближайшие годы будет быстро увеличиваться. Они являются достаточно «закрытыми» для общества и, в частности, для системы здравоохранения, редко обращаются за медицинской помощью, а при обращении часто ее не получают. Притом что 87% от общего числа зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в России связаны с употреблением инъекционных наркотиков, потребители инъекционных наркотиков составляют всего 13% от общего числа лиц, получающих АРВ-терапию.

Важным компонентом в комплексе мер по расширению доступности лечения является предоставление добровольного до- и послетестового консультирования при тестировании на ВИЧ, которое позволяет представить квалифицированную информацию о профилактике ВИЧ, лечении и жизни с ВИЧ, оказать психологическую поддержку проходящему тестирование. С этой целью в феврале 2006 г. издан и разослан в большинство регионов России журнал «Социальная профилактика и здоровье».

В плане работы с регионами проведено несколько дистанционных конференций. Надо сказать, что общественные инициативы четко соотносятся с существующей твердой политической позицией Президента и Правительства РФ по укреплению здоровья нации. Это в особой мере относится к созданию нормативно-правовой базы осуществления мер борьбы со СПИДом. Принятие законодательных документов будет способствовать взаимодействию всех уровней власти, и также:

  • замедлению темпов распространения эпидемии ВИЧ через поддержку всеобщих стратегий в области профилактики;
  • улучшению жизни людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, через разработку правильной политики в области лечения, ухода и поддержки;
  • снижению стигмы, связанной с ВИЧ/СПИДом, и обеспечению защиты прав и гражданских свобод людей, живущих с ВИЧ;
  • укреплению международного сотрудничества в области терапии, лечения и разработки вакцины.

Ясно, что для реализации этих целей необходимо партнерство медиков,политиков и общественных лидеров не только в нашей стране, но и за рубежом, особенно в решении задач по профилактике СПИДа и сопутствующих заболеваний. Зачастую неправительственный сектор обладает более реальными возможностями для осуществления профилактических просветительских программ, чем государственные организации. В России существует более сотни зарегистрированных организаций и ассоциаций, которые занимаются профилактикой и борьбой с ВИЧ. Эти организации уже накопили значительный опыт в проведении программ профилактических консультаций, распространения информации, а также в области защиты прав человека.

Полагаю, что вся их деятельность будет способствовать укреплению инициатив в сфере здоровья нации, повысит общую заинтересованность в эффективном противодействии СПИДу.