Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Милостыня есть искусство

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан

«Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу».

Авва Дорофей

Добродетель милосердия издавна присуща русскому народу. Он всегда проявлял милосердие к нуждающимся. Он всегда был милостив к поверженному врагу. Это прекрасное свойство русского человека объясняется тем, что все его нравы пропитаны духом Евангелия. Добродетель милосердия особенно уподобляет человека Богу. Христос сказал: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6.36).

Одна из главных заповедей Спасителя - это любовь к ближнему. Действенным проявлением любви к ближнему является милосердие. В Нагорной проповеди Спаситель учил: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5.43).

Русский народ воспринял учение Евангельское не умом, а сердцем, и старался оказать милость всякому нуждающемуся. Холодное знание закона Божия не дает правильной жизни. Правильная христианская жизнь начинается только тогда, когда Евангельские истины станут не только достоянием ума, но и сердца.

Оказывая помощь, русский человек подчас лишал себя самого необходимого, следуя примерам святых, которые испокон веков были образцом подражания на Руси, т.к. первой книгой, с которой знакомились дети, были жития святых. Милосердие русского человека было столь велико, что своим размахом поражало иностранцев, приезжающих в Россию с католического или протестантского запада. Например, австрийский дипломат XVI в. Николай Варкочь с удивлением и восхищением писал: «Как только дошли мы до границы Московской земли, все содержимое на нас стало даровое, так что мы совсем не тратились ни на кушанье, ни на подводы: так у них принято». Эта добродетель и по сей день свойственна русскому человеку, особенно тому, который еще не потерял связи с православием, т.к. именно православие учит бескорыстному милосердию, а отличительной чертой русского является жизнь по духу православия.

Ф.М.Достоевский считал, что русский человек - это православный человек. Вероятно, поэтому и по сей день можно увидеть немало просящих подаяние на нашей Вологодчине, которая еще хранит дух православия, заложенный нашими святыми предками. Особенно много просящих бывает у храмов по праздничным дням. И им подают бедные старушки, основные посетители храмов.

Верующие стремятся исполнить евангельскую заповедь, потому что думают о будущем, о суде, который определит их вечную участь. Они стремятся очиститься от грехов. А добродетель милосердия настолько угодна Богу, что ради милостыни Он очищает и прощает грехи творящему милостыню. Авва Дорофей пишет: «Благодать милосердия столь велика, что она может прощать грехи».

Но у меня однажды возник вопрос, всем ли и всегда ли мы должны творить милостыню? Такой вопрос возник у меня после того, как я случайно услышал разговор двух нищих. Это было около 20 лет назад. В то время я был студентом Московской Духовной Академии. Произошло это тихим погожим днем, когда природа в прощальной красе радует наш глаз последним парадом ярких цветов листвы. Я приехал в Лавру с послушания из Москвы в середине дня, когда уже отошла поздняя Литургия. Людей в Лавре было мало, т.к. в понедельник музей в Лавре закрыт, а молящиеся уже разошлись. По доброй традиции, войдя в Лавру, я направился к преподобному Сергию. Навстречу мне шли нищие из Успенского собора, которые там постоянно собирали милостыню, и я их знал, т.к. их лица примелькались мне. В Лавре стояла осенняя тишина, и мне был хорошо слышен разговор между ними, хотя нас разделяло значительное расстояние. Один из нищих спросил другого: «Сколько ты сегодня набрал?». Тот ему ответил: «Немного, всего 48 рублей» (примечание: один доллар стоил тогда 80 копеек). Сделав несложные арифметические расчеты, я получил сумму около 2000 руб. в месяц. Это в то время, когда министр СССР получал в месяц около 1000 руб., имея высочайшую квалификацию и как специалист, и как организатор, неся огромную нагрузку и ответственность. О больших «заработках» нищих мне приходилось и читать, и слышать не раз. Но что в этом страшного, может кто-то спросить?

Страшно то, что неразумной милостью мы развращаем людей. Имея специальность, силу, здоровье, они перестают работать и становятся попрошайками. Кто-то может на эти рассуждения возразить словами Спасителя: «Всякому просящему у тебя дай» (Лк. 6.30). «Всякому», значит любому: и здоровому и больному, и богатому и бедному, и трезвому и пьяному. Значит, мы должны оказывать любому, кто бы у нас ни попросил, милостыню! Так понимают это высказывание большинство христиан, и творят милостыню всякому просящему без разбора.

Но так ли надо понимать эти слова Спасителя? Толкователи Евангелия это понимали несколько иначе. Под словом «всякий» они понимали - всякий нуждающийся, будь он верующим или неверующим, знакомым или незнакомым, другом или недругом. Не просто просящий, но именно нуждающийся, и не просто нуждающийся, которому необходимы деньги для удовлетворения какой-либо страсти, например, винопития, а нуждающийся в хлебе насущном. «Христос повелел давать нищим», - говорил святитель Иоанн Златоуст. В то же время истинная нужда, как правило, бывает скромна и малозаметна. Многие ее не замечают и проходят мимо, а замечают в основном тех, кто козыряет своей бедностью, кто требует милостыни в общественных местах.

Чтобы милостыня не развращала людей, а помогала, необходимо творить ее с рассуждением. В Новом Завете сказано: «Будьте милостивы с рассмотрением» (Иуд. 22). Еще в первые века христианства об этом было написано в древнейшем и очень авторитетном литературном памятнике христианства конца I в. «Учение 12 Апостолов». В этом древнем памятнике христиане предупреждаются от неразумного творения милостыни. В нем сказано: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даешь», т.е. не спеши оказать милостыню первому просящему, но окажи ее нуждающемуся, узнав, что он истинно нуждается, а не принимает на себя личину нужды. «Милостыня предназначена только для тех, кто не имеет сил трудами рук удовлетворить свои нужды», - предупреждал христиан святитель Иоанн Златоуст.

Если такое предупреждение было необходимо в те годы, когда люди были значительно честнее и порядочнее, нежели сейчас, то тем более оно необходимо и в наше время, когда порядочность и честность умалились до предела. Когда появилось множество лукавых и непорядочных людей, ищущих любой возможности удовлетворить свои желания, подчас и греховные. Желая совершить доброе дело, подавая милостыню просящему, мы можем совершить дело далеко не доброе. Добродетель только тогда добродетель, когда приносит добрые плоды. Если же оказывать помощь всякому просящему, мы можем стать соучастниками преступников и грешников, приобщившись к их злым делам через поданную милостыню. Подавая милостыню незнакомому человеку, да еще с признаками немощи, широко бытующей в России, мы потакаем их слабости и даем возможность удовлетворить греховную страсть, которая от удовлетворения укрепляется и развивается. А всякая страсть разрушает здоровье и приводит к болезням и преждевременной смерти. Мало того, овладев человеком, она может довести его до совершения тяжкого преступления с целью получения средств для удовлетворения страсти. В состоянии опьянения совершается огромное количество преступлений. Кроме того, подавая милостыню людям, которые в состоянии зарабатывать на жизнь собственным трудом, но не хотят, а питаются от милостыни, мы входим в противоречие и противодействие ап. Павлу, который написал: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (Фес. 3.10). Мало того, такие лукавые просители приучают к своему ремеслу малолетних детей, жалкий вид которых не может не тронуть сердца человеческого и доход «нищих» растет. Проходят годы, дети растут, но ни образования, ни специальности они не приобретают. Они ничего не умеют, кроме попрошайничества. Когда царь Петр I видел физически здоровых нищих, он им давал не деньги, а топор, работая которым, нищий мог прокормить себя и свою семью.

Встает вопрос, почему так много нищих у храмов? Вероятно, потому, что там им хорошо подают милостыню. В храм идут люди с определенным устроением и настроением - они идут в храм молиться. Молятся люди в первую очередь о прощении грехов. Для того чтобы Бог был к нам милостивым и простил наши грехи, и мы должны быть милостивы, т.е. творить милостыню ближним. Еще свт. Иоанн Златоуст призывал творить милостыню, потому что «милостыня очищает грехи блудников и наполняет благую мзду». Очень удобно и легко выполнить эту добродетель, идя в храм. Во-первых, не требуется тратить время и силы на поиски нуждающихся. Во-вторых, подавая милостыню просящему, мы определяем размер ее сами. Если будем искать нуждающегося и найдем его, ему, возможно, потребуется больше денег, чем мы собирались дать. В-третьих, нуждающемуся, возможно, потребуются не только наши деньги, но и наше внимание, забота, сочувствие и труд. А это для нас нежелательно, т.к. это тяжело и обременительно. Раздавать деньги могут многие, но чтобы самому послужить нуждающемуся - для этого требуется душа высокая и крепкая. Возможно, поэтому большинство предпочитает дать милостыню первому просящему, не обременяя себя поисками нуждающихся.

Но при таких рассуждениях люди упускают из поля зрения самое главное, насколько угодна Богу такая наша милостыня? Вспомним, как Христос оценил милостыню, которую опускали в церковную сокровищницу входящие в храм. Богатые опускали туда большие деньги, но Христос похвалил не их, а бедную вдову, которая опустила туда две самых мелких монеты - две лепты. Почему? Потому что богатые опускали туда от избытка, ничем себя не обременяя, и без сердечного благорасположения, а бедная вдова опустила все, что имела, с глубоким сердечным чувством, не оставив себе денег даже на пропитание. Значит, милостыня оценивается Богом не по ее размеру, а по тому труду, по сердечному благорасположению, по тому лишению, которому подвергает себя человек. Свт. Тихон Задонский писал: «Милостыня судится не по числу даемых, но по усердию дающего». Милостыня, подаваемая нами просящим у храма, наверное, самая легкая и необременительная для нас, но, вероятно, малоценная в очах Божиих и, очень возможно, малополезная или даже вредная для просящего. В то же время милостыня истинно нуждающемуся, совершенная нами с усилием над собой, сердечным участием и с пользой для нуждающегося - такая милостыня угодна Богу. Такую милостыню с любовью приемлет Бог. Невольно вспоминаются мудрые слова Премудрого Сираха: «Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние и если не от него, то от Всевышнего» (Сир. 12, 1-2).