Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Новые аспекты работы Федерального агентства по образованию

Балыхин Г.А., руководитель Федерального агентства по образованию

В нынешний учебный год мы вступаем в особых условиях, когда кардинальная перестройка всей структуры управления образованием в рамках общей административной и бюджетной реформы вышла за пределы федеральных структур и охватила всю систему государственного и муниципального управления страны.

Завершилась передача основной части учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) в ведение субъектов РФ. Минувшие месяцы показали, что процесс этот в целом прошел организованно, если не считать отдельных фактов несвоевременного решения некоторых финансово-хозяйственных проблем.

Начата работа по переподчинению учреждений СПО и высшего профессионального образования (ВПО) различных ведомств Федеральному агентству по образованию.

Однако никакие структурные перестройки и изменения не должны отражаться на стабильной работе образовательной системы, решающей свои долгосрочные задачи, необходимые для обеспечения нормальной жизни страны, развития её экономики.

Поддержанная Президентом РФ В.В.Путиным и Государственным Советом Концепция модернизации российского образования до 2010 г. последовательно реализуется с учетом реальных изменений, произошедших в последние годы и нашедших своё отражение в Приоритетных направлениях развития российской образовательной системы, одобренных Правительством РФ 09.12.04.

Ориентируясь на эти документы, задачи, поставленные Президентом РФ в его посланиях к Федеральному Собранию, последующих выступлениях, Федеральное агентство по образованию строило свою работу по подготовке системы к новому учебному году.

В настоящее время в ведении Рособразования находятся 1147 образовательных учреждений, в том числе 251 - начального профессионального образования, 556 - СПО, 341 - ВПО, в которых обучается 4,9 млн человек.

При подготовке образовательных учреждений к началу 2005/2006 учебного года особого внимания потребовали:

  • обеспечение объема и профильной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием в соответствии с изменяющимися запросами рынка труда;
  • передача федеральными органами исполнительной власти подведомственных им образовательных учреждений в ведение Федерального агентства по образованию;
  • обеспечение безопасности образовательных учреждений в соответствии с Планом мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности, утвержденным Президентом РФ В.В.Путиным;
  • своевременное завершение всех ремонтных работ к началу учебного года.

Естественно, что наиболее ярко характеризует подготовку к новому учебному году организация приема новых обучающихся. В соответствии с контрольными цифрами приема молодежи в учреждения начального профессионального образования в 2005 г. план приема в указанные образовательные учреждения был установлен в количестве 69,1 тыс. человек, в том числе в дневные - 60,9 тыс. человек.

По оперативной информации, полученной с мест, образовательные учреждения данного уровня образования укомплектованы на 95% (в 2004 г. - 92%). Учитывая, что прием в учреждения начального профессионального образования продолжится в течение учебного года, до 01.01.06 указанные образовательные учреждения, безусловно, выполнят план приема.

Система подведомственных учреждений СПО включает в себя 556 учебных заведений, в том числе 119 принятых по состоянию на 01.08.05 от Ростехрегулирования, Росэнерго, Росатома, Минэкономразвития России, Роскартографии, Росстата, и 250 структурных подразделений государственных вузов, осуществляющих подготовку специалистов с СПО. Общий контингент обучающихся - 516,4 тыс. чел. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется по 215 специальностям СПО, которые включают экономический, технический, строительный, сельскохозяйственный, педагогический, культурный и сервисный профили подготовки. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля.

Ежегодно прием студентов в образовательные учреждения СПО составляет около 167 тыс. человек при конкурсе в среднем около 2 человек на место, что свидетельствует об устойчивом спросе населения на эту форму профессионального образования.

Учреждения СПО к тому же достаточно равномерно распределены по субъектам РФ, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Образовательный процесс в подведомственных учреждениях СПО осуществляют 33,6 тыс. штатных преподавателей, из них около 600 человек имеют ученые степени кандидата или доктора наук.

В системе российского ВПО функционирует 341 подведомственное Рособразованию высшее учебное заведение и свыше 900 их филиалов. В подведомственных вузах обучается более 4,2 млн человек (71,9% от общего числа студентов), из них за счет бюджета - почти 2,2 млн человек.

В подведомственные Рособразованию высшие учебные заведения за счет средств федерального бюджета по плану должны быть приняты 444,11 тыс. человек, в том числе 301 тыс. человек на очную форму обучения. Таким образом, разговоры о сокращении бесплатного высшего образования в стране не имеют под собой никакой почвы.

Рособразованием предприняты меры по организации целевого приема в ведущие вузы Российской Федерации, подведомственные Рособразованию, для подготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений Южного федерального округа. Перечень специальностей, по которым проводится целевой набор, определен правительствами этих республик. В 127 высших учебных заведениях будут учиться абитуриенты из республик округа: Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики.

В этом году студентами ведущих университетов и институтов страны впервые в установленном нормативно порядке стали победители всероссийских и международных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам: физике, математике, биологии, географии, химии, информатике. Пока это незначительное число, однако думается, что этот факт послужит добрым примером и стимулом.

Подготовку кадров в высших учебных заведениях в текущем году обеспечивают 211, 3 тыс. преподавателей, из них 22,98 тыс. чел. составляют доктора наук и 100,9 тыс. чел. - кандидаты наук.

Сеть образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, включает 43 учреждения, в том числе 5 Академий, 30 Межрегиональных институтов повышения квалификации и 8 Межрегиональных центров повышения квалификации.

На базе образовательных учреждений ВПО функционирует 206 структурных подразделений (факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и институты повышения квалификации), реализующие программы дополнительного профессионального образования для профессорско-преподавательского состава. Благотворно сказалось на этой сфере образования то, что впервые за многие годы федеральным бюджетом были предусмотрены 125 млн руб. специально для развития этой системы.

Развитие, сохранение и поддержание материально-технической базы образовательных учреждений в рабочем состоянии является одной из основных составляющих обеспечения функционирования учебного заведения и, соответственно, одной из главных забот Рособразования.

Общая площадь зданий и помещений, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными Рособразованию образовательными учреждениями ВПО, СПО и начального профессионального образования, составляет более 36 млн м2.

К началу нового учебного года капитальный и текущий ремонт учебно-лабораторных площадей, административных зданий и жилых помещений общежитий подведомственных образовательных учреждений проведен на площади более 1 млн м2. Всего выполнено строительно-монтажных и ремонтных работ в объеме 6,73 млрд руб., в том числе за счет внебюджетных средств - на 2,7 млрд руб.

При этом остаются в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта 707,8 тыс. м2 (или 2,5%) вузовских зданий и 110,7 тыс. м2 (или 2,3%) зданий средних специальных учебных заведений. Поэтому для Рособразования, наряду с ведущимся масштабным новым строительством, вопросы поддержания, текущего и капитального ремонта имеющихся фондов сохраняют большую остроту.

В результате реализации федеральной адресной инвестиционной программы намечается ввод в эксплуатацию в 2005 г. учебно-лабораторных, учебных, научных, административных зданий и сооружений общей площадью более 350 тыс. м2 и около 30 тыс. м2 новых общежитий, что особенно важно в условиях интенсивного роста в вузах и техникумах числа иногородних студентов. К примеру, в вузах Санкт-Петербурга они составляют сегодня до 45% от общего числа студентов, что, конечно, весьма позитивно скажется на уровне подготовки интеллигенции для регионов России.

Строительство новых комфортабельных общежитий, а 5 таких мы планируем построить в 2006 г., - это ещё и способ привлечения в страну иностранных студентов, что давно стало во всём мире не только делом престижа и идеологии, но и весьма выгодной статьёй внешнеэкономического экспорта образовательных услуг.

Естественно, что важнейшим элементом подготовки образовательных учреждений к новому учебному году стало пополнение и обновление их материально-технической и учебно-лабораторной базы.

За последние годы государство направило на эти цели весьма значительные средства. Так, только в рамках сметного финансирования подведомственных учреждений профессионального образования из средств федерального бюджета на приобретение нового оборудования было дополнительно выделено в 2004 г. - 2,5 млрд руб., в 2005 г. - 3,3 млрд руб.

Кроме того, в прошлом году централизованно в рамках федеральных целевых программ вузам было поставлено около 600 типовых комплектов учебной техники и лабораторного оборудования, соответствующих государственным образовательным стандартам, на сумму более 300 млн руб.; для сельских малокомплектных школ 18 регионов России поставлено более 1400 комплектов оборудования для лабораторий и кабинетов физики, химии и биологии на сумму 111 млн руб. 500 аналогичных комплектов поставлены школам в 2005 г.

83 из 89 субъектов РФ приняли участие в реализации проектов компьютеризацииобщеобразовательных школ на условиях долевого участия. В качестве итога проведенной работы следует отметить, что если 3 года назад 1 компьютер приходился на 250 учеников, то сейчас этот показатель составляет 1 компьютер на 85 учащихся.

В 2005 г. дополнительно к названным будут реализованы проекты оснащения 40 технических университетов, 35 учреждений СПО и 25 - начального профессионального образования типовыми комплектами учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения, программно-аппаратными комплексами, аудиторной мебелью, типовыми комплектами учебно-лабораторного оборудования по устройству и обслуживанию автомобилей, поставлено много другой техники и спортивного оборудования.

Естественно, что в последние годы при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году большое внимание уделяется вопросам обеспечения общей, технической, пожарной безопасности. Было бы совершенно несправедливо говорить о том, что ранее этим вопросам не уделялось внимания: без участия представителей СЭС, пожнадзора, органов милиции никогда не подписывался ни один акт о готовности образовательного учреждения к началу учебного года. Однако изменившаяся ситуация, целая серия тревожных «сигналов», наконец, трагические события в Беслане, страшные пожары в Дагестане, Якутии, Российском университете дружбы народов, повлекшие десятки жертв, заставили нас подойти к проблеме по новому, тщательно изучить обстановку. К сожалению, мы были вынуждены констатировать, что в большинстве случаев формальные акты, свидетельствующие о благополучном положении дел, на самом деле мало соответствуют действительности.

Десятилетиями не менявшаяся электропроводка, не рассчитанная, к тому же, на подключение современной учебной и информационно-вычислительной техники, не обработанные соответствующим образом деревянные конструкции, халатное отношение к требованиям пожарной инспекции о режиме эвакуации, захламленность проходов, запертые двери и решетки, употребление различных бытовых нагревательных приборов - часто самодельных - всё это выявилось в результате наших совместных с заинтересованными органами власти проверок. По их результатам ещё бывшим Минобразованием России была разработана программа «Безопасность образовательного учреждения», рассчитанная на 2004-07 гг. При этом было принято обязательное для всех подведомственных учреждений решение – направлять на реализацию необходимых противопожарных мероприятий 40% всех средств, ассигнуемых на проведение ремонтных работ и на приобретение оборудования.

Противопожарные мероприятия осуществляются планомерно в течение календарного года, однако наиболее значительные объемы работ выполняются в весенне-летний период, в ходе подготовки учебных заведений к началу учебного года.

Финансирование Программы в 2004 г. предусматривалось за счет федерального бюджета, бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и внебюджетных средств образовательных учреждений.

В целом финансирование Программы в 2004 гФ планировалось из разных источников в объеме 3,4 млрд руб.

Фактически на 01.01.05 на эти цели было израсходовано 4,55 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 1,5 млрд руб.

Меры, принятые в 2004 г., позволили несколько повысить уровень пожарной безопасности учебных заведений и сократить количество пожаров на объектах образования. В результате реализации мероприятий по укреплению противопожарного режима в образовательных учреждениях:

  • повышена безопасность более 16 тыс. образовательных учреждений (25%);
  • снижено количество пожаров на 23%;
  • уменьшен объем материального ущерба от пожаров на 30%.

Новые аспекты работы Федерального агентства по образованию | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Новые аспекты работы Федерального агентства по образованию

Балыхин Г.А., руководитель Федерального агентства по образованию

В нынешний учебный год мы вступаем в особых условиях, когда кардинальная перестройка всей структуры управления образованием в рамках общей административной и бюджетной реформы вышла за пределы федеральных структур и охватила всю систему государственного и муниципального управления страны.

Завершилась передача основной части учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) в ведение субъектов РФ. Минувшие месяцы показали, что процесс этот в целом прошел организованно, если не считать отдельных фактов несвоевременного решения некоторых финансово-хозяйственных проблем.

Начата работа по переподчинению учреждений СПО и высшего профессионального образования (ВПО) различных ведомств Федеральному агентству по образованию.

Однако никакие структурные перестройки и изменения не должны отражаться на стабильной работе образовательной системы, решающей свои долгосрочные задачи, необходимые для обеспечения нормальной жизни страны, развития её экономики.

Поддержанная Президентом РФ В.В.Путиным и Государственным Советом Концепция модернизации российского образования до 2010 г. последовательно реализуется с учетом реальных изменений, произошедших в последние годы и нашедших своё отражение в Приоритетных направлениях развития российской образовательной системы, одобренных Правительством РФ 09.12.04.

Ориентируясь на эти документы, задачи, поставленные Президентом РФ в его посланиях к Федеральному Собранию, последующих выступлениях, Федеральное агентство по образованию строило свою работу по подготовке системы к новому учебному году.

В настоящее время в ведении Рособразования находятся 1147 образовательных учреждений, в том числе 251 - начального профессионального образования, 556 - СПО, 341 - ВПО, в которых обучается 4,9 млн человек.

При подготовке образовательных учреждений к началу 2005/2006 учебного года особого внимания потребовали:

  • обеспечение объема и профильной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием в соответствии с изменяющимися запросами рынка труда;
  • передача федеральными органами исполнительной власти подведомственных им образовательных учреждений в ведение Федерального агентства по образованию;
  • обеспечение безопасности образовательных учреждений в соответствии с Планом мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности, утвержденным Президентом РФ В.В.Путиным;
  • своевременное завершение всех ремонтных работ к началу учебного года.

Естественно, что наиболее ярко характеризует подготовку к новому учебному году организация приема новых обучающихся. В соответствии с контрольными цифрами приема молодежи в учреждения начального профессионального образования в 2005 г. план приема в указанные образовательные учреждения был установлен в количестве 69,1 тыс. человек, в том числе в дневные - 60,9 тыс. человек.

По оперативной информации, полученной с мест, образовательные учреждения данного уровня образования укомплектованы на 95% (в 2004 г. - 92%). Учитывая, что прием в учреждения начального профессионального образования продолжится в течение учебного года, до 01.01.06 указанные образовательные учреждения, безусловно, выполнят план приема.

Система подведомственных учреждений СПО включает в себя 556 учебных заведений, в том числе 119 принятых по состоянию на 01.08.05 от Ростехрегулирования, Росэнерго, Росатома, Минэкономразвития России, Роскартографии, Росстата, и 250 структурных подразделений государственных вузов, осуществляющих подготовку специалистов с СПО. Общий контингент обучающихся - 516,4 тыс. чел. Подготовка специалистов среднего звена осуществляется по 215 специальностям СПО, которые включают экономический, технический, строительный, сельскохозяйственный, педагогический, культурный и сервисный профили подготовки. В условиях постепенной активизации промышленного сектора экономики в последние годы сформировалась устойчивая тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля.

Ежегодно прием студентов в образовательные учреждения СПО составляет около 167 тыс. человек при конкурсе в среднем около 2 человек на место, что свидетельствует об устойчивом спросе населения на эту форму профессионального образования.

Учреждения СПО к тому же достаточно равномерно распределены по субъектам РФ, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Образовательный процесс в подведомственных учреждениях СПО осуществляют 33,6 тыс. штатных преподавателей, из них около 600 человек имеют ученые степени кандидата или доктора наук.

В системе российского ВПО функционирует 341 подведомственное Рособразованию высшее учебное заведение и свыше 900 их филиалов. В подведомственных вузах обучается более 4,2 млн человек (71,9% от общего числа студентов), из них за счет бюджета - почти 2,2 млн человек.

В подведомственные Рособразованию высшие учебные заведения за счет средств федерального бюджета по плану должны быть приняты 444,11 тыс. человек, в том числе 301 тыс. человек на очную форму обучения. Таким образом, разговоры о сокращении бесплатного высшего образования в стране не имеют под собой никакой почвы.

Рособразованием предприняты меры по организации целевого приема в ведущие вузы Российской Федерации, подведомственные Рособразованию, для подготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений Южного федерального округа. Перечень специальностей, по которым проводится целевой набор, определен правительствами этих республик. В 127 высших учебных заведениях будут учиться абитуриенты из республик округа: Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии-Алании, Чеченской Республики.

В этом году студентами ведущих университетов и институтов страны впервые в установленном нормативно порядке стали победители всероссийских и международных олимпиад школьников по общеобразовательным предметам: физике, математике, биологии, географии, химии, информатике. Пока это незначительное число, однако думается, что этот факт послужит добрым примером и стимулом.

Подготовку кадров в высших учебных заведениях в текущем году обеспечивают 211, 3 тыс. преподавателей, из них 22,98 тыс. чел. составляют доктора наук и 100,9 тыс. чел. - кандидаты наук.

Сеть образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования, включает 43 учреждения, в том числе 5 Академий, 30 Межрегиональных институтов повышения квалификации и 8 Межрегиональных центров повышения квалификации.

На базе образовательных учреждений ВПО функционирует 206 структурных подразделений (факультеты повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и институты повышения квалификации), реализующие программы дополнительного профессионального образования для профессорско-преподавательского состава. Благотворно сказалось на этой сфере образования то, что впервые за многие годы федеральным бюджетом были предусмотрены 125 млн руб. специально для развития этой системы.

Развитие, сохранение и поддержание материально-технической базы образовательных учреждений в рабочем состоянии является одной из основных составляющих обеспечения функционирования учебного заведения и, соответственно, одной из главных забот Рособразования.

Общая площадь зданий и помещений, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве оперативного управления за подведомственными Рособразованию образовательными учреждениями ВПО, СПО и начального профессионального образования, составляет более 36 млн м2.

К началу нового учебного года капитальный и текущий ремонт учебно-лабораторных площадей, административных зданий и жилых помещений общежитий подведомственных образовательных учреждений проведен на площади более 1 млн м2. Всего выполнено строительно-монтажных и ремонтных работ в объеме 6,73 млрд руб., в том числе за счет внебюджетных средств - на 2,7 млрд руб.

При этом остаются в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта 707,8 тыс. м2 (или 2,5%) вузовских зданий и 110,7 тыс. м2 (или 2,3%) зданий средних специальных учебных заведений. Поэтому для Рособразования, наряду с ведущимся масштабным новым строительством, вопросы поддержания, текущего и капитального ремонта имеющихся фондов сохраняют большую остроту.

В результате реализации федеральной адресной инвестиционной программы намечается ввод в эксплуатацию в 2005 г. учебно-лабораторных, учебных, научных, административных зданий и сооружений общей площадью более 350 тыс. м2 и около 30 тыс. м2 новых общежитий, что особенно важно в условиях интенсивного роста в вузах и техникумах числа иногородних студентов. К примеру, в вузах Санкт-Петербурга они составляют сегодня до 45% от общего числа студентов, что, конечно, весьма позитивно скажется на уровне подготовки интеллигенции для регионов России.

Строительство новых комфортабельных общежитий, а 5 таких мы планируем построить в 2006 г., - это ещё и способ привлечения в страну иностранных студентов, что давно стало во всём мире не только делом престижа и идеологии, но и весьма выгодной статьёй внешнеэкономического экспорта образовательных услуг.

Естественно, что важнейшим элементом подготовки образовательных учреждений к новому учебному году стало пополнение и обновление их материально-технической и учебно-лабораторной базы.

За последние годы государство направило на эти цели весьма значительные средства. Так, только в рамках сметного финансирования подведомственных учреждений профессионального образования из средств федерального бюджета на приобретение нового оборудования было дополнительно выделено в 2004 г. - 2,5 млрд руб., в 2005 г. - 3,3 млрд руб.

Кроме того, в прошлом году централизованно в рамках федеральных целевых программ вузам было поставлено около 600 типовых комплектов учебной техники и лабораторного оборудования, соответствующих государственным образовательным стандартам, на сумму более 300 млн руб.; для сельских малокомплектных школ 18 регионов России поставлено более 1400 комплектов оборудования для лабораторий и кабинетов физики, химии и биологии на сумму 111 млн руб. 500 аналогичных комплектов поставлены школам в 2005 г.

83 из 89 субъектов РФ приняли участие в реализации проектов компьютеризацииобщеобразовательных школ на условиях долевого участия. В качестве итога проведенной работы следует отметить, что если 3 года назад 1 компьютер приходился на 250 учеников, то сейчас этот показатель составляет 1 компьютер на 85 учащихся.

В 2005 г. дополнительно к названным будут реализованы проекты оснащения 40 технических университетов, 35 учреждений СПО и 25 - начального профессионального образования типовыми комплектами учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения, программно-аппаратными комплексами, аудиторной мебелью, типовыми комплектами учебно-лабораторного оборудования по устройству и обслуживанию автомобилей, поставлено много другой техники и спортивного оборудования.

Естественно, что в последние годы при подготовке образовательных учреждений к новому учебному году большое внимание уделяется вопросам обеспечения общей, технической, пожарной безопасности. Было бы совершенно несправедливо говорить о том, что ранее этим вопросам не уделялось внимания: без участия представителей СЭС, пожнадзора, органов милиции никогда не подписывался ни один акт о готовности образовательного учреждения к началу учебного года. Однако изменившаяся ситуация, целая серия тревожных «сигналов», наконец, трагические события в Беслане, страшные пожары в Дагестане, Якутии, Российском университете дружбы народов, повлекшие десятки жертв, заставили нас подойти к проблеме по новому, тщательно изучить обстановку. К сожалению, мы были вынуждены констатировать, что в большинстве случаев формальные акты, свидетельствующие о благополучном положении дел, на самом деле мало соответствуют действительности.

Десятилетиями не менявшаяся электропроводка, не рассчитанная, к тому же, на подключение современной учебной и информационно-вычислительной техники, не обработанные соответствующим образом деревянные конструкции, халатное отношение к требованиям пожарной инспекции о режиме эвакуации, захламленность проходов, запертые двери и решетки, употребление различных бытовых нагревательных приборов - часто самодельных - всё это выявилось в результате наших совместных с заинтересованными органами власти проверок. По их результатам ещё бывшим Минобразованием России была разработана программа «Безопасность образовательного учреждения», рассчитанная на 2004-07 гг. При этом было принято обязательное для всех подведомственных учреждений решение – направлять на реализацию необходимых противопожарных мероприятий 40% всех средств, ассигнуемых на проведение ремонтных работ и на приобретение оборудования.

Противопожарные мероприятия осуществляются планомерно в течение календарного года, однако наиболее значительные объемы работ выполняются в весенне-летний период, в ходе подготовки учебных заведений к началу учебного года.

Финансирование Программы в 2004 г. предусматривалось за счет федерального бюджета, бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и внебюджетных средств образовательных учреждений.

В целом финансирование Программы в 2004 гФ планировалось из разных источников в объеме 3,4 млрд руб.

Фактически на 01.01.05 на эти цели было израсходовано 4,55 млрд руб., в том числе из федерального бюджета - 1,5 млрд руб.

Меры, принятые в 2004 г., позволили несколько повысить уровень пожарной безопасности учебных заведений и сократить количество пожаров на объектах образования. В результате реализации мероприятий по укреплению противопожарного режима в образовательных учреждениях:

  • повышена безопасность более 16 тыс. образовательных учреждений (25%);
  • снижено количество пожаров на 23%;
  • уменьшен объем материального ущерба от пожаров на 30%.