Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Если государство не понимает необходимости духовно-нравственного воспитания, то оно не имеет ясного представления о своих задачах вообще

Архимандрит Геннадий (Гоголев), Заместитель председателя отдела Русской Православной Церкви по делам молодежи

Известный политический деятель говорил: «Если в 20 лет человек не революционер, у него нет сердца, а если остается революционером в 40, то у него нет ума». Молодости очень тяжело примириться с социальным злом, ей свойственно протестовать, и эту жажду справедливости подчас невозможно ни залить пивом, ни заглушить музыкальной «попсой». Злобные глаза скинхедов выглядят неприятно и пугающе, но вряд ли привлекательны и бессмысленные лица вполне «благополучных» подростков, развлекающихся где-нибудь на столичной дискотеке. Тех и других объединяет и роднит одно обстоятельство: все они - наша молодежь, другой молодежи у нас нет, и будущее страны напрямую зависит от того, каким путем пойдут эти молодые люди.

Проблемы экстремизма среди молодежи широко обсуждаются и в прессе, и в специальной литературе. Механизм совершения девиантных поступков вскрыт и прописан достаточно четко. Но сколько бы мы ни углублялись в исследование темы, ясно, что ответственность за негативные явления в молодежной среде целиком и полностью лежит на нас, взрослых. «…Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31.29), - вспоминаются мудрые слова библейского пророка.

Бог так устроил человека, что его воспитание и духовное становление осуществляется в социальной среде, в идеале - в христианской общине. Главная молитва христианина, оставленная нам Самим Христом, начинается со слов, которые произносит молящийся от имени всей общины, даже если предстоит пред Богом в одиночестве: «Отче наш…», а не «Отче мой». У пожилого человека существует потребность поделиться своими знаниями и опытом, а в душе у молодого неуничтожимо стремление учиться и совершенствоваться, а значит, иметь наставников. Молодежи свойственно творить и выбирать себе кумиров - в музыке, спорте, киноискусстве. Молодая душа чувствительна к проявлению любой фальши, не выносит неискренности, восстает против равнодушия и лицемерия. А всего этого так много в жизни взрослых!

У молодости много недостатков. Самый главный из них состоит в том, что она кратковременна. Алкоголь, культура развлечений, груз социальных проблем быстро делают из подростков самых настоящих стариков. Многие просто не доживают до зрелого возраста, а многие переходят на асоциальные позиции. Воспитание само собой не происходит. О детях и подростках необходимо заботиться.

Мы прекрасно понимаем, что военная и экономическая безопасность есть необходимое условие полноценного общественного развития. Пограничник охраняет священные рубежи Родины, государственный деятель и чиновник обеспечивают бесперебойную эффективную работу экономики. Но кто стоит на страже духовной безопасности наших граждан? В том, что наше население наряду с защитой от террористических актов и финансовых кризисов нуждается в обороне от духовно-нравственного зла, мы убедились за полтора десятилетия свобод и реформ. Нет, мы не ставим под сомнение величайшую ценность общественных свобод, но напоминаем каждому об ответственности и долге. «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти», т.е. к вседозволенности (Гал. 5.13), - предупреждает христиан святой апостол Павел. Агрессивная проповедь деструктивных оккультных сект, радикальные религиозные течения, распространение идеологии наркоманического сознания, - вот некоторые социальные беды, воздействию которых особо подвержена молодежь как наиболее открытая и уязвимая общественная группа.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) писал: «Люди идут по беззаконному пути, когда не устроен путь законный». Детям и подросткам необходимо помочь реализовать свой деятельностный, творческий потенциал, предоставив возможность активного созидательного служения на благо общества, во славу Божию. Созданный в 2001 г. Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви поставил своей основной задачей распространять во всех епархиях опыт православного молодежного служения, научить священнослужителей принципам миссионерской и духовно-просветительской деятельности в молодежной среде. Воспитание через служение - таков наш главный принцип. Не случайно девизом всех начинаний Синодального отдела избраны слова святого апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Петр. 4.11).

Задача была очень непростой. Ведь никогда ранее наша Церковь такую специфическую деятельность не осуществляла. До революции религиозное воспитание детей происходило в семьях. В советские годы за приобщение детей к религии сажали в тюрьму. Нам предстояло искать способы общения с современной молодежью, которая в массе своей скорее напоминает язычников, чем народ с «генетической памятью о христианстве».

В мае 2001 г. в Москве состоялся Всецерковный Съезд православной молодежи. В его работе приняли активное участие представители всех епархий Русской Православной Церкви, делегации православной молодежи Украины, Белоруссии, дальнего зарубежья.

Именно этот Съезд положил начало благотворному процессу сближения всех здоровых сил общества в созидательном труде по воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия, позволил выработать идеологию и стратегию православного молодежного служения.

Дело, начатое в Москве, получило свое продолжение в регионах. В 2002- 2004 годах Синодальный отдел по делам молодежи принимал участие в подготовке и проведении Региональных молодежных форумов Уральского Федерального округа (г. Екатеринбург), Приволжского Федерального округа (г. Саранск), Центрального Федерального округа ( г. Тамбов), Южного Федерального округа (г. Ставрополь) и Северо-Западного Федерального округа (г.Санкт-Петербург). В октябре 2005 г. в Хабаровске состоится Дальневосточный съезд православной молодежи.

Новые смелые начинания подвижников православного молодежного служения неизменно поддерживаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II. На вручении ежегодной премии Синодального отдела и Правительства г. Москвы «Обретенное поколение», которое проходит в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, за успехи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, Святейший Патриарх говорил, обращаясь к лауреатам: «Сегодня Русская Православная приносит вам слова благодарности за ваш повседневный труд. Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы».

Сегодня уже не вызывают удивления такие яркие проекты в сфере православного молодежного служения, как: Рождественский благотворительный концерт «Рок к небу», осуществленный отделом в Санкт-Петербурге при участии Ю.Шевчука К. Кинчева и В. Бутусова; руководимые священниками военно-патриотические клубы и секции вольной борьбы; восхождение воспитанников православного детского дома на Эльбрус под руководством священника; велопоход «На поле Куликово!» длиною в полторы тысячи километров, и многое другое… Я уже не говорю о ставших привычными скаутских организациях, православных творческих хоровых и драматических студиях.

Каждый согласится с тем, что подросток, занимающийся военно-прикладными видами спорта в организации, носящей имя святого Александра Невского, вряд ли заинтересуется фашистской идеологией. А один день, проведенный ребенком в экстремальных условиях горного восхождения, заменяет несколько месяцев усиленных трудов школьных воспитателей.

На церковных приходах, в православных организациях и братствах мы стремимся занять свободное время ребенка. Но даем себе отчет и в том, что настоящее духовное воспитание должно охватывать все стороны его жизни и деятельности. А значит, мы не решим тех глобальных проблем, которые внезапно выросли перед обществом, пока нравственно не преобразим и духовно не напитаем школьное образование.

Бездуховность - это, когда Дух жизни уходит из организма. И тогда больной становится не какая-либо его часть, а весь организм целиком. Поэтому внешние меры по излечению одной болезни неминуемо приводят к обострению других язв. Изменили законодательство, ограничив социальные показания по прерыванию беременности. Абортов стало меньше, но взметнулась вверх статистика числа брошенных младенцев, в домах ребенка и больницах не хватает коек для подкидышей.

В провинциальных городах и селах исстрадавшиеся учителя хватаются за соломинку, готовы пригласить в школу кого угодно, хоть посланца с Марса, лишь бы остановить процессы личностной деградации учащихся. А на фоне этого в столицах ведутся странные отвлеченные разговоры о целесообразности преподавания в школах религиоведческих дисциплин. Если государство не понимает необходимости духовного воспитания детей и подростков, то оно не имеет и ясных представлений о своих выгодах и задачах вообще.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II с тревогой говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну». К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача - не потерять для страны и новое поколение.

Если государство не понимает необходимости духовно-нравственного воспитания, то оно не имеет ясного представления о своих задачах вообще | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

Если государство не понимает необходимости духовно-нравственного воспитания, то оно не имеет ясного представления о своих задачах вообще

Архимандрит Геннадий (Гоголев), Заместитель председателя отдела Русской Православной Церкви по делам молодежи

Известный политический деятель говорил: «Если в 20 лет человек не революционер, у него нет сердца, а если остается революционером в 40, то у него нет ума». Молодости очень тяжело примириться с социальным злом, ей свойственно протестовать, и эту жажду справедливости подчас невозможно ни залить пивом, ни заглушить музыкальной «попсой». Злобные глаза скинхедов выглядят неприятно и пугающе, но вряд ли привлекательны и бессмысленные лица вполне «благополучных» подростков, развлекающихся где-нибудь на столичной дискотеке. Тех и других объединяет и роднит одно обстоятельство: все они - наша молодежь, другой молодежи у нас нет, и будущее страны напрямую зависит от того, каким путем пойдут эти молодые люди.

Проблемы экстремизма среди молодежи широко обсуждаются и в прессе, и в специальной литературе. Механизм совершения девиантных поступков вскрыт и прописан достаточно четко. Но сколько бы мы ни углублялись в исследование темы, ясно, что ответственность за негативные явления в молодежной среде целиком и полностью лежит на нас, взрослых. «…Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Иер. 31.29), - вспоминаются мудрые слова библейского пророка.

Бог так устроил человека, что его воспитание и духовное становление осуществляется в социальной среде, в идеале - в христианской общине. Главная молитва христианина, оставленная нам Самим Христом, начинается со слов, которые произносит молящийся от имени всей общины, даже если предстоит пред Богом в одиночестве: «Отче наш…», а не «Отче мой». У пожилого человека существует потребность поделиться своими знаниями и опытом, а в душе у молодого неуничтожимо стремление учиться и совершенствоваться, а значит, иметь наставников. Молодежи свойственно творить и выбирать себе кумиров - в музыке, спорте, киноискусстве. Молодая душа чувствительна к проявлению любой фальши, не выносит неискренности, восстает против равнодушия и лицемерия. А всего этого так много в жизни взрослых!

У молодости много недостатков. Самый главный из них состоит в том, что она кратковременна. Алкоголь, культура развлечений, груз социальных проблем быстро делают из подростков самых настоящих стариков. Многие просто не доживают до зрелого возраста, а многие переходят на асоциальные позиции. Воспитание само собой не происходит. О детях и подростках необходимо заботиться.

Мы прекрасно понимаем, что военная и экономическая безопасность есть необходимое условие полноценного общественного развития. Пограничник охраняет священные рубежи Родины, государственный деятель и чиновник обеспечивают бесперебойную эффективную работу экономики. Но кто стоит на страже духовной безопасности наших граждан? В том, что наше население наряду с защитой от террористических актов и финансовых кризисов нуждается в обороне от духовно-нравственного зла, мы убедились за полтора десятилетия свобод и реформ. Нет, мы не ставим под сомнение величайшую ценность общественных свобод, но напоминаем каждому об ответственности и долге. «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти», т.е. к вседозволенности (Гал. 5.13), - предупреждает христиан святой апостол Павел. Агрессивная проповедь деструктивных оккультных сект, радикальные религиозные течения, распространение идеологии наркоманического сознания, - вот некоторые социальные беды, воздействию которых особо подвержена молодежь как наиболее открытая и уязвимая общественная группа.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) писал: «Люди идут по беззаконному пути, когда не устроен путь законный». Детям и подросткам необходимо помочь реализовать свой деятельностный, творческий потенциал, предоставив возможность активного созидательного служения на благо общества, во славу Божию. Созданный в 2001 г. Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви поставил своей основной задачей распространять во всех епархиях опыт православного молодежного служения, научить священнослужителей принципам миссионерской и духовно-просветительской деятельности в молодежной среде. Воспитание через служение - таков наш главный принцип. Не случайно девизом всех начинаний Синодального отдела избраны слова святого апостола Петра: «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Петр. 4.11).

Задача была очень непростой. Ведь никогда ранее наша Церковь такую специфическую деятельность не осуществляла. До революции религиозное воспитание детей происходило в семьях. В советские годы за приобщение детей к религии сажали в тюрьму. Нам предстояло искать способы общения с современной молодежью, которая в массе своей скорее напоминает язычников, чем народ с «генетической памятью о христианстве».

В мае 2001 г. в Москве состоялся Всецерковный Съезд православной молодежи. В его работе приняли активное участие представители всех епархий Русской Православной Церкви, делегации православной молодежи Украины, Белоруссии, дальнего зарубежья.

Именно этот Съезд положил начало благотворному процессу сближения всех здоровых сил общества в созидательном труде по воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия, позволил выработать идеологию и стратегию православного молодежного служения.

Дело, начатое в Москве, получило свое продолжение в регионах. В 2002- 2004 годах Синодальный отдел по делам молодежи принимал участие в подготовке и проведении Региональных молодежных форумов Уральского Федерального округа (г. Екатеринбург), Приволжского Федерального округа (г. Саранск), Центрального Федерального округа ( г. Тамбов), Южного Федерального округа (г. Ставрополь) и Северо-Западного Федерального округа (г.Санкт-Петербург). В октябре 2005 г. в Хабаровске состоится Дальневосточный съезд православной молодежи.

Новые смелые начинания подвижников православного молодежного служения неизменно поддерживаются Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II. На вручении ежегодной премии Синодального отдела и Правительства г. Москвы «Обретенное поколение», которое проходит в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, за успехи в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, Святейший Патриарх говорил, обращаясь к лауреатам: «Сегодня Русская Православная приносит вам слова благодарности за ваш повседневный труд. Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы».

Сегодня уже не вызывают удивления такие яркие проекты в сфере православного молодежного служения, как: Рождественский благотворительный концерт «Рок к небу», осуществленный отделом в Санкт-Петербурге при участии Ю.Шевчука К. Кинчева и В. Бутусова; руководимые священниками военно-патриотические клубы и секции вольной борьбы; восхождение воспитанников православного детского дома на Эльбрус под руководством священника; велопоход «На поле Куликово!» длиною в полторы тысячи километров, и многое другое… Я уже не говорю о ставших привычными скаутских организациях, православных творческих хоровых и драматических студиях.

Каждый согласится с тем, что подросток, занимающийся военно-прикладными видами спорта в организации, носящей имя святого Александра Невского, вряд ли заинтересуется фашистской идеологией. А один день, проведенный ребенком в экстремальных условиях горного восхождения, заменяет несколько месяцев усиленных трудов школьных воспитателей.

На церковных приходах, в православных организациях и братствах мы стремимся занять свободное время ребенка. Но даем себе отчет и в том, что настоящее духовное воспитание должно охватывать все стороны его жизни и деятельности. А значит, мы не решим тех глобальных проблем, которые внезапно выросли перед обществом, пока нравственно не преобразим и духовно не напитаем школьное образование.

Бездуховность - это, когда Дух жизни уходит из организма. И тогда больной становится не какая-либо его часть, а весь организм целиком. Поэтому внешние меры по излечению одной болезни неминуемо приводят к обострению других язв. Изменили законодательство, ограничив социальные показания по прерыванию беременности. Абортов стало меньше, но взметнулась вверх статистика числа брошенных младенцев, в домах ребенка и больницах не хватает коек для подкидышей.

В провинциальных городах и селах исстрадавшиеся учителя хватаются за соломинку, готовы пригласить в школу кого угодно, хоть посланца с Марса, лишь бы остановить процессы личностной деградации учащихся. А на фоне этого в столицах ведутся странные отвлеченные разговоры о целесообразности преподавания в школах религиоведческих дисциплин. Если государство не понимает необходимости духовного воспитания детей и подростков, то оно не имеет и ясных представлений о своих выгодах и задачах вообще.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II с тревогой говорил на Всецерковном Съезде православной молодежи в мае 2001 г.: «Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну». К сожалению, многих детей и подростков мы уже потеряли! Сегодняшняя задача - не потерять для страны и новое поколение.