Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

О новых подходах по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности и спасания людей на водных объектах

Легошин А.Д., заместитель Директора Департамента Оперативного управления МЧС России

Водные объекты - это основной источник жизни человека, объекты коллективного пользования и ответственности. Охрана жизни, поиск и спасание на воде является основой водных отношений.

Условно все водные объекты можно поделить на море и внутренние воды. Системы обеспечения безопасности и спасания людей на них исторически складывались по различным законам, алгоритмам и определялись основными участниками водных отношений. И если на море, за исключением прибрежной полосы, этими участниками в основном являются торговый, военно-морской и рыболовецкий флота, то во внутренних водах их количество значительно больше.

Ежегодно в нашей стране на воде гибнет около 15 тыс. человек. Только в 2004 г. потери составили более 14,5 тыс. человек, из них 1 тыс. - дети. Подобное положение требует от государства принятия экстренных мер в вопросах поиска и спасания людей на море и водных объектах.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства от 30.12.03 № 794 определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в рамках которой функциональная подсистема поиска и спасания на море и водных объектах объединяет органы управления, силы и средства Минтранса России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Минсельхоза России (Росрыболовство), привлекаемые силы, специальные суда и авиацию других министерств и ведомств и требует комплексного подхода к организации межведомственной системы управления мобильными силами и средствами, координации их действий.

Структурно подсистема поиска и спасания на море и водных объектах состоит из:

  • организаций, подведомственных Минтрансу России;
  • органов управления, сил и средств МЧС России, предназначенных для поиска и спасания людей на водных объектах РФ;
  • сил и средств ВМФ Минобороны России, ФСБ России, МВД России, МПР России, Минпромэнерго России, РАН и других ведомств и организаций;
  • организаций, подведомственных Минсельхозу России.

Обеспечение безопасности людей на водных объектах также предусматривает взаимодействие всех существующих ведомственных аварийно-спасательных формирований.

Нормативные основы организации взаимодействия на море и во внутренних водах России заложены постановлением Правительства РФ «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации и "Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России".

В то же время сегодня назрела необходимость привести эти документы в соответствие с перераспределением полномочий между федеральным центром и органами исполнительной власти в субъектах РФ в рамках проводимой административной реформы.

В соответствии с Указом Президента РФ № 868 на Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям возложены функции по осуществлению управления и координации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Однако это не предполагает полную централизацию всех функций, а требует от Министерства создания эффективных механизмов межведомственного взаимодействия.

Основной задачей в области управления становится текущее перераспределение нагрузки между ведомствами (при координирующей роли МЧС России) для осуществления мероприятий по поиску и спасанию людей в соответствии с изменением обстановки.

Другим немаловажным аспектом, связанным с безопасностью на воде, является нормативно-правовое регулирование и реализация государственной политики по вопросу подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу судоходства и причинения ущерба окружающей среде.

В настоящее время работы по судоподъему ведутся бессистемно или выборочно. Многочисленные организации, проводящие подобные работы, очень часто не имеют должного опыта, а экологический ущерб при проведении таких «операций» не принимается во внимание. В целом по стране ситуация с бесхозными затопленными судами и объектами, засоренностью берегов рек, побережий, территориальных вод, островных территорий требует к себе более пристального внимания.

Целесообразно возложить нормативно-правовое регулирование и реализацию государственной политики России в сфере подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и причинения ущерба окружающей среде, в области торгового мореплавания на Минтранс России, а в сфере деятельности Военно-Морского Флота - на Минобороны России.

Новые подходы требуется искать и по вопросам совершенствования организации водолазного дела. В нашей стране существует и развивается ряд водолазных служб ВМФ Минобороны России, Минтранса России, МЧС России, специальные водолазные подразделения МВД России, ФСБ России, ряда других министерств и ведомств, а также большое число коммерческих водолазных организаций. Многие из них оснащены современной техникой, имеют профессиональные кадры, выполняют серьезные подводные работы.

Водолазные службы различных ведомств и организаций создавались под конкретные задачи, и приоритеты расставлялись также в соответствии с основными видами деятельности. Развивалась и нормативная база, однако ее нынешнее состояние требует серьезной переработки с учётом требований времени.

В настоящее время требуется межведомственный подход к применению водолазного труда, организации водолазного дела, решению вопросов обеспечения безопасности, отвечающий уровню современных водолазных технологий.

Особо важным вопросом является оказание специализированной медицинской помощи. В последнее время резко сократилось число лечебных учреждений, способных оказать помощь и провести лечение водолазных заболеваний. Также требуют пересмотра вопросы социальной защиты водолазов.

Все это требует детальной межведомственной проработки с привлечением специалистов всех заинтересованных министерств и ведомств. Для решения этой проблемы ведется работа по созданию при МЧС России специальной водолазной комиссии, информационному объединению функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемой по поручению Президента РФ.

О новых подходах по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности и спасания людей на водных объектах | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (17), Декабрь 2005

О новых подходах по реализации государственной политики в области обеспечения безопасности и спасания людей на водных объектах

Легошин А.Д., заместитель Директора Департамента Оперативного управления МЧС России

Водные объекты - это основной источник жизни человека, объекты коллективного пользования и ответственности. Охрана жизни, поиск и спасание на воде является основой водных отношений.

Условно все водные объекты можно поделить на море и внутренние воды. Системы обеспечения безопасности и спасания людей на них исторически складывались по различным законам, алгоритмам и определялись основными участниками водных отношений. И если на море, за исключением прибрежной полосы, этими участниками в основном являются торговый, военно-морской и рыболовецкий флота, то во внутренних водах их количество значительно больше.

Ежегодно в нашей стране на воде гибнет около 15 тыс. человек. Только в 2004 г. потери составили более 14,5 тыс. человек, из них 1 тыс. - дети. Подобное положение требует от государства принятия экстренных мер в вопросах поиска и спасания людей на море и водных объектах.

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" постановлением Правительства от 30.12.03 № 794 определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в рамках которой функциональная подсистема поиска и спасания на море и водных объектах объединяет органы управления, силы и средства Минтранса России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Минсельхоза России (Росрыболовство), привлекаемые силы, специальные суда и авиацию других министерств и ведомств и требует комплексного подхода к организации межведомственной системы управления мобильными силами и средствами, координации их действий.

Структурно подсистема поиска и спасания на море и водных объектах состоит из:

  • организаций, подведомственных Минтрансу России;
  • органов управления, сил и средств МЧС России, предназначенных для поиска и спасания людей на водных объектах РФ;
  • сил и средств ВМФ Минобороны России, ФСБ России, МВД России, МПР России, Минпромэнерго России, РАН и других ведомств и организаций;
  • организаций, подведомственных Минсельхозу России.

Обеспечение безопасности людей на водных объектах также предусматривает взаимодействие всех существующих ведомственных аварийно-спасательных формирований.

Нормативные основы организации взаимодействия на море и во внутренних водах России заложены постановлением Правительства РФ «О плане взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и в водных бассейнах Российской Федерации и "Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России".

В то же время сегодня назрела необходимость привести эти документы в соответствие с перераспределением полномочий между федеральным центром и органами исполнительной власти в субъектах РФ в рамках проводимой административной реформы.

В соответствии с Указом Президента РФ № 868 на Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям возложены функции по осуществлению управления и координации в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Однако это не предполагает полную централизацию всех функций, а требует от Министерства создания эффективных механизмов межведомственного взаимодействия.

Основной задачей в области управления становится текущее перераспределение нагрузки между ведомствами (при координирующей роли МЧС России) для осуществления мероприятий по поиску и спасанию людей в соответствии с изменением обстановки.

Другим немаловажным аспектом, связанным с безопасностью на воде, является нормативно-правовое регулирование и реализация государственной политики по вопросу подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу судоходства и причинения ущерба окружающей среде.

В настоящее время работы по судоподъему ведутся бессистемно или выборочно. Многочисленные организации, проводящие подобные работы, очень часто не имеют должного опыта, а экологический ущерб при проведении таких «операций» не принимается во внимание. В целом по стране ситуация с бесхозными затопленными судами и объектами, засоренностью берегов рек, побережий, территориальных вод, островных территорий требует к себе более пристального внимания.

Целесообразно возложить нормативно-правовое регулирование и реализацию государственной политики России в сфере подъема судов и другого затонувшего имущества, создающих угрозу безопасности судоходства и причинения ущерба окружающей среде, в области торгового мореплавания на Минтранс России, а в сфере деятельности Военно-Морского Флота - на Минобороны России.

Новые подходы требуется искать и по вопросам совершенствования организации водолазного дела. В нашей стране существует и развивается ряд водолазных служб ВМФ Минобороны России, Минтранса России, МЧС России, специальные водолазные подразделения МВД России, ФСБ России, ряда других министерств и ведомств, а также большое число коммерческих водолазных организаций. Многие из них оснащены современной техникой, имеют профессиональные кадры, выполняют серьезные подводные работы.

Водолазные службы различных ведомств и организаций создавались под конкретные задачи, и приоритеты расставлялись также в соответствии с основными видами деятельности. Развивалась и нормативная база, однако ее нынешнее состояние требует серьезной переработки с учётом требований времени.

В настоящее время требуется межведомственный подход к применению водолазного труда, организации водолазного дела, решению вопросов обеспечения безопасности, отвечающий уровню современных водолазных технологий.

Особо важным вопросом является оказание специализированной медицинской помощи. В последнее время резко сократилось число лечебных учреждений, способных оказать помощь и провести лечение водолазных заболеваний. Также требуют пересмотра вопросы социальной защиты водолазов.

Все это требует детальной межведомственной проработки с привлечением специалистов всех заинтересованных министерств и ведомств. Для решения этой проблемы ведется работа по созданию при МЧС России специальной водолазной комиссии, информационному объединению функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемой по поручению Президента РФ.