Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и российское законодательство

Зубков В.А., руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу

Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма является на сегодняшний день важнейшим приоритетом всего мирового сообщества. Это связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих стабильность мировой финансовой системы, устойчивость экономического роста и социального развития. Лишение международной преступности и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать многих человеческих жертв и огромных материальных убытков.

Учитывая современные технологии перемещения финансовых ресурсов и интернационализацию организованной преступности, эффективное противодействие криминализации финансовой сферы не может быть обеспечено в рамках одной страны или группы стран, а требует совместных усилий всего международного сообщества.

В разработке единых стандартов всемирной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма особая роль принадлежит такой специализированной международной организации как ФАТФ, полноправным членом которой Россия является с июня 2003 г. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации участие в деятельности ФАТФ от имени России обеспечивается Росфинмониторингом совместно с МИДом и Минфином.

Россия принимала активное участие в разработке последней редакции 40 рекомендаций ФАТФ по вопросам противодействия отмыванию денег, которая была принята в июне 2003 г. и закрепила новые стандарты в данной сфере. Основными среди них являются следующие:

  • обеспечение надлежащей проверки в отношении не только непосредственных клиентов финансовых организаций, но и реальных выгодоприобретателей;
  • распространение требований по выявлению подозрительных операций на нефинансовые учреждения, такие как агенты по купле-продаже недвижимости, адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие юридические услуги;
  • проведение более тщательной проверки в отношении политических деятелей.

Изменения, необходимые для приведения российского законодательства в соответствии с новой редакцией Сорока рекомендаций ФАТФ были внесены в июле 2004 г. в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В связи с принятием ФАТФ в октябре 2004 г. новой Девятой специальной рекомендации по борьбе с финансированием терроризма, которая касается контроля над перевозкой наличных денежных средств через границы, подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в валютное законодательство Российской Федерации (в ближайшее время будут внесены Правительством РФ в Государственную Думу).

Следует отметить, что в настоящее время «Сорок плюс девять» рекомендаций ФАТФ признаны большинством государств мира и другими международными организациями, включая ООН, МВФ и Всемирный банк, в качестве единых международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Более того, в настоящий момент в Совете Безопасности ООН находится на рассмотрении проект резолюции, которая придает обязательную силу Девяти специальным рекомендациям ФАТФ.

Важную роль в деле разработки стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма играет Совет Европы. Так, в мае 2005 г. утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции Совета Европы, которая получила название Конвенция об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений. Данная редакция, в частности:

  • распространяет действие Конвенции на финансирование терроризма;
  • устанавливает требования в отношении организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки своих клиентов и выявления подозрительных операций;
  • предусматривает более жесткие меры в отношении конфискации доходов, полученных преступным путем.

Поскольку большинство указанных требований соответствует рекомендациям ФАТФ, присоединение России к данной Конвенции не потребует внесения значительных изменений в наше законодательство, особенно в части регулирования банковского сектора. Среди тех новых норм, которые могут появиться в российском законодательстве следует отметить приостановление операций по подозрению в их связи с отмыванием денег (сейчас такое требование действует только в отношении финансирования терроризма), а также установление режима мониторинга за счетами определенных лиц.

Говоря о международных конвенциях, необходимо иметь в виду предстоящую ратификацию Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции. Конвенция содержит нормы о криминализации преступлений коррупции, мер борьбе с ними и, в частности, о противодействии легализации доходов, полученных от преступлений коррупционной направленности. Так, Конвенция предусматривает:

  • отнесение к числу преступлений предикатных по отношению к отмыванию денег всех преступлений, связанных с коррупцией;
  • требования по идентификации клиентов и бенефициаров по операциям;
  • применение финансовыми учреждениями более жестких процедур надлежащей проверки клиентов к лицам, обладающим значительными публичными полномочиями, а также к членам их семей и партнерам;
  • принятие мер против коррупции в частном секторе, в том числе усиление стандартов бухгалтерского отчета и аудита;
  • обеспечение прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе банков.

Очевидно, что ратификация Конвенции также потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, но, прежде всего, уголовное, т.к. необходимые механизмы для выявления подозрительных операций, их сбора и обработки Росфинмониторингом уже существуют. Вышеперечисленные нормы международных документов отражают последние тенденции в развитии международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Соответствие данным стандартам является универсальным критерием оценки эффективности национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В данном отношении необходимо подчеркнуть, что по оценке международных экспертов в Российской Федерации действует соответствующая всем международным стандартам эффективная система борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. При этом, Федеральная служба по финансовому мониторингу, являясь уполномоченным органом по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации, опирается не только на мировые тенденции, но и на успешный зарубежный опыт в указанной сфере.

Непрерывное развитие и совершенствование национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также отражение в своей деятельности последних общемировых тенденций являются основными задачами Росфинмониторинга.

Говоря о конкретных результатах деятельности российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, можно отметить следующее.

С участием надзорных органов создана и в целом успешно функционирует автоматизированная система сбора и обработки информации от финансовых организаций. В Росфинмониторинг ежедневно поступает (в основном в электронном виде) до 12 тыс. сообщений финансовых организаций о подозрительных и подлежащих обязательному контролю операциях (на конец 2004 г. в базе было свыше 3 млн сообщений).

По результатам обработки и анализа указанных сообщений в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией (в основном в МВД России) передано в 2004 г. 1720 материалов (в 2003 г. - 482). В прошлом году ряд наших материалов получили судебное завершение. Совместно с нашими иностранными коллегами ведутся международные расследования, по некоторым также уже приняты за рубежом судебные решения.

Как показывает международный опыт, это неплохой результат -обычно конкретные дела появляются не раньше 2-3 лет с начала деятельности финансовой разведки. При этом в нашем случае речь идет о крупных делах, имеющих, по нашему мнению, серьезное значение для формирования следственной и судебной практики.

Наши материалы используются Банком России при принятии решений об отзыве лицензий за нарушение требований нашего законодательства, а также о допуске кредитных организаций к системе страхования вкладов.

Необходимо отметить, что Российская Федерация предпринимает значительные усилия и на международной арене. Так, Россия активно участвует в работе различных международных организаций, внося вклад в разработку международных стандартов с учетом собственного опыта борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Кроме того, именно по инициативе России в 2004 г. была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), признанная в качестве региональной структуры по типу ФАТФ.

В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Росфинмониторинга является совершенствование законодательной базы с целью повышения прозрачности финансовой системы в целом, и банковского сектора в частности. Особое значение имеет повышение уровня сотрудничества с Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам, осуществляющими надзор за деятельностью в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма со стороны кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг соответственно.

Наконец, успешная борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма невозможна без тесного взаимодействия с частным банковским сектором. С этой точки зрения мы приветствуем высокий уровень осведомленности российских банков о необходимости противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и их готовность внести свой вклад в наше общее дело.

В этой связи представляется важным повышать эффективность сотрудничества между органами исполнительной власти и кредитными организациями. При чем подобное сотрудничество должно распространяться не только на исполнение банками требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, но и на обучение банковских сотрудников в указанной области.

На решение этих задач нацелена Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, проект которой разработан по поручению Президента Российской Федерации и недавно представлен на его утверждение.

Реализация этой Концепции потребует наших совместных усилий в целях укрепления безопасности финансовой системы России.

Зубков Виктор Алексеевич. Кандидат экономических наук. В 1985-91 гг. - председатель Приозерского горисполкома, первый секретарь Приозерского горкома партии Ленинградской области, первый заместитель председателя Леноблисполкома. В 1992-93 гг. - заместитель председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993-99 гг. - заместитель руководителя - начальник Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу. В 1999-2001 гг. - заместитель Министра РФ по налогам и сборам - руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам, г. Санкт-Петербург. С 2001 г. - Первый заместитель Министра финансов РФ; и.о. Председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу.

Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и российское законодательство | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и российское законодательство

Зубков В.А., руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу

Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма является на сегодняшний день важнейшим приоритетом всего мирового сообщества. Это связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих стабильность мировой финансовой системы, устойчивость экономического роста и социального развития. Лишение международной преступности и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать многих человеческих жертв и огромных материальных убытков.

Учитывая современные технологии перемещения финансовых ресурсов и интернационализацию организованной преступности, эффективное противодействие криминализации финансовой сферы не может быть обеспечено в рамках одной страны или группы стран, а требует совместных усилий всего международного сообщества.

В разработке единых стандартов всемирной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма особая роль принадлежит такой специализированной международной организации как ФАТФ, полноправным членом которой Россия является с июня 2003 г. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации участие в деятельности ФАТФ от имени России обеспечивается Росфинмониторингом совместно с МИДом и Минфином.

Россия принимала активное участие в разработке последней редакции 40 рекомендаций ФАТФ по вопросам противодействия отмыванию денег, которая была принята в июне 2003 г. и закрепила новые стандарты в данной сфере. Основными среди них являются следующие:

  • обеспечение надлежащей проверки в отношении не только непосредственных клиентов финансовых организаций, но и реальных выгодоприобретателей;
  • распространение требований по выявлению подозрительных операций на нефинансовые учреждения, такие как агенты по купле-продаже недвижимости, адвокаты, нотариусы и другие лица, оказывающие юридические услуги;
  • проведение более тщательной проверки в отношении политических деятелей.

Изменения, необходимые для приведения российского законодательства в соответствии с новой редакцией Сорока рекомендаций ФАТФ были внесены в июле 2004 г. в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В связи с принятием ФАТФ в октябре 2004 г. новой Девятой специальной рекомендации по борьбе с финансированием терроризма, которая касается контроля над перевозкой наличных денежных средств через границы, подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в валютное законодательство Российской Федерации (в ближайшее время будут внесены Правительством РФ в Государственную Думу).

Следует отметить, что в настоящее время «Сорок плюс девять» рекомендаций ФАТФ признаны большинством государств мира и другими международными организациями, включая ООН, МВФ и Всемирный банк, в качестве единых международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Более того, в настоящий момент в Совете Безопасности ООН находится на рассмотрении проект резолюции, которая придает обязательную силу Девяти специальным рекомендациям ФАТФ.

Важную роль в деле разработки стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма играет Совет Европы. Так, в мае 2005 г. утвержден текст новой редакции Страсбургской конвенции Совета Европы, которая получила название Конвенция об отмывании, финансировании терроризма, выявлении, аресте и конфискации доходов от преступлений. Данная редакция, в частности:

  • распространяет действие Конвенции на финансирование терроризма;
  • устанавливает требования в отношении организации внутреннего контроля в финансовых организациях в целях проверки своих клиентов и выявления подозрительных операций;
  • предусматривает более жесткие меры в отношении конфискации доходов, полученных преступным путем.

Поскольку большинство указанных требований соответствует рекомендациям ФАТФ, присоединение России к данной Конвенции не потребует внесения значительных изменений в наше законодательство, особенно в части регулирования банковского сектора. Среди тех новых норм, которые могут появиться в российском законодательстве следует отметить приостановление операций по подозрению в их связи с отмыванием денег (сейчас такое требование действует только в отношении финансирования терроризма), а также установление режима мониторинга за счетами определенных лиц.

Говоря о международных конвенциях, необходимо иметь в виду предстоящую ратификацию Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции. Конвенция содержит нормы о криминализации преступлений коррупции, мер борьбе с ними и, в частности, о противодействии легализации доходов, полученных от преступлений коррупционной направленности. Так, Конвенция предусматривает:

  • отнесение к числу преступлений предикатных по отношению к отмыванию денег всех преступлений, связанных с коррупцией;
  • требования по идентификации клиентов и бенефициаров по операциям;
  • применение финансовыми учреждениями более жестких процедур надлежащей проверки клиентов к лицам, обладающим значительными публичными полномочиями, а также к членам их семей и партнерам;
  • принятие мер против коррупции в частном секторе, в том числе усиление стандартов бухгалтерского отчета и аудита;
  • обеспечение прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе банков.

Очевидно, что ратификация Конвенции также потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство, но, прежде всего, уголовное, т.к. необходимые механизмы для выявления подозрительных операций, их сбора и обработки Росфинмониторингом уже существуют. Вышеперечисленные нормы международных документов отражают последние тенденции в развитии международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Соответствие данным стандартам является универсальным критерием оценки эффективности национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В данном отношении необходимо подчеркнуть, что по оценке международных экспертов в Российской Федерации действует соответствующая всем международным стандартам эффективная система борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. При этом, Федеральная служба по финансовому мониторингу, являясь уполномоченным органом по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации, опирается не только на мировые тенденции, но и на успешный зарубежный опыт в указанной сфере.

Непрерывное развитие и совершенствование национальной системы борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также отражение в своей деятельности последних общемировых тенденций являются основными задачами Росфинмониторинга.

Говоря о конкретных результатах деятельности российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, можно отметить следующее.

С участием надзорных органов создана и в целом успешно функционирует автоматизированная система сбора и обработки информации от финансовых организаций. В Росфинмониторинг ежедневно поступает (в основном в электронном виде) до 12 тыс. сообщений финансовых организаций о подозрительных и подлежащих обязательному контролю операциях (на конец 2004 г. в базе было свыше 3 млн сообщений).

По результатам обработки и анализа указанных сообщений в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией (в основном в МВД России) передано в 2004 г. 1720 материалов (в 2003 г. - 482). В прошлом году ряд наших материалов получили судебное завершение. Совместно с нашими иностранными коллегами ведутся международные расследования, по некоторым также уже приняты за рубежом судебные решения.

Как показывает международный опыт, это неплохой результат -обычно конкретные дела появляются не раньше 2-3 лет с начала деятельности финансовой разведки. При этом в нашем случае речь идет о крупных делах, имеющих, по нашему мнению, серьезное значение для формирования следственной и судебной практики.

Наши материалы используются Банком России при принятии решений об отзыве лицензий за нарушение требований нашего законодательства, а также о допуске кредитных организаций к системе страхования вкладов.

Необходимо отметить, что Российская Федерация предпринимает значительные усилия и на международной арене. Так, Россия активно участвует в работе различных международных организаций, внося вклад в разработку международных стандартов с учетом собственного опыта борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Кроме того, именно по инициативе России в 2004 г. была создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), признанная в качестве региональной структуры по типу ФАТФ.

В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Росфинмониторинга является совершенствование законодательной базы с целью повышения прозрачности финансовой системы в целом, и банковского сектора в частности. Особое значение имеет повышение уровня сотрудничества с Банком России и Федеральной службой по финансовым рынкам, осуществляющими надзор за деятельностью в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма со стороны кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг соответственно.

Наконец, успешная борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма невозможна без тесного взаимодействия с частным банковским сектором. С этой точки зрения мы приветствуем высокий уровень осведомленности российских банков о необходимости противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и их готовность внести свой вклад в наше общее дело.

В этой связи представляется важным повышать эффективность сотрудничества между органами исполнительной власти и кредитными организациями. При чем подобное сотрудничество должно распространяться не только на исполнение банками требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма, но и на обучение банковских сотрудников в указанной области.

На решение этих задач нацелена Концепция национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, проект которой разработан по поручению Президента Российской Федерации и недавно представлен на его утверждение.

Реализация этой Концепции потребует наших совместных усилий в целях укрепления безопасности финансовой системы России.

Зубков Виктор Алексеевич. Кандидат экономических наук. В 1985-91 гг. - председатель Приозерского горисполкома, первый секретарь Приозерского горкома партии Ленинградской области, первый заместитель председателя Леноблисполкома. В 1992-93 гг. - заместитель председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993-99 гг. - заместитель руководителя - начальник Государственной налоговой инспекции по г. Санкт-Петербургу. В 1999-2001 гг. - заместитель Министра РФ по налогам и сборам - руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам, г. Санкт-Петербург. С 2001 г. - Первый заместитель Министра финансов РФ; и.о. Председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу.