Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Дееспособность правосудия - гарантия ликвидации правового нигилизма

Бекетова Ю.Б., Московский государственный институт управления

Складывая фрагменты политической и экономической картины постсоветской России, неизбежно приходишь к выводу, что решение основных существующих проблем во многом упирается в вопросы дееспособности правосудия, формирования целостной и эффективной системы, способной противостоять правовому нигилизму. Эта проблема до сих пор в полной мере не изучена. Потребность в ее глубоком научном осмыслении давно назрела, и основным аргументом, подтверждающим актуальность такого познания, является тот факт, что правовой нигилизм широко распространился в российской действительности как на бытовом уровне, в сознании и поведении людей, так нередко и в деятельности правоохранительной и исполнительной власти.

Правовой нигилизм способен разрушить основы любого государства, основной целью которого является обеспечение и защита прав и свобод гражданина. Россия находится в самом начале пути построения правового государства, поэтому изучение правового нигилизма, безусловно, имеет фундаментальное значение как фактор обеспечения стабильности и развития правопорядка и представляет для нее особую актуальность.

Теоретический аспект проблемы

В настоящее время в юридической науке не сложилось единого подхода к пониманию правового нигилизма, его сущности и структуры. В зависимости от объекта он рассматривается по-разному и потому наделяется разными смыслами.

Считается, что Ф.И.Ницше одним из первых попытался раскрыть смысл данного явления. Он считал, что нигилизм - это состояние, когда высшие ценности теряют свою значимость. Когда утрачиваются общие цели и нет ответа на вопрос «зачем?»1. Такой подход не содержит признаков и не указывает на специфические черты и характеристики нигилизма как социального явления. Однако существенным в нем является акцент на то, что личностные или общественные ценности подвергаются сомнению.

Кроме Ф.И.Ницше понятие нигилизма разрабатывалось О.Шпенглером и М.Хайдеггером. Они считали, что нигилизм - это явление, способное привести общество к регрессу, разрушению, а цивилизацию - к гибели.

В своей оценке немецкие философы полагались скорее на эмоции, нежели на научный подход. Тем не менее, негативное отношение к этому явлению просматривается и при таком подходе.

В дореволюционной России термин «нигилизм» получил широкое распространение с выходом в свет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в котором его главный герой относится с явным неуважением ко всему положительному и устойчивому, отрицая сложившиеся в обществе устои. Таким образом, нигилизм становится направлением, отрицающим существующие социальные ценности. Но еще до издания романа в 1829 г. Н.Надеждин публикует статью «Сомнище нигилистов»2. Нигилизм в таком употреблении означал пустоту, невежество, безосновательные суждения в науке и в жизни.

Понятие «нигилизм» применяли также В.Г.Белинский, С.Швырев и Н.А.Добролюбов.

До середины XIX в. слово «нигилизм» встречается главным образом в произведениях философского свойства, постепенно проникая в публицистику и официальные документы, а также в обиходную речь.

В различных справочниках нигилизм характеризуется примерно одинаково. Например, в Краткой российской энциклопедии указывается, что слово «нигилизм» произошло от латинского «ничто», и означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни3. Нигилизм распространен в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

В теоретическом плане представляет интерес классификация основных характеристик нигилизма, предложенная А.И.Новиковым. Он рассматривает его как самостоятельную форму общественного сознания, имеющую свою направленность в зависимости от объекта отрицания4.

Существует ряд других точек зрения на проблему правового нигилизма.В.И.Гойман отмечает, что правовой нигилизм - есть «в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву. Наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности, и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений»5.

А.И.Долгова рассматривает нигилизм как формальное отношение к праву, а его носителей - как лиц, в своей деятельности руководствующихся лишь желаниями и интересами6. В основе правового нигилизма не всегда находятся личные интересы и желания, зачастую носители мотивируют свое отрицание общественной необходимостью (которую подразумевают в момент совершения противоправных деяний) или потребностями для удовлетворения желания большинства членов общества.

Близкой точки зрения придерживается В.А.Туманов. Он характеризует правовой нигилизм как неуважительное отношение к законам, нормативному порядку, как стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права, как свойство общественного сознания и национальной психологии, как отличительную особенность культуры, традиций, образа жизни7.

Все сказанное выше главным образом носит характер иллюстрации понятийных свойств. Для наиболее же полного представления о правовом нигилизме гораздо важнее определить его сущность, рассмотреть сам объект отрицания, а им как раз и является право как закономерное явление, регулирующее общественные отношения. В каждый период развития общества можно выделить определенную систему сословий, социальных групп, классов, отношения между которыми организованы по-разному, в зависимости от существующих потребностей. При этом необходимо отметить, что при сложной структуре и характере социального неравенства возникает необходимость упорядочения и стабилизации отношений, т.е. возникает необходимость в праве. Основываясь на идеях формального равенства, свободы и справедливости, право является стабильной формой компромисса, необходимого при возникновении конфликтов между различными социальными слоями. Сущностной ценностью права для общества является его способность организовывать, упорядочивать и урегулировать общественную жизнь и отношения.

Правовой нигилизм, будучи одной из форм нигилизма, не является просто отрицанием права, он формирует свою идеологию, в основе которой лежат способы урегулирования и упорядочивания отношений в обществе. Таким образом, сущность правового нигилизма определяется тем, что в качестве регулятора общественных отношений предлагаются альтернативные официальным, нередко далеко противоположные существующим, нормы и правила. Право не представляет ценности для носителей правового нигилизма. На основе этого понимания, под воздействием тех или иных факторов носителями правового нигилизма формируются идеологические представления, заменяющие правовые отношения. В качестве примера можно привести рассуждения Л.Н.Толстого о взаимоотношениях в обществе: «В душу человека вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Этот закон любви к ближним давно был бы всеми усвоен, если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делают для того, чтобы скрыть этот закон от людей»; «Право, поддерживаемое силою, нарушает заповедь непротивления злу. Суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром за зло. Царствие Божие наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа»8, 9.

Таким образом, из всего сказанного можно назвать следующие основные признаки правового нигилизма:

  • это социальное явление, подрывающее существующую стабильность и урегулированность общественных отношений;
  • он характеризуется как отрицание или непризнание права, объективных правовых ценностей и закономерностей;
  • правовой нигилизм есть идейно-психологическое явление, представляющее собой один из типов общественного сознания со своей структурой, носителями, уровнями, видами, формами выражения;
  • он представляет собой, как правило, не просто абсолютное отрицание или неприятие правовой действительности, а идеологию, предлагающую на основе данного отрицания самостоятельные представления и взгляды на регуляцию общественной жизни;
  • правовой нигилизм как социальное явление представляет собой одну из форм общественного сознания, имеющую свою структуру, носителей, уровни, характеризующуюся совокупностью чувств, представлений, эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигающим альтернативные праву идеи и способы организации общественных отношений.

Структура правового нигилизма представляет собой сложное и многоплановое негативное явление общественной жизни, поэтому изучение ее характера и видов должно способствовать выработке наиболее интенсивных путей борьбы с ним.

Правовой нигилизм включает в себя совокупность регулятивных идей и взглядов, представлений определенных лиц и групп, не разделяющих официально принятых представлений социального регулирования. Отсюда его главными структурными элементами являются идеология и психология.

В наиболее общем виде правовая идеология включает в себя совокупность представлений, потребностей социальных слоев общества и идею их регуляции без согласования с закономерностями общей системы социальных норм, в том числе с правом, или более того, отрицая право. Она возникает и формируется стихийно, зачастую получает толчок к развитию в периоды, когда правовая идеология идет в разрез или не отражает экономические отношения, объективно сложившиеся на определенном этапе развития общества.

Психология правового нигилизма является одной из форм социальной психологии, под которой понимается совокупность чувств, настроений, психического склада определенных групп, классов, наций, их настроений, традиций, привычек, складывающихся стихийно и носящих несистематизированный характер. Она является следствием неудовлетворенности существующими правовыми методами, установленными государством, отсутствия надлежащего механизма и условий реализации права.

Характерной особенностью идеологии и психологии правового нигилизма, наряду с тем, что кроме отношения к тем или иным нормам, заменяющим правовое регулирование, они включают в себя и отношения, непосредственно связанные с отрицанием существующего права, является их проявление как в открытой, так и в скрытой форме.

Чаще всего можно наблюдать пассивное (скрытое) отрицание. Правовой нигилизм в этом случае труднее выявить - субъекты действуют в подполье, не проявляя себя непосредственно «на публике». Такой нигилизм наиболее опасен, с ним трудно и практически невозможно бороться на ранних стадиях развития. При таком подходе правовая психология предшествует правовой идеологии.

Открытое отрицание представляет собой ясно выраженное требование субъектов правового нигилизма, направленное на устранение существующего права из жизни общества. При этом идеология действия индивида, как правило, предшествует психологии.

В зависимости от характера субъекта (носителя) тех или иных специфических черт правового нигилизма, от распространенности в обществе, его можно разделить на: индивидуальный, групповой и общественный правовой нигилизм.

Нередко предлагается рассматривать групповой правовой нигилизм в рамках общественного. Он включает отрицательные эмоции, чувства, переживания и идеи тех или иных групп населения. Причем, у разных групп он может отличаться. Примером может служить идеология различных религиозных организаций и политических партий. Он может различаться также по профессиональной деятельности, возрасту, материальному состоянию.

При этом важно отделять групповой правовой нигилизм от общественного, массового, к которому могут относиться целые нации и народы. За примерами, как говорится, далеко ходить не приходится. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места как в нашем историческом опыте, так и в опыте других народов. Ярким подтверждением тому являются недавние события в Грузии, Сербии, на Украине и в других государствах. Но это проявления правового нигилизма на «высшем этаже» общественного сознания. Сюда же можно отнести, по классификации В.А.Туманова, правовой нигилизм в виде идеологических течений и теоретических доктрин. Что же касается уровня обыденного сознания, то ему характерно неправильное представление, заблуждение относительно права и его роли у населения, которое возникает в результате повседневного опыта. Зачастую при наблюдении несправедливого, незаконного отношения чиновников, служителей правопорядка у обывателя и формируется стойкий негативный стереотип по отношению к правовой действительности. Причем отношение к праву выражается не только в народных толках, пословицах и поговорках: «Закон - дышло: куда захочет, туда и воротишь», «Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет», но и в противоправных действиях, возникающих в результате практики применения правовых норм. При этом речь идет о всех без исключения категориях общества, включая научно-техническую и художественную интеллигенцию. Более того, пренебрежительные, скептические оценки права стали у многих ее представителей чуть ли не признаком хорошего тона.

Наибольшую опасность представляет сформированное противоправное сознание на обыденном уровне в связи с непосредственной трудовой деятельностью индивида. Как правило, обладая специализированными правовыми навыками и знаниями, он сознательно нарушает законодательство в целях личной или иной выгоды. Применительно к управленческой сфере это является одной из главных причин появления неправомерных законов, нарушающих права граждан и их объединений, издания неправомерных распоряжений, о чем практически ежедневно свидетельствуют средства массовой информации. К этому следует добавить и теоретический уровень правового нигилизма, который включает в себя как открытое отрицание правовой действительности, так и скрытое употребление философами, политологами, учеными утверждений, доказывающих и обосновывающих приоритетную важность для урегулирования общественных отношений других неправовых социальных норм или идеологических установок.

Воздействие правового нигилизма на правовое сознание современного российского общества

Можно выделить следующие формы выражения правового нигилизма в современной российской действительности:

  • умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов;
  • конфронтация представительных и исполнительных структур;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Рассматривая эти проявления, нужно учитывать, что они непосредственно связаны со сформированным нигилистическим сознанием людей и напрямую зависят от него. При этом каждое из перечисленных правонарушений представляется необходимым рассматривать как самостоятельное негативное явление, выясняя степень общественной опасности, мотивы и цели правонарушения, что позволит выделить правовой нигилизм среди других антиправовых проявлений. Также при рассмотрении каждой формы проявления правового нигилизма необходимо учитывать, что причинами правонарушения могут быть и такие факторы, как правовая безграмотность, неосторожность, заблуждение, нужда, психическое состояние. При этом следует помнить и такой факт: субъекты непосредственно руководствуются не правовыми нормами, а другими установками, сложившимися в их сознании.

Проявление правового нигилизма в российском обществе можно наблюдать в противоречивости, параллельности или даже во взаимоисключаемости нормативно-правовых актов в российской правовой системе, в так называемой «войне законов», ведущей к нарушению целостности и единства правового пространства и целостности российского государства.

К сожалению, этому способствует тот факт, что Конституция РФ четко не разграничивает предметы законотворчества и «указотворчества», не оговаривает твердо и однозначно, что законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, в том числе указами, хотя этот основополагающий принцип признан во всем мире. В ней лишь констатируется, что «указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 90), что «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4), чем подчеркивается их пространственное действие.

В результате негативные тенденции правового нигилизма проявляются как в нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и на уровне субъектов федерации.

Исполнительными органами государственной власти принимаются большое количество актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам. Зачастую отсутствует четкий порядок принятия различных решений, делаются попытки подмены законов подзаконными актами. Более того, введенные в действие законы не применяются чиновниками, которые ссылаются на отсутствие инструкций по их реализации.

Низкий уровень ряда законов, поспешное их изменение и даже отмена, несогласованность с программами реформ приводят к потере престижа закона в обществе. Во многих случаях законы разрабатываются и принимаются с позиций групповых интересов или отдельных регионов, а не всего общества в целом.

Правовое государство может существовать и успешно развиваться лишь в обществе, где есть согласие граждан относительно общих принципов его устройства, где закон стоит на первом месте и служит интересам народа. Люди перестают верить в право из-за того, что оно не защищает их интересы, они перестают видеть в нем свою опору. В настоящее время конституционные принципы являются только декларативными, нет их осуществления на практике. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается отрицание, неверие к существующим институтам.

К другой разновидности выражения правового нигилизма в форме как умышленного, осознанного нарушения правовых норм, так и безразличного к ним отношения в силу правовой безграмотности, получившей распространение в нашем обществе, можно отнести деятельность как религиозных объединений сектантского характера, так и организаций и групп политического и религиозного экстремизма.

Правовой нигилизм, основанный на политическом и религиозном экстремизме, проявляется в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма, создании незаконных вооруженных и военизированных формирований, системном терроризме, угрожающем основам конституционного строя.

Еще одной из наиболее распространенных форм выражения правового нигилизма в сегодняшней России является осознанная деятельность организованной преступности. Преступная деятельность в нашем обществе сегодня для значительного числа лиц превратилась в источник существования. При этом наибольшую опасность представляет то обстоятельство, что организованная преступность срослась с коррумпированной частью госаппарата. В своей деятельности преступные сообщества руководствуются не правовыми нормами и установками, а нормами преступного мира, где преобладают жестокие насильственные методы, такие как шантаж, угрозы, подкупы, физическая расправа. В настоящее время очевиден симбиоз уголовного мира и органов власти и управления, который ставит превыше всего интересы частных лиц и структур.

Правовой нигилизм проявляется и в форме подмены законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены. Не зря существует выражение dura lex, sed lex (закон суров, но это закон).

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Но насколько сам человек готов быть гражданином правового государства? Необходимо, чтобы он сам действительно хотел поступать правовым образом.

К сожалению, приходится констатировать, что недостаточная компетентность отдельных граждан, общества в целом является первопричиной большинства существующих ныне угроз и кризисов.

Перспективным путем преодоления правового нигилизма может стать непрерывное юридическое образование. Непрерывное образование как «принцип, на котором основывается организация системы образования в целом и, следовательно, каждой составляющей ее части»10, признается ныне всеми деятелями образования и учеными.

Важно обратить внимание и на социально-психологические предпосылки правового нигилизма. Различия в социальном положении граждан, как правило, определяют их взгляды на право, влияют на оценку правовой системы в целом и отдельных ее частей. Отсутствие фактического равенства членов общества должно обусловливать его развитие. Право играет в этом решающую роль регулятора процессов, протекающих в человеческой среде. Оно предустановлено считать всех равными.

Другая причина правового нигилизма - стремление человека к самосовершенствованию. Это стремление может быть даже неосознанным и обычно проявляется, когда человек по каким-либо причинам не может осуществить свое желание. Развитие разнообразных форм собственности, возникновение различных политических партий и общественных движений, новые возможности высказывать и отстаивать различные точки зрения, возникновение демократического, политического, идейного плюрализма - благотворные факторы раскрепощения общества и личности.

Иным основанием возникновения правового нигилизма является пассивная альтернативность права - существуют целые блоки юридических норм и институтов, которые фактически мертвы, частота обращения к ним граждан мала.

Существует модель «хочешь воспользоваться своим правом - воспользуйся, не хочешь - не пользуйся». Представляется необходимым создать такие условия, чтобы человек хотел пользоваться своими правами.

Основной блок причин правового нигилизма находится в правовой политике. Главной причиной проявления и существования правового нигилизма является дисгармония, дисбаланс между тем, какие сферы право действительно должно охватывать. В настоящее время при издании законов огромное внимание может уделяться расшифровке отдельных вопросов одной области права и совсем не уделяться внимания другим отраслям права (так, например, скудное внимание уделено регламентации семейных отношений).

Особое место в ряду причин, сопутствующих развитию правового нигилизма, занимают причины юридико-технологического несовершенства права: несовершенство государственно-правовых механизмов реализации правовых норм, низкий уровень авторитета судебной системы, ее неразвитость. Поэтому важнейшим путем преодоления правового нигилизма должно стать совершенствование механизма правового регулирования и правовой защиты. Необходимо при помощи надлежащих юридических и информационных средств создавать такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона будет значительно выгоднее его нарушения.

Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, указанных в ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов лица. Каким бы положительным ни было судебное решение для истца, оно не имеет для него позитивной окраски до тех пор, пока не будет исполнено.

Среди причин правового нигилизма можно назвать и неразвитость информационной среды. Для устранения этой причины необходимо развивать свободу слова, активизировать развитие информационных технологий. Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в формировании правового сознания и общественного мнения. Понимание и разумная реализация этой ответственной миссии является одним их основных направлений пропаганды правового сознания.

Подсознательно общество подходит к формированию качественно новой иммунной системы общественного организма, способной переломить патологию правового сознания. Однако, как любой живой организм, общество нуждается в реализации государством целостной системы безотлагательных действий. Они должны быть направлены на решение следующих задач:

  • обеспечение главенства закона на всей территории России;
  • прекращение "войны законов" на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией по отношению друг к другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным;
  • ужесточение контроля за соответствием различных подзаконных актов законам и Конституции;
  • обеспечение торжества законности и правопорядка на всех уровнях государственной и общественной жизни;
  • усовершенствование механизма реализации правовых норм с помощью закона;
  • преодоление самоустранения государства от процессов самоорганизации населения, формирования новых форм коллективного решения проблем;
  • обеспечение повсеместного непрерывного юридического образования;
  • повышение авторитета и культуры власти;
  • создание комплексной правовой базы по преодолению правового нигилизма в обществе.

При реализации этих действий в комплексе удастся освободить наше общество, а затем и избавить от губительной для него болезни под названием "правовой нигилизм" и гарантировать стабильность в стране.

Примечания

1.

1. Ницше Ф.И. Сочинения. М., 1905. Т. 9. С. 9.

2. См. Вестник Европы. 1829. № 1, 2.

3. Краткая Российская энциклопедия / Сост. В.М.Карев. М., 2002. Т. 2. С. 682.

4. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М, 1972. С. 16.

5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9. С. 3-5.

6. Долгова А.И. Правовое сознание как регулятор поведения подростков. М., 1999. С. 100.

7. Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ: юристы и политики размышляют. М., 1989. С. 135.

8. Толстой Л.Н. О праве // Голос студенчества. М., 1910. № 1.

9. Толстой Л.Н. Царствие Божье внутри нас // Полн. собр. соч. в 90 тт. М.,1979. Т. 35. С. 343.

10. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 47.

Дееспособность правосудия - гарантия ликвидации правового нигилизма | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Дееспособность правосудия - гарантия ликвидации правового нигилизма

Бекетова Ю.Б., Московский государственный институт управления

Складывая фрагменты политической и экономической картины постсоветской России, неизбежно приходишь к выводу, что решение основных существующих проблем во многом упирается в вопросы дееспособности правосудия, формирования целостной и эффективной системы, способной противостоять правовому нигилизму. Эта проблема до сих пор в полной мере не изучена. Потребность в ее глубоком научном осмыслении давно назрела, и основным аргументом, подтверждающим актуальность такого познания, является тот факт, что правовой нигилизм широко распространился в российской действительности как на бытовом уровне, в сознании и поведении людей, так нередко и в деятельности правоохранительной и исполнительной власти.

Правовой нигилизм способен разрушить основы любого государства, основной целью которого является обеспечение и защита прав и свобод гражданина. Россия находится в самом начале пути построения правового государства, поэтому изучение правового нигилизма, безусловно, имеет фундаментальное значение как фактор обеспечения стабильности и развития правопорядка и представляет для нее особую актуальность.

Теоретический аспект проблемы

В настоящее время в юридической науке не сложилось единого подхода к пониманию правового нигилизма, его сущности и структуры. В зависимости от объекта он рассматривается по-разному и потому наделяется разными смыслами.

Считается, что Ф.И.Ницше одним из первых попытался раскрыть смысл данного явления. Он считал, что нигилизм - это состояние, когда высшие ценности теряют свою значимость. Когда утрачиваются общие цели и нет ответа на вопрос «зачем?»1. Такой подход не содержит признаков и не указывает на специфические черты и характеристики нигилизма как социального явления. Однако существенным в нем является акцент на то, что личностные или общественные ценности подвергаются сомнению.

Кроме Ф.И.Ницше понятие нигилизма разрабатывалось О.Шпенглером и М.Хайдеггером. Они считали, что нигилизм - это явление, способное привести общество к регрессу, разрушению, а цивилизацию - к гибели.

В своей оценке немецкие философы полагались скорее на эмоции, нежели на научный подход. Тем не менее, негативное отношение к этому явлению просматривается и при таком подходе.

В дореволюционной России термин «нигилизм» получил широкое распространение с выходом в свет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в котором его главный герой относится с явным неуважением ко всему положительному и устойчивому, отрицая сложившиеся в обществе устои. Таким образом, нигилизм становится направлением, отрицающим существующие социальные ценности. Но еще до издания романа в 1829 г. Н.Надеждин публикует статью «Сомнище нигилистов»2. Нигилизм в таком употреблении означал пустоту, невежество, безосновательные суждения в науке и в жизни.

Понятие «нигилизм» применяли также В.Г.Белинский, С.Швырев и Н.А.Добролюбов.

До середины XIX в. слово «нигилизм» встречается главным образом в произведениях философского свойства, постепенно проникая в публицистику и официальные документы, а также в обиходную речь.

В различных справочниках нигилизм характеризуется примерно одинаково. Например, в Краткой российской энциклопедии указывается, что слово «нигилизм» произошло от латинского «ничто», и означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни3. Нигилизм распространен в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

В теоретическом плане представляет интерес классификация основных характеристик нигилизма, предложенная А.И.Новиковым. Он рассматривает его как самостоятельную форму общественного сознания, имеющую свою направленность в зависимости от объекта отрицания4.

Существует ряд других точек зрения на проблему правового нигилизма.В.И.Гойман отмечает, что правовой нигилизм - есть «в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву. Наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности, и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений»5.

А.И.Долгова рассматривает нигилизм как формальное отношение к праву, а его носителей - как лиц, в своей деятельности руководствующихся лишь желаниями и интересами6. В основе правового нигилизма не всегда находятся личные интересы и желания, зачастую носители мотивируют свое отрицание общественной необходимостью (которую подразумевают в момент совершения противоправных деяний) или потребностями для удовлетворения желания большинства членов общества.

Близкой точки зрения придерживается В.А.Туманов. Он характеризует правовой нигилизм как неуважительное отношение к законам, нормативному порядку, как стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, возможности и даже необходимость права, как свойство общественного сознания и национальной психологии, как отличительную особенность культуры, традиций, образа жизни7.

Все сказанное выше главным образом носит характер иллюстрации понятийных свойств. Для наиболее же полного представления о правовом нигилизме гораздо важнее определить его сущность, рассмотреть сам объект отрицания, а им как раз и является право как закономерное явление, регулирующее общественные отношения. В каждый период развития общества можно выделить определенную систему сословий, социальных групп, классов, отношения между которыми организованы по-разному, в зависимости от существующих потребностей. При этом необходимо отметить, что при сложной структуре и характере социального неравенства возникает необходимость упорядочения и стабилизации отношений, т.е. возникает необходимость в праве. Основываясь на идеях формального равенства, свободы и справедливости, право является стабильной формой компромисса, необходимого при возникновении конфликтов между различными социальными слоями. Сущностной ценностью права для общества является его способность организовывать, упорядочивать и урегулировать общественную жизнь и отношения.

Правовой нигилизм, будучи одной из форм нигилизма, не является просто отрицанием права, он формирует свою идеологию, в основе которой лежат способы урегулирования и упорядочивания отношений в обществе. Таким образом, сущность правового нигилизма определяется тем, что в качестве регулятора общественных отношений предлагаются альтернативные официальным, нередко далеко противоположные существующим, нормы и правила. Право не представляет ценности для носителей правового нигилизма. На основе этого понимания, под воздействием тех или иных факторов носителями правового нигилизма формируются идеологические представления, заменяющие правовые отношения. В качестве примера можно привести рассуждения Л.Н.Толстого о взаимоотношениях в обществе: «В душу человека вложен один высший, очень простой, ясный и доступный всем закон, не имеющий ничего общего с предписаниями людей, называемыми правами и законами. Этот закон любви к ближним давно был бы всеми усвоен, если бы не те коварные и зловредные усилия, которые делают для того, чтобы скрыть этот закон от людей»; «Право, поддерживаемое силою, нарушает заповедь непротивления злу. Суда не должно быть. Для воздействия на зло есть только один путь - воздаяние добром за зло. Царствие Божие наступит тогда, когда мы будем руководствоваться не правом, а заповедями Христа»8, 9.

Таким образом, из всего сказанного можно назвать следующие основные признаки правового нигилизма:

  • это социальное явление, подрывающее существующую стабильность и урегулированность общественных отношений;
  • он характеризуется как отрицание или непризнание права, объективных правовых ценностей и закономерностей;
  • правовой нигилизм есть идейно-психологическое явление, представляющее собой один из типов общественного сознания со своей структурой, носителями, уровнями, видами, формами выражения;
  • он представляет собой, как правило, не просто абсолютное отрицание или неприятие правовой действительности, а идеологию, предлагающую на основе данного отрицания самостоятельные представления и взгляды на регуляцию общественной жизни;
  • правовой нигилизм как социальное явление представляет собой одну из форм общественного сознания, имеющую свою структуру, носителей, уровни, характеризующуюся совокупностью чувств, представлений, эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигающим альтернативные праву идеи и способы организации общественных отношений.

Структура правового нигилизма представляет собой сложное и многоплановое негативное явление общественной жизни, поэтому изучение ее характера и видов должно способствовать выработке наиболее интенсивных путей борьбы с ним.

Правовой нигилизм включает в себя совокупность регулятивных идей и взглядов, представлений определенных лиц и групп, не разделяющих официально принятых представлений социального регулирования. Отсюда его главными структурными элементами являются идеология и психология.

В наиболее общем виде правовая идеология включает в себя совокупность представлений, потребностей социальных слоев общества и идею их регуляции без согласования с закономерностями общей системы социальных норм, в том числе с правом, или более того, отрицая право. Она возникает и формируется стихийно, зачастую получает толчок к развитию в периоды, когда правовая идеология идет в разрез или не отражает экономические отношения, объективно сложившиеся на определенном этапе развития общества.

Психология правового нигилизма является одной из форм социальной психологии, под которой понимается совокупность чувств, настроений, психического склада определенных групп, классов, наций, их настроений, традиций, привычек, складывающихся стихийно и носящих несистематизированный характер. Она является следствием неудовлетворенности существующими правовыми методами, установленными государством, отсутствия надлежащего механизма и условий реализации права.

Характерной особенностью идеологии и психологии правового нигилизма, наряду с тем, что кроме отношения к тем или иным нормам, заменяющим правовое регулирование, они включают в себя и отношения, непосредственно связанные с отрицанием существующего права, является их проявление как в открытой, так и в скрытой форме.

Чаще всего можно наблюдать пассивное (скрытое) отрицание. Правовой нигилизм в этом случае труднее выявить - субъекты действуют в подполье, не проявляя себя непосредственно «на публике». Такой нигилизм наиболее опасен, с ним трудно и практически невозможно бороться на ранних стадиях развития. При таком подходе правовая психология предшествует правовой идеологии.

Открытое отрицание представляет собой ясно выраженное требование субъектов правового нигилизма, направленное на устранение существующего права из жизни общества. При этом идеология действия индивида, как правило, предшествует психологии.

В зависимости от характера субъекта (носителя) тех или иных специфических черт правового нигилизма, от распространенности в обществе, его можно разделить на: индивидуальный, групповой и общественный правовой нигилизм.

Нередко предлагается рассматривать групповой правовой нигилизм в рамках общественного. Он включает отрицательные эмоции, чувства, переживания и идеи тех или иных групп населения. Причем, у разных групп он может отличаться. Примером может служить идеология различных религиозных организаций и политических партий. Он может различаться также по профессиональной деятельности, возрасту, материальному состоянию.

При этом важно отделять групповой правовой нигилизм от общественного, массового, к которому могут относиться целые нации и народы. За примерами, как говорится, далеко ходить не приходится. В течение столетий идеи права и свободы, правового государства и прав личности не имели места как в нашем историческом опыте, так и в опыте других народов. Ярким подтверждением тому являются недавние события в Грузии, Сербии, на Украине и в других государствах. Но это проявления правового нигилизма на «высшем этаже» общественного сознания. Сюда же можно отнести, по классификации В.А.Туманова, правовой нигилизм в виде идеологических течений и теоретических доктрин. Что же касается уровня обыденного сознания, то ему характерно неправильное представление, заблуждение относительно права и его роли у населения, которое возникает в результате повседневного опыта. Зачастую при наблюдении несправедливого, незаконного отношения чиновников, служителей правопорядка у обывателя и формируется стойкий негативный стереотип по отношению к правовой действительности. Причем отношение к праву выражается не только в народных толках, пословицах и поговорках: «Закон - дышло: куда захочет, туда и воротишь», «Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет», но и в противоправных действиях, возникающих в результате практики применения правовых норм. При этом речь идет о всех без исключения категориях общества, включая научно-техническую и художественную интеллигенцию. Более того, пренебрежительные, скептические оценки права стали у многих ее представителей чуть ли не признаком хорошего тона.

Наибольшую опасность представляет сформированное противоправное сознание на обыденном уровне в связи с непосредственной трудовой деятельностью индивида. Как правило, обладая специализированными правовыми навыками и знаниями, он сознательно нарушает законодательство в целях личной или иной выгоды. Применительно к управленческой сфере это является одной из главных причин появления неправомерных законов, нарушающих права граждан и их объединений, издания неправомерных распоряжений, о чем практически ежедневно свидетельствуют средства массовой информации. К этому следует добавить и теоретический уровень правового нигилизма, который включает в себя как открытое отрицание правовой действительности, так и скрытое употребление философами, политологами, учеными утверждений, доказывающих и обосновывающих приоритетную важность для урегулирования общественных отношений других неправовых социальных норм или идеологических установок.

Воздействие правового нигилизма на правовое сознание современного российского общества

Можно выделить следующие формы выражения правового нигилизма в современной российской действительности:

  • умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих правовых актов;
  • конфронтация представительных и исполнительных структур;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Рассматривая эти проявления, нужно учитывать, что они непосредственно связаны со сформированным нигилистическим сознанием людей и напрямую зависят от него. При этом каждое из перечисленных правонарушений представляется необходимым рассматривать как самостоятельное негативное явление, выясняя степень общественной опасности, мотивы и цели правонарушения, что позволит выделить правовой нигилизм среди других антиправовых проявлений. Также при рассмотрении каждой формы проявления правового нигилизма необходимо учитывать, что причинами правонарушения могут быть и такие факторы, как правовая безграмотность, неосторожность, заблуждение, нужда, психическое состояние. При этом следует помнить и такой факт: субъекты непосредственно руководствуются не правовыми нормами, а другими установками, сложившимися в их сознании.

Проявление правового нигилизма в российском обществе можно наблюдать в противоречивости, параллельности или даже во взаимоисключаемости нормативно-правовых актов в российской правовой системе, в так называемой «войне законов», ведущей к нарушению целостности и единства правового пространства и целостности российского государства.

К сожалению, этому способствует тот факт, что Конституция РФ четко не разграничивает предметы законотворчества и «указотворчества», не оговаривает твердо и однозначно, что законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, в том числе указами, хотя этот основополагающий принцип признан во всем мире. В ней лишь констатируется, что «указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 90), что «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4), чем подчеркивается их пространственное действие.

В результате негативные тенденции правового нигилизма проявляются как в нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, так и на уровне субъектов федерации.

Исполнительными органами государственной власти принимаются большое количество актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам. Зачастую отсутствует четкий порядок принятия различных решений, делаются попытки подмены законов подзаконными актами. Более того, введенные в действие законы не применяются чиновниками, которые ссылаются на отсутствие инструкций по их реализации.

Низкий уровень ряда законов, поспешное их изменение и даже отмена, несогласованность с программами реформ приводят к потере престижа закона в обществе. Во многих случаях законы разрабатываются и принимаются с позиций групповых интересов или отдельных регионов, а не всего общества в целом.

Правовое государство может существовать и успешно развиваться лишь в обществе, где есть согласие граждан относительно общих принципов его устройства, где закон стоит на первом месте и служит интересам народа. Люди перестают верить в право из-за того, что оно не защищает их интересы, они перестают видеть в нем свою опору. В настоящее время конституционные принципы являются только декларативными, нет их осуществления на практике. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается отрицание, неверие к существующим институтам.

К другой разновидности выражения правового нигилизма в форме как умышленного, осознанного нарушения правовых норм, так и безразличного к ним отношения в силу правовой безграмотности, получившей распространение в нашем обществе, можно отнести деятельность как религиозных объединений сектантского характера, так и организаций и групп политического и религиозного экстремизма.

Правовой нигилизм, основанный на политическом и религиозном экстремизме, проявляется в разжигании социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространении идей фашизма, создании незаконных вооруженных и военизированных формирований, системном терроризме, угрожающем основам конституционного строя.

Еще одной из наиболее распространенных форм выражения правового нигилизма в сегодняшней России является осознанная деятельность организованной преступности. Преступная деятельность в нашем обществе сегодня для значительного числа лиц превратилась в источник существования. При этом наибольшую опасность представляет то обстоятельство, что организованная преступность срослась с коррумпированной частью госаппарата. В своей деятельности преступные сообщества руководствуются не правовыми нормами и установками, а нормами преступного мира, где преобладают жестокие насильственные методы, такие как шантаж, угрозы, подкупы, физическая расправа. В настоящее время очевиден симбиоз уголовного мира и органов власти и управления, который ставит превыше всего интересы частных лиц и структур.

Правовой нигилизм проявляется и в форме подмены законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их дополнения, изменения или отмены. Не зря существует выражение dura lex, sed lex (закон суров, но это закон).

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Но насколько сам человек готов быть гражданином правового государства? Необходимо, чтобы он сам действительно хотел поступать правовым образом.

К сожалению, приходится констатировать, что недостаточная компетентность отдельных граждан, общества в целом является первопричиной большинства существующих ныне угроз и кризисов.

Перспективным путем преодоления правового нигилизма может стать непрерывное юридическое образование. Непрерывное образование как «принцип, на котором основывается организация системы образования в целом и, следовательно, каждой составляющей ее части»10, признается ныне всеми деятелями образования и учеными.

Важно обратить внимание и на социально-психологические предпосылки правового нигилизма. Различия в социальном положении граждан, как правило, определяют их взгляды на право, влияют на оценку правовой системы в целом и отдельных ее частей. Отсутствие фактического равенства членов общества должно обусловливать его развитие. Право играет в этом решающую роль регулятора процессов, протекающих в человеческой среде. Оно предустановлено считать всех равными.

Другая причина правового нигилизма - стремление человека к самосовершенствованию. Это стремление может быть даже неосознанным и обычно проявляется, когда человек по каким-либо причинам не может осуществить свое желание. Развитие разнообразных форм собственности, возникновение различных политических партий и общественных движений, новые возможности высказывать и отстаивать различные точки зрения, возникновение демократического, политического, идейного плюрализма - благотворные факторы раскрепощения общества и личности.

Иным основанием возникновения правового нигилизма является пассивная альтернативность права - существуют целые блоки юридических норм и институтов, которые фактически мертвы, частота обращения к ним граждан мала.

Существует модель «хочешь воспользоваться своим правом - воспользуйся, не хочешь - не пользуйся». Представляется необходимым создать такие условия, чтобы человек хотел пользоваться своими правами.

Основной блок причин правового нигилизма находится в правовой политике. Главной причиной проявления и существования правового нигилизма является дисгармония, дисбаланс между тем, какие сферы право действительно должно охватывать. В настоящее время при издании законов огромное внимание может уделяться расшифровке отдельных вопросов одной области права и совсем не уделяться внимания другим отраслям права (так, например, скудное внимание уделено регламентации семейных отношений).

Особое место в ряду причин, сопутствующих развитию правового нигилизма, занимают причины юридико-технологического несовершенства права: несовершенство государственно-правовых механизмов реализации правовых норм, низкий уровень авторитета судебной системы, ее неразвитость. Поэтому важнейшим путем преодоления правового нигилизма должно стать совершенствование механизма правового регулирования и правовой защиты. Необходимо при помощи надлежащих юридических и информационных средств создавать такую ситуацию, когда для человека соблюдение закона будет значительно выгоднее его нарушения.

Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, указанных в ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов лица. Каким бы положительным ни было судебное решение для истца, оно не имеет для него позитивной окраски до тех пор, пока не будет исполнено.

Среди причин правового нигилизма можно назвать и неразвитость информационной среды. Для устранения этой причины необходимо развивать свободу слова, активизировать развитие информационных технологий. Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в формировании правового сознания и общественного мнения. Понимание и разумная реализация этой ответственной миссии является одним их основных направлений пропаганды правового сознания.

Подсознательно общество подходит к формированию качественно новой иммунной системы общественного организма, способной переломить патологию правового сознания. Однако, как любой живой организм, общество нуждается в реализации государством целостной системы безотлагательных действий. Они должны быть направлены на решение следующих задач:

  • обеспечение главенства закона на всей территории России;
  • прекращение "войны законов" на федеральном и региональном уровнях. В масштабе всей России законы и иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией по отношению друг к другу. На уровне же регионов все региональные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать федеральным;
  • ужесточение контроля за соответствием различных подзаконных актов законам и Конституции;
  • обеспечение торжества законности и правопорядка на всех уровнях государственной и общественной жизни;
  • усовершенствование механизма реализации правовых норм с помощью закона;
  • преодоление самоустранения государства от процессов самоорганизации населения, формирования новых форм коллективного решения проблем;
  • обеспечение повсеместного непрерывного юридического образования;
  • повышение авторитета и культуры власти;
  • создание комплексной правовой базы по преодолению правового нигилизма в обществе.

При реализации этих действий в комплексе удастся освободить наше общество, а затем и избавить от губительной для него болезни под названием "правовой нигилизм" и гарантировать стабильность в стране.

Примечания

1.

1. Ницше Ф.И. Сочинения. М., 1905. Т. 9. С. 9.

2. См. Вестник Европы. 1829. № 1, 2.

3. Краткая Российская энциклопедия / Сост. В.М.Карев. М., 2002. Т. 2. С. 682.

4. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. М, 1972. С. 16.

5. Гойман В.И. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9. С. 3-5.

6. Долгова А.И. Правовое сознание как регулятор поведения подростков. М., 1999. С. 100.

7. Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ: юристы и политики размышляют. М., 1989. С. 135.

8. Толстой Л.Н. О праве // Голос студенчества. М., 1910. № 1.

9. Толстой Л.Н. Царствие Божье внутри нас // Полн. собр. соч. в 90 тт. М.,1979. Т. 35. С. 343.

10. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 47.