Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Международное приграничное сотрудничество - важное направление реализации государственной пограничной политики Российской Федерации

Степенко В.Е., доцент Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета

Базисные интересы любого государства состоят не только в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в наращивании национальной мощи и ослаблении угроз национальной безопасности, но и в создании пояса добрососедства по периметру территории страны, развитии равноправного межгосударственного сотрудничества с приграничными странами на основе взаимовыгодного партнерства. Об этом, в частности, говорится в концепции национальной безопасности Российской Федерации1.

Международное приграничное сотрудничество является одним из важных направлений реализации государственной пограничной политики Российской Федерации, имеет для России особо важное и приоритетное значение, а в последнее время приобретает все более широкие перспективы. Отметим, что Россия граничит с 16 государствами. Кроме того, из 89 субъектов РФ 46 регионов находятся в приграничных отношениях с теми или иными государствами, 26 из них граничат с государствами СНГ.

Сегодня на Государственной границе РФ, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз национальной безопасности. Южные участки наших границ, а также ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от укрепления межгосударственного сотрудничества по пограничным вопросам в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.

Приграничное сотрудничество, осуществляемое Российской Федерацией, основывается, прежде всего, на таких общепризнанных международно-правовых принципах2, как:

  • взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
  • мирное разрешение приграничных споров;
  • взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
  • обеспечение интересов России в приграничном пространстве;
  • ненанесение ущерба экономическим и иным интересам приграничных государств;
  • соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г.3.

В рамках осуществления международного приграничного сотрудничества Российской Федерации находят свою реализацию важнейшие задачи пограничной политики Российской Федерации:

а) создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;

б) установление и закрепление в международно-правовом отношении Государственной границы;

в) защита жизненно важных интересов Российской Федерации в ее морских пространствах;

г) межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;

д) предотвращение, исходя из жизненно важных интересов государства в пограничном пространстве, попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков;

е) обеспечение интересов и безопасности России на внешних границах государств - участников СНГ на международно-договорной основе.

Международное приграничное сотрудничество заключается преимущественно во взаимной торговле, привлечении инвестиций и осуществлении совместных инвестиционных проектов, создании взаимодополняемых производств, миграции рабочей силы, но может осуществляться и по другим направлениям (поддержание единых стандартов в природопользовании, решение вопросов совместного использования водоемов, других природных ресурсов, коммуникаций и сооружений, взаимопомощь в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях, координация усилий по профилактике и пресечению различных правонарушений, гуманитарные контакты).

В рамках решения проблем, возникающих в процессе реализации пограничной политики, Российской Федерацией со многими государствами были заключены двусторонние и многосторонние договоры по пограничным вопросам, которые условно можно подразделить на четыре блока:

1.Договоры, устанавливающие основы регулирования и поддержания режима государственной границы. Данные договоры заключаются в целях поддержания стабильности на границе между сопредельными государствами, спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и развития сотрудничества и взаимной помощи. В них детально урегулированы вопросы, связанные с прохождением линии государственной границы, установлением и восстановлением пограничных обозначений (пограничных и створных знаков), пересечением государственной границы, пользованием пограничными водами и пересекающими линию границы железными, шоссейными дорогами, а также коммуникационными сооружениями, закреплением статуса пограничных уполномоченных. В качестве примеров подобных договоров можно назвать следующие: договор между Правительством СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам (Москва, 26.11.804); договор между Правительством СССР и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о режиме советско-корейской государственной границы (Пхеньян, 03.09.905); договор между СССР и Корейской Народно-Демократической Республикой о прохождении линии советско-корейской государственной границы (Москва, 17.04.856); договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе (Киев, 28.01.03; договор вступил в силу 23.04.047).

2.Договоры, особо регламентирующие пограничные экономические связи, порядок сношений в приграничных районах, ведения хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, горное дело, охрана окружающей природной среды) в приграничных районах. Например, договор между Правительством СССР и Правительством Монгольской Народной Республики о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам (Москва, 26.11.80); соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о режиме российско-китайской государственной границы (Пекин, 27.05.94); соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 09.12.998).

3.Договоры, заключенные с целью повышения пропускной способности пунктов пропуска и создания надлежащих условий для пересечения государственной границы физическими лицами, транспортными средствами и товарами, а также упрощения порядка пересечения государственной границы между отдельными государствами. В частности, договор между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу (Таллинн, 25.06.029); соглашение между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Румынии об упрощенном переходе государственной границы (Бухарест, 30.12.8510); соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств - участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество (Москва, 25.11.9811); соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе (Пекин, 27.01.9412); соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об упрощенном порядке пересечения российско-китайской государственной границы во временном пункте пропуска Кани-Курган-Чанфатунь персоналом, занятом на совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян), а также перемещения строительных материалов, оборудования и транспортных средств (Пекин, 30.04.97); соглашение между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о распространении практики упрощенного пропуска граждан РФ в торговые комплексы в гг. Хэйхэ и Суйфэньхэ, действующие по китайскую сторону российско-китайской границы в форме обмена нотами (Пекин, 02.06.9913).

4.Соглашения, заключаемые между государствами по вопросам пограничного сотрудничества. Подобные договоры и соглашения были заключены со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Республикой Вьетнам, Монгольской Народной Республикой), государствами - участниками СНГ (Республиками Казахстан, Узбекистан, Молдова, Беларусь, Азербайджанской Республикой, Украиной), Латвийской Республикой, рядом государств Восточной Европы (Румынией, Болгарией, Словацкой Республикой), а также с Республиками Индия и Намибия. Причем сотрудничество по пограничным вопросам между названными государствами осуществляется в основном в целях обеспечения надежной охраны государственной границы по следующим направлениям:

а) взаимодействие по вопросам охраны государственной границы в пунктах пропуска через нее;

б) борьба с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и радиоактивных материалов, наркотических средств и психотропных веществ;

в) оказание содействия в обмене информацией и опытом организации охраны границы;

г) оказание содействия в подготовке кадров и специалистов пограничных ведомств.

Следует особо отметить, что в последние годы были восстановлены приграничные связи с прикаспийскими государствами, особенно эффективно развивается сотрудничество с приграничными провинциями Исламской республики Иран (за последние 7 лет товарооборот и грузопоток увеличился почти в 10 раз). С другими приграничными территориями российская сторона также стремится поддерживать взаимовыгодные отношения, с этой целью создаются соответствующие режимы взаимодействия по выгодной торговле, расширяется интеграция экономических отношений, межнациональных и культурных связей.

Иными словами, во взаимодействии Российской Федерации с приграничными государствами наблюдается укрепление единого многофункционального международного сотрудничества в рамках реализации единой пограничной политики, которое направлено на совместное эффективное использование значительного политического и экономического потенциала наших стран. Однако в настоящее время потенциал приграничного сотрудничества и возможности дальнейшего развития межрегиональных связей со многими странами, в частности, государствами СНГ, используется не полностью в силу ряда объективных причин:

а) в национальном законодательстве большинства государств данная сфера правоотношений является недостаточно проработанной;

б) имеются существенные расхождения в действующих правовых нормах внутреннего законодательства государств в сфере внешнеэкономической и хозяйственной деятельности, таможенных и налоговых барьеров;

в) являются неурегулированными платежно-расчетные отношения;

г) до сих пор не принят закон «О приграничном сотрудничестве», который на федеральном уровне должен закрепить принципы, приоритетные направления и формы его осуществления.

Таким образом, в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности приграничных государств, в рамках дальнейшего содействия международно-правовому оформлению и развитию имеющегося потенциала сотрудничества по пограничным вопросам, видимо, следует:

- на межгосударственном уровне решить вопрос об унификации содержания соглашений по проблемам развития приграничного сотрудничества, а также конкретизации положений внутригосударственного законодательства в административно-политической сфере, направленного на реализацию целей и задач государственной пограничной политики;

- государствам, являющимся участниками договоров и соглашений по вопросам сотрудничества приграничных областей и регионов, необходимо разработать конкретные предложения и внести соответствующие поправки в действующие внутригосударственные нормативные акты в целях упрощения для населения приграничных районов паспортного, таможенного, иммиграционного и иных видов контроля, в рамках преодоления несогласованности налогового и таможенного законодательства граничащих государств;

- в виду отсутствия в национальном законодательстве государств - участников договоров (соглашений) по вопросам развития и укрепления приграничного сотрудничества самостоятельных законодательных актов по данному вопросу следует ускорить их принятие.

Примечания

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 10.01.01 № 24. Раздел II «Национальные интересы России» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

2. Концепция международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации до 2010 г. Утв. Приказом ФПС России от 08.03.01 № 133.

3. Ратифицирована федеральным законом от 22.07.02.

4. Сборник международных договоров СССР. М., 1983. Вып. XXXVII. С. 49-64.

5. Собрание законодательства РФ. 1997. № 21. Ст. 2387.

6. Там же. Ст. 2385.

7. Бюллетень международных договоров. 2004. № 7. С. 47-48.

8. Там же. № 8. С. 31-35.

9. Там же. № 5. С. 18-22.

10. Сборник международных договоров СССР. М., 1988. Вып. XLII. С. 51-54.

11. Бюллетень международных договоров. 2000. № 1. С. 34-37.

12. Там же. 1996. № 4. С. 8-13.

13. Там же. 1999. № 11. С. 70-72.

Степенко Валерий Ефремович. Кандидат юридических наук. В 1973-99 гг. служил на кораблях ВМФ СССР и России, в соединениях морских частей погранвойск ФСБ РФ. С 1999 г. - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета.