Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (16), Август 2005

Телефонный терроризм - мина замедленного действия

Жуков И.А., начальник Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте

В свете последних событий вопросы противодействия телефонному терроризму вообще и телефонному терроризму на транспорте, в частности, носят весьма серьезный характер и, естественно, что при решении многих вопросов, связанных с обеспечением безопасности, наши милицейские подразделения, даже несмотря на свою малочисленность, с учетом складывающейся оперативной обстановки, иногда недостаточную техническую оснащенность, по-прежнему продолжают работать на пределе физических сил и возможностей, порой без праздников и выходных, не считаясь с личным временем, руководствуясь отнюдь не материальными соображениями.

Обращаясь к ежедневной действительности, отмечу, что в среднем службами Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте (СК УВДТ) от 4 до 10 раз в неделю вводится в действие специальный оперативный план "Ураган-4", предусматривающий целый комплекс первоочередных мер по противодействию терроризму на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, но не отреагировать на каждый поступивший, пусть даже анонимный сигнал, милиция попросту не может, не имеет права. Каждый раз, реагируя на различного рода поступающие сигналы, включая и информацию, получаемую оперативным путем (это тема отдельного разговора и отрабатывается эта информация другими методами и средствами), при проработке подобных мероприятий, связанных с действиями милиции на транспорте, при выявлении телефонных хулиганов нашими подразделениями задействуются весьма значительные силы и средства, привлекаемые для отработки необходимого комплекса мер по противодействию актам терроризма.

Исходя из повседневной практики, да и по словам самих выезжающих на вызов милиционеров и, соответственно, их руководителей, в последние несколько лет проблема телефонных звонков с угрозами террористического характера стала звучать очень остро не только на Северном Кавказе. Эта проблема сегодня имеет место практически во всех транспортных ведомствах системы МВД России, и об этом не раз на различных оперативных совещаниях говорил, обозначая пути решения наболевших вопросов, начальник Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России генерал-лейтенант милиции В.В.Захаренков.

Если же смотреть на телефонные сообщения с угрозами взрывов либо различных диверсий не с точки зрения сотрудника милиции, а обычного гражданина, нетрудно сделать вывод, что люди часто не делают различия между "телефонными" и "реальными" террористами. Десятки опрошенных горожан, пассажиров и работников транспорта резко осуждают подобных "шутников".

С точки зрения законодательства, а преступления данной категории квалифицируются по ст. 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма" и относятся к противоправным деяниям, направленным против общественной безопасности и общественного порядка, которые наказываются штрафом от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до 3 лет. Уголовная же ответственность за подобного рода преступления наступает с 14 лет.

Примеров по фактам анонимных сообщений об акте терроризма в сфере оперативно-служебной деятельности СК УВДТ более чем достаточно. Ежегодно нашими линейными подразделениями привлекаются к уголовной ответственности за подобного рода преступления 10-20 человек, подобных сообщений регистрируются десятки.

Вот несколько примеров.

Праздничный день 4 января 2004 г., Ростовский аэропорт. Линейный отдел милиции несет службу в усиленном режиме. Обычная рабочая обстановка. Пассажиры, купившие билет на самолеты в различные уголки нашей страны, спешат пройти регистрацию и отправиться к местам запланированного отдыха и деловых поездок. На пульт дежурного линейного отдела в аэропорту «Ростов» поступает тревожное телефонное сообщение о минировании аэровокзала. Далее, как по нотам, вводится в действие план "Ураган-4". Проводится целый комплекс необходимых оперативных мероприятий, в которых задействуется максимальное количество личного состава дежурных нарядов милиции, администрация аэропорта, службы авиационной безопасности. После отработки всех положенных в таких случаях действий взрывных устройств и подозрительных бесхозных предметов не обнаружено, но благодаря имеющейся аппаратуре, способной отслеживать звонок и место расположения звонившего, если тот находился в непосредственной близости от транспортного объекта, а также четким и отлаженным действиям сотрудников милиции, удалось установить личность звонившего и затем, естественно, его задержать.

В данном случае телефонным террористом оказался 33-летний житель города Ростова-на-Дону, некий гражданин Рубанович, который, еще не будучи задержанным по факту своего звонка с угрозой о минировании здания аэровокзала, сообщил в дежурную часть, что его сообщение носит заведомо ложный характер и он таким весьма своеобразным образом решил проверить праздничную бдительность транспортной милиции.

По факту сообщения о заведомо ложном сообщении с угрозами взрыва от 04.01.04 возбуждено уголовное дело. Сейчас этому гражданину одним из районных судов города Ростова-на-Дону присужден весьма внушительный денежный штраф.

Далее, еще один пример, но уже в отношении минирования железнодорожного моста, на 1347-м километре перегона Ростов-Главный - Заречная.

Утром 08.05.04 в дежурную часть Ростовского ЛУВДТ от начальника караула СК-15 поступило сообщение о том, что в 09.13 на телефон начальника караула позвонил неустановленный мужчина и сообщил о минировании железнодорожного моста через реку Дон. Незамедлительно был введен в действие оперативный план "Ураган-4". Проведен необходимый комплекс мероприятий. Взрывных устройств на данном участке движения не обнаружено. Действия личного состава оценены как правильные.

Далее в работу включились оперативники, и результат не заставил себя долго ждать. Сотрудниками оперативно-розыскной части при СК УВДТ совместно с сотрудниками отдела уголовного розыска Ростовского ЛУВДТ за данное преступление был задержан гражданин Дедюхин 1950 года рождения, житель Ростова-на-Дону.

Мотив, подтолкнувший Дедюхина к совершению подобных противоправных действий, был весьма тривиален. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, а известно, что в таких случаях люди не всегда четко контролируют свои действия, а уж тем более анализируют и оценивают свои поступки, в тот момент еще подозреваемый вспомнил фрагменты из своего любимого художественного фильма "Пароль - Рыба-Меч" и решил сравнить действия российских и иностранных спецслужб, т.е. в данном случае - милиции, при получении информации о готовящемся диверсионно-террористическом акте.

Был, как потом выяснилось, в действиях Дедюхина и еще один мотив, подтолкнувший его к совершению данного противоправного действия. Новоявленный телефонный террорист пожелал увидеть количество спецтехники и обмундирование милицейских спецподразделений, прибывших на обозначенное им место происшествия.

Далее - все в соответствии с Законом. Заведено уголовное дело, которое после сбора необходимых доказательств было передано в суд. Данный гражданин осужден сроком на один год лишения свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении общего режима.

Еще один факт ложного сообщения о заложенном взрывном устройстве, но теперь уже в пассажирском поезде.

11.05.04 в службу спасения МЧС с мобильного телефона позвонил неустановленный мужчина и сообщил, что пассажирский поезд № 289 Владикавказ - Адлер заминирован, взрывное устройство находится в поезде и оно сработает по станции Армавир. Тревожный звонок, по взаимодействию, был тут же передан коллегам в ЛОВД на станцию Невинномысская. После отработки сыщиками необходимого количества имеющейся информации круг подозреваемых сузился. По подозрению в совершении данного звонка был задержан 39-летний пассажир, ехавший в этом же составе. Им оказался житель Владикавказа некто Брычеев.

По объяснению самого "шутника", ему еще при посадке в вагон данного пассажирского состава было очень любопытно узнать, каким образом и насколько быстро после получения информации об угрозе взрыва сработают на упреждение органы внутренних дел на транспорте, к тому же сам Брычеев находился в этот момент в состоянии сильного алкогольного опьянения, а усугубив дозу выпитого спиртного в ресторане пассажирского поезда и окончательно осмелев, он, сидя за столом и хвастаясь своими соображениями перед очередным собутыльником, позвонил с мобильного телефона в службу спасения и сообщил о заложенном в поезде взрывном устройстве.

За такие, с позволения сказать, "шутки" и невзирая на смягчение вины из-за степени алкогольного опьянения, данному гражданину судебными органами был вынесен приговор, обязывающий выплатить ответчика крупную денежную сумму в виде штрафа.

Но какой штраф может возместить моральный вред, нанесенный обычным законопослушным пассажирам, волею судьбы ехавшим в одном составе с подобным выродком. Задержка поезда, вызов к месту происшествия специалистов, полная отработка состава на предмет обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств - темы, конечно же, отдельного разговора, но проверяя бдительность силовиков подобным образом, будущим телефонным террористам все-таки необходимо запомнить, что в 99 случаях из 100 подобная противоправная деятельность не остается безнаказанной.

Вообще, говоря о различного рода ложных минированиях, нельзя не заметить, что работать обычному милиционеру на месте происшествия всегда довольно сложно, и это связано со множеством объективных причин, одной из которых является то, что необходимо незамедлительно и без паники эвакуировать всех людей, находящихся в непосредственной близости от опасного объекта, оцепить объект по периметру, обыскать каждую торговую палатку, лоток, барную стойку, грузовой либо пассажирский вагоны, локомотив, перрон, а порой сумки, чемоданы, различного рода коробки и упаковки. В подобных ситуациях очевидно, что любой сигнал необходимо взять на контроль, а если того требуют обстоятельства - принять незамедлительные меры.

Но вся оперативность действий хороша и способна приносить вдвойне больший положительный результат тогда, когда работа милиционеров облегчена определенными техническими средствами. В этом отношении подразделения СК УВДТ стараются держать руку на пульсе жизни, не отставать от технического прогресса. Сегодня, благодаря помощи, поддержке и пониманию соседей - смежных транспортных ведомств, работающих под эгидой Министерства транспорта России, практически все наши дежурные части оборудованы специальными системами определения номера звонившего абонента, возможностями записи голосового фона с учетом дальнейшего проведения фоноэкспертизы, где особая аппаратура разделит слова на звуки, нарисует график произнесенных слов, который у каждого человека неповторим, а значит, никакие попытки исказить, замаскировать свой голос не помогут злоумышленнику. Поэтому применение различных "ноу-хау" во многом облегчает нам наш повседневный весьма не простой труд, без которого невозможна нормальная и безопасная жизнедеятельность всего транспортного комплекса в целом и на железной дороге, и на водных артериях юга России, и в спектре авиаперевозок. Кстати, еще один недавний пример.

Два пассажира авиарейса Ростов - Доломан хотят незаконно провести наркотики и взрывное устройство - такая информация поступила из ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» 10.06.04 в дежурную часть линейного отдела милиции Ростовского аэропорта. Естественно, сотрудниками подразделения были отработаны все положенные мероприятия, а параллельно приняты меры для поиска и задержания автора подобного телефонного сообщения.

Телефонной террористкой в этот раз оказалась обманутая своим "другом" женщина, которая таким весьма странным способом решила отомстить за свою обманутую любовь. Задержка рейса по вине гражданки П. 1972 года рождения составила около 2 ч. И к ее великому сожалению, после тщательного досмотра отсеков авиалайнера, сопровождавшихся, естественно, временной эвакуацией с борта самолета всех присутствующих там пассажиров, возлюбленный молодой женщины так и не пожелал остаться с ней наедине и переговорить об их дальнейшей совместной жизни.

Наркотиков и взрывного устройства у указанных гражданкой П. лиц не оказалось. Зато по факту заведомо ложного сообщения об угрозе взрыва в отношении П. было возбуждено уголовное дело, а материалы, естественно, направлены в суд. Сейчас решение суда уже вступило в законную силу и, учитывая, что данная женщина имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также находилась во время совершения противоправного деяния в состоянии аффекта, вызванного разрывом с любимым человеком, суд вынес ей весьма мягкий приговор, ограничившись штрафом.

И подобных звонков с угрозами различных взрывов и диверсий раздается на объектах транспорта, находящихся на нашей территории оперативного обслуживания, довольно много, даже по современным меркам.

Ведя речь о различных категориях тревожных звонков, нельзя сбрасывать со счетов и те, когда человек сообщает в милицию или другие силовые структуры о подозрительных предметах, попавшихся ему на глаза, подозрительных личностях и вообще о тех вещах, которые своей неординарностью каким-то образом привлекли его внимание. Это нормальная практика, это хорошо, значит есть обратная связь пассажир - милиция и милиция - пассажир. Так должно быть и это есть. Только таким образом, помогая друг другу информационно, чувствуя свою гражданскую ответственность, в современных условиях возможно бороться с таким общечеловеческим злом, как терроризм.

Так, можно привести совсем недавний пример - по станции Владикавказ. Вечером в линейный отдел милиции обратился водитель такси, который сообщил милиционерам о трех подозрительных мужчинах. По информации водителя, они встречаются ему уже не впервые, и каждый раз "интерес" этой группы распространяется на парк отстоя вагонов станции, часть которого весьма хорошо просматривается со стоянки такси.

Проверяя сообщение водителя, милиционеры оперативным путем отработали данную подозрительную группу лиц на причастность их к различного рода происшествиям и преступлениям, совершенным на вверенном участке оперативного обслуживания. После проверки данных граждан по линии федерального и местного розыска удалось установить, что один из них числится в розыске по Республике Ингушетия. Сейчас он передан инициатору розыска.

Водителю такси за его принципиальность, высокую ответственность и проявленное им гражданское мужество объявлена письменная благодарность СК УВДТ, которая выслана на имя начальника автопредприятия с просьбой дополнительно поощрить бдительного водителя.

Аналогичный факт гражданской бдительности был зарегистрирован и в дежурной части Ставропольского ЛОВДТ. Сообщение о заложенном на 262-м километре перегона Светлоград - Ипатово взрывном устройстве поступило от ревизора пути Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги гражданина Л. 1976 года рождения. При обходе железнодорожного пути на вверенном ему участке бдительный железнодорожник увидел подозрительные следы разрытия и какие-то провода, уходящие в лесопосадку, расположенную вблизи железнодорожного полотна. Этот факт не мог не заинтересовать ответственного гражданина и он, соответственно, вызвал заинтересованные службы, проявив при этом смекалку и гражданскую выдержку. По прибытию на место происшествия сотрудниками линейной милиции были отработаны все штатные мероприятия, в результате которых взрывных устройств и подозрительных предметов не обнаружено. По данному факту на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ дан отказной материал. Но если бы каждый на своем участке работы подходил к исполнению своих обязанностей с должной бдительностью и ответственностью, мы вряд ли имели бы то, что сегодня, к сожалению, имеем в связи с террористическими угрозами, и особенно на Северном Кавказе.

Бывают, конечно же, в милицейской практике и курьезные факты, вызванные излишней подозрительностью отдельных граждан. Особенно часто в СК УВДТ обращаются со своими подозрениями люди пожилого возраста, но вот делают они это порой слишком эмоционально, невзирая на возможный моральный аспект своих сообщений.

04.09.04 в 16.05 в справочное бюро железнодорожного вокзала станции Нальчик позвонил неизвестный мужчина и сообщил, что на вокзал прибыла группа туристов с бомбой. Причем мужчина уверял сотрудников милиции, что взрывное устройство вот-вот сработает и уже поздно что-либо предпринимать, а попросту всем пассажирам и работникам станции нужно срочно покинуть опасную территорию. Естественно, что в подобных ситуациях нашими сотрудниками были отработаны все возможные версии и подозреваемые, обследованы места возможной закладки взрывного устройства, установлен номер звонившего, которым оказался 65-летний пенсионер, местный житель. Он, к его счастью, оказался не совсем психически здоровым человеком, на что у его родственников имелись соответствующие документы.

А вот еще один недавний пример.

16.11.04 сотрудниками ОРЧ при СК УВДТ по месту жительства была выявлена гражданка К., пенсионерка, совершившая 14.11.04 два заведомо ложных сообщения с угрозами взрыва железнодорожного вокзала на станции Таганрог. Причем звонила бабушка на телефон городского УВД "02". Из объяснений задержанной, зачем и с какой целью она совершила подобные противоправные действия, женщина ответила, что в ее жизни давно уже не было никаких приключений, к тому же она хотела таким странным образом отомстить своей соседке, чтобы из-за задержки пригородного поезда та опоздала к своим родственникам. Об уголовной ответственности за данный проступок женщина не имела совершенно никакого понятия. Сейчас действия пенсионерки квалифицированы по ст. 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма", возбуждено уголовное дело, материалы которого переданы в прокуратуру.

Не обходится в повседневной практике и без случаев, когда поступает сигнал тревоги и от самих пилотов авиалайнеров. Так, 04.01.04 около 03.00 от экипажа самолета АН-12, бортовой номер 02348106, выполнявшего рейс по маршруту Москва (Шереметьево) - Турция (Трабзон) - ОАЭ (Шарджи), поступил сигнал тревоги о нападении. Был введен, как это и положено в таких случаях, оперативный план "Набат-3". Чуть больше чем через полчаса данный самолет совершил посадку без каких-либо происшествий. Проведенными мероприятиями установлено, что посторонних лиц на борту не было, а вот пилоты находились в состоянии алкогольного опьянения, что послужило причиной сигнала тревоги. Волго-Донской транспортной прокуратурой по данному факту было возбуждено уголовное дело.

Исходя из перечисленных фактов, а это лишь малая часть их, можно сделать вывод, что с подобными сообщениями бороться одними лишь мерами законодательного характера пока, к сожалению, весьма проблематично. Не все преступники по приговору судов получают определенные сроки лишения свободы, а ведь оперативная отработка одного звонка с угрозой взрыва оценивается примерно в 60-80 тыс. руб. Административные штрафы, утвержденные законодательством, также не являются хорошим и действенным рычагом для людей, имеющих материальный достаток выше среднего. Говоря другими словами, проблема эта сегодня существует. И подобные преступные выходки так называемых телефонных террористов наносят колоссальные материальные убытки объектам транспорта и транспортным предприятиям не только юга России, но и всей страны. Если же обратить внимание на моральную сторону вопроса, то здесь также непоправимый вред наносится в первую очередь пассажирам. Ведь, согласитесь, что не очень-то приятно любому пассажиру, эвакуированному по "ЧП" из вагона поезда, авиалайнера или корабля, вновь "посетить" данный вид транспорта для того, чтобы двигаться далее в избранном направлении. Хотя надо отдать должное пассажирам, которые с пониманием относятся к действиям милиции по отработке подобного рода ситуаций. При возникновении чрезвычайных ситуаций они не паникуют, стараются не мешать штатной работе ОВД, выполняют все требования и просьбы стражей правопорядка на транспорте. Поэтому лишь при поддержке людей, их обращениях в силовые структуры при обнаружении подозрительных и бесхозных предметов, разыскиваемых преступников, деятельность органов внутренних дел и сходных с ними по задачам силовых структур будет иметь ожидаемый всеми положительный результат.

Жуков Игорь Александрович. С 1981 г. служил в специальных частях Внутренних войск МВД СССР, в 1992-2001 гг. работал в Санкт-Петербурге в Северо-Западном УВД на транспорте, в том числе заместителем начальника Управления. Начальник Северо-Кавказского УВД на транспорте. Генерал-майор милиции.