Лики чеченской войны (к 10-летию ввода федеральных войск в Чечню)
Журавель В.П., Эксперт Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности
О чеченской войне за последние годы написано
немало книг, но они носят в основном
автобиографический характер, изобилуют
многочисленными деталями происшедшего и, может
быть, составят основу будущей военно-мемуарной
литературы по новейшей истории современной
России.
С другой стороны, этот «юбилей» - повод не
только для воспоминаний, но и для оценок,
размышлений о последствиях войны в Чечне для
России, ее граждан, силовых структур и внешнего
мира.
Первая чеченская война (1994-96 гг.) сильно
подорвала президентство Б.Ельцина, была
испытанием сепаратизмом, толчком к
радикализации ислама на Северном Кавказе,
привела к появлению сотен тысяч беженцев,
показала не только слабость армии, МВД и
спецслужб, их разобщенность, но и мужество, и
самоотверженность российских солдат. Она была
непонятна населению страны, в гражданском
обществе вызывала протест. Армия воевала в
невоюющей стране. Война завершилась позорным
Хасавьюртовским соглашением.
Вторая чеченская война (с 1999 г.) стала
политическим трамплином для В.Путина, испытанием
территориальной целостности России, выходом ее
из политической и дипломатической изоляции на
Западе (особенно после 11 сентября 2001 г.). Она
проходит под знаменем контртеррористической
операции, в стране появилось новое поколение
ветеранов боевых действий еще незавершенного
вооруженного конфликта на Северном Кавказе.
В связи с этим важно видеть не только различия
этих войн, но их общие тенденции и последствия.
Необходимо обобщить и проанализировать
принимаемые меры по устранению недостатков и
просчетов, проявившихся в войнах и в стране в
целом. С учетом нынешнего состояния и развития
политической системы общества, характера
военно-гражданских отношений целесообразно
попытаться обозначить некоторые болевые точки,
требующие, на наш взгляд, своего рассмотрения и
решения.
Первая война резко обнажила недостатки в
подготовке, вооружении, действиях армии и
силовых структур. Первая война поставила
диагноз недееспособности российской военной
организации в целом, всех ее составляющих и на
всех уровнях. Неудачи имели свои причины.
Объявленная и проводимая реформа свелась к
механическим обвальным организационно-штатным
мероприятиям. Система отсрочек от призыва,
массовое увольнение молодых офицеров, офицеров
батальонного и полкового звена, сворачивание
боевой подготовки резко ухудшили качество и
подготовку рядового и офицерского состава.
Морально-психологическое состояние личного
состава желало быть лучшим, «грязная работа»
полицейской направленности, которую делала в
последние годы армия, вызывала внутренний
протест. Политическое и военное руководство
страны жило воспоминаниями о боевой мощи и славе
армии и не представляло себе реального состояния
Вооруженных Сил страны. Поэтому армия, не имея по
существу боеготовых соединений и частей в 1994-95
гг. воевала сводными частями, подразделениями,
даже экипажами. Войска понесли неоправданно
большие потери в живой силе и технике.
Итогом первой чеченской войны стало крушение
мифа о несокрушимой мощи российской армии.
Этот вывод является и оценкой деятельности
больших военных руководителей, которые и в этот
период времени продолжали получать генеральские
звания (и не одно), высокие должности не только в
армии, МВД, ФСБ, но и в органах федеральной,
региональной исполнительной и законодательной
власти. Но со временем, как мы видим, верховная
власть стала их отодвигать (освобождать) с
высоких военных орбит и чиновничьих кресел. И
этот процесс, наверное, будет продолжаться и
распространится на лиц командования,
руководивших войсками во вторую войну. Здесь
философия простая: «Они сделали дело, получили
все положенное по рангу и должны уйти, чем тише и
спокойнее, тем лучше им и их бывшим подчиненным,
тем меньше их фамилии будут слышны в Чечне».
Контртеррористическая операция многие вопросы
сняла. Были значительно усилены
Северо-Кавказский военный округ и
Северо-Кавказский округ внутренних войск. Идет
реальное формирование «южного фронта». Армия
действовала более целенаправленно и жестко,
совместно со спецслужбами и правоохранительными
органами смогла нанести значительный урон
боевикам, что способствовало созданию условий,
предпосылок для реального установления
конституционного порядка в Чечне. Война стала
толчком к развитию российской военной теории и
практики, совершенствованию
организационно-штатной структуры войск. Но
многое остается на бумаге. Новейшее оружие,
высокотехнологичные средства разведки, связи и
управления только единицами идут в войска, а в
большинстве продаются иностранным армиям (хотя
это тоже важно). Материальное положение
военнослужащих остается низким. Тезис «чтобы
получить квартиру, надо погибнуть в Чечне»
актуален и сейчас.
Войны породили терроризм и превратили его в
нашу повседневную российскую действительность,
а теракты в Буденновске, взрывы в Москве, захват
заложников в театральном центре на Дубровке в
Москве, в школе Беслана стали его знаковыми
событиями. Появились юбилейные теракты. К 10-летию
подписания 9 декабря 1994 г. Б. Ельциным указа «О
мерах по пресечению деятельности незаконных
вооруженных формирований на территории Чечни» в
Дагестане на 614-м километре магистрального
газопровода Моздок - Кази - Магомед был
произведен теракт. Многочисленные теракты в
России создали обстановку напряженности в
отношении лиц кавказских национальностей.
Количество терактов и жертв ежегодно
увеличивается. Так, по данным Генеральной
прокуратуры РФ, в 2001 г. в России зарегистрировано
339 преступлений террористического характера, в
2002 г. - 407, в 2003 г. - 561 преступлений этой категории.
Для террористов характерны жестокость, цинизм,
бесчеловечность. Уничтожение детей в школе
Беслана потрясло мировое сообщество. Нити
терактов, как показывают решения судебных
органов, в большинстве своем тянутся в Чечню.
С этим мириться нельзя, необходимы самые
решительные действия по противодействию
терроризма. В плане рекомендаций по борьбе с
терроризмом представляет интерес статья
депутата Государственной Думы РФ Р.Шайхутдинова,
активно в настоящее время пропагандируемая в
Интернете. Депутат предлагает:
- ликвидировать национальные
образования в составе России;
- создать Северо-Кавказский
парламент;
- ответственность за теракт
сделать не индивидуальной, а коллективной,
семейно-рядовой, за теракт должны отвечать также
и диаспоры;
- разрушить мотивы и смысл
совершения теракта;
- создавать и развивать
противостоящие терроризму сетевые
(самоорганизующиеся) сообщества: казачество,
диаспоры, наемную милицию;
- иметь программу по расселению
и разбавлению населения Северного Кавказа;
- провести специальную кампанию
в СМИ по дегероизации террористов;
- добиваться экономической и
социальной легализации теневой экономики;
- активно восстанавливать жизнь
на территории Чечни на новых основаниях;
- коренную реорганизацию МВД и
ФСБ, государственной власти и российского права.
При всей неоднозначности, противоречивости,
сложности этих предложений, они требуют
изучения, экспертизы и обсуждения
общественностью на федеральном и региональном
уровнях.
Реагируя на серию терактов в России в августе -
сентябре 2004 г., Государственная Дума ФС РФ 22.09.04
публично в принятом Постановлении объявила о
намерениях создать единую правовую основу
антитеррористической деятельности, которая
включает в себя десятки законопроектов по
обеспечению безопасности граждан и страны.
Однако их рассмотрение и принятие идет крайне
медленно, что не может устраивать гражданское
общество.
Необходимо завершить работу по учету погибших
и без вести пропавших военнослужащих и
сотрудников правоохранительных органов и
спецслужб. Необходимо официально, на правительственном
уровне сообщить потери федеральных сил, чтобы
не было спекуляций на этой почве. Из разрозненных
книг памяти полков, видов и родов войск, городов и
областей создать единую Книгу памяти. Это
действительно нужно живым. Такую работу
необходимо провести и по учету гражданского
населения.
Участники боевых действий с декабря 1994 г. по
декабрь 1996 г., с августа 1999 г. по настоящее время в
соответствии с Законом стали ветеранами боевых
действий. Закон был принят в конце 2002 г., а
вступил в силу с 01.01.04. У правительства был целый
год, чтобы подготовить механизм реализации
закона. К сожалению, своевременно этого не было
сделано, и только недавно началась выдача
удостоверений и реализация льгот. Воевали
вместе, а выдают документы раздельно одним в МВД,
другим в МО, Минюсте, военных комиссариатах и т.д.
Срочникам, уволенным в запас, надо еще
подтверждать свое участие через архив, записи в
военном билете недостаточно. Я часто задаю себе
вопросы: «Сколько пройдет времени, когда получит
свое удостоверение солдат из глухой сибирской
деревни? Сколько еще придется помыкаться, чтобы
система заработала (а речь идет о сотнях тысяч
людей)? А сколько будет еще примазавшихся?». В
настоящее время изменился порядок компенсации и
льгот. Как он будет действовать, покажет время,
все снова будет зависеть от чиновников, которые
на войну солдат не посылали. Сумма в 1100 рублей
неадекватна выполненной задаче, особенно тем,
кто получил ранения и стал инвалидом.
Военнослужащие запаса, прошедшие чеченские
войны, - мощный и надежный резерв и помощник
Президента и Правительства страны,
руководителей субъектов РФ, муниципальных
образований в оздоровлении и консолидации
общества, решений задач в борьбе с преступностью
и терроризмом.
Одним из итогов войны явилось значительное
разрушение Чечни, особенно города Грозного. Может,
следует прислушаться к суждениям и
рекомендациям ряда аналитиков и специалистов о
том, что, разбирая завалы разрушенных домов,
центральную часть города надо строить на новом
месте, где-то на окраине нынешнего Грозного.
Причин здесь несколько. Сильно разрушены
коммуникации. Чтобы все их восстановить,
необходимо время и немалое. Все это потребует
также больших денежных средств. В разрушенных
городских кварталах плохая экология. Следует
также иметь в виду, что до войны много
русскоязычного населения покинуло город,
продавая свои 2-, 3-комнатные квартиры за бесценок
- 200, 300, 500 долларов. Квартиры, подъезды, дома
скупались совершенно незаконным образом. Все это
приватизировалось, на что у новых владельцев
имеются совершенно законные документы.
Получается, что восстанавливать в городе
многоэтажные дома будут для этих «бизнесменов».
С этим соглашаться никак нельзя. Надо строить
новые современные микрорайоны на несколько
сотен тысяч жителей. Сюда должны идти бюджетные
средства. Инвесторы могут заняться
строительством небольших социально-бытовых и
культурных объектов. И Грозный будет быстрее
восстанавливаться, можно будет реально
осуществить проверку тех, кто здесь будет жить,
кто действительно потерял жилье, не был в отрядах
боевиков.
Есть еще масса других вопросов, требующих
своего решения. Вялотекущий, «замирающий»
конфликт в Чечне лишь временно сглаживает
имеющиеся проблемы. Особого внимания требует
молодежь, выросшая в условиях боевых действий и
зачисток. Заново необходимо формировать местную
национальную интеллигенцию. Власть должна стать
легитимной в глазах всего населения. Необходимо
добиваться согласия с чеченцами по обеспечению
национальной и региональной безопасности. Надо
достичь такого положения, чтобы министерства,
работающие на территории Чечни, свои
ведомственные интересы на практике
отождествляли с интересами страны. К контролю за
использованием бюджетных средств в Чечне в
помощь Счетной палате должны привлекаться и
организации гражданского общества, в том числе
местные чеченские. Нам не стоит забывать, что
Чечня - одна из самых печальных страниц нашей
истории. Государство в полном объеме и
своевременно должно нести ответственность за
свои действия и политику в этом субъекте
Российской Федерации.
Журавель Валерий Петрович. Эксперт
Комитета по безопасности Государственной Думы
РФ, ответственный секретарь журнала «Право и
безопасность», кандидат педагогических наук,
полковник.
|