Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Борьба с коррупцией — общее дело

Миронов С.М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Суть гражданского общества состоит в том, что ответственность граждан общества смыкается с ответственностью государства. Только так возникает сила, которая может победить разъедающую общество болезнь.

Есть страны, которые более или менее успешно справляются с коррупцией. В этих странах коррупция осознается не просто как одна из проблем, а как проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается и как внешняя, и как внутренняя угроза. Общественное мнение считает коррупционера чуть ли не врагом государства.

После трагедии Беслана мы понимаем, как надо расценивать коррупцию. Мне приходилось неоднократно говорить, и сегодня я вновь повторю: после Беслана на каждой взятке кровь ребенка. Продажность государственного аппарата и национальные интересы России несовместимы.

Борьба с коррупцией — это и есть главное направление гражданского сопротивления террору. Граждане страны должны создавать такую общественную среду, которая исключала бы возможность существования и распространения коррупции. Борьба общественности с коррупцией может успешно вестись только на основе мониторинга тех сфер, в которых возможно появление взятки. Поэтому жизненно важно установить общественный контроль над деятельностью ряда должностных лиц, добиться открытости информации в системе государственной службы и свободы прессы в отражении фактов коррупции.

В России деятельность публичных органов власти пока остается закрытой. Законодательство о свободе доступа граждан к информации, которой владеют государственные и муниципальные органы, устарело, но скоро начнется обсуждение нового законопроекта.

Какие требования общество должно предъявить государству?

Первое. Задача государства — не только поддержать организованный гражданский контроль над системой государственного администрирования, но и предоставить гражданам реальную возможность инициировать проверку деятельности коррупционеров.

Второе. Для того чтобы успешно выявлять коррупцию, прозрачность должна охватить и финансовую сферу. Профессиональные ассоциации, общественность вполне способны проконтролировать реальную открытость процедуры проводимых тендеров при закупке товаров для государственных нужд. Также могут быть использованы и независимые аудиторские службы.

Третье. Следует ввести независимую службу государственного контролера. При этом, убежден, будет правильно представлять общественных контролеров в СМИ для самой широкой аудитории на местном, региональном и федеральном уровне и постоянно освещать их деятельность так, чтобы сами эти лица чувствовали себя подконтрольными и подотчетными общественности.

В США расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц занимается независимый прокурор, назначаемый специальным подразделением окружного федерального суда в Вашингтоне. Опыт США показывает: никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением быть разоблачённым и наказанным.

Четвертое. Политический опыт последнего десятилетия дал нам всем почувствовать значимость принципа разделения властей. Но работа по обеспечению общественного контроля за всеми ветвями власти, созданию системы “сдержек и противовесов” еще только начинается. Одна из проблем — засилье корпоративных интересов. Перед гражданами нередко выстраивается глухая стена, и сквозь нее невозможно пробиться в поисках справедливости.

В частности, обострилась проблема ответственности и, скажем прямо, неподкупности судей. Совет Федерации разработал законодательную инициативу о новом порядке формирования и расширения полномочий Высшей квалификационной коллегии судей. Этот орган должен обеспечить общественный контроль за деятельностью судей. Мы должны быть уверены, что независимость судебной власти не означает ее независимости от общества.

Пятое. Система наказаний за коррупционные действия должна включать запрет на дальнейшую работу в государственных организациях и потерю всех соци альных льгот, которые предоставляет государственная служба. Хочу отметить, что во многих странах, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.

Шестое. Во избежание распространения скрытой формы незаконного использования должностного положения необходима четкая и полная регламентация ситуаций, определяемых понятием «конфликт интересов». Полагаю, что четкая регламентация действий чиновника при «конфликте интересов», более полное раскрытие этого понятия будут иметь положительное влияние. Необходимо признать, что отечественное законодательство о борьбе с коррупцией до настоящего времени носит фрагментарный характер.

Ввиду той опасности, которую коррупция представляет для российской государственности, отечественное антикоррупционное законодательство должно строиться исключительно на законах прямого действия. Соответствующие законы должны быть максимально конкретными, исключать положения, позволяющие их двойственное толкование. Следует признать, что в этом направлении предстоит еще много сделать. К данной проблеме обязательно нужно привлечь научные, общественные организации, граждан.

Именно поэтому я всегда с благодарностью отношусь к тем авторам, которые присылают в мой адрес конкретные предложения. Ведь законы, в конечном счете, должны отражать и основываться на пожеланиях российских граждан.

Миронов Сергей Михайлович. В 1994-2001 гг. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, с 1995 г. - первый заместитель председателя, в 1998 г. - председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в 2000 г. - заместитель председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. С 2001 г. - член Совета Федерации ФС РФ - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2001 г. избран Председателем Совета Федерации ФС РФ. Является Председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и председателем Российской партии ЖИЗНИ.

Борьба с коррупцией — общее дело | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Борьба с коррупцией — общее дело

Миронов С.М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Суть гражданского общества состоит в том, что ответственность граждан общества смыкается с ответственностью государства. Только так возникает сила, которая может победить разъедающую общество болезнь.

Есть страны, которые более или менее успешно справляются с коррупцией. В этих странах коррупция осознается не просто как одна из проблем, а как проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается и как внешняя, и как внутренняя угроза. Общественное мнение считает коррупционера чуть ли не врагом государства.

После трагедии Беслана мы понимаем, как надо расценивать коррупцию. Мне приходилось неоднократно говорить, и сегодня я вновь повторю: после Беслана на каждой взятке кровь ребенка. Продажность государственного аппарата и национальные интересы России несовместимы.

Борьба с коррупцией — это и есть главное направление гражданского сопротивления террору. Граждане страны должны создавать такую общественную среду, которая исключала бы возможность существования и распространения коррупции. Борьба общественности с коррупцией может успешно вестись только на основе мониторинга тех сфер, в которых возможно появление взятки. Поэтому жизненно важно установить общественный контроль над деятельностью ряда должностных лиц, добиться открытости информации в системе государственной службы и свободы прессы в отражении фактов коррупции.

В России деятельность публичных органов власти пока остается закрытой. Законодательство о свободе доступа граждан к информации, которой владеют государственные и муниципальные органы, устарело, но скоро начнется обсуждение нового законопроекта.

Какие требования общество должно предъявить государству?

Первое. Задача государства — не только поддержать организованный гражданский контроль над системой государственного администрирования, но и предоставить гражданам реальную возможность инициировать проверку деятельности коррупционеров.

Второе. Для того чтобы успешно выявлять коррупцию, прозрачность должна охватить и финансовую сферу. Профессиональные ассоциации, общественность вполне способны проконтролировать реальную открытость процедуры проводимых тендеров при закупке товаров для государственных нужд. Также могут быть использованы и независимые аудиторские службы.

Третье. Следует ввести независимую службу государственного контролера. При этом, убежден, будет правильно представлять общественных контролеров в СМИ для самой широкой аудитории на местном, региональном и федеральном уровне и постоянно освещать их деятельность так, чтобы сами эти лица чувствовали себя подконтрольными и подотчетными общественности.

В США расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц занимается независимый прокурор, назначаемый специальным подразделением окружного федерального суда в Вашингтоне. Опыт США показывает: никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением быть разоблачённым и наказанным.

Четвертое. Политический опыт последнего десятилетия дал нам всем почувствовать значимость принципа разделения властей. Но работа по обеспечению общественного контроля за всеми ветвями власти, созданию системы “сдержек и противовесов” еще только начинается. Одна из проблем — засилье корпоративных интересов. Перед гражданами нередко выстраивается глухая стена, и сквозь нее невозможно пробиться в поисках справедливости.

В частности, обострилась проблема ответственности и, скажем прямо, неподкупности судей. Совет Федерации разработал законодательную инициативу о новом порядке формирования и расширения полномочий Высшей квалификационной коллегии судей. Этот орган должен обеспечить общественный контроль за деятельностью судей. Мы должны быть уверены, что независимость судебной власти не означает ее независимости от общества.

Пятое. Система наказаний за коррупционные действия должна включать запрет на дальнейшую работу в государственных организациях и потерю всех соци альных льгот, которые предоставляет государственная служба. Хочу отметить, что во многих странах, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.

Шестое. Во избежание распространения скрытой формы незаконного использования должностного положения необходима четкая и полная регламентация ситуаций, определяемых понятием «конфликт интересов». Полагаю, что четкая регламентация действий чиновника при «конфликте интересов», более полное раскрытие этого понятия будут иметь положительное влияние. Необходимо признать, что отечественное законодательство о борьбе с коррупцией до настоящего времени носит фрагментарный характер.

Ввиду той опасности, которую коррупция представляет для российской государственности, отечественное антикоррупционное законодательство должно строиться исключительно на законах прямого действия. Соответствующие законы должны быть максимально конкретными, исключать положения, позволяющие их двойственное толкование. Следует признать, что в этом направлении предстоит еще много сделать. К данной проблеме обязательно нужно привлечь научные, общественные организации, граждан.

Именно поэтому я всегда с благодарностью отношусь к тем авторам, которые присылают в мой адрес конкретные предложения. Ведь законы, в конечном счете, должны отражать и основываться на пожеланиях российских граждан.

Миронов Сергей Михайлович. В 1994-2001 гг. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, с 1995 г. - первый заместитель председателя, в 1998 г. - председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в 2000 г. - заместитель председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. С 2001 г. - член Совета Федерации ФС РФ - представитель в Совете Федерации ФС РФ от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, член Комиссии Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В 2001 г. избран Председателем Совета Федерации ФС РФ. Является Председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и председателем Российской партии ЖИЗНИ.