Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

О ходе судебной реформы в арбитражных судах России: итоги и перспективы (выступление на VI Съезде судей Российской Федерации, Москва, 30.11-02.12.04)

Яковлев В.Ф., Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые делегаты, коллеги!

Еще V Съезд судей 4 года назад констатировал - судебная реформа в России состоялась. Поразительно, что в условиях крупномасштабных разрушений начала 90-х гг. происходило активное создание судебной системы и правосудия.

Что этому способствовало? Острая потребность общества. По существу, единственным способом воздействия государства на экономику стал закон, а главным средством утверждения права как основы общественной жизни - суд. Меняется сама функция правосудия. Из преимущественно карательной она превращается в средство защиты гражданина - его личности, интересов, прав и свобод. Отсюда важнейшими задачами правосудия становятся его доступность и эффективность - именно в защите нарушенных прав.

Большая удача, что была создана и в значительной степени реализована Концепция судебной реформы, которая вобрала в себя исторический опыт России и международные стандарты современного правосудия.

Нынешняя реформа по масштабам, глубине преобразований, по целям, основным принципам и достигнутым результатам весьма сходна с судебной реформой России 1864 г., получившей звание Великой.

Цель и той, и современной реформ - подлинное правосудие, доступное и действенное. Вы помните слова Александра II: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших», т.е. для граждан.

Поразительно совпадают принципы и средства достижения цели реформ. Они близки и к международным стандартам. Это, прежде всего, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, превращение ее в самостоятельную ветвь власти - т.е. ее независимость. Я думаю то, что мы сегодня услышали от Президента РФ, опять-таки очень созвучно тем словам, которые великий реформатор Александр II произнес в XIX в.: «Возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Следующий принцип и той, и нынешней реформ - это высокая ответственность судей, которая только в сочетании с их независимостью и обеспечивает беспристрастное правосудие.

Далее - гласность и открытость правосудия, состязательность и равноправие сторон. Организация суда вне жесткой связи с административно-территориальным делением государства и структурами других ветвей власти. До революции 1917 г. это окружные суды, которые обслуживали несколько уездов, это судебные палаты, которые обслуживали несколько губерний, а сейчас это окружные - апелляционные и кассационные суды в системе арбитражных судов.

Введение трехзвенной системы судопроизводства - первой инстанции, апелляции и кассации.

В дореволюционной системе Сенат не вполне успешно сочетал функции кассационной инстанции, призванной устранить все юридические ошибки нижестоящих инстанций, и высшей судебной инстанции, обеспечивающей единообразное толкование и применение закона всеми судами страны. Поэтому в современной системе арбитражных судов эти функции разделены между 10 федеральными арбитражными судами округов, рассматривающими в кассационном порядке до 80 тыс. дел в год, и Высшим Арбитражным Судом, обеспечивающим единство судебной практики. Отсюда - четыре инстанции, три из которых общедоступны (т.е. спор рассматривается по волеизъявлению одной из сторон в обязательном порядке).

И, наконец, существование в судебной системе, наряду с судами общей юрисдикции, специализированных коммерческих судов, ныне именуемых арбитражными.

Названные принципы в ходе современной судебной реформы в значительной мере реализованы и стали реальностью. Но не полностью, а поэтому работа продолжается.

Так, в арбитражных судах в решающую стадию входит формирование 20 апелляционных судов, которое должно быть завершено к концу 2005 г. Три из них уже функционируют - Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

В Государственную Думу внесен законопроект по совершенствованию работы высшей судебной инстанции - надзорной, принятие которого обеспечит более эффективную работу Высшего Арбитражного Суда РФ.

Предлагается, во-первых, допустить продление трехмесячного срока обжалования в надзорную инстанцию для стороны, которая пропустила этот срок по причинам, от нее не зависящим, в пределах 6 месяцев. И, во-вторых, ввести в качестве основания для надзорного пересмотра судебного решения его несоответствие общепризнанным международным нормам и принципам, а также международным договорам по защите прав и свобод человека. Тем самым Высший Арбитражный Суд РФ сможет эффективно выполнять роль последнего звена в национальной системе судебной защиты прав граждан с тем, чтобы избавить их от необходимости обращения в Европейский суд по правам человека, испытывающий и без того большие перегрузки.

Сегодняшнее состояние судебной системы и правосудия выдвигает в центр те проблемы, которые обозначил Президент России, и это полностью соответствует нашим подходам:

  • недопустимость ослабления лежащих в основе правосудия принципов самостоятельности и независимости судебной власти;
  • сохранение и дальнейшее обеспечение доступности и качества правосудия;
  • обеспечение доверия общества к судебной власти;
  • всестороннее финансовое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение правосудия.

Действительно, эффективно работающая судебная система сама для себя создает проблемы. Чем лучше суды работают, тем выше обращаемость к ним граждан за защитой нарушенных прав и интересов. Это явление характерно и для нынешней судебной системы.

По арбитражным судам России за последние 10 лет количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось более чем в 5 раз. Но за это же время число судей увеличилось только в 2 раза. Вследствие этого объем работы (нагрузка на одного судью) вырос более чем в 3 раза. Если в 1994 г. на одного судью в месяц приходилось 15 дел, то сегодня - свыше 50 (в среднем) по России. А вы представляете, что это за дела, которые рассматривают арбитражные суды? Такое положение создает трудности не только для судей, но и для лиц, обращающихся за судебной защитой, поскольку перегрузка судов негативно сказывается на доступности и качестве правосудия. На сегодняшний день это, пожалуй, главная проблема правосудия в России. Общество и все мы стоим перед вопросом - как сохранить доступность и качество судебной защиты?

Эта задача может решаться двумя основными способами, а может быть, их оптимальным сочетанием. Либо путем экстенсивного развития судебной системы (увеличение числа судей и специалистов, создание новых судов, строительство новых зданий и т.д.) - но этот способ весьма обременителен для государства. Осуществление судебных реформ в России - и прежде, и теперь - наталкивается на препятствие, которое в прошлом именовалось «финансовыми затруднениями». Теперь говорят о «сложностях с бюджетным финансированием». Разумеется, государство при любых условиях должно находить достаточные средства для защиты прав граждан, но необходимо целесообразно использовать и более рациональные методы отправления правосудия, о чем сегодня говорил Владимир Владимирович, и мы полностью с этим согласны.

Такие методы известны и широко применяются зарубежными судебными системами. Наряду с досудебным урегулированием, альтернативными способами, это и ускоренные, упрощенные формы разрешения споров на ранней стадии судопроизводства по наиболее простым и сравнительно небольшим по суммам делам. Подготовительная стадия судебного разбирательства также должна использоваться для переговоров между спорящими контрагентами для проведения согласительных и примирительных процедур. Все эти меры позволяют ускорить и удешевить правосудие и для государства, и, что особенно важно, для сторон, для граждан. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ создает все условия для этого. За 9 месяцев текущего года судопроизводство по 20 тыс. дел было завершено мировыми соглашениями, а 104 тыс. дел были рассмотрены по ускоренной, упрощенной форме судопроизводства.

Наиболее сложные проблемы существуют в административном судопроизводстве. В системе арбитражных судов в целом созданы предпосылки для успешного разрешения споров между предпринимателями и государством. Еще 9 лет назад во всех судах появились административные коллегии, в рамках которых сформировался судейский корпус, специализирующийся на разрешении налоговых, таможенных и прочих достаточно сложных конфликтов. В новом Арбитражном процессуальном кодексе прописаны особенности разрешения административных споров. В частности, бремя доказывания возложено на государственные органы и их должностных лиц.

Тем не менее проблемы остаются, потому что число административных споров в арбитражных судах быстро возрастает. Если в 1992 г. административные дела составляли 1,5% от общего числа дел, то в этом году они достигли уже 64%. Причем до 30% этих дел - дела с суммой требования до 100 руб. Особенно это характерно для взыскания платежей в Пенсионный фонд России. Мы понимаем, что эти деньги нужны для пенсионеров, но судебный способ их взыскания обходится государству в суммы, значительно превышающие те, по которым выносится решение.

Во многом административное правосудие построено в России по ошибочной схеме, например, в сфере налоговых, таможенных отношений. В отличие от западных стран административная власть во многом оказалась «властью без власти» и не может реально выполнять свои функции, а суды превращены в придаток к ней.

За рубежом административное судопроизводство практически повсеместно использует систему административных, т.е. досудебных процедур разрешения этих споров. Причем эти процедуры, конечно же, урегулированы законом. Они обеспечивают быстрое и эффективное устранение допущенных государственными органами правонарушений самой административной властью. Такой способ позволяет гражданам добиться устранения нарушения их прав в короткие сроки и без затрат средств. А также служит эффективным средством укрепления правовых основ деятельности исполнительной власти. Ее решения всегда могут быть обжалованы в суд. При таком подходе суды действительно рассматривают споры, и из придатка к административным органам они превращаются в средство эффективного контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти. Мы считаем, что установление досудебных административных процедур разрешения споров должно стать одним из основных направлений административной реформы, осуществляемой в нашей стране.

По поручению Президента РФ подготовлены соответствующие законопроекты как по административным досудебным процедурам, так и по административному порядку расчистки государственных реестров юридических лиц от так называемых «мертвых душ», разумеется, с надлежащим судебным контролем. Будем надеяться, что эти законопроекты в короткие сроки будут внесены в Государственную Думу и приняты Федеральным Собранием РФ.

О доверии к судам. Пожалуй, наиболее крупное отличие двух судебных реформ, о которых я говорю, состоит в том, что если первая осуществлялась в условиях политической стабильности и сильной государственности, то вторая на первом этапе, напротив, происходила в условиях политической дестабилизации, развала государственности, произошедшего вследствие распада СССР и ослабления государственности в самой России. И это наложило отпечаток на состояние правосудия. Наш уважаемый коллега В.Д.Зорькин говорит о коррупционной атаке судебной системы со стороны бизнеса. Может быть следует говорить о более широкой атаке - криминальной. И не только со стороны бизнеса, но иногда и со стороны власти, которая срослась с бизнесом.

В экономике мы прошли на первых порах через приватизацию доходов государственных предприятий посредством присосавшихся к ним мелких предприятий и кооперативов, через массовое использование фальшивых авизо с целью ограбления бюджета, масштабные нарушения законов о приватизации, в том числе через некоторые залоговые аукционы. Позже появилось хитроумное приспособление закона 1998 г. о банкротстве для противоправного передела собственности, всякого рода схемы для уклонения от уплаты налогов с использованием уступки права требования, вексельной оплаты, фиктивных документов по НДС и др. К числу таковых относится и особенно неприятное для судов приспособление обеспечительных мер, используемых для достижения противоправных целей.

Вследствие этого суды работают в зоне риска, что само по себе создает проблему подозрения и недоверия к судам, а иногда еще искусственно подогреваемую, для того чтобы ослабить судебную власть и сделать ее более доступной добычей.

Требуется постоянная работа по выстраиванию системы надежной работы изнутри и защиты судов извне во всем, начиная с подбора кадров, а кончая вынесением решения и его исполнением. Для этого сделано много. Введены должности помощников судей, что позволяет подготовить и изучить кандидатов на должности судей с тем, чтобы исключить попадание в судейский корпус непригодных людей. Этому же служит открытость судебных процессов, опубликование наших решений и размещение их в общедоступных банках данных, наделение участников судопроизводства правом обжалования с обязательной проверкой решений в двух инстанциях - апелляции и кассации.

Необходимо усилить систему внутренней безопасности судов в виде выявления явно или, тем более, заведомо неправосудных судебных актов с обязательным выяснением причин этого недопустимого явления и привлечением к ответственности, в том числе к уголовной, судей, допускающих нарушение закона и требований судейской этики.

Нужна система выявления и пресечения всякого рода хитроумных схем, представляющих собой маскировку противоправных действий по переделу собственности.

Важным фактором доверия к судам и эффективного правосудия является кадровый состав судей. В последние годы укреплению судебных кадров уделялось немало внимания. В этих целях в состав квалификационных коллегий судей были введены представители юридической общественности и Президента, что сделало процедуру назначения судей более гласной и открытой. Но не все эти решения, содержащиеся в действующем законе, реализованы до конца. Законы для того и принимаются, чтобы они исполнялись. Поэтому новые предложения об изменении порядка формирования, в том числе и Высшей квалификационной коллегии судей, представляются преждевременными, хотя некоторые из них - например, по обжалованию решений региональных квалификационных коллегий в Высшую квалификационную коллегию - могли бы быть восприняты и реализованы.

Факты свидетельствуют о том, что квалификационные коллегии судей проводят довольно большую работу по оздоровлению обстановки в судах, пресечению фактов злоупотреблений и других нарушений со стороны судей. Так, по системе арбитражных судов за последние 4 года было рассмотрено 102 представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия 11 судей были прекращены досрочно по компрометирующим основаниям. В последнее время прекращены полномочия председателя Арбитражного суда Республики Калмыкия Манжеева, его первого заместителя Сангаева, даны санкции на привлечение к уголовной ответственности судьи этого же суда Логинова, судьи Арбитражного суда г. Москвы Шевелевой. К 64 судьям применены меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения.

Тем не менее доверие к судам и судьям в обществе продолжает оставаться недостаточным. Раздаются обвинения судей во взяточничестве, коррупции. Правда, иногда эти обвинения инспирированы неизвестно кем. Например, на одном сайте в Интернете появилось сообщение о «таксе взяток» в Арбитражном суде г. Москвы. Мы направили эти материалы Генеральному прокурору России для проведения проверки и привлечения в случае необходимости судей к ответственности за взяточничество. Прокуратура известила нас о том, что этот сайт принадлежит американской коммерческой структуре, расположенной в г. Сиэтле (США), а поставщиком этой информации, скорее всего, является один неформал, проживающий в Архангельске (эту информацию добыли уже мы).

Представляется, что необходимо не только не расшатывать, а напротив, укреплять и всемерно повышать статус судьи в нашем обществе. Без этого привлечение в ряды судейского корпуса лучших юристов страны невозможно. Острой остается проблема заработной платы и, конечно же, для нас выступление Президента на съезде чрезвычайно значимо. Корпус судей сегодня насчитывает 23 тыс. человек в великом, огромном государстве - Россия. Наверно, при всех имеющихся проблемах есть возможность выполнить требования Конституции о достойном содержании судей. Не менее важно создание единой системы по предотвращению взяточничества. И, конечно, мы поддерживаем предложение Президента о декларировании судьями и кандидатами в судьи своих доходов и расходов, а также имущественного состояния. Необходимо более четкое регламентирование требований к судьям в Кодексе судейской этики. Требуется совершенствование процедуры отбора кандидатов в судьи, возможно, с трансформацией нынешнего назначения судей на 3 года испытательного срока. Требуется усиление совершенствования организации деятельности суда, в том числе использование электронных средств для распределения судебных дел между судьями и т.д.

Процедура отбора и назначения судей на должность нуждается в коренном совершенствовании. Она является чрезвычайно громоздкой и длительной, а также во многих случаях непрозрачной. Быстрый рост нагрузки на судей не сопровождается соответствующим этим процессам ускорением назначения судей на имеющиеся вакантные должности. В настоящее время в системе арбитражных судов РФ при такой колоссальной нагрузке работает 2935 судей вместо 3512 по штатному расписанию. Укомплектованность составляет 82%. Возрастающая перегрузка судей остается причиной ухода многих судей в отставку до достижения ими не только предельного возраста, но и до 60 лет, и даже до 50 лет. У нас нет проблемы отправки в отставку судей, достигших предельного возраста. Есть другая проблема - удержания опытных судей, которые могли бы еще работать и работать. За 10 месяцев 2004 г. ушли в отставку 82 судьи, из них 20% - в возрасте до 50 лет и свыше 50% - в возрасте до 60 лет. В этом году нагрузка в судах увеличилась на 30%, а число судей - лишь на 78 человек по всей судебной арбитражной системе.

Необходимо защитить судей. В системе арбитражных судов совершено 27 преступлений против судей: 3 судей убиты, погибли 2 членов семьи - сын и дочь, совершены 4 покушения на убийство судей, огромное количество разбойных нападений и т.д. Я думаю, что это острая проблема.

Любая судебная реформа не может быть успешной, если не налажено всестороннее обеспечение деятельности судов. Известно, что большие сложности возникли в этом отношении и при осуществлении судебной реформы 1864 г. Через 40 лет после ее начала, а именно в 1904 г., констатировались не только ее крупные успехи, но и недостатки, потери и даже отступления, вызванные либо отходом от основных принципов реформы, либо недостаточным обеспечением из-за финансовых затруднений. К сожалению, и сегодня можно наблюдать подобного рода тенденции. И все же надо сказать, что в вопросе всестороннего обеспечения судов осуществляемая ныне реформа имеет немало достижений. К числу таковых относится утверждение Правительством по поручению Президента РФ и реализация Федеральной целевой программы развития судебной системы России, которая по существу является программой развития судебной системы, инвестиций в нее. Благодаря ей финансирование судов, например арбитражных, возросло за 4 года в 4-5 раз, что позволило реализовать многие задачи, в том числе обеспечить суды современной техникой для эффективного отправления правосудия.

Было бы целесообразно по завершении действующей программы подготовить и утвердить следующую на 2007-2010 гг., потому что реформа будет продолжаться. Я думаю, что все это окупится сторицей и для нашего общества, и для наших граждан.

***

Из вступительного слова В.В.Путина на VI Всероссийском съезде судей

Одним из самых важных достижений преобразований является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд. Это говорит о возрастающем доверии к институту судебной власти. Однако старые стереотипы настороженности, настороженного отношения к суду как к способу разрешения правовых конфликтов все еще бытуют в общественном сознании.

Таково сегодня состояние дел - вы знаете не хуже меня, что ежегодно суд рассматривает 6 млн гражданских дел, 3 млн - административных, 1 млн - уголовных и более 1 млн дел - в сфере предпринимательства. Эти данные говорят как о расширении доступности правосудия, так и об огромной нагрузке на суды. За последние 4 года общее количество федеральных судей увеличилось более чем на 7000. А суды первой инстанции  уже работают в ином, более оперативном и размеренном режиме во многом благодаря институту мировых судей, которые сегодня осуществляют правосудие в 87 субъектах РФ.

Однако очевидно и то, что количество дел по мере роста доверия граждан к суду увеличивается и будет, видимо, увеличиваться, что, безусловно, потребует еще более современной рациональной организации работы судов.

***

Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 млн гражданских дел, более 1 млн дел уголовных, 3 млн дел об административных правонарушениях и 1 млн различных материалов. Эти обстоятельства и статистика свидетельствуют не только о высокой нагрузке на судей судов общей юрисдикции, но и о значительном расширении сферы судебной защиты прав и свобод человека.

Яковлев Вениамин Фёдорович. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России. Около 30 лет посвятил научной, преподавательской и руководящей работе в Свердловском юридическом институте. В 1987-89 гг. - директор Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства, в 1989-90 гг. - Министр юстиции СССР. В 1991 г. назначен Председателем Высшего Арбитражного Суда СССР, с 1992 г. - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, заведующий кафедрой гражданского права Академии государственной службы при Президенте РФ, с 1999 г. возглавляет Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

О ходе судебной реформы в арбитражных судах России: итоги и перспективы (выступление на VI Съезде судей Российской Федерации, Москва, 30.11-02.12.04) | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

О ходе судебной реформы в арбитражных судах России: итоги и перспективы (выступление на VI Съезде судей Российской Федерации, Москва, 30.11-02.12.04)

Яковлев В.Ф., Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые делегаты, коллеги!

Еще V Съезд судей 4 года назад констатировал - судебная реформа в России состоялась. Поразительно, что в условиях крупномасштабных разрушений начала 90-х гг. происходило активное создание судебной системы и правосудия.

Что этому способствовало? Острая потребность общества. По существу, единственным способом воздействия государства на экономику стал закон, а главным средством утверждения права как основы общественной жизни - суд. Меняется сама функция правосудия. Из преимущественно карательной она превращается в средство защиты гражданина - его личности, интересов, прав и свобод. Отсюда важнейшими задачами правосудия становятся его доступность и эффективность - именно в защите нарушенных прав.

Большая удача, что была создана и в значительной степени реализована Концепция судебной реформы, которая вобрала в себя исторический опыт России и международные стандарты современного правосудия.

Нынешняя реформа по масштабам, глубине преобразований, по целям, основным принципам и достигнутым результатам весьма сходна с судебной реформой России 1864 г., получившей звание Великой.

Цель и той, и современной реформ - подлинное правосудие, доступное и действенное. Вы помните слова Александра II: «Водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших», т.е. для граждан.

Поразительно совпадают принципы и средства достижения цели реформ. Они близки и к международным стандартам. Это, прежде всего, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, превращение ее в самостоятельную ветвь власти - т.е. ее независимость. Я думаю то, что мы сегодня услышали от Президента РФ, опять-таки очень созвучно тем словам, которые великий реформатор Александр II произнес в XIX в.: «Возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Следующий принцип и той, и нынешней реформ - это высокая ответственность судей, которая только в сочетании с их независимостью и обеспечивает беспристрастное правосудие.

Далее - гласность и открытость правосудия, состязательность и равноправие сторон. Организация суда вне жесткой связи с административно-территориальным делением государства и структурами других ветвей власти. До революции 1917 г. это окружные суды, которые обслуживали несколько уездов, это судебные палаты, которые обслуживали несколько губерний, а сейчас это окружные - апелляционные и кассационные суды в системе арбитражных судов.

Введение трехзвенной системы судопроизводства - первой инстанции, апелляции и кассации.

В дореволюционной системе Сенат не вполне успешно сочетал функции кассационной инстанции, призванной устранить все юридические ошибки нижестоящих инстанций, и высшей судебной инстанции, обеспечивающей единообразное толкование и применение закона всеми судами страны. Поэтому в современной системе арбитражных судов эти функции разделены между 10 федеральными арбитражными судами округов, рассматривающими в кассационном порядке до 80 тыс. дел в год, и Высшим Арбитражным Судом, обеспечивающим единство судебной практики. Отсюда - четыре инстанции, три из которых общедоступны (т.е. спор рассматривается по волеизъявлению одной из сторон в обязательном порядке).

И, наконец, существование в судебной системе, наряду с судами общей юрисдикции, специализированных коммерческих судов, ныне именуемых арбитражными.

Названные принципы в ходе современной судебной реформы в значительной мере реализованы и стали реальностью. Но не полностью, а поэтому работа продолжается.

Так, в арбитражных судах в решающую стадию входит формирование 20 апелляционных судов, которое должно быть завершено к концу 2005 г. Три из них уже функционируют - Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

В Государственную Думу внесен законопроект по совершенствованию работы высшей судебной инстанции - надзорной, принятие которого обеспечит более эффективную работу Высшего Арбитражного Суда РФ.

Предлагается, во-первых, допустить продление трехмесячного срока обжалования в надзорную инстанцию для стороны, которая пропустила этот срок по причинам, от нее не зависящим, в пределах 6 месяцев. И, во-вторых, ввести в качестве основания для надзорного пересмотра судебного решения его несоответствие общепризнанным международным нормам и принципам, а также международным договорам по защите прав и свобод человека. Тем самым Высший Арбитражный Суд РФ сможет эффективно выполнять роль последнего звена в национальной системе судебной защиты прав граждан с тем, чтобы избавить их от необходимости обращения в Европейский суд по правам человека, испытывающий и без того большие перегрузки.

Сегодняшнее состояние судебной системы и правосудия выдвигает в центр те проблемы, которые обозначил Президент России, и это полностью соответствует нашим подходам:

  • недопустимость ослабления лежащих в основе правосудия принципов самостоятельности и независимости судебной власти;
  • сохранение и дальнейшее обеспечение доступности и качества правосудия;
  • обеспечение доверия общества к судебной власти;
  • всестороннее финансовое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение правосудия.

Действительно, эффективно работающая судебная система сама для себя создает проблемы. Чем лучше суды работают, тем выше обращаемость к ним граждан за защитой нарушенных прав и интересов. Это явление характерно и для нынешней судебной системы.

По арбитражным судам России за последние 10 лет количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось более чем в 5 раз. Но за это же время число судей увеличилось только в 2 раза. Вследствие этого объем работы (нагрузка на одного судью) вырос более чем в 3 раза. Если в 1994 г. на одного судью в месяц приходилось 15 дел, то сегодня - свыше 50 (в среднем) по России. А вы представляете, что это за дела, которые рассматривают арбитражные суды? Такое положение создает трудности не только для судей, но и для лиц, обращающихся за судебной защитой, поскольку перегрузка судов негативно сказывается на доступности и качестве правосудия. На сегодняшний день это, пожалуй, главная проблема правосудия в России. Общество и все мы стоим перед вопросом - как сохранить доступность и качество судебной защиты?

Эта задача может решаться двумя основными способами, а может быть, их оптимальным сочетанием. Либо путем экстенсивного развития судебной системы (увеличение числа судей и специалистов, создание новых судов, строительство новых зданий и т.д.) - но этот способ весьма обременителен для государства. Осуществление судебных реформ в России - и прежде, и теперь - наталкивается на препятствие, которое в прошлом именовалось «финансовыми затруднениями». Теперь говорят о «сложностях с бюджетным финансированием». Разумеется, государство при любых условиях должно находить достаточные средства для защиты прав граждан, но необходимо целесообразно использовать и более рациональные методы отправления правосудия, о чем сегодня говорил Владимир Владимирович, и мы полностью с этим согласны.

Такие методы известны и широко применяются зарубежными судебными системами. Наряду с досудебным урегулированием, альтернативными способами, это и ускоренные, упрощенные формы разрешения споров на ранней стадии судопроизводства по наиболее простым и сравнительно небольшим по суммам делам. Подготовительная стадия судебного разбирательства также должна использоваться для переговоров между спорящими контрагентами для проведения согласительных и примирительных процедур. Все эти меры позволяют ускорить и удешевить правосудие и для государства, и, что особенно важно, для сторон, для граждан. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ создает все условия для этого. За 9 месяцев текущего года судопроизводство по 20 тыс. дел было завершено мировыми соглашениями, а 104 тыс. дел были рассмотрены по ускоренной, упрощенной форме судопроизводства.

Наиболее сложные проблемы существуют в административном судопроизводстве. В системе арбитражных судов в целом созданы предпосылки для успешного разрешения споров между предпринимателями и государством. Еще 9 лет назад во всех судах появились административные коллегии, в рамках которых сформировался судейский корпус, специализирующийся на разрешении налоговых, таможенных и прочих достаточно сложных конфликтов. В новом Арбитражном процессуальном кодексе прописаны особенности разрешения административных споров. В частности, бремя доказывания возложено на государственные органы и их должностных лиц.

Тем не менее проблемы остаются, потому что число административных споров в арбитражных судах быстро возрастает. Если в 1992 г. административные дела составляли 1,5% от общего числа дел, то в этом году они достигли уже 64%. Причем до 30% этих дел - дела с суммой требования до 100 руб. Особенно это характерно для взыскания платежей в Пенсионный фонд России. Мы понимаем, что эти деньги нужны для пенсионеров, но судебный способ их взыскания обходится государству в суммы, значительно превышающие те, по которым выносится решение.

Во многом административное правосудие построено в России по ошибочной схеме, например, в сфере налоговых, таможенных отношений. В отличие от западных стран административная власть во многом оказалась «властью без власти» и не может реально выполнять свои функции, а суды превращены в придаток к ней.

За рубежом административное судопроизводство практически повсеместно использует систему административных, т.е. досудебных процедур разрешения этих споров. Причем эти процедуры, конечно же, урегулированы законом. Они обеспечивают быстрое и эффективное устранение допущенных государственными органами правонарушений самой административной властью. Такой способ позволяет гражданам добиться устранения нарушения их прав в короткие сроки и без затрат средств. А также служит эффективным средством укрепления правовых основ деятельности исполнительной власти. Ее решения всегда могут быть обжалованы в суд. При таком подходе суды действительно рассматривают споры, и из придатка к административным органам они превращаются в средство эффективного контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти. Мы считаем, что установление досудебных административных процедур разрешения споров должно стать одним из основных направлений административной реформы, осуществляемой в нашей стране.

По поручению Президента РФ подготовлены соответствующие законопроекты как по административным досудебным процедурам, так и по административному порядку расчистки государственных реестров юридических лиц от так называемых «мертвых душ», разумеется, с надлежащим судебным контролем. Будем надеяться, что эти законопроекты в короткие сроки будут внесены в Государственную Думу и приняты Федеральным Собранием РФ.

О доверии к судам. Пожалуй, наиболее крупное отличие двух судебных реформ, о которых я говорю, состоит в том, что если первая осуществлялась в условиях политической стабильности и сильной государственности, то вторая на первом этапе, напротив, происходила в условиях политической дестабилизации, развала государственности, произошедшего вследствие распада СССР и ослабления государственности в самой России. И это наложило отпечаток на состояние правосудия. Наш уважаемый коллега В.Д.Зорькин говорит о коррупционной атаке судебной системы со стороны бизнеса. Может быть следует говорить о более широкой атаке - криминальной. И не только со стороны бизнеса, но иногда и со стороны власти, которая срослась с бизнесом.

В экономике мы прошли на первых порах через приватизацию доходов государственных предприятий посредством присосавшихся к ним мелких предприятий и кооперативов, через массовое использование фальшивых авизо с целью ограбления бюджета, масштабные нарушения законов о приватизации, в том числе через некоторые залоговые аукционы. Позже появилось хитроумное приспособление закона 1998 г. о банкротстве для противоправного передела собственности, всякого рода схемы для уклонения от уплаты налогов с использованием уступки права требования, вексельной оплаты, фиктивных документов по НДС и др. К числу таковых относится и особенно неприятное для судов приспособление обеспечительных мер, используемых для достижения противоправных целей.

Вследствие этого суды работают в зоне риска, что само по себе создает проблему подозрения и недоверия к судам, а иногда еще искусственно подогреваемую, для того чтобы ослабить судебную власть и сделать ее более доступной добычей.

Требуется постоянная работа по выстраиванию системы надежной работы изнутри и защиты судов извне во всем, начиная с подбора кадров, а кончая вынесением решения и его исполнением. Для этого сделано много. Введены должности помощников судей, что позволяет подготовить и изучить кандидатов на должности судей с тем, чтобы исключить попадание в судейский корпус непригодных людей. Этому же служит открытость судебных процессов, опубликование наших решений и размещение их в общедоступных банках данных, наделение участников судопроизводства правом обжалования с обязательной проверкой решений в двух инстанциях - апелляции и кассации.

Необходимо усилить систему внутренней безопасности судов в виде выявления явно или, тем более, заведомо неправосудных судебных актов с обязательным выяснением причин этого недопустимого явления и привлечением к ответственности, в том числе к уголовной, судей, допускающих нарушение закона и требований судейской этики.

Нужна система выявления и пресечения всякого рода хитроумных схем, представляющих собой маскировку противоправных действий по переделу собственности.

Важным фактором доверия к судам и эффективного правосудия является кадровый состав судей. В последние годы укреплению судебных кадров уделялось немало внимания. В этих целях в состав квалификационных коллегий судей были введены представители юридической общественности и Президента, что сделало процедуру назначения судей более гласной и открытой. Но не все эти решения, содержащиеся в действующем законе, реализованы до конца. Законы для того и принимаются, чтобы они исполнялись. Поэтому новые предложения об изменении порядка формирования, в том числе и Высшей квалификационной коллегии судей, представляются преждевременными, хотя некоторые из них - например, по обжалованию решений региональных квалификационных коллегий в Высшую квалификационную коллегию - могли бы быть восприняты и реализованы.

Факты свидетельствуют о том, что квалификационные коллегии судей проводят довольно большую работу по оздоровлению обстановки в судах, пресечению фактов злоупотреблений и других нарушений со стороны судей. Так, по системе арбитражных судов за последние 4 года было рассмотрено 102 представления о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Полномочия 11 судей были прекращены досрочно по компрометирующим основаниям. В последнее время прекращены полномочия председателя Арбитражного суда Республики Калмыкия Манжеева, его первого заместителя Сангаева, даны санкции на привлечение к уголовной ответственности судьи этого же суда Логинова, судьи Арбитражного суда г. Москвы Шевелевой. К 64 судьям применены меры дисциплинарного воздействия в виде предупреждения.

Тем не менее доверие к судам и судьям в обществе продолжает оставаться недостаточным. Раздаются обвинения судей во взяточничестве, коррупции. Правда, иногда эти обвинения инспирированы неизвестно кем. Например, на одном сайте в Интернете появилось сообщение о «таксе взяток» в Арбитражном суде г. Москвы. Мы направили эти материалы Генеральному прокурору России для проведения проверки и привлечения в случае необходимости судей к ответственности за взяточничество. Прокуратура известила нас о том, что этот сайт принадлежит американской коммерческой структуре, расположенной в г. Сиэтле (США), а поставщиком этой информации, скорее всего, является один неформал, проживающий в Архангельске (эту информацию добыли уже мы).

Представляется, что необходимо не только не расшатывать, а напротив, укреплять и всемерно повышать статус судьи в нашем обществе. Без этого привлечение в ряды судейского корпуса лучших юристов страны невозможно. Острой остается проблема заработной платы и, конечно же, для нас выступление Президента на съезде чрезвычайно значимо. Корпус судей сегодня насчитывает 23 тыс. человек в великом, огромном государстве - Россия. Наверно, при всех имеющихся проблемах есть возможность выполнить требования Конституции о достойном содержании судей. Не менее важно создание единой системы по предотвращению взяточничества. И, конечно, мы поддерживаем предложение Президента о декларировании судьями и кандидатами в судьи своих доходов и расходов, а также имущественного состояния. Необходимо более четкое регламентирование требований к судьям в Кодексе судейской этики. Требуется совершенствование процедуры отбора кандидатов в судьи, возможно, с трансформацией нынешнего назначения судей на 3 года испытательного срока. Требуется усиление совершенствования организации деятельности суда, в том числе использование электронных средств для распределения судебных дел между судьями и т.д.

Процедура отбора и назначения судей на должность нуждается в коренном совершенствовании. Она является чрезвычайно громоздкой и длительной, а также во многих случаях непрозрачной. Быстрый рост нагрузки на судей не сопровождается соответствующим этим процессам ускорением назначения судей на имеющиеся вакантные должности. В настоящее время в системе арбитражных судов РФ при такой колоссальной нагрузке работает 2935 судей вместо 3512 по штатному расписанию. Укомплектованность составляет 82%. Возрастающая перегрузка судей остается причиной ухода многих судей в отставку до достижения ими не только предельного возраста, но и до 60 лет, и даже до 50 лет. У нас нет проблемы отправки в отставку судей, достигших предельного возраста. Есть другая проблема - удержания опытных судей, которые могли бы еще работать и работать. За 10 месяцев 2004 г. ушли в отставку 82 судьи, из них 20% - в возрасте до 50 лет и свыше 50% - в возрасте до 60 лет. В этом году нагрузка в судах увеличилась на 30%, а число судей - лишь на 78 человек по всей судебной арбитражной системе.

Необходимо защитить судей. В системе арбитражных судов совершено 27 преступлений против судей: 3 судей убиты, погибли 2 членов семьи - сын и дочь, совершены 4 покушения на убийство судей, огромное количество разбойных нападений и т.д. Я думаю, что это острая проблема.

Любая судебная реформа не может быть успешной, если не налажено всестороннее обеспечение деятельности судов. Известно, что большие сложности возникли в этом отношении и при осуществлении судебной реформы 1864 г. Через 40 лет после ее начала, а именно в 1904 г., констатировались не только ее крупные успехи, но и недостатки, потери и даже отступления, вызванные либо отходом от основных принципов реформы, либо недостаточным обеспечением из-за финансовых затруднений. К сожалению, и сегодня можно наблюдать подобного рода тенденции. И все же надо сказать, что в вопросе всестороннего обеспечения судов осуществляемая ныне реформа имеет немало достижений. К числу таковых относится утверждение Правительством по поручению Президента РФ и реализация Федеральной целевой программы развития судебной системы России, которая по существу является программой развития судебной системы, инвестиций в нее. Благодаря ей финансирование судов, например арбитражных, возросло за 4 года в 4-5 раз, что позволило реализовать многие задачи, в том числе обеспечить суды современной техникой для эффективного отправления правосудия.

Было бы целесообразно по завершении действующей программы подготовить и утвердить следующую на 2007-2010 гг., потому что реформа будет продолжаться. Я думаю, что все это окупится сторицей и для нашего общества, и для наших граждан.

***

Из вступительного слова В.В.Путина на VI Всероссийском съезде судей

Одним из самых важных достижений преобразований является то, что граждане все чаще решают свои проблемы именно через суд. Это говорит о возрастающем доверии к институту судебной власти. Однако старые стереотипы настороженности, настороженного отношения к суду как к способу разрешения правовых конфликтов все еще бытуют в общественном сознании.

Таково сегодня состояние дел - вы знаете не хуже меня, что ежегодно суд рассматривает 6 млн гражданских дел, 3 млн - административных, 1 млн - уголовных и более 1 млн дел - в сфере предпринимательства. Эти данные говорят как о расширении доступности правосудия, так и об огромной нагрузке на суды. За последние 4 года общее количество федеральных судей увеличилось более чем на 7000. А суды первой инстанции  уже работают в ином, более оперативном и размеренном режиме во многом благодаря институту мировых судей, которые сегодня осуществляют правосудие в 87 субъектах РФ.

Однако очевидно и то, что количество дел по мере роста доверия граждан к суду увеличивается и будет, видимо, увеличиваться, что, безусловно, потребует еще более современной рациональной организации работы судов.

***

Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают более 5 млн гражданских дел, более 1 млн дел уголовных, 3 млн дел об административных правонарушениях и 1 млн различных материалов. Эти обстоятельства и статистика свидетельствуют не только о высокой нагрузке на судей судов общей юрисдикции, но и о значительном расширении сферы судебной защиты прав и свобод человека.

Яковлев Вениамин Фёдорович. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России. Около 30 лет посвятил научной, преподавательской и руководящей работе в Свердловском юридическом институте. В 1987-89 гг. - директор Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства, в 1989-90 гг. - Министр юстиции СССР. В 1991 г. назначен Председателем Высшего Арбитражного Суда СССР, с 1992 г. - Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ. Председатель Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, заведующий кафедрой гражданского права Академии государственной службы при Президенте РФ, с 1999 г. возглавляет Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.