Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Деятельность Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по реализации национальной морской политики в Арктическом регионе

Бедрицкий А.И., руководитель Росгидромета

Необходимым условием успешной реализации национальной морской политики на Арктическом региональном направлении, решения задач устойчивого развития хозяйственного комплекса арктического региона России и в интересах обороны страны является совершенствование системы гидрометеорологического обеспечения (ГМО) судоходства по трассам Северного морского пути (СМП), работ по освоению природных ресурсов континентального шельфа российских арктических морей и других видов деятельности в Арктике.

Для Арктического региона ГМО морской деятельности приобретает особую значимость, где она осуществляется в экстремальных погодно-климатических условиях. Климатические особенности региона определяют повышенную степень риска (опасности) проводимых на континентальном шельфе работ по обустройству и эксплуатации месторождений, большую их зависимость от гидрометеорологических и особенно ледовых условий. Отмеченное предъявляет особые требования к достоверности натурных и расчетных данных, представляемых для проектирования промышленных объектов (портов, терминалов, добывающих платформ, трубопроводов и др.), обязательное оперативное обеспечение их строительства и эксплуатации текущей и прогностической гидрометеорологической информацией, предупреждениями об опасных гидрометявлениях. На трассах СМП вероятность опасных и чрезвычайно опасных ситуаций особенно велика. По данным ЦНИИМФ Минтранса России, число судов, получивших в течение одной навигации ледовые повреждения, в среднем составляет 15% (от 3% в легкие годы до 40% в наиболее тяжелые годы).

Научные учреждения Росгидромета (Арктический и антарктический НИИ, НИЦ «Планета», Гидрометцентр России), территориальные управления с прогностическими центрами (в Мурманске, Архангельске, Диксоне, Тикси, Певеке) и региональные центры приема и обработки данных искусственных спутников Земли (в Москве, Новосибирске, Хабаровске) осуществляют регулярные наблюдения за состоянием природной среды арктического региона, проводят сбор данных, отвечают за обеспечение аналитической и прогностической информацией различной заблаговременности хозяйственной и оборонной деятельности в регионе.

Вместе с тем сеть обслуживаемых полярных гидрометеорологических станций, являющаяся базовым элементом системы ГМО, с 1990 г. из-за хронического недостатка бюджетного финансирования в течение 10 лет сократилась почти в 2 раза, что привело к снижению точности представления полей гидрометеорологических элементов для их синоптического анализа, прогнозов погоды и опасных гидрометеорологических явлений. Техническое оснащение гидрометстанций морально устарело и требует замены. Сдерживается развитие национальной системы арктических дрейфующих буёв и сети автоматических метеостанций в районах трасс СМП.

Из-за значительного сокращения бюджетного финансирования в 90-х гг. не производится авиационная разведка льдов, не выполняются ранее регулярно проводившиеся ледово-гидрологические съёмки арктических морей с экспедиционных судов. При этом поступающий объём спутниковой (из-за отсутствия отечественных - иностранных спутников) информации не компенсирует недостаток наземных наблюдений. Требуют обновления устаревшие средства связи и автоматизированные системы обработки информации в прогностических центрах.

На фоне значительной активизации в последнее время нефтегазоразведочной деятельности на арктическом шельфе России наблюдения за гидрометеорологическими характеристиками и загрязнением шельфовой зоны, а также научные исследования, связанные с изучением природных процессов, происходящих на континентальном шельфе, в водной толще и воздушном пространстве над нею, приобретают первостепенное значение для оценки реальной картины, контроля состояния природной среды Арктики и разработки надёжных прогнозов её изменений в условиях резко возрастающей антропогенной нагрузки.

Несмотря на крайне ограниченные средства, Росгидрометом осуществляются мероприятия по поддержанию и совершенствованию наблюдательной сети в арктической зоне РФ, её укреплению и обеспечению дальнейшего функционирования, развитию системы освещения ледовой, гидрометеорологической и геофизической обстановки в регионе.

Принимаются меры по реконструкции действующих и частичному восстановлению законсервированных полярных станций, переоснащению их современным оборудованием и техническими средствами гидрометеорологических наблюдений и связи. При материальной поддержке Некоммерческой организации «Полярный фонд» в 2002-03 гг. восстановлена станция им. М.В.Попова на о. Белый в Карском море, в 2004 г. после 3-летнего перерыва начат прием гидрометеорологической информации с восстановленной полярной станции им. Э.Т.Кренкеля на о. Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Передача гидрометеорологических данных и административная переписка с полярной арктической станцией им. Э.Т.Кренкеля осуществляется врежиме пакетной передачи данных через российскую систему спутниковой связи "Гонец". В рамках Комплексной программы оптимизации и повышения эффективности деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген восстановлена работа Зональной гидрометеорологической обсерватории «Баренцбург».

Особо следует отметить, что в 2003 г. возобновлены наблюдения за состоянием Северного Ледовитого океана с дрейфующих станций «Северный полюс (СП-33)», являющихся важнейшим звеном наблюдательной сети в Арктике. Огромное значение восстановления российских исследований в Арктике и работ дрейфующих станций «Северный полюс» для развития отечественной науки и решения целого ряда актуальных практических задач отметил Президент РФ В.В.Путин (письмо от 25.04.03 № Пр-692) в связи с открытием станции СП-32. В 2004 г. Правительство РФ возобновило финансирование организации и проведение исследований с дрейфующих льдов Северного Ледовитого океана. Работы на СП-33, открытой 09.09.04, запланированы на 2 года.

Результаты выполняемых дрейфующими станциями комплексных наблюдений и исследований позволят дать оценку влияния этих процессов на природную среду и экосистемы арктического региона России для научного обоснования перспективного планирования экономически эффективной и экологически безопасной хозяйственной, в том числе морской, деятельности, а также необходимы для совершенствования технологий анализа и прогноза гидрометеорологических и ледовых условий и опасных природных явлений в морях Арктики, решения задач по ГМО безопасности судоходства по трассам СМП и работ на континентальном шельфе арктического региона России.

Вместе с тем бюджетные средства, выделяемые Росгидромету, крайне ограничены, что не позволяет проводить эти исследования в требуемых масштабах. Для продолжения в 2005 г. деятельности станции СП-33 по осуществлению круглогодичного мониторинга как сезонных, так и многолетних изменений в океане, атмосфере и морских льдах в центральной Арктике, и её развития по всем направлениям программы работ, расширения круга исследовательских задач как прикладного, так и фундаментального характера, необходима целевая государственная поддержка.

Возобновление Росгидрометом экспедиционной деятельности в Арктике позволит осуществлять управляемые эксперименты в течение многолетнего цикла работ, получать необходимую и разнообразную информацию о природных процессах в этом регионе, вернуть наш заслуженный приоритет в изучении северной полярной области Земли и подобающее место в мировом научном сообществе.

В настоящее время проходит этап подготовки международным научным сообществом проведения в 2007-08 гг. Международного полярного года (МПГ), разрабатывается система международных и национальных программных мероприятий и планы их реализации. Для этого в странах созданы и создаются необходимые специальные комитеты.

19 ноября 2004 г. Правительством РФ принято предложение Росгидромета об образовании организационного комитета по участию Российской Федерации в подготовке и проведению мероприятий в рамках МПГ 2007/08.

Образование организационного комитета по участию Российской Федерации в подготовке и проведении МПГ позволит скоординировать деятельность органов исполнительной власти, Российской академии наук и заинтересованных организаций, осуществляющих планирование и выполнение исследований полярных областей, определить национальные потребности и приоритетные направления исследований, решать научные и организационные вопросы с различными международными организациями и национальными комитетами других стран, принимающими участие в подготовке и проведении МПГ 2007/08.

Участие Российской Федерации в подготовке и проведении МПГ 2007/08 даст возможность получить необходимую информацию о различных компонентах природной среды Арктики и Антарктики с целью разработки рекомендации для органов государственной власти, организаций, осуществляющих хозяйственную, природоохранную и иную деятельность в полярных районах, в том числе по ГМО безопасности мореплавания по трассам СМП, по обеспечению информацией о состоянии окружающей природной среды Арктики, ее загрязнении, для стратегических и тактических задач Военно-Морского флота, работ по освоению и эксплуатации нефтегазовых ресурсов арктического шельфа, освоению биоресурсов.

Решение вышеперечисленных задач, актуальность которых не вызывает сомнений, послужит созданию благоприятных условий и необходимого потенциала для поэтапной реализации национальной морской политики на Арктическом региональном направлении на средне- и долгосрочную перспективу с целью защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике и укрепления позиции России среди приарктических государств.

Бедрицкий Александр Иванович. Кандидат географических наук. В 1980-92 гг. - заместитель начальника Узбекского республиканского управления по гидрометеорологии Госкомгидромета СССР. В 1992 г. назначен первым заместителем Председателя Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов РФ, в 1993 г. - руководителем Росгидромета. С 1993 г. - представитель Российской Федерации, а с 2003 г. - Президент Всемирной метеорологической организации.