Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Вооруженные Силы России: состояние, перспективы развития и способность противостоять современным угрозам и вызовам (из выступления на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса, Москва, 10.12.04)

Иванов С.Б., Министр обороны России

 <…> Вполне очевидно, что завершившаяся эра биполярной конфронтации повлекла за собой преодоление глобального военного противостояния.

Неизбежно мы пришли к сокращению военных потенциалов ведущих стран мира, укреплению доверия и расширению межгосударственного сотрудничества в военной области.

Тем самым были созданы реальные предпосылки для значительного снижения угрозы развязывания крупномасштабной, в том числе ядерной, войны.

Однако, несмотря на то, что современные доктринальные установки и стратегические концепции большинства государств мира рассматривают войну как национальное бедствие и угрозу существования человеческой цивилизации, военная сила, хотим мы этого или нет, по-прежнему остается традиционным средством достижения политических целей.

Скажу больше.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению диапазона её применения. И происходит это не только в связи с миротворческой деятельностью и участием в коллективных действиях по принуждению конфликтующих сторон к миру. Помимо этого, военная сила выступает и в качестве одного из эффективных средств противодействия угрозам международной безопасности. В первую очередь, в решении таких вопросов, как противодействие терроризму и распространению оружия массового поражения.

Поэтому, отдавая предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам в защите своих национальных интересов, решении глобальных и региональных проблем, военно-политическое руководство России признает объективно существующую необходимость иметь достаточный военный потенциал, позволяющий эффективно отстаивать национальные интересы.

На 01.01.05 общая численность Вооруженных Сил с учетом интегрирования в их состав Железнодорожных войск составит 1207 тыс. военнослужащих и 876 тыс. человек гражданского персонала.

При этом в планировании его возможного применения мы руководствуемся геополитическими потребностями и принципом оборонной достаточности.

Исходя из сказанного, приоритетными задачами, стоящими перед Вооруженными Силами на современном этапе военного строительства, являются:

  • поддержание ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
  • повышение боевого потенциала и улучшение состояния сил общего назначения, в первую очередь, соединений и воинских частей постоянной готовности.

Теперь более подробно о каждой из этих задач.

Российская политика в области стратегического сдерживания основывается, как и прежде, на способности ядерных сил в ответных действиях по нанесению противнику такого ущерба, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии.

При этом, неизменно придерживаясь позиции безусловного выполнения всех ранее подписанных и ратифицированных международных соглашений, мы стремимся сбалансированно развивать все составляющие Стратегических сил сдерживания и поддерживать на требуемом уровне их боевой состав.

В этих целях в настоящее время планомерно осуществляется перевооружение Ракетных войск стратегического назначения ракетным комплексом "Тополь-М" шахтного базирования.

Успешно ведутся государственные испытания его подвижного грунтового варианта, а также морского ракетного комплекса нового поколения "Булава".

В следующем году в состав российского Военно-Морского Флота будет введена стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения "Юрий Долгорукий", а в состав ВВС - два стратегических бомбардировщика Ту-160.

Значительное количество нового и модернизированного вооружения и военной техники будет поставлено и Силам общего назначения. Причем их основными получателями станут соединения и части постоянной готовности. <…>

<…> Роль Вооруженных Сил в борьбе с террористической угрозой не ограничивается только их участием в контртеррористической операции.

Важными направлениями в этой сфере деятельности являются обеспечение национального морского судоходства и защита воздушного пространства.

После трагедии 11.09.01 стало очевидно, что террористических атак можно ждать отовсюду, в том числе с воздуха.

При этом вполне очевидно, что только Вооруженные Силы, обладающие необходимыми средствами противовоздушной обороны и противокорабельным вооружением, способны не допустить прорыва воздушных и морских судов, захваченных террористами, к важным стратегическим объектам и крупным городам.

Вместе с тем мы также активно отрабатываем и вопросы антитеррористического взаимодействия на море с нашими партнерами по Совету Россия-НАТО. <…>

<…> Антитеррористический сценарий все чаще становится основой для организации не только специальных, но и общевойсковых учений.

Примером может служить и оперативно-стратегическое учение "Мобильность-2004", где наряду с решением задач по проведению спецоперации по уничтожению террористических банд, вторгшихся на территорию России, отрабатывались и вопросы переброски подразделений и частей постоянной готовности из европейской части страны в Дальневосточный регион.

Значение этого учения заключается в том, что на практике были проверены наши возможности по оперативному наращиванию сил и средств на нужном направлении, способность адекватно реагировать на угрозы национальной безопасности.

Другим важным мероприятием, которое также имело антитеррористическую направленность, без сомнения, стало учение "Рубеж-2004".

Это учение было проведено с постоянно действующими рабочими органами Организации Договора о коллективной безопасности и вооруженными силами государств - членов ОДКБ.

В основу его замысла был положен один из вариантов возможного обострения военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе, предусматривающий скоординированные действия бандформирований по проведению террористических акций и дестабилизации обстановки на его территории.

Всего на учении было задействовано свыше тысячи военнослужащих, около 100 единиц бронетехники, более 30 самолетов и вертолетов.

Не секрет, что данный регион таит в себе и еще одну угрозу, наличие которой мы учитываем при проведении мероприятий, направленных на укрепление системы коллективной безопасности.

Это, конечно же, наркотики. Они в значительных объемах производятся в Афганистане, а затем через Центральную Азию расползаются по всему миру.

***

С тревогой констатируем, что усилия международного сообщества и афганских властей по противодействию производству и контрабанде наркотиков пока не дают необходимого эффекта. Видим и понимаем сложность задач, которые необходимо решать в рамках координируемого Великобританией процесса борьбы с афганской наркоиндустрией.

Так, по оценке управления ООН по наркотикам и преступности, доля Афганистана в мировом производстве опиума в 2004 г. составила 87% (в 2003 г. - 76%).

Всего было произведено 4200 т опиума (в 2003 г.- 3600 т). Посевы мака достигли 131 тыс. га (в 2003 г. – 80 тыс. га).

В целом в "опийной" экономике занято около 2,3 млн человек. Объем доходов, полученных производителями и наркоторговцами, оценивается в 2,8 млрд долл.

Как видите, цифры весьма впечатляющие. Проблема стоит достаточно остро и от ее решения во многом зависит успех борьбы с терроризмом, выполнение программы "разоружения, демобилизации и реинтеграции" боевиков иррегулярных формирований, а в конечном счете – формирование устойчивой централизованной власти в Афганистане. Хотелось бы видеть более активную роль Международных сил содействия безопасности в борьбе с наркопроизводством и наркоторговлей.

Из выступления Министра обороны РФ С.Б.Иванова в неправительственном Совете по международным отношениям на тему "Мир в XXI веке: противодействия новым вызовам и угрозам" (13.01.05)

***

Как я уже сказал, мы всесторонне учитываем наличие данной угрозы и всеми доступными средствами содействуем пограничным и антинаркотическим структурам в создании барьера наркотрафику из этой страны.

Так, одной из основных задач 4-й военной базы российских войск в Таджикистане, в которую в этом году была преобразована 201-я мотострелковая дивизия, является прикрытие пограничных застав на таджикско-афганской границе.

И можете мне поверить, в этом есть необходимость.

Начиная с 1992 г. российские пограничники изъяли свыше 29 т наркотических средств и предотвратили более 1500 попыток вооруженных прорывов через границу.

Причем иногда банды были столь многочисленны, что отразить их атаки без поддержки войсковых подразделений, артиллерии и авиации было просто невозможно. Вместе с тем мы всесторонне содействуем нашим таджикским коллегам в создании и развитии национальной системы безопасности.

И в настоящее время процесс ее становления практически завершен. Доказательством этого может стать начавшаяся в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Таджикистаном передача охраны отдельных участков границы с Афганистаном таджикским пограничникам. К концу 2006 г. Таджикистан будет полностью контролировать свою границу.

Однако в случае необходимости его силовые структуры всегда могут рассчитывать на всестороннюю помощь и поддержку нашей военной базы и создаваемой в этой стране Оперативной пограничной группы ФСБ России.

В целом же, если говорить о российском военном присутствии, то помимо Таджикистана, оно имеет место также в Грузии и Армении, где размещена Группа российских войск в Закавказье, и в Киргизии, где мы продолжаем активно развивать авиационную базу в Канте.

Подчеркну, что данные формирования, вне всякого сомнения, являются важнейшими элементами в общей системе обеспечения безопасности как России на ее южных рубежах, так и коллективной безопасности стран - участниц ОДКБ и всего СНГ.

Кроме того, подразделения Вооруженных Сил России успешно действуют в составе Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова, участвуют в операциях по поддержанию мира в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Именно для выполнения подобных задач к 01.02.05 на базе одной из мотострелковых частей Приволжско-Уральского военного округа будет сформирована специальная миротворческая бригада.

Это принципиально новое для нашей армии формирование, которое планируется оснастить современным вооружением и укомплектовать военнослужащими-контрактниками.

Уверен, что в будущем потенциал этой бригады будет в полном объеме востребован не только на пространстве СНГ, но, возможно, и в других регионах мира. <…>

Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то необходимо отметить, что в следующем году в нашей стране завершается реализация пятилетнего плана военного строительства.

И поэтому уже в настоящее время активно идет разработка концептуальных документов долгосрочного планирования.

Среди них я бы назвал Концепцию строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2021 г., Замысел строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2016 г., Государственную программу вооружения на период до 2015 г., Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны страны на период до 2025 г.

Названные документы предусматривают:

  • сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания, способных в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение цели любой возможной агрессии против нашей страны;
  • качественное повышение возможностей Вооруженных Сил до уровня, обеспечивающего гарантированное парирование современных и возможных в будущем военных угроз России;
  • дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы деятельности Вооруженных Сил, в том числе и переработка положений об органах военного управления в соответствии с утвержденной структурой Министерства обороны. Это обусловлено тем, что в рамках административной реформы были осуществлены мероприятия, направленные на совершенствование структуры органов центрального военного управления. Целью преобразований стало упорядочение их роли и места в системе управления Вооруженными Силами, а также освобождение некоторых из них от выполнения несвойственных функций;
  • создание научно-технологического и производственного заделов, обеспечивающих независимость Российской Федерации в области разработки и производства тех видов вооружения и военной техники, которые имеют стратегическое значение. Дальнейшее плановое и последовательное оснащение войск и сил перспективными образцами вооружения и военной техники;
  • разработку направлений развития оборонной инфраструктуры, правовых основ деятельности Вооруженных Сил в этой области в условиях рыночных отношений;
  • усиление социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и ветеранов военной службы, а также принятие действенных мер, призванных поднять престиж военной службы.

Такими военно-политическому руководству нашей страны видятся основные приоритеты дальнейшего военного строительства, последовательная реализация которых позволит создать Вооруженные Силы, в полной мере отвечающие требованиям XXI в. <…>

Важнейшей обязанностью командиров является также поддержание на должном уровне боеготовности войск и недопущение фактов нарушения воинской дисциплины.

Меры, предпринимаемые ими во взаимодействии с органами военного управления и офицерами воспитательных структур, позволили закрепить тенденцию неуклонного сокращения количества преступлений и происшествий в воинских коллективах, связанных с уклонением от военной службы, которые уже имеют наибольший удельный вес в общей структуре армейской преступности. Если в 2003 г. их было 3241, то за 10 месяцев этого года - 3085.

В полной мере это относится и к проблеме нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В 80% соединений и воинских частей полностью отсутствуют факты так называемой "дедовщины".

Безусловно, положительно должны сказаться на общем состоянии воинской дисциплины переход к контрактной системе комплектования соединений и частей постоянной готовности, а также планируемое в связи с этим сокращение начиная с 2008 г. срока службы по призыву до 1 года.

Окончательное же решение проблемы находится, повторюсь, в прямой зависимости от того, насколько престижен ратный труд, насколько подрастающее поколение морально, психологически и физически подготовлено к военной службе и осознает ее общественно-политическую значимость. <…>

В настоящее время российские военнослужащие принимают участие в ряде миротворческих операций под эгидой ООН в составе многонациональных сил по поддержанию мира.

Кроме того, российские воинские формирования, действующие в рамках коллективных и двухсторонних договоров на пространстве СНГ, фактически являются многонациональными.

Примером могут служить 4-я военная база, дислоцированная в Республике Таджикистан, Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности и другие.

Что касается национальных вооруженных сил, то в большинстве стран они, как правило, укомплектованы собственными гражданами, что вполне объяснимо с точки зрения обеспечения государственных интересов. То же можно сказать и о российских Вооруженных Силах.

Вместе с тем, с недавних пор в них, согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", военную службу могут проходить (и уже проходят) граждане других государств СНГ. <…>

В целях своевременного реагирования на угрозу террористических актов в военных округах и на флотах созданы мобильные резервы, в состав которых наряду с общевойсковыми подразделениями входят и подразделения специального назначения.

Помимо этого, для совместных действий с Министерством внутренних дел и Федеральной службой безопасности по предотвращению террористических актов в каждом из субъектов РФ от Вооруженных Сил выделены ротные тактические группы.

Привлекаемые для осуществления антитеррористической деятельности силы оснащены унифицированными специальными техническими средствами как наземного, так и воздушного базирования. В том числе и установленными на вертолетах.

Хочу отметить, что процесс технического оснащения сил и средств антитеррора находится под постоянным контролем руководства Минобороны. <…>

Военно-политическое руководство нашей страны уже неоднократно заявляло, что международный терроризм развязал против России необъявленную войну.

Поэтому согласно Военной доктринеРоссийская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее.

Мы считаем обоснованным использование армии и флота для обеспечения безопасности граждан.

Что касается существующих ограничений, то все они четко определяются нормами федерального законодательства и соответствующими международно-правовыми документами, такими как Устав ООН, резолюции Совета Безопасности ООН, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. <…>

В ответ на события в Беслане Совет Безопасности ООН в своей резолюции № 1566 в очередной раз призвал государства всеми средствами предотвращать преступные террористические акты, а если их не удалось предотвратить – принимать меры к тому, чтобы наказывать за такие деяния сообразно их тяжкому характеру.

Поэтому Россия, уважая международное право и международные стандарты в области прав человека, допускает возможность нанесения превентивных ударов в любой точке, откуда может исходить угроза терроризма.

Такие удары мы планируем наносить с применением любого вида оружия, разумеется, кроме ядерного, а также с привлечением сил и средств специального назначения.

В качестве цели могут выступать базы, лагеря и места скопления террористов, вне зависимости от их географического расположения.

Причем удар, в случае необходимости, мы нанесем без предупреждения, т.к. в противном случае его эффективность будет равна нулю.

Говорить о возможных сценариях угроз и военных операций, лежащих в основе идеи превентивных ударов и критериях для принятия соответствующих решений, преждевременно. <…>

Президент РФ Владимир Владимирович Путин, анализируя произошедшие в августе-сентябре этого года трагические события в России, заявил о необходимости расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, в том числе и по линии силовых структур.

И потенциал для этого действительно есть. <…>

При этом основное внимание, по моему глубокому убеждению, должно быть уделено переводу борьбы с этим злом из сферы декларативных заявлений в русло практических дел. <…>

Считаю, что еще одним важным шагом в развитии нашего антитеррористического сотрудничества станет участие России в операции НАТО "Активные усилия", которая проводится в Средиземном море.

Соответствующая договоренность была достигнута летом 2004 г. на стамбульском заседании Совета Россия-НАТО, которое проходило на уровне министров иностранных дел.

В рамках достигнутых договоренностей в конце ноября два сторожевых корабля Черноморского флота России "Сметливый" и "Пытливый" совместно с кораблями постоянного соединения НАТО "Юг" провели учение в районе итальянской военно-морской базы Таранто. Его целью была непосредственная подготовки ВМФ России к участию в операции "Активные усилия". <…>

Все международно-правовые аспекты нашего участия в этой операции урегулированы.

Непосредственно для участия в операции нами планируется выделять на периодической основе 1-2 боевых корабля и судно обеспечения от Черноморского флота.

В 2005 г. этот период составит до 3 месяцев, в последующие годы он может быть изменен в зависимости от развития обстановки и условий проведения операции.

Хочу особо подчеркнуть, что участие российских кораблей в операции "Активные усилия" станет практической реализацией решения Президента России в отношении антитеррористического взаимодействия на Средиземном море. <…>

Советом коллективной безопасности ОДКБ определены основные направления диалога и взаимоотношений с НАТО. К ним относится:

  • борьба с международным терроризмом;
  • противодействие незаконному обороту наркотиков и оружия;
  • нераспространение оружия массового поражения и ракетных технологий;
  • укрепление пограничной безопасности;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом предполагается развивать отношения не только непосредственно между двумя организациями, т.е. в формате ОДКБ-НАТО, но и на двусторонней и многосторонней основе между государствами - участниками этих организаций. <…>

Иванов Сергей Борисович. Работал на различных должностях в КГБ СССР, в Службе внешней разведки РФ, в центральном аппарате и за границей. В 1998-2001 гг. являлся заместителем директора ФСБ РФ, Секретарем Совета Безопасности РФ, с марта 2001 г. - Министр обороны РФ. Генерал-полковник в отставке.

Вооруженные Силы России: состояние, перспективы развития и способность противостоять современным угрозам и вызовам (из выступления на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса, Москва, 10.12.04) | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (14) Март 2005

Вооруженные Силы России: состояние, перспективы развития и способность противостоять современным угрозам и вызовам (из выступления на встрече с представителями военно-дипломатического корпуса, Москва, 10.12.04)

Иванов С.Б., Министр обороны России

 <…> Вполне очевидно, что завершившаяся эра биполярной конфронтации повлекла за собой преодоление глобального военного противостояния.

Неизбежно мы пришли к сокращению военных потенциалов ведущих стран мира, укреплению доверия и расширению межгосударственного сотрудничества в военной области.

Тем самым были созданы реальные предпосылки для значительного снижения угрозы развязывания крупномасштабной, в том числе ядерной, войны.

Однако, несмотря на то, что современные доктринальные установки и стратегические концепции большинства государств мира рассматривают войну как национальное бедствие и угрозу существования человеческой цивилизации, военная сила, хотим мы этого или нет, по-прежнему остается традиционным средством достижения политических целей.

Скажу больше.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению диапазона её применения. И происходит это не только в связи с миротворческой деятельностью и участием в коллективных действиях по принуждению конфликтующих сторон к миру. Помимо этого, военная сила выступает и в качестве одного из эффективных средств противодействия угрозам международной безопасности. В первую очередь, в решении таких вопросов, как противодействие терроризму и распространению оружия массового поражения.

Поэтому, отдавая предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам в защите своих национальных интересов, решении глобальных и региональных проблем, военно-политическое руководство России признает объективно существующую необходимость иметь достаточный военный потенциал, позволяющий эффективно отстаивать национальные интересы.

На 01.01.05 общая численность Вооруженных Сил с учетом интегрирования в их состав Железнодорожных войск составит 1207 тыс. военнослужащих и 876 тыс. человек гражданского персонала.

При этом в планировании его возможного применения мы руководствуемся геополитическими потребностями и принципом оборонной достаточности.

Исходя из сказанного, приоритетными задачами, стоящими перед Вооруженными Силами на современном этапе военного строительства, являются:

  • поддержание ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное сдерживание от развязывания агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
  • повышение боевого потенциала и улучшение состояния сил общего назначения, в первую очередь, соединений и воинских частей постоянной готовности.

Теперь более подробно о каждой из этих задач.

Российская политика в области стратегического сдерживания основывается, как и прежде, на способности ядерных сил в ответных действиях по нанесению противнику такого ущерба, размеры которого поставили бы под сомнение достижение целей возможной агрессии.

При этом, неизменно придерживаясь позиции безусловного выполнения всех ранее подписанных и ратифицированных международных соглашений, мы стремимся сбалансированно развивать все составляющие Стратегических сил сдерживания и поддерживать на требуемом уровне их боевой состав.

В этих целях в настоящее время планомерно осуществляется перевооружение Ракетных войск стратегического назначения ракетным комплексом "Тополь-М" шахтного базирования.

Успешно ведутся государственные испытания его подвижного грунтового варианта, а также морского ракетного комплекса нового поколения "Булава".

В следующем году в состав российского Военно-Морского Флота будет введена стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения "Юрий Долгорукий", а в состав ВВС - два стратегических бомбардировщика Ту-160.

Значительное количество нового и модернизированного вооружения и военной техники будет поставлено и Силам общего назначения. Причем их основными получателями станут соединения и части постоянной готовности. <…>

<…> Роль Вооруженных Сил в борьбе с террористической угрозой не ограничивается только их участием в контртеррористической операции.

Важными направлениями в этой сфере деятельности являются обеспечение национального морского судоходства и защита воздушного пространства.

После трагедии 11.09.01 стало очевидно, что террористических атак можно ждать отовсюду, в том числе с воздуха.

При этом вполне очевидно, что только Вооруженные Силы, обладающие необходимыми средствами противовоздушной обороны и противокорабельным вооружением, способны не допустить прорыва воздушных и морских судов, захваченных террористами, к важным стратегическим объектам и крупным городам.

Вместе с тем мы также активно отрабатываем и вопросы антитеррористического взаимодействия на море с нашими партнерами по Совету Россия-НАТО. <…>

<…> Антитеррористический сценарий все чаще становится основой для организации не только специальных, но и общевойсковых учений.

Примером может служить и оперативно-стратегическое учение "Мобильность-2004", где наряду с решением задач по проведению спецоперации по уничтожению террористических банд, вторгшихся на территорию России, отрабатывались и вопросы переброски подразделений и частей постоянной готовности из европейской части страны в Дальневосточный регион.

Значение этого учения заключается в том, что на практике были проверены наши возможности по оперативному наращиванию сил и средств на нужном направлении, способность адекватно реагировать на угрозы национальной безопасности.

Другим важным мероприятием, которое также имело антитеррористическую направленность, без сомнения, стало учение "Рубеж-2004".

Это учение было проведено с постоянно действующими рабочими органами Организации Договора о коллективной безопасности и вооруженными силами государств - членов ОДКБ.

В основу его замысла был положен один из вариантов возможного обострения военно-политической обстановки в Центрально-Азиатском регионе, предусматривающий скоординированные действия бандформирований по проведению террористических акций и дестабилизации обстановки на его территории.

Всего на учении было задействовано свыше тысячи военнослужащих, около 100 единиц бронетехники, более 30 самолетов и вертолетов.

Не секрет, что данный регион таит в себе и еще одну угрозу, наличие которой мы учитываем при проведении мероприятий, направленных на укрепление системы коллективной безопасности.

Это, конечно же, наркотики. Они в значительных объемах производятся в Афганистане, а затем через Центральную Азию расползаются по всему миру.

***

С тревогой констатируем, что усилия международного сообщества и афганских властей по противодействию производству и контрабанде наркотиков пока не дают необходимого эффекта. Видим и понимаем сложность задач, которые необходимо решать в рамках координируемого Великобританией процесса борьбы с афганской наркоиндустрией.

Так, по оценке управления ООН по наркотикам и преступности, доля Афганистана в мировом производстве опиума в 2004 г. составила 87% (в 2003 г. - 76%).

Всего было произведено 4200 т опиума (в 2003 г.- 3600 т). Посевы мака достигли 131 тыс. га (в 2003 г. – 80 тыс. га).

В целом в "опийной" экономике занято около 2,3 млн человек. Объем доходов, полученных производителями и наркоторговцами, оценивается в 2,8 млрд долл.

Как видите, цифры весьма впечатляющие. Проблема стоит достаточно остро и от ее решения во многом зависит успех борьбы с терроризмом, выполнение программы "разоружения, демобилизации и реинтеграции" боевиков иррегулярных формирований, а в конечном счете – формирование устойчивой централизованной власти в Афганистане. Хотелось бы видеть более активную роль Международных сил содействия безопасности в борьбе с наркопроизводством и наркоторговлей.

Из выступления Министра обороны РФ С.Б.Иванова в неправительственном Совете по международным отношениям на тему "Мир в XXI веке: противодействия новым вызовам и угрозам" (13.01.05)

***

Как я уже сказал, мы всесторонне учитываем наличие данной угрозы и всеми доступными средствами содействуем пограничным и антинаркотическим структурам в создании барьера наркотрафику из этой страны.

Так, одной из основных задач 4-й военной базы российских войск в Таджикистане, в которую в этом году была преобразована 201-я мотострелковая дивизия, является прикрытие пограничных застав на таджикско-афганской границе.

И можете мне поверить, в этом есть необходимость.

Начиная с 1992 г. российские пограничники изъяли свыше 29 т наркотических средств и предотвратили более 1500 попыток вооруженных прорывов через границу.

Причем иногда банды были столь многочисленны, что отразить их атаки без поддержки войсковых подразделений, артиллерии и авиации было просто невозможно. Вместе с тем мы всесторонне содействуем нашим таджикским коллегам в создании и развитии национальной системы безопасности.

И в настоящее время процесс ее становления практически завершен. Доказательством этого может стать начавшаяся в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и Таджикистаном передача охраны отдельных участков границы с Афганистаном таджикским пограничникам. К концу 2006 г. Таджикистан будет полностью контролировать свою границу.

Однако в случае необходимости его силовые структуры всегда могут рассчитывать на всестороннюю помощь и поддержку нашей военной базы и создаваемой в этой стране Оперативной пограничной группы ФСБ России.

В целом же, если говорить о российском военном присутствии, то помимо Таджикистана, оно имеет место также в Грузии и Армении, где размещена Группа российских войск в Закавказье, и в Киргизии, где мы продолжаем активно развивать авиационную базу в Канте.

Подчеркну, что данные формирования, вне всякого сомнения, являются важнейшими элементами в общей системе обеспечения безопасности как России на ее южных рубежах, так и коллективной безопасности стран - участниц ОДКБ и всего СНГ.

Кроме того, подразделения Вооруженных Сил России успешно действуют в составе Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе Республики Молдова, участвуют в операциях по поддержанию мира в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Именно для выполнения подобных задач к 01.02.05 на базе одной из мотострелковых частей Приволжско-Уральского военного округа будет сформирована специальная миротворческая бригада.

Это принципиально новое для нашей армии формирование, которое планируется оснастить современным вооружением и укомплектовать военнослужащими-контрактниками.

Уверен, что в будущем потенциал этой бригады будет в полном объеме востребован не только на пространстве СНГ, но, возможно, и в других регионах мира. <…>

Если говорить о планах на ближайшую перспективу, то необходимо отметить, что в следующем году в нашей стране завершается реализация пятилетнего плана военного строительства.

И поэтому уже в настоящее время активно идет разработка концептуальных документов долгосрочного планирования.

Среди них я бы назвал Концепцию строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2021 г., Замысел строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2016 г., Государственную программу вооружения на период до 2015 г., Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны страны на период до 2025 г.

Названные документы предусматривают:

  • сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания, способных в ответных действиях нанести ущерб, размеры которого поставили бы под сомнение достижение цели любой возможной агрессии против нашей страны;
  • качественное повышение возможностей Вооруженных Сил до уровня, обеспечивающего гарантированное парирование современных и возможных в будущем военных угроз России;
  • дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы деятельности Вооруженных Сил, в том числе и переработка положений об органах военного управления в соответствии с утвержденной структурой Министерства обороны. Это обусловлено тем, что в рамках административной реформы были осуществлены мероприятия, направленные на совершенствование структуры органов центрального военного управления. Целью преобразований стало упорядочение их роли и места в системе управления Вооруженными Силами, а также освобождение некоторых из них от выполнения несвойственных функций;
  • создание научно-технологического и производственного заделов, обеспечивающих независимость Российской Федерации в области разработки и производства тех видов вооружения и военной техники, которые имеют стратегическое значение. Дальнейшее плановое и последовательное оснащение войск и сил перспективными образцами вооружения и военной техники;
  • разработку направлений развития оборонной инфраструктуры, правовых основ деятельности Вооруженных Сил в этой области в условиях рыночных отношений;
  • усиление социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и ветеранов военной службы, а также принятие действенных мер, призванных поднять престиж военной службы.

Такими военно-политическому руководству нашей страны видятся основные приоритеты дальнейшего военного строительства, последовательная реализация которых позволит создать Вооруженные Силы, в полной мере отвечающие требованиям XXI в. <…>

Важнейшей обязанностью командиров является также поддержание на должном уровне боеготовности войск и недопущение фактов нарушения воинской дисциплины.

Меры, предпринимаемые ими во взаимодействии с органами военного управления и офицерами воспитательных структур, позволили закрепить тенденцию неуклонного сокращения количества преступлений и происшествий в воинских коллективах, связанных с уклонением от военной службы, которые уже имеют наибольший удельный вес в общей структуре армейской преступности. Если в 2003 г. их было 3241, то за 10 месяцев этого года - 3085.

В полной мере это относится и к проблеме нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. В 80% соединений и воинских частей полностью отсутствуют факты так называемой "дедовщины".

Безусловно, положительно должны сказаться на общем состоянии воинской дисциплины переход к контрактной системе комплектования соединений и частей постоянной готовности, а также планируемое в связи с этим сокращение начиная с 2008 г. срока службы по призыву до 1 года.

Окончательное же решение проблемы находится, повторюсь, в прямой зависимости от того, насколько престижен ратный труд, насколько подрастающее поколение морально, психологически и физически подготовлено к военной службе и осознает ее общественно-политическую значимость. <…>

В настоящее время российские военнослужащие принимают участие в ряде миротворческих операций под эгидой ООН в составе многонациональных сил по поддержанию мира.

Кроме того, российские воинские формирования, действующие в рамках коллективных и двухсторонних договоров на пространстве СНГ, фактически являются многонациональными.

Примером могут служить 4-я военная база, дислоцированная в Республике Таджикистан, Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности и другие.

Что касается национальных вооруженных сил, то в большинстве стран они, как правило, укомплектованы собственными гражданами, что вполне объяснимо с точки зрения обеспечения государственных интересов. То же можно сказать и о российских Вооруженных Силах.

Вместе с тем, с недавних пор в них, согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", военную службу могут проходить (и уже проходят) граждане других государств СНГ. <…>

В целях своевременного реагирования на угрозу террористических актов в военных округах и на флотах созданы мобильные резервы, в состав которых наряду с общевойсковыми подразделениями входят и подразделения специального назначения.

Помимо этого, для совместных действий с Министерством внутренних дел и Федеральной службой безопасности по предотвращению террористических актов в каждом из субъектов РФ от Вооруженных Сил выделены ротные тактические группы.

Привлекаемые для осуществления антитеррористической деятельности силы оснащены унифицированными специальными техническими средствами как наземного, так и воздушного базирования. В том числе и установленными на вертолетах.

Хочу отметить, что процесс технического оснащения сил и средств антитеррора находится под постоянным контролем руководства Минобороны. <…>

Военно-политическое руководство нашей страны уже неоднократно заявляло, что международный терроризм развязал против России необъявленную войну.

Поэтому согласно Военной доктринеРоссийская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее.

Мы считаем обоснованным использование армии и флота для обеспечения безопасности граждан.

Что касается существующих ограничений, то все они четко определяются нормами федерального законодательства и соответствующими международно-правовыми документами, такими как Устав ООН, резолюции Совета Безопасности ООН, двусторонние и многосторонние договоры и соглашения. <…>

В ответ на события в Беслане Совет Безопасности ООН в своей резолюции № 1566 в очередной раз призвал государства всеми средствами предотвращать преступные террористические акты, а если их не удалось предотвратить – принимать меры к тому, чтобы наказывать за такие деяния сообразно их тяжкому характеру.

Поэтому Россия, уважая международное право и международные стандарты в области прав человека, допускает возможность нанесения превентивных ударов в любой точке, откуда может исходить угроза терроризма.

Такие удары мы планируем наносить с применением любого вида оружия, разумеется, кроме ядерного, а также с привлечением сил и средств специального назначения.

В качестве цели могут выступать базы, лагеря и места скопления террористов, вне зависимости от их географического расположения.

Причем удар, в случае необходимости, мы нанесем без предупреждения, т.к. в противном случае его эффективность будет равна нулю.

Говорить о возможных сценариях угроз и военных операций, лежащих в основе идеи превентивных ударов и критериях для принятия соответствующих решений, преждевременно. <…>

Президент РФ Владимир Владимирович Путин, анализируя произошедшие в августе-сентябре этого года трагические события в России, заявил о необходимости расширения международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, в том числе и по линии силовых структур.

И потенциал для этого действительно есть. <…>

При этом основное внимание, по моему глубокому убеждению, должно быть уделено переводу борьбы с этим злом из сферы декларативных заявлений в русло практических дел. <…>

Считаю, что еще одним важным шагом в развитии нашего антитеррористического сотрудничества станет участие России в операции НАТО "Активные усилия", которая проводится в Средиземном море.

Соответствующая договоренность была достигнута летом 2004 г. на стамбульском заседании Совета Россия-НАТО, которое проходило на уровне министров иностранных дел.

В рамках достигнутых договоренностей в конце ноября два сторожевых корабля Черноморского флота России "Сметливый" и "Пытливый" совместно с кораблями постоянного соединения НАТО "Юг" провели учение в районе итальянской военно-морской базы Таранто. Его целью была непосредственная подготовки ВМФ России к участию в операции "Активные усилия". <…>

Все международно-правовые аспекты нашего участия в этой операции урегулированы.

Непосредственно для участия в операции нами планируется выделять на периодической основе 1-2 боевых корабля и судно обеспечения от Черноморского флота.

В 2005 г. этот период составит до 3 месяцев, в последующие годы он может быть изменен в зависимости от развития обстановки и условий проведения операции.

Хочу особо подчеркнуть, что участие российских кораблей в операции "Активные усилия" станет практической реализацией решения Президента России в отношении антитеррористического взаимодействия на Средиземном море. <…>

Советом коллективной безопасности ОДКБ определены основные направления диалога и взаимоотношений с НАТО. К ним относится:

  • борьба с международным терроризмом;
  • противодействие незаконному обороту наркотиков и оружия;
  • нераспространение оружия массового поражения и ракетных технологий;
  • укрепление пограничной безопасности;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

При этом предполагается развивать отношения не только непосредственно между двумя организациями, т.е. в формате ОДКБ-НАТО, но и на двусторонней и многосторонней основе между государствами - участниками этих организаций. <…>

Иванов Сергей Борисович. Работал на различных должностях в КГБ СССР, в Службе внешней разведки РФ, в центральном аппарате и за границей. В 1998-2001 гг. являлся заместителем директора ФСБ РФ, Секретарем Совета Безопасности РФ, с марта 2001 г. - Министр обороны РФ. Генерал-полковник в отставке.