Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Информационная лента

18.04.02. в Москве в «Александр-Хаусе» прошел круглый стол «Жилищное строительство и ипотечное кредитование: актуальные проблемы практического взаимодействия». Выступая перед собравшимися, Семеняка А.Н., генеральный директор «Агентства ипотечного жилищного кредитования», отметил что по поручению наблюдательного совета агентство в ближайшее время должно представить на рассмотрение совета бизнес-план работы на 2002-2003 годы и концепцию по формированию рынка облигаций, обеспеченных закладными. «Исходя из этого, а также понимая, что основное акционирование будет идти через уставной капитал, мы пытаемся и будем предлагать модели, которые позволяют взять эти деньги с рынка, — считает Семеняка А.Н. — у нас есть три способа удешевления денег. Первый, что агентство и собирается делать, облигации, которые мы планируем выпускать реально, сделать обеспеченными. Когда я говорю «обеспеченными», я имею в виду структуру тех обеспеченных кредитов, которые российские компании последнее время активно привлекали, закладывая экспортную выручку. Такая структура известна Центральному банку. Вторая мера удешевления, пока — открытый вопрос, какая должна быть ставка ипотечных кредитов, которые будет предоставлять агентство в виде своих основных стандартов. Третий инструмент — я предлагаю нашу лоббистскую деятельность по получению льгот не столько направить против Центрального банка (Центральный банк решает вполне конкретные задачи, и, наверное, деньги, свои резервы размещать в эти бумаги не будет), а поискать льготы там, где их естественно искать, в частности, если мы даже удешевив кредиты, все равно будем давать их по достаточно высокой ставке в регионах. Задача социальной политики — это компетенция региональных органов власти».

16.05.02 в Государственной думе РФ прошли Парламентские слушания «О жилищных строительных сбережениях граждан в РФ».

Председатель Комиссии Госдумы по развитию ипотечного кредитования Грачев И.Д. считает, что представленный на обсуждение проект федерального закона «О строительных сберегательных кассах» вполне соответствует российскому менталитету, поскольку его основным концептуальным положением является коллективная взаимопомощь вкладчиков ССК.

Основную проблему российского закона о стройсберкассах обозначила начальник отдела Департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Антонова И., заявившая, что в законе «О банках и банковской деятельности» нет понятия строительных сберегательных касс, поэтому «достаточно сложно определить, будут ли стройсберкассы осуществлять свою деятельность как банки, либо как небанковские кредитные организации». При этом она отметила, что привлекать вклады граждан могут только банки, чей уставной капитал не должен быть меньше 5 миллионов евро, а говорить о создании специализированных ипотечных банков преждевременно. «Учитывая, что индустрия ипотечного жилищного кредитования находится в начальной стадии развития, а правовые основы для ее развития требуют еще доработки, еще рано говорить о создании специализированных банков. К этому вопросу следует вернуться, когда будет принят пакет законопроектов по ипотечному жилищному кредитованию», — заявила Антонова И., добавив, что Банк России в отношении строительных сберегательных касс окончательную позицию еще не выработал.

В свою очередь один из разработчиков законопроекта о стройсберкассах – директор Фонда «Институт экономики города» Пастухова Н. заявила, что «независимо от нашего отношения к стройсберкассам, в России уже существуют аналоги немецких касс. Правда, они абсолютно не соответствуют критериям, по которым работают немцы. Их опыт основан на очень точном и жестком законодательном правовом регулировании, потому что все прекрасно понимают те политические последствия от недобросовестного привлечения огромных денежных сбережений населения».

Решения слушаний содержат следующие положения.

Во-первых, система жилищных строительных сбережений граждан должна быть изолированной от фондового и банковского рынков, колебаний процентных ставок и курса ценных бумаг, поэтому первичным источником должны служить вклады граждан. Для этого проценты по сберегательным вкладам и займу должны быть установлены уже при заключении договора строительных сбережений и стройсберкасса не имеет права их менять в течение всего срока действия договора накопления сбережений. При этом разница между кредитной ставкой по договору ипотеки должна быть установлена государственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью строительных сберегательных касс, не выше 4-5 процентов. Кроме того, стройсберкассы не имеют право проводить рискованных операций, а также операций, не имеющих прямого отношения к основным видам деятельности ССК. Во-вторых, строительные сберегательные кассы должны быть частью российской банковской системы с максимальным учетом их узкой специализации и целевого назначения. В-третьих, государство должно оказывать поддержку строительно-сберегательной системе. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, господдержка является наиболее значимой для становления и быстрого развития института строительных сбережений. В связи с этим, в законопроекте вместо короткой и отсылочной статьи 19 необходимо разработать полноценный раздел «Формы государственной поддержки и государственного стимулирования системы строительных сбережений». Это осуществимо путем рецепции соответствующих норм германского законодательства о строительных сбережениях, которое предусматривает премии работодателей и государственные сберегательные премии вкладчикам на этапе накопления, различные налоговые льготы, субсидии, льготные условия выплаты процентов по займу и иные. Кроме того, необходимо предусмотреть и другие формы государственной поддержки и стимулирования развития системы стройсбережений, например, изучить вопрос о возрождении в России вещного права застройки с тем, чтобы предоставить государству правовую возможность целевого выделения земельных участков под жилищное строительство.

24.06.02 в Государственной думе РФ прошли Парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение развития ипотечного кредитования в России».

Госдума рассмотрела законопроект “Об эмиссионных ипотечных ценных бумагах” в первом чтении в июне 2002 года, но Главное государственно-правовое управление Президента РФ рекомендовало Госдуме вернуть его в первое чтение. И.Грачев признает, что “с точки зрения юридических норм, законопроект нуждается в корректировке”, однако, если мы хотим, чтобы ипотека заработала, необходимо принять закон уже осенью этого года”.

Другой же законопроект — «О защите прав и законных интересов граждан и их объединений, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья» правительство полностью поддерживает и рекомендует его принять. Об этом сообщил заместитель председателя Госстроя России Владимир Пономарев. По его словам, «проект предполагает юридическую защиту лиц, участвующих своими средствами в строительстве жилья. По данным правительства, 90 процентов строящегося жилья в настоящее время осуществляется на условиях долевого строительства. Тем не менее, до сих пор права участников долей юридически не оформлены». В.Пономарев подчеркнул, что законопроект предполагает, прежде всего, информационную защиту граждан: предоставление информации о финансовом состоянии компании, об оформлении документов проекта, а также обеспечение прозрачности вложений.

Из принятых законопроектов И.Грачев назвал поправки в закон “Об ипотеке (залоге недвижимости)”, касающиеся порядка обращения взыскания на заложенное имущество, а также составления, выдачи залога и передачи прав по закладной. Таким образом, решен вопрос со злостными неплательщиками ипотечных кредитов. Теперь, если участник ипотеки в течение трех месяцев не выплачивает положенные проценты, то по решению суда его могут выселить.

Как отметили участники слушаний, в Российской Федерации в целом созданы правовые и организационные основы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья. Радикальные изменения произошли в системе финансирования жилищного строительства, основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. В области ипотечного жилищного кредитования сформирована нормативно-правовая база, которая обеспечивает коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении конституционного принципа на жилище.

Вместе с тем, ипотечное кредитование еще не стало массовым, и большинство россиян пока не могут воспользоваться ипотекой для решения своих жилищных проблем. Причины этого — непосильная для большинства граждан ставка кредита, непрозрачные для банка источники дохода лиц, желающих получить кредит, несогласованность и противоречивость законодательных актов, а также неразвитость организационно-технологической и финансовой инфраструктуры в системе ипотеки.

По итогам Парламентских слушаний была принята резолюция, в которой участники высказались за оптимизацию стратегии развития системы ипотечного кредитования /ИЖК/ в РФ, основываясь на одобренной правительством РФ Концепции развития системы ИЖК и используя имеющиеся в настоящее время финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Необходимо обеспечить отработку и практическую реализацию необходимых финансовых, организационных, технологических схем развития системы ИЖК с учетом регионального отечественного и зарубежного опыта, существенно усилив роль Агентства по ипотечному жилищному кредитованию как инструмента проведения государственной политики в этой сфере. Участники слушаний высказались также за участие Пенсионного фонда РФ и других организаций, располагающих долгосрочными финансовыми ресурсами, как находящимися, так и не находящимися под контролем государства, в развитии системы ИЖК. Кроме того, они отметили необходимость совершенствования налогового законодательства в области ИЖК.

26.04.2002 вышло Постановление Правительства РФ N 270 “О РАЗМЕРЕ И ВИДАХ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА”

В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что расходование средств на организацию и проведение приватизации федерального имущества осуществляется по следующим видам затрат:

а) подготовка имущества к продаже, в том числе привлечение маркетинговых и финансовых консультантов, осуществление исследования рынка в целях повышения эффективности приватизационных процессов;

б) оценка имущества для определения его рыночной стоимости и установления начальной цены;

в) оплата услуг держателей реестров владельцевценных бумаг (регистраторов) по внесению данных в реестр и выдаче выписок из реестра, оплата услуг депозитариев, прочие расходы, связанные с оформлением прав на федеральное имущество, а также с осуществлением Российской Федерацией прав акционера;

г) организация продажи имущества, включая привлечение с этой целью профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц;

д) осуществление деятельности по учету и контролю выполнения покупателями имущества своих обязательств;

е) защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации в судах;

ж) рекламирование, а также публикация информационных сообщений о продаже и результатах сделок приватизации имущества в определенных в установленном порядке средствах массовой информации;

з) создание и обслуживание информационно-коммуникационных систем, совершенствование материально-технической базы продаж имущества;

и) содержание Российского фонда федерального имущества и его отделений в соответствии со сметой расходов, в том числе на капитальное строительство и капитальный ремонт.

2. Установить, что размер затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества Российского фонда федерального имущества как специализированного государственного учреждения по продаже приватизируемого федерального имущества составляет 3 процента суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, но не более фактических расходов по видам затрат, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

В случае если размер фактических расходов на организацию и проведение приватизации за очередной финансовый год окажется менее установленного, то неизрасходованные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет не позднее двадцать пятого января года, следующего за отчетным.

31.05.2002 вышло Постановление Правительства РФ от N 369 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА”

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ЦЕНЫ ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА содержат следующие пункты.

1. Под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определенная в соответствии с настоящими Правилами.

2. Нормативная цена подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, в порядке, установленном для расчета чистых активов унитарного предприятия, с учетом следующих особенностей:

а) стоимость земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия,определяется исходя из цены выкупа земельных участков, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации;

б) стоимость акций (долей, вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ (товариществ) в составе долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений определяется исходя из нормативной цены указанного имущества, определенной в соответствии с настоящими Правилами;

в) учитывается налог на добавленную стоимость в отношении приобретенных ценностей;

г) не учитывается балансовая стоимость объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

д) не учитывается просроченная дебиторская задолженность.

3. Нормативная цена имущественного комплекса унитарного предприятия при его преобразовании в открытое акционерное общество используется только для определения нормативной цены акций создаваемого открытого акционерного общества.

4. В случае если с даты регистрации открытого акционерного общества до даты определения нормативной цены его акций прошло не более года, нормативная цена подлежащих приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества, образованного в результате преобразования унитарного предприятия, определяется путем корректировки нормативной цены имущественного комплекса этого унитарного предприятия. Корректировка осуществляется путем умножения нормативной цены имущественного комплекса унитарного предприятия на долю акций в уставном капитале открытого акционерного общества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на коэффициент контроля и на коэффициент “золотой акции”.

5. В случае если с даты регистрации образованного в процессе приватизации открытого акционерного общества до даты определения нормативной цены его акций прошло более года либо если акционерное общество, акции которого приватизируются, не было образовано в процессе приватизации, нормативная цена подлежащих приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытого акционерного общества определяется на основании данных сводной бухгалтерской отчетности общества как средневзвешенное значение следующих величин, умноженное на коэффициент “золотой акции”:

а) стоимость акций на основе чистой прибыли, рассчитанная путем деления средней арифметической величины чистой прибыли открытого акционерного общества за 3 года, предшествующих году, в котором определяется нормативная цена акций открытого акционерного общества, на действующую на день расчета ставку рефинансирования (учетную ставку) Центрального банка Российской Федерации и умножения на долю приватизируемых акций в уставном капитале этого общества и на коэффициент контроля. К расчетам принимается величина чистой прибыли за соответствующий год, определенная в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отраженная в отчете о прибылях и убытках открытого акционерного общества;

б) стоимость акций по итогам продаж, рассчитанная путем умножения величины средств, полученных в результате состоявшейся в процессе приватизации продажи акций открытого акционерного общества, на отношение доли приватизируемых акций в уставном капитале к доле проданных акций, а также на отношение коэффициента контроля для приватизируемых акций к коэффициенту контроля для проданных акций. Стоимость акций по итогам продаж рассчитывается в случае продажи акций открытого акционерного общества в процессе приватизации в течение года до даты определения их нормативной цены. При наличии в течение указанного периода нескольких продаж акций нормативная цена акций определяется как максимальная расчетная стоимость акций по итогам продаж;

в) стоимость акций на основе биржевых котировок, рассчитанная путем умножения средней арифметической цены открытия и закрытия торгов акциями открытого акционерного общества, состоявшихся в течение 3 месяцев до даты определения нормативной цены (без учета наибольшего и наименьшего значения), на количество приватизируемых акций этого открытого акционерного общества;

г) стоимость акций по чистым активам, рассчитанная путем умножения стоимости чистых активов открытого акционерного общества, рассчитанной в установленном порядке, на долю приватизируемых акций в уставном капитале общества и на коэффициент контроля.

6. Коэффициент контроля отражает степень влияния акционера на принятие открытым акционерным обществом решений в зависимости от доли принадлежащих ему акций этого акционерного общества. Коэффициент контроля определяется согласно приложению N 1.

7. Коэффициент “золотой акции” применяется в случае наличия в отношении открытого акционерного общества, акции которого приватизируются, решения об использовании специального права на участие в управлении им (“золотой акции”) и устанавливается в размере 0,8.

8. Определение средневзвешенного значения величин, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляется путем сложения этих величин, умноженных на их весовые коэффициенты, отражающие степень влияния каждой величины на итоговое значение нормативной цены. При этом в зависимости от наличия чистой прибыли открытого акционерного общества, продаж его акций, состоявшихся в процессе приватизации, и их биржевых котировок применяются различные варианты расчета нормативной цены акций открытого акционерного общества. Весовые коэффициенты устанавливаются согласно приложению N 2.

9. Нормативная цена иного подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, не находящегося в хозяйственном ведении и не закрепленного в оперативном управлении за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, устанавливается равной балансовой стоимости такого имущества, но не ниже первоначальной (восстановительной) стоимости этого имущества, определенной на основании первичной документации по учету основных средств и умноженной на коэффициент 0,1.