Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Региональные аспекты экономической реформы

Рукина И.М., председатель комиссии Московской городской думы по экономической политике

Недавно состоялось важнейшее событие этого года — Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Именно там была обозначена позиция на продолжение рыночных преобразований. Двойственность этого послания я вижу в том, что провозглашенная политика не подкреплена конкретными механизмами выполнения планов и программ, которые обозначил Президент РФ. Отсутствие этих механизмов отрицательно сказывается на динамике развития государства. Правительство планирует проведение реформ; разрабатывает экономические стратегии, концепции, различные среднесрочные и долгосрочные программы; принимает решения. Намерения безупречны, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что выполнение этих решений очень часто тормозится из-за полной беспомощности федерального законодательства. Характерный пример — Земельный кодекс РФ — взвешенный серьезный сильный документ. Далее следует принятие закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Госдума РФ его принимает, Совет Федерации РФ одобряет, но в этом законе нарушены все основы рыночной экономики, поскольку дана фиксированная ставка платы за землю, причем не адаптированная к условиям каждого региона, а единая для всех. И потом, что такое для Москвы максимальная цена за гектар земли — 750 тыс. долларов? Это абсолютно не соответствующие рыночной конъюнктуре средства. Как это отражается конкретно на экономике города? Сегодня целый ряд предприятий подверглись процедуре скупки акций. Это, в основном, предприятия легкой, текстильной промышленности и предприятия Горспецпрома, где работают инвалиды. Скупают акции не для того, чтобы развивать производство, предприятия нужны как недвижимость, приносящая сиюминутный, но денежный, видимый эффект. Это складские помещения, таможенные терминалы, казино, бары. Мы боремся с такой ситуацией, настаиваем, что вопрос об уплате за землю должен быть отдан субъекту федерации. Мы добьемся этого со временем, но за то время, что мы будем добиваться, очень дорогие земельные участки будут скуплены за бесценок. А потом придется выкупать уже по совсем другой цене эти земли для городских нужд. От этого страдает все население города.

Следующий пример. Органы местного самоуправления в Москве не сформированы, а решения по земельным вопросам на территории могут принимать именно они. Закон об организации местного самоуправления в г.Москве принят только за основу, разграничение земель на федеральные и земли субъекта федерации не может быть проведено в аварийном режиме, а без этого этапа не может быть разграничения на муниципальном уровне, предстоит еще долгая процедура работы над ним.

О Налоговом кодексе РФ. Статья 40. Если два торговых предприятия торгуют одинаковым товаром по разным ценам, то оштрафовано будет то, которое установило меньшую цену. Налоговый кодекс заставляет уравнять цены. Также и для сферы услуг. Предприятие, например, не имеет права оказывать услуги инвалидам, ветеранам по более низким ценам, потому что оштрафует налоговая инспекция. Приходится искать пути в обход. Вот пример регулирования цены в Налоговом кодексе. Это очень мешает развитию конкурентной среды. Нарушаются базовые принципы рыночной экономики: конкуренция и свободный рынок.

Или еще пример, касается он также Второй части Налогового Кодекса — налогообложение штрафов и пеней. С 1 июля статья вводится в действие. Следуя ей, если у Вас есть деловой партнер, который задерживает, допустим, доставку товара в силу различных обстоятельств, и Вы его за это не штрафуете, то по ст. Налогового Кодекса будете оштрафованы Вы. В результате очень многие предприятия убрали из договоров пункт о штрафных санкциях, что совершенно неправильно, т.к. потерян единственный рычаг, позволяющий соблюдать дисциплину поставок.

Изменение отчислений в федеральный бюджет — сейчас мы оставляем у себя 38%, а 62% перечисляем, а было 45% и 55%. Есть разница, это колоссальный объем средств, недополученных городским бюджетом. Увеличилась доля отчислений регионов в федеральный бюджет. То, что сейчас называется жесткой централизацией, на законодательном уровне на самом деле является провозглашением системы унитарного государства с укреплением федерального бюджета и ослаблением бюджетов региональных. Никто не думал о последствиях этого шага.

В последнее время роста количества малых предприятий, особенно в сфере производства, инноваций нет. Вопрос предоставления помещений является принципиальным. Малых предприятий будет столько, сколько помещений и производственных площадок город сможет выделить, причем на условиях прямой аренды. Прямая аренда обеспечивает не только приемлемые (существенно ниже рыночных) ставки арендной платы, но и предоставление целого ряда льгот.

Понимание этой проблемы подтолкнуло городскую власть к разработке городской целевой программы, в которой определяется потребность в площадях для развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в производственной сфере. Речь идет о 6.0 млн. м2 вводимых площадей до 2010г. Сегодня мы имеем 3.0 млн. м2, прибавка еще 6.0 млн. м2 даст резкий импульс к развитию малого предпринимательства.

Необходимо помимо нового строительства активно использовать площади ликвидируемых или выводимых из города промышленных предприятий.

Предполагается создание и развитие бизнес-инкубаторов в области инноваций и высоких технологий по типу Зеленоградского бизнес-инкубатора с льготной ценой за аренду помещений.

Сложилась очень опасная для страны тенденция роста безработицы среди молодежи от 17 до 29 лет. Без развития малого предпринимательства трудоустройство молодых людей, в том числе тех, кто получил хорошее образование, становится неразрешимой для государства.

Законодатели РФ приняли не очень грамотное решение по ликвидации территориальных органов занятости населения. Деньги соответствующих региональных фондов занятости переведены на федеральный уровень. Москва это почувствовала сразу. Для нас это означает невозможность реализации программ занятости молодежи, женщин, инвалидов, военнослужащих. В одночасье развалилась система, создаваемая годами.

Сейчас возникла новая опасность для Москвы — необходимость принятия закона «О местном самоуправлении». Нужно принять его, но в нем четко не прописаны функции органов местного самоуправления и источники доходов. По федеральным законам мы должны передать на местный уровень налог на рекламу, налог на недвижимость, два процента налога на прибыль. Почему налог на прибыль? Мы сразу создаем неравенство между районами. На территории одного района находится РАО ЕЭС, на территории другого — спальные дома, жилье. Налог на прибыль — налог федеральный и субъектов РФ, он не должен уходить на уровень местного самоуправления. На местный уровень должны быть переданы налоги на доходы малых предприятий, тогда появляется мотивация у чиновников на территории отстаивать интересы малых предприятий. Налоги, которые платит малый бизнес — это чисто местные налоги. Не создав мотивации, мы ничего не сделаем с чиновником.

Мы долго ждали принятия на федеральном уровне тех законов, которые определят вектор развития российского государства в 21 веке. Речь идет о Гражданском, Земельном, Бюджетном и Налоговом кодексах. Но помимо норм прямого действия, заложенных в этих основополагающих документах, есть масса законов, ведомственных инструкций, методических указаний министров, указов (в том числе, 1928г.), которые вступают в противоречие с вновь принятыми нормами. Вот она почва для коррупции.

Толчок для развития экономики в регионе — это ипотека. Но мы не готовы к массовому внедрению ипотечного кредитования на законодательном уровне. Основная трудность внедрения механизмов залога недвижимости на нашей почве заключается в законодательных сложностях обеспечения прав кредитора, прежде всего по освобождению и реализации заложенной недвижимости. Мы должны развивать ипотеку не столько в форме массированных льгот, субсидий, сколько путем обеспечения адекватных, нормативных социальных условий для этого бизнеса. Но их нет. Как можно в условиях риска для каждой стороны развивать данное направление? Экономика складывается из отдельных сфер жизнедеятельности. Куда не посмотри, везде стоит барьер из не выстроенного законодательства. Федеральный Парламент — структура политизированная. Новые законы они принимают, но проводить ревизию существующих или бездействующих законов — не могут. Мы стараемся здесь выстраивать свои механизмы, обеспечивать мотивацию для участников процесса во всех сферах деятельности, но не всегда это получается. Характерный пример — вето мэра на мой закон 2,5 года назад о риэлторской деятельности. Правовое управление Мэрии воспротивилось принятию закона, хотя Дума его приняла в трех чтениях. Основание — отсутствие федерального закона. В результате городская казна лишилась многих миллионов рублей. В законе были определенные нормы и правила, связанные с созданием принципа «единого окна» при получении информации, там был заложен механизм страхования недвижимости, установлены права и обязанности риэлторов, — в общем, много необходимых новаций. Закон содержал те нормы, которые вполне могли быть приняты на федеральном уровне. В итоге — риэлторская деятельность не регламентирована законодательно до сегодняшнего дня.

Государственные унитарные предприятия. Нет организационной формы менее рыночной, более экономически опасной, чем ГУП. С одной стороны — это государственное предприятие, с другой — хозяйствующий субъект. Как государственное предприятие он может быть государственным заказчиком, городским, распорядителем бюджетных средств, получать собственность не в аренду, а в хозяйственное ведение. А как хозяйствующий субъект, он может вести коммерческую деятельность. Это возможность для чиновника заниматься хозяйственной деятельностью. При этом руководитель ГУПа полностью защищен Трудовым кодексом, трогать его нельзя. Собственность мы ему отдали, и по закону «О казне» в городской реестр включить ее не можем. Когда я начала борьбу с ГУПами, их было 1720, сегодня их 969, за два года количество сократилось вдвое. РФ как начинала процесс сокращения ГУПов с 13 тысяч, так их и сейчас 13 — 15 тысяч.

Как и все другие хозяйствующие субъекты ГУПы научились минимизировать и прятать прибыль. ГУПы должны быть ликвидированы в основной своей массе, необходимо внести поправку в ГК РФ и, с учетом того, что мы можем теперь считаться страной с более-менее выстроенной рыночной экономикой, этот переходный «мутант» должен отмереть, иначе говорить о развитии рыночной экономики невозможно. Какая может быть жилищно-коммунальная реформа, если ДЕЗы в Москве — это ГУПы? Раз ГУП — ДЕЗ, то у него конкретные подрядчики, и вы никогда не прорветесь на этот рынок, не выиграете по конкурсу. Пример: в одном из районов работает частная аварийная служба, жители обращаются только к ней, так хорошо она работает, хотя ютится в старом подвале и не может получить другого помещения, поскольку у нее нет договора-подряда с ДЕЗом.

Одна из основных проблем современной экономики — подъем промышленного производства, преодоление негативных тенденций ухода значительной части капитальных вложений в теневой сектор. Решение этой проблемы невозможно без роста инвестиционной активности населения, без восстановления доверия к финансовым институтам. Банки еще долго не повернутся лицом к промышленности и производственному бизнесу, поскольку промышленности нужны достаточно «длинные» деньги — дешевые кредиты на срок не менее 2,5-3 лет. Единственный путь — цивилизованное функционирование фондового рынка, создание привлекательных финансовых инструментов.

Первые предприятия с помощью города уже осуществили прорыв. Это «Микрон» и «Мосхлебокомбинат». Сейчас еще пять предприятий хотят выйти на фондовый рынок, в том числе «Красный Октябрь» и «Серп и молот». Процесс этот не простой для предприятия, поскольку предприятие должно быть абсолютно прозрачным, должно все показать: результаты финансово-хозяйственной деятельности, балансы, и конечно, нужно переходить на международные правила бухгалтерской отчетности. Без этого будет локальный рынок внутренний, который никому не интересен. Пока еще только в Москве начался процесс вывода предприятий на фондовый рынок.

По инвесторам. Главное — не обманывать инвесторов, когда они к нам приходят со своими планами и проектами. Нужно не забывать, что речь идет не только о крупных инвесторах, способных прорываться через бюрократические дебри. Есть инвесторы среднего и более мелкого уровня, которым трудно войти в город. Чересчур сложны разрешительные процедуры, та цепочка, которую надо пройти, чтобы получить доступ к работе.

Сегодня прямые иностранные инвестиции мы осваиваем в основном в строительном комплексе, в промышленность никто не приходит. Промышленность наша интересует пока недружественные структуры, когда надо либо уничтожить конкурента, либо получить земельные и имущественные активы по низкой цене. Эффективный собственник, к сожалению, приходит в производственную сферу редко.

Вопрос по строительству. Огромный строительный комплекс в Москве, но больше 8 700 квартир в год муниципальным очередникам дать не можем, какие бы объемы строительства не были. Впервые, в бюджете 2003 года выделяем отдельной строкой средства на строительство муниципального жилья по городскому заказу и снос ветхого пятиэтажного фонда.

Меняется схема взаимоотношений с инвесторами. Дело города в инвестиционном контракте инвестор будет оплачивать живыми деньгами, а не квартирами для очередников в отдаленных районах. Мы постараемся не выселять людей малообеспеченных, пожилых, инвалидов из привычных для них мест. Жилищный Кодекс дает нам право расселять людей в любые районы, даже самые отдаленные от их предыдущего места жительства, но с социальной точки зрения это неправильно.

Колоссальная проблема — пятна застройки внутри зон жилой застройки. Очень негативная реакция жителей. По каждому адресу в моих районах я участвую в согласительных комиссиях.

О вступлении России в ВТО. Одна шестая часть суши — совсем не маленький рынок сбыта. На Западе давно уже действует строжайший контроль государства над всеми экономическими процессами. Есть даже анекдотичные примеры. Один из первых указов Буша был направлен на введение определенного размера дырок в сыре, чтобы ограничить швейцарских поставщиков, поскольку свои производители начали возмущаться ростом поставок швейцарского сыра на американский рынок. Строжайшее регулирование экономики. Технологиями они давно не торгуют. Для нас процесс вступления в ВТО будет не просто болезненным, он может уничтожить нашего производителя. Поддерживать отечественную промышленность необходимо всеми ресурсами государства.

В начале перестройки был принят принцип конвертируемости валюты. Более разумен принцип дееспособности национальной валюты. Государство не будет рынком сбыта только в случае дееспособности национальной валюты. Не может быть дееспособным государство, которое живет на чужую валюту. Пока не применим новые правила, принципы международных расчетов, пока не пойдем по пути защиты отечественных интересов, развитой экономики у нас не будет. Рынок банковских услуг, страховых услуг от вступления России в ВТО может и выиграть, во всяком случае, с точки зрения потребителя, но развивать наше производство никто не будет. Я расцениваю перспективы вступления в ВТО как очень опасные. Сможем выйти из ситуации с меньшими потерями, если стратегические отрасли удержим, если не пустим сюда производителя продуктов питания, иной сельскохозяйственной продукции, если сумеем восстановить свое фармацевтическое производство. Слишком часто мы сталкиваемся с низким качеством импортной продукции.

Где же тот потенциал, который позволил бы переломить нездоровые тенденции в экономике, повысить уровень жизни населения России, поднять зарплату, открыть внутренний рынок для взаимного перетока товаров и услуг?

Прежде всего, нужно опираться на собственные силы, не искать консультантов на стороне. Россия очень богатая страна. Она богата не только ресурсами, но и людьми.