Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

Ш Южно-Уральский экономический форум "Стратегия развития региона в условиях глобализации мировой экономики"

В целях разработки модели устойчивого экономического развития Челябинской области, продвижения передовых современных технологий, оборудования и новых видов продукции на Уральский рынок, взаимодействия и координации деятельности административных, предпринимательских и банковских структур 10 апреля 2002 года в г. Челябинске состоялся III Южно-Уральский Экономический форум «Стратегия развития региона в условиях глобализации мировой экономики». Мероприятие проходило в рамках Уральской промышленно-экономической недели (9-12 апреля) при поддержке Правительства Челябинской области с участием выставочного центра «ЮжуралЭкспо».

Экономический форум вызвал большой интерес представителей деловых кругов из Уральского федерального округа, Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана. В работе Форума приняли участие: Полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев, губернаторы Челябинской и Курганской областей Петр Сумин и Олег Богомолов, более 800 участников из числа представителей федеральных и областных органов управления, руководителей муниципальных образований, представителей науки, учебных заведений, крупнейших промышленных предприятий, банков, общественных организаций.

В ходе работы Форума обсуждались пути стабильной работы предприятий области в современных условиях; цели, принципы сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов экономики, что, в конечном счете, будет способствовать социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни населения региона.

В рамках III Южно-Уральского Экономического форума проходила работа по 3 секциям:

1. «Проблемы и пути развития экономики субъекта РФ в условиях модернизации и глобализации экономики России»;

2. «Стратегия формирования инвестиционных ресурсов региона»;

3. «Создание благоприятного предпринимательского климата на территории субъекта РФ».

Представленные направления были выбраны не случайно, именно они являются наиболее актуальными и значимыми в настоящее время для развития экономики Уральского региона.

В работе секции приняли участие представители исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов Российской Федерации, входящих в УрФО, органов местного самоуправления, общественных организаций, банков, ассоциаций, руководители предприятий, ведущие ученые.

По итогам работы Форума направлено «Обращение участников III Южно-Уральского экономического форума к Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию и Правительству Российской Федерации», принятое участниками форума.

ОБРАЩЕНИЕ
участников III Южно-Уральского экономического форума к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Федеральному собранию и Правительству Российской Федерации

Участники III Южно-Уральского экономического форума, проанализировав социально-экономическую ситуацию в стране, констатируют, что в настоящее время в экономике России наметились негативные тенденции, возникли новые угрозы экономическому развитию страны:

  • исчерпание позитивных последствий девальвации рубля, что привело к замедлению темпов роста объемов промышленного производства по сравнению с благоприятным 2000 годом;
  • опережающий рост цен на сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, который отрицательно сказывается на конкурентоспособности промышленных товаров;
  • снижение мировых цен на продукцию экспортно-ориентированных отраслей экономики и антидемпинговые меры иностранных государств против российских металлургических компаний;
  • изменения в налоговом законодательстве, приведшие к существенному перераспределению налоговых поступлений от субъектов Российской Федерации к федеральному центру, что затрудняет формирование доходной части бюджета регионов;
  • готовящееся вступление России во Всемирную торговую организацию наряду с известными преимуществами для экспортно-ориентированных предприятий поставит ряд проблем перед сельским хозяйством и отраслями промышленности, ориентированными на внутренний рынок из-за их низкой конкурентоспособности.

Для снижения влияния этих негативных факторов Ш Южно-Уральский экономический форум считает необходимым рекомендовать:

1. Разработать новую экономическую политику, которая была бы ориентирована на развитие «производительной», а не сырьевой экономики через развитие внутреннего рынка и содействие производству конкурентоспособной продукции;

2. Изменить налоговое законодательство в сторону увеличения налоговых платежей за использование природно-сырьевых ресурсов и снижения налогового бремени на других товаропроизводителей;

3. Усилить роль государства в управлении экономикой через стабилизационный фонд, формируемый за счет следующих источников:

  • доходы от экспорта энергоресурсов (если уровень цен на мировом рынке превышает заложенные в бюджете);
  • средства от взимания природной ренты при одновременном смягчении налогообложения нерентных секторов экономики;

4. Разработать и принять меры по проведению сбалансированной тарифной политики естественных монополий в целях защиты отечественного производителя и снижения тарифного давления на все сферы экономики страны. Изменение тарифов на услуги естественных монополий проводить один раз в год до утверждения федерального бюджета. (В 2001 году цены и тарифы на природный газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки возросли более чем на 40%. В итоге тарифы естественных монополий в несколько раз опережали в своем росте цены товаропроизводителей.);

5. Осуществить последовательное реформирование электроэнергетики, которое позволило бы обеспечить как развитие реформированной отрасли, так и учет интересов других отраслей экономики в строгом соответствии с планом мероприятий, принятым распоряжением Правительства РФ от 03.08.2001г. №1040-р;

6. Провести унификацию железнодорожных тарифов на все пограничные переходы, что позволит использовать мощности морских портов Дальнего Востока, Украины и Прибалтики. (Отмена спецставки МПС и увеличение унифицированного железнодорожного тарифа для доставки в порты Дальнего Востока продукции основных экспортеров Уральского региона привела к тому, что тариф на перевозки до Дальнего Востока в 2 раза превышает тариф на перевозки до южных портов. В результате экспортную продукцию в страны Азии выгоднее перевозить через Суэцкий канал, что приводит к перезагрузке черноморских портов и недогрузке Транссибирской магистрали);

7. Разработать комплекс мер, обеспечивающих наиболее благоприятные условия присоединения РФ к Всемирной торговой организации:

  • разработать промышленную и аграрную политику России. Выделить приоритетные отрасли для избирательной (временной) протекционистской защиты и для поощрения промышленного экспорта и экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность;
  • создать Консультативный совет российского бизнеса по проблемам ВТО. Привлечь объединения российского бизнеса к законотворческой работе, необходимой для присоединения России к ВТО и защиты отечественных товаропроизводителей;
  • создать общенациональную систему внешнеэкономической информации для отечественного бизнеса, ориентирующую его в нормах и правилах ВТО, конъюнктуре основных рынков товаров и услуг, ценах и условиях торговли;
  • продолжить работу по установлению тарифных льгот, зафиксированных в ВТО, через двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации;
  • в рамках работы по изменению законодательства в связи со вступлением в ВТО разработать новый законопроект, регулирующий вопросы стандартизации и сертификации в РФ с учетом новых требований;

8. Снизить ставку рефинансирования до 15-18%. (Ставка 25% действовала без изменений с 04.11.2000г., хотя индекс цен производителей промышленной продукции за 2001г. составил 110,7%, а за январь-февраль 2002г. - 100,1%. С 09.04.2002 она снижена на 2 процентных пункта, но это снижение недостаточно для улучшения инвестиционного климата. США, войдя в кризис 2001 года, снизили ставку рефинансирования более чем в 2 раза (на сегодняшний день она равна 1,75%), что привело к положительной динамике роста экономики США);

9. В целях стимулирования инвестиционной деятельности внести поправки в Налоговый кодекс РФ по восстановлению льготы по налогу на прибыль, направляемую на инвестиции;

10. Внести поправку в налоговый кодекс РФ в части снижения налога на добавленную стоимость, что обеспечило бы рост внутреннего потребления за счет снижения цен производителей и поступления дополнительных доходов в бюджеты всех уровней по другим налогам;

11. Разграничить в Бюджетном кодексе РФ расходные полномочия государства, его субъектов, органов местного самоуправления и максимально сузить сферу совместного ведения. Исключить такой неясный критерий как «объекты, находящиеся в собственности или ведении соответствующих органов власти и местного самоуправления»;

12. Реализовать законодательно установленный принцип бюджетной системы -сбалансированность бюджетов. Определить для каждого уровня бюджетной системы собственные источники доходов, количественно соответствующие объему расходных полномочий. Максимально сократить объем регулирующих и иных доходов, «перераспределяемых в порядке бюджетного регулирования»;

13. Выработать законодательный механизм защиты бюджетных прав органов власти различных уровней;

14. Сохранить дорожный фонд, поскольку его устойчивое функционирование создает надежный внутренний спрос и позволяет строить новые и содержать действующие дороги;

15. Принять решение об отмене экспортных пошлин на продукцию черной металлургии и меры по защите внутреннего рынка металлопродукции, в частности по введению квот или увеличению импортных пошлин на металл из Казахстана и Украины. (Данные меры поддержки российских производителей необходимы для ослабления последствий ужесточения конкуренции на мировом рынке металлопродукции, связанной с кризисом перепроизводства, снижением цен на металлы, введением ограничительных мер зарубежных государств по отношению к производителям из других стран, в том числе из России);

16. Обеспечить постепенное изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, предусмотренное федеральной программой “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ”, с учетом роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения.