Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (11-12) Август 2002г

К новому этапу развития системы регистрации прав на недвижимость

Карлин А.Б., Первый заместитель Министра юстиции РФ

Введение 31 января 1998 года в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним" ознаменовало кардинально новый для России этап регулирования отношений в имущественной сфере. Закон способствует укреплению рынка недвижимости, защите прав субъектов гражданского оборота, упорядочению взимания налогов, связанных с объектами недвижимого имущества, привлечению дополнительных инвестиций в российскую экономику, предоставлению заинтересованным участникам хозяйственной деятельности достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

С момента введения в действие Закона основной, требующей решения задачей для Минюста России и органов государственной власти субъектов РФ являлось создание учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Был предпринят ряд практических действий, связанных с мобилизацией организационных, финансовых и экономических ресурсов. На начало 2002 года учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним действуют во всех регионах России, вклю-чая и Чеченскую Республику.

Развитие системы государственной регистрации прав продолжается. Только в прошедшем году в субъектах РФ было создано около 200 новых филиалов и представительств учреждений юстиции по регистрации прав. В настоящее время в системе функционирует в общей сложности около 1 800 филиалов, представительств учреждений по регистрации прав. Сегодня в этой системе работают около 17 тысяч человек, из них 3300 - государственные регистраторы прав, которые назначаются в настоящее время на должности Министерством юстиции Российской Федерации и его территори-альными органами.

Несколько недель назад система отметила четырехлетие своего создания. За это время, по предварительным данным, всего было зарегистрировано свыше 27 миллионов прав, сделок и ограничений прав. Окончательные цифры уточняются, но по данным за первые девять месяцев прошлого года регистрационных действий было совершено в целом по России 9 миллионов. За год этот показатель превысил 12 миллионов действий. Это свидетельствует об активизации рынка недвижимости и востребованности государственной регистрации прав.

Всем известно, что созданная в России система регистрации прав на недвижимое имущество отличается известным дуализмом. Это выражается, с одной стороны, в том, что система регистрации прав действует на основании единого Федерального закона. Но, с другой стороны, учреждения по регистрации прав создаются субъектами Российской федерации. Это юридические лица, учредителями которых являются субъекты РФ. Совершенно очевидно, что социально-политическая и экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации складывается неоднозначно, поэтому и формирование учреждений по регистрации прав осуществлялось различными темпами в разных субъектах Российской Федерации, и в известном смысле состояние системы является более - менее адекватным отражением состояния развития экономики.

Одним из обстоятельств, способствующих становлению, развитию и совершенствованию системы в кратчайший срок, является оптимизация управления ею. Она включает, в частности, и определенный законом механизм финансирования системы. Совершенно очевидно, что финансирование учреждений, главным образом, за счет средств, полученных ими в качестве платы за регистрационные действия, нельзя рассматривать стабильным и справедливым. А бюджетное финансирование из казны субъектов Российской Федерации является недостаточным на начальном этапе формирования системы. Поэтому чрезвычайно важно - консолидировать все имеющиеся финансовые, материальные и организационные ресурсы.

В ближайшие дни Правительство РФ внесет на рассмотрение в Государственную Думу подготовленный Минюстом проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Законопроект, предлагает изменения и дополнения к 19 статьям из 33-х.

Это первый этап совершенствования законодательной базы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Содержащиеся в законопроекте новеллы можно систематизировать в несколько однородных групп по содержанию и причинам, их обусловливающим.

Во-первых, это изменения и дополнения, вызванные необходимостью согласования норм закона с содержанием иных федеральных законов, принятых в более позднее время. Главным образом это связано с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре".

Во - вторых, более детально регламентируется ситуация, связанная с регистрацией прав на недвижимость, возникших до введения закона в действие - с точки зрения безусловного приоритета интересов законного правообладателя.

В - третьих, учреждения по регистрации прав на недвижимое имущество более тесно интегрируются в действующую систему государственных контролирующих, судебных и правоохранительных органов. Уточняются условия и процедура взаимного обмена информацией.

В - четвертых, уточняются некоторые процедуры, связанные с проведением регистрационных действий с точки зрения их большей ясности, детализации, исключающих возможность произвольного толкования регистраторами, дополняются основания для отказа в регистрации или ее приостановлении.

В - пятых, дополнительно устанавливаются либо существенно сокращаются сроки выполнения отдельных действий, предоставления информации и т.п. При этом все коррективы предлагаются только в интересах правообладателей и других заинтересованных граждан и организаций.

В - шестых, конкретизируются права уполномоченного федерального органа исполнительной власти по назначению государственных регистраторов прав, а также по созданию информационной системы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В - седьмых, вносятся коррективы и дополнения в нормы, регулирующие такие важные составляющие гражданского оборота недвижимости, как предприятия как имущественные комплексы и объекты незавершенного строительства.

В целом разработанный проект направлен на совершенствование порядка регистрации и тем самым на обеспечение более полной защиты гражданских прав и законных интересов участников рынка недвижимости, что является одной из приоритетных задач, закрепленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Мне представляется, что законопроект будет принят не в силу каких-то идеологических установок или давления, а в силу того, что предлагаемые нами изменения востребованы самой жизнью, они корреспондируются со многими аналогичными законодательными актами.

Отдельные инициативы уважаемых депутатов, которые может быть не нашли отражение в нашем законопроекте, вполне могут быть учтены при его рассмотрении Государственной Думой, и мы готовы к открытому сотрудничеству. Наша задача заключается и том, чтобы закон был более эффективен, в большей степени обеспечивал защиту прав участников гражданского оборота. Серьезные изменения, которые мы предлагаем, касаются тех положений закона, где не совсем, на наш взгляд, удачно было прописано соотношение полномочий учреждений по регистрации прав и интересов правообладателей.

То, что в ближайшее время будет рассмотрено Госдумой в первом чтении - это одна часть нашей заботы, проблема, которая характеризует непосредственно процесс государственной регистрации. Вторая часть проблемы совершенствования государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним - это проблема формирования более однозначной, более стройной, более понятной участникам гражданского оборота системы учреждений по государственной регистрации прав па недвижимое имущество и сделок с ним. Полагаем, что после завершения первоначального этапа мы с неизбежностью подходим к решению вопроса о переводе всех учреждений юстиции на федеральный уровень.

Сегодня в системе регистрации прав работает 18 тысяч человек, что сопоставимо с численностью некоторых федеральных министерств и ведомств. Как обеспечить перевод такого числа чиновников на федеральный бюджет? Эта проблема должна решаться во взаимосвязи с переводом платы за регистрацию прав па недвижимое имущество и сделок с ним в режим государственной пошлины. Здесь мы принимаем концепцию проекта 26 Главы второй части Налогового кодекса, которая в первом чтении уже принята Госдумой. Она заключается в том, что плата за все выполняемые государством юридически значимые действия квалифицируется как государственная пошлина, которая подлежит перечислению в соответствующий бюджет.

Вопрос о гарантировании зарегистрированных государством прав на недвижимое имущество и сделок с ним архиважен. Есть различные пути его решения. Совершенно очевидно, что гарантирование прав - это не только вопрос юридической конструкции. Юридическая конструкция должна достаточно адекватно отражать состояние экономики и соответственно вектор развития экономических отношений. Тот закон, который мы сегодня имеем, в значительной мере отражает реальные финансовые возможности государства, в первую очередь они касаются ответственности учреждений по регистрации прав за те возможные нарушения закона, которые они могут совершить в процессе своей деятельности. И в данном случае действующее законодательство выдвигает достаточно жесткие требования к учреждениям юстиции в защиту участников рынка, которые зарегистрировали свои права на недвижимость. Все должны понимать, что создание серьезной системы гарантированности прав невозможно до тех пор, пока не будет сформирована федеральная система учреждений по регистрации прав. Регистрируется право от имени государства, соответственно и система гарантирования должна быть сформирована по единым нормам, в едином правовом и экономическом пространстве России.