Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

О вступлении России в ВТО

Овчинников В.В., координатор оргкомитета Всемирного экономического форума в Давосе, научный руководитель Центра стратегических исследований швейцарских банков (IMIS)

Во-первых, я хотел бы отметить, что материалы этого симпозиума фигурируют в списке информационных источников Всемирного экономического форума в Давосе, это уже само по себе может служить свидетельством того, что такие наши собеседования, ставшие традиционными, проводятся здесь не напрасно.

Я хотел начать бы с того, что, собственно, собой представляет в современном понимании Всемирная торговая организация.

ВТО ставит своей главной задачей наполнить рынок качественными товарами за минимальную цену. То есть фактически прежде всего эта организация защищает интересы и права покупателей продукции. Чем качественнее товар, тем выше конкурентоспособность этой страны в этой организации, тем больше возможности ее выхода на различные рынки.

То есть получается, что, с одной стороны, страна на определенных условиях на переходный период открывает свой рынок, но взамен получает рынки других стран, где она должна бороться на принципах здоровой конкуренции, производя качественную продукцию. Вот это надо четко представлять: в чем цели и задачи этой организации.

Естественно, что каждая страна имеет свою экономику, свой характер экономики. Поэтому у одних стран есть приоритеты в одних отраслях, у других - в других. Но в целом ВТО рассматривает процесс вступления в эту организацию не как одномоментный акт, а как постепенный переход, где сначала подписывается некий протокол согласований по каждой позиции. И каждая страна имеет право обозначить те позиции, которые являются основными для переговоров. Некоторые страны имеют 186 позиций, другие - 85, некоторые - очень небольшое количество, но это уже детали. В целом каждая обозначенная позиция - это требование каждой страны, вступающей в ВТО, учитывать интересы ее экономики.

Здесь правильно было сказано, что вступление в ВТО, конечно, связано, помимо того, что страна обязывается выпускать высококачественные товары за минимальную цену, с тем, что она еще и подвергается рискам, жесткой конкуренции по соответствующему виду товаров.

Сам процесс вступления в ВТО, по сути дела, демократичен. Демократичность заключается в том, что те лица, которые ведут переговоры, фактически проводят консультации с теми отраслями, с теми товаропроизводителями, которые производят ту или иную продукцию. И на основании этих переговоров они вносят свои предложения.

Российская делегация пошла несколько другим путем. То есть тот протокол, который составляется, я бы сказал, построен по принципу "худшего случая". То есть принцип "худшего случая" заключается в том, что все механизмы пошлин заградительные, с одной стороны; дотации, с другой стороны, выставлены в таких пределах, что практически здесь ничего менять не надо. То есть в этом смысле все так, как есть сейчас.

Поэтому в том состоянии, в каком находится сейчас протокол, с которым, к сожалению, общественность России не ознакомлена, фактически, можно так сказать, ничего не меняет. Я хотел бы, чтобы мы здесь взглянули на вопрос объективно, не выражая какие-то эмоции о ходе подготовки к вступлению России в ВТО, поскольку, видимо, имеет место тот случай, который нынешние три нобелевских лауреата американца называют асимметричность информации и за который они получили нобелевские премии в области экономики. Асимметричность информации по отношению к тем, кто будет участвовать во Всемирной торговой организации, я имею в виду различные отрасли, и той делегации, которая ведет переговоры.

Сложившуюся ситуацию, конечно, надо менять. Безусловно, нужно обозначить четко позиции, нужно опубликовать материалы, нужно по крайней мере вести переговоры с отраслями, объяснив им, в какие категории они попадают. И при этих условиях это будет такой продуктивный процесс, который даст результаты.

Могу сказать, что эмоции преобладают и в других странах. Например, я с интересом посмотрел материал Национального бюро экономических исследований Соединенных Штатов. Так, они уверяют, что вступление страны в ВТО ослабляет позиции Соединенных Штатов где-то в 8-9 позициях из 86. И это тоже вывод серьезных экономистов, которые говорят о том, что если Россия выставит такие запредельные пошлины и запредельные дотации, то по некоторым позициям Соединенные Штаты будут проигрывать в конкуренции именно благодаря этим заградительным мерам.

Поэтому, безусловно, речь идет о типичном переговорном процессе, где каждая сторона добивается своих результатов, но конечной целью является вступление в ВТО с теми, будем говорить, ограничительными мерами, которые позволяют все-таки развивать конкурентоспособность страны.

Интересно посмотреть, каким образом вступали в ВТО различные страны, от развитых стран Европы, стран ЕС до Кубы. Куба как раз пошла при вступлении по тому пути, что оградила себя буквально всем. Однако результат не замедлил сказаться. Конкурентоспособность этой страны за истекшие 5-6 лет практически не изменилась. Она не упала, не увеличилась, но она застыла на одном месте. И, наоборот, те страны, которые пошли на значительное снятие ограничительных мер, достигли безусловных успехов в своей конкурентоспособности. Это первое, что касается зрения целей и задач, которые должна преследовать экономика Российской Федерации, когда страна вступает во Всемирную торговую организацию.

Можно говорить очень много, потому что тот бизнес, который проводит как рынок финансовых услуг, так и промышленность, очень обширен, используется огромное количество элементов. Но в целом, мне кажется, что, если отвечать на вопрос: вступать или не вступать России в ВТО, то этот вопрос уже давно решен, и сейчас речь идет о вступлении. На данном этапе важно наладить между промышленностью, между экономикой очень серьезный разговор в свете тех переговоров, которые ведет делегация Минэкономразвития России по Протоколу присоединения к ВТО. И каждый вопрос, каждую позицию, безусловно, нужно обсуждать.

Материалы подготовлены на основании выступления на "круглом столе", организованном Советом Федерации ФС РФ, от 30.11.2001г.