Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (10) 20021г

Открытие Конгресса. Вступительное слово Руководителя Федеральной службы земельного кадастра России - Сая С.И.

Сай Сергей Иванович18 - 20 декабря 2001 года в Москве проходил Первый Всероссийский земельный конгресс. Открывая его, Руководитель Федеральной службы земельного кадастра России - Сай Сергей Иванович выразил благодарность организаторам и участникам конгресса - Росземкадастру, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, а также министерствам и ведомствам РФ, заинтересованным в проведении конгресса, представителям отечественной и зарубежной науки. В адрес участников Конгресса поступили поздравительные телеграммы от Миронова С.М., Председателя Совета Федерации ФС РФ, Шаймиева М.Ш., Президента Республики Татарстан, Полтавченко Г. С., полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе, Гордеева А.В., Заместителя председателя Правительства РФ, и многих других представителей законодательных и исполнительных органов власти РФ.

В работе Конгресса приняли участие руководители и сотрудники Администрации Президента РФ, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Счетной Палаты РФ, Росземкадастра и его территориальных органов, других министерств и ведомств, ученые Российской Акадамии наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, представители правительств, научной и деловой общественности стран СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.

В своем докладе С.И. Сай остановился на позициях Федеральной службы земельного кадастра России по основным направлениям земельной реформы в нашей стране. Главными положениями на сегодня являются следующие:

1. Стратегическое развитие земельных преобразований и вывод их на качественно новый уровень - задача объемная и долговременная, требующая разумной государственной земельной политики. Предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны - государственного кадастра, государственного контроля за использованием земель, землеустройства, оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений.

2. Проблему земельных преобразований в России стратегически следует решать не столько в сфере земельной собственности, сколько в сфере прав на способы и результаты использования земельных ресурсов как объекта хозяйствования, а также в сфере создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей вовлечение земли в экономический оборот. На этом важном принципе и должна базироваться современная земельная политика России.

3. Имеющийся у России огромный земельно-ресурсный потенциал, успешное воплощение в реальную практику принятых Федеральных законов, постановлений Правительства РФ и других правовых и нормативных документов позволяют выдвинуть нашу страну на главное направление в решении сложных проблем мировой экономики (экология, продовольствие, сырье, пространство). Земельный потенциал в совокупности с сырьевыми ресурсами при его эффективном использовании становится одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.

В докладе отмечалось, что успех земельной реформы был бы невозможен, если бы Росземкадастр (а ранее Госкомзем России) вместе с Минэкономразвития России, Минюстом России и Минимуществом России не участвовали в законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Результатами совместной Росземкадастра с законодательной и исполнительной властью законотворческой деятельности стало принятие 41 федерального закона и 33 Указа Президента Российской Федерации.

Было отмечено, что накануне проведения Конгресса произошли события, в корне изменившие ситуацию управления земельными ресурсами на территории всей России.

Первое. За последние полтора года Президентом РФ - В.В. Путиным подписаны и введены в действие четыре важнейших федеральных закона: "О государственном земельном кадастре", "О землеустройстве", "О разграничении государственной собственности на землю", Земельный кодекс РФ, чем принципиально и качественно изменено отношение государства к обеспечению рационального использования и охране земельных ресурсов страны, укреплена их роль в экономике страны.

Второе. Волей Президента РФ полтора года назад создана важнейшая структурная составляющая территориального государственного управления в стране - федеральный административный округ. Появление федеральных административных округов во многом обусловлено фактором уникального пространственного положения Российской Федерации как государства. Особенности территории России (исторические и национальные традиции, климатические различия, огромная протяженность, неравномерность освоения и заселения, дорожная неустроенность и т.п.) способствуют тому, что государство в России всегда (и неизбежно) должно оказывать значительное и решающее влияние на организацию хозяйственной территориальной деятельности. Это историческая данность, недооценка которой в последние годы повлекла за собой существенное снижение эффективности национальной экономики.

При этом необходимо постоянно учитывать весьма важное обстоятельство, экономика России - это многорегиональный организм, функционирующий на стыке вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных взаимодействий. Пространственное многообразие России - главный ограничитель радикализма в социально-экономическом реформировании, а также решающее препятствие для доминирования какого-либо одного аспекта социально-экономической политики, к примеру, частной собственности на землю. С другой стороны, многовековой опыт развития различных стран мира показывает, что нерегулируемые рыночные отношения в чистом виде не могут решить региональные проблемы. Рациональное территориальное развитие в решающей степени должно определяться только государственным воздействием, и практика стран с развитой рыночной экономикой дает немало примеров эффективного государственного вмешательства и регулирующего воздействия государства на землепользование по многим направлениям.

Однако территориальные органы Росземкадастра весьма длительное время находились в двойном подчинении, т.е., являясь территориальными органами федерального органа исполнительной власти, одновременно по многим вопросам подчинялись государственным органам управления субъектов Российской Федерации и находились от них в определенной зависимости.

Вместе с тем, реализация государственной политики в сфере земли и иной недвижимости требует от органов государственного земельного контроля усиления активности в вопросах соблюдения земельного законодательства прежде всего органами государственного управления субъектов Российской Федерации и органами муниципального управления. С этой целью планируется создание территориальных органов Росземкадастра на уровне федеральных округов, подразделений этих органов в субъектах Российской Федерации и представителей - в муниципальных образованиях. Это позволит вывести существующие территориальные органы Росземкадастра из фактической зависимости от государственных органов управления субъектов Российской Федерации, что в свою очередь позволит им существенно повысить эффективность и действенность как административных воздействий за земельные правонарушения, так и профилактических мероприятий по их предупреждению.

Одной из ближайших задач является повышении эффективности городского землепользования. В этом отношении показателен опыт г. Санкт - Петербурга, где в 2001 году успешно проведены мероприятия по инвентаризации городских земель. Предварительные результаты работ по сплошной инвентаризации земель, проводимых при взаимодействии Минэкономразвития России, Минимущества России, Росземкадастра и Администрации г. Санкт - Петербурга были обсуждены участниками Конгресса на заседаниях круглого стола.

Рыночные механизмы в чистом виде даже в развитых странах не обеспечивают решения стратегических задач организации рационального землепользования, охраны земель, достижения устойчивой продовольственной и экологической безопасности. В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип эффективного землепользования, как органическое сочетание государственной поддержки рационального землепользования и землесбережения и рыночных механизмов саморегулирования. Система государственного регулирования должна включить, как минимум, следующие направления: правовое обеспечение; финансово-кредитную поддержку; инфраструктурное и кредитное обеспечение; страхование от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Предстоит большая работа по созданию в новых условиях инструментария государственного управления земельным фондом страны - ведение государственного земельного кадастра, совершенствование государственного контроля за использованием земель, землеустройства, проведение кадастровой оценки и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия государством управленческих решений. Надо законодательно установить правило - принимать государственные управленческие решения и реализовывать права собственников на федеральном, региональном и местном уровнях только на основе материалов прогнозирования и планирования землепользования.

В заключение С.И. Сай кратко остановился на работе круглых столов, на заседаниях которых планировалось более подробно обсудить проблемы земельного права, соотношения земельного кадастра и регистрации прав на землю, развития земельного рынка в России, аграрного землепользования и землеустройства, городского землепользования, землепользование топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Также было отмечено, что для участников и гостей Конгресса организована выставка-презентация современных технологий Росземкадастра, обеспечивающих полный цикл создания и ведения земельного кадастра и системы государственного учета объектов недвижимости: компьютерных программных продуктов, приборов и оборудования.

Успешной, плодотворной работы всем участникам Конгресса!