Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (9) 2001г

Лицензирование как способ регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации

Верхозина А.В., заместитель руководителя Департамента экономики и регулирования оценочной деятельности Министерства имущественных отношений Российской Федерации

8.08.2001г. был принят Федеральный закон №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Данный закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию.

Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального подписания, т.е. 08.02.2002г.

Для того, чтобы вышеупомянутый Закон стал работающим, в целях реализации ст. ст. 18, 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" необходимо привести нормативные акты Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации в соответствии с нормами закона.

Например, предусматривается отмена лицензирования риэлторской деятельности, деятельности арбитражных управляющих, издательской и ряда других видов деятельности.

В связи с чем требуется отменить соответственно около 45 норм документов Правительства Российской Федерации, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности.

Так, например, требуется определить федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; установить виды деятельности, лицензирование которых будет осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской федерации; утвердить порядок уведомления лицензиатом, получившим лицензию в лицензирующем органе субъекта Российской Федерации лицензирующего органа иного субъекта Российской Федерации, об осуществлении лицензируемого вида деятельности на территории соответствующего субъекта.

Однако, оценочная деятельность, наоборот, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с вышеназванным Законом.

Оценочная деятельность - это такой вид предпринимательской деятельности, качественные характеристики которой компетентность и профессионализм - находятся в зависимости от развития нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу деятельности.

Бесконтрольность со стороны государства в области оценочных услуг явилась отрицательным фактором для экономики России, т.к., начиная с 1995 года, когда услуги оценщиков стали востребованы в связи с введением обязательной переоценки, она позволила занижать как стоимость основных фондов предприятия, так и сумму поступающих в бюджет налогов.

Институт лицензирования оценочной деятельности является фактором, упорядочивающим рынок оценочных услуг.

Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в статье 23 которого было установлено, что этот вид деятельности подлежит лицензированию, был принят еще три года назад, однако, само положение о лицензировании долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование этого вида деятельности. В случае, если лицензиат имеет ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензии, то действие этих лицензий прекратилось с 16.07.2001 - момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 "О лицензировании оценочной деятельности", - и переоформлению не подлежат. В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, органом, осуществляющим лицензирование, является Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Кроме того, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2001 Дело № 5-г01-13 признано недействительным распоряжением Мэра Москвы от 21.04.99 № 388-рм "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве", т.е. можно сказать, что законность выданных ранее органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий поставлена под сомнение.

После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 "О лицензировании оценочной деятельности", мы имеем единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство берет этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уйдут нелегальные оценщики, сократится число недобросовестных сделок. С 16 июля оценочная деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными, и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании оценочной деятельности лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:
а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости недвижимого имущества);
б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов (далее именуется - оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств);
в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность (далее именуется - оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности);
г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов (далее именуется - оценка стоимости предприятия (бизнеса).

Пунктом 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности предусмотрена возможность делегирования части полномочий Минимущества России по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Но при этом Минимущество России остается лицензирующим органом и, если соискатель лицензии обратится непосредственно в Минимущество России, ему не будет отказано в выдаче лицензии, несмотря на то, что субъекту Российской Федерации, где он зарегистрирован, передана часть полномочий.

Конечно же, если идет речь о части полномочий, делегируемых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, возникает оправданный вопрос "какая это часть?"

В связи с тем, что при получении лицензии на осуществление оценочной деятельности, включающей такой вид оценки, как оценка стоимости предприятия (бизнеса), необходимо заключение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, и в целях оперативного решения вопросов между федеральными органами исполнительной власти: Минимущество России и ФКЦБ, - по поводу лицензирования оценочной деятельности пока не приняли решение о делегировании полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по лицензированию оценочной деятельности в области оценки предприятия (бизнеса). Также на первом этапе осуществления лицензирования оценочной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не будут наделены полномочиями по отзыву лицензий.

В настоящее время часть полномочий по лицензированию делегирована 48 субъектам Российской Федерации. Фактически эти полномочия осуществляют 40 субъектов, в связи с тем, что в ряде регионов отсутствуют оценщики, имеющее соответствующее профессиональное образование.

Общее число принятых Минимуществом России, а также территориальными органами Минимущества России заявлений составляет 2900.

Полагаю, что в период с июля 2001 года по июль 2002 года будет рассмотрено около 4000 заявлений от соискателей лицензий.

Процедура лицензирования оценочной деятельности установлена положением о лицензировании оценочной деятельности, в нем - следующие требования:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности;
б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке;
г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;
д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя - наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.

На этапе выдачи лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований.

Однако после получения лицензии это требование является обязательным.

Хотелось бы обратить внимание на то, что главными законодательными актами, которые необходимо соблюдать лицензиатам, являются Федеральный закон от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519, согласно которому разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительно власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было возложено на Минимущество России.

Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии содержат, наряду с иными данными, данные о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности. Это может быть и один специалист, а может и 10 специалистов. Со стороны Закона это требование выражено в п. 5 (г) и п. 24 (г) Положения о лицензировании оценочной деятельности, в которых обращается внимание на то, что в штате работников юридического лица должен быть хотя бы один сотрудник, получивший соответствующее оценочное образование и имеющий документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности. Если сотрудник имеет образование по оценке бизнеса, то организация получает возможность работать по всем четырем областям оценочной деятельности, однако, при этом в лицензии должны быть указаны все четыре области оценочной деятельности, а не только оценка бизнеса.

Документом, подтверждающим наличие в штате сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, является его трудовая книжка, в которой будет запись о постоянном месте работы сотрудника в данной организации, а также приказ о приеме его на работу. В случае с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, трудовая книжка не требуется, т.к. сам предприниматель должен обладать профессиональными знаниями оценщика. Была предпринята попытка оспорить данное требование Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 "О лицензировании оценочной деятельности". Так в Верховный Суд Российской Федерации предпринимателем из города Воронежа было подано заявление об оспаривании нормативного правового акта в части обязательного наличия у индивидуального предпринимателя документа об образовании, подтверждающего получение соответствующих профессиональных знаний, как условия получения им лицензии на осуществление оценочной деятельности. Доводы заявителя сводились к тому, должны быть предъявлены различные требования к квалификации индивидуального предпринимателя и руководителя юридического лица, осуществляющих оценочную деятельность. Однако это ограничение противоречит части первой п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей свободу осуществления гражданами (включая индивидуальных предпринимателей) своих гражданских прав, в т.ч. право индивидуального предпринимателя осуществлять оценочную деятельность силами привлеченных по трудовому или иному договору работников, но от имени предпринимателей (так же как работники юридического лица осуществляют деятельность от своего имени).

При этом согласно части второй п.2. ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав, включая установленное ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации право на осуществление предпринимательской деятельности любым не запрещенным законом способом, допускается только федеральным законом. Этому требованию оспариваемое Положение не удовлетворяет.

Решением Верховного Суда Российской Федерации данные доводы не были приняты во внимание, и в заявленных требованиях было отказано.

Однако, если граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, одновременно еще и являются сотрудникам какой-либо организации - соискателя лицензии, то в этом случае на них распространяется требование о предоставлении трудовой книжки.

В приложении к лицензии указан специалист, который обладает профессиональными знаниями оценщика в соответствующей области оценки. В случае, если заявленный в лицензии сотрудник уволится с работы, лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном п. 18 Положения о лицензировании оценочной деятельности. При этом сама лицензия не будет переоформляться, а лишь будут внесены изменения в приложение к лицензии и, соответственно, в реестр лицензий.

Учитывая, что лицензия на осуществление оценочной деятельности только одна, но в ней указаны работы (услуги) в области оценочной деятельности, соискатель лицензии при наличии в его штате сотрудника, имеющего документ об образовании, например, по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" более 800 часов, имеет право на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием всех видов работ (услуг) в области оценочной деятельности. В случае, если на момент подачи заявления о выдаче лицензии в штате есть служащий, прошедший профессиональную переподготовку по программе "Оценка недвижимости" более 500 часов, юридическое лицо может получить лицензию на осуществление работ (услуг) только по оценке недвижимости и так далее.

Подготовка оценщиков является одним из основных вопросов создания полноценной профессиональной среды. Развитие учебного процесса, призванного отвечать потребностям, как в долгосрочной перспективе, так и решать текущие задачи, является приоритетным направлением в вопросах подготовки и переподготовки оценщиков.

В целях реализации положений Федерального Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 № 964-р создана комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности, которая в соответствии с Положением о комиссии Минимущества России по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности, утвержденным Распоряжением Минимущества России от 03.11.2000 № 964-р, была создана в целях повышения качества осуществления оценочной деятельности в Российской Федерации, обеспечения лицензирования оценочной деятельности, а также контроля за соответствием образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области оценочной деятельности, государственным стандартам и требованиям, в целях обеспечения высокого уровня подготовки специалистов, осуществляющих работы (услуги) в области оценочной деятельности.

Перечень образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России, публикуется на официальном сайте Минимущества России в сети Интернет (www.mgi.ru). В нем также указано соответствие каждой образовательной программы конкретному виду работ (услуг) в области оценочной деятельности.

Хочется остановиться на особенностях лицензирования оценочной деятельности соискателями лицензий, которые являются аудиторскими компаниями.

9 сентября 2001 года вступил в законную силу Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Согласно п. 5 статьи 1 вышеуказанного закона аудиторские организации и предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Под сопутствующими услугами понимаются оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков. Перечисленные услуги соотносятся соответственно со следующими областями оценочной деятельности, на которые выдается лицензии:
а) оценка стоимости недвижимого имущества;
б) оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
г) оценка стоимости предприятия (бизнеса).

В связи с тем, что результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) не подпадает в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под понятие "имущество", то можно сделать вывод о том, что Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" исключает возможность оказывать аудиторским компаниям услуги по оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Поэтому представляется необходимым разрешить данную коллизию путем внесения следующих изменений в Закон " Об аудиторской деятельности": заменить в абзаце 7 пункта 6 статьи 1 слова "оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков" на слова " оценочная деятельность".

В настоящее время возникает вопрос по поводу необходимости получения лицензий на оценочную деятельность в области экспертизы автомототранспортных средств. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств на коммерческой основе, включающая в себя услуги согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, осуществляемой на коммерческой основе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2001 № 312, осуществляется на основании лицензии, выданной Минтрансом России. Если экспертиза экспертных учреждений органов юстиции или организаций, связанных с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств, направлена на установление в отношении объектов экспертизы рыночной или иной стоимости для целей совершения сделок с объектами экспертизы, и результатом экспертизы является отчет об оценке, данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию, осуществляемому Минимуществом России.

Осуществление такого вида предпринимательской деятельность как оценочная деятельности без специального разрешения - лицензии, или с нарушением условий лицензирования, является в соответствии со статьей 171 Уголовного Кодекса Российской Федерации незаконным предпринимательством.

Если оценщиком будет заключен договор на оценочную деятельность без соответствующего разрешения и будет извлечен доход по этому договору в крупном размере (сумма которого превышает 200 МРОТ), то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Надеюсь, что с 16.07.2001 процесс выдачи лицензий положил начало регулированию Минимуществом России оценочной деятельности в Российской Федерации, что в последующем отразится на качестве предоставляемых услуг оценщиками России.