Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Реформирование экономики страны

А. И. Вольский. Из доклада президента Российского Союза промышленников и предпринимателей на XII съезде Союза 21.06.2001 г.

За последние два года в экономике наметились хорошие сдвиги. Итоги работы, хотя они еще и не достаточно стабильны, вселяют оптимистические ожидания. Показатели 2000 года по существу являются лучшими за последнее десятилетие. Промышленная продукция увеличилась на 9, а инвестиции на 18 процентов. Главное, что сдвинулась в лучшую сторону - работа многих отраслей. Однако, недостаточность и незавершенность структурных преобразований, сохраняющийся неблагоприятный инвестиционный климат не дают оснований считать формирующиеся положительные тенденции устойчивым и надежным процессом. Финансовая система еще не повернулась лицом к реальному сектору. Механизм перетопки ресурсов между секторами экономики пробуксовывает, привлечение дополнительных средств с внутреннего и мирового рынка капитала идет пока очень слабо. В результате, в первом полугодии текущего года в ряде отраслей появились тревожные сигналы исчерпания сил подъема.

Наблюдается устойчивое снижение спроса на национальных товаропроизводителей и экспортеров и новое усиление нажима со стороны импорта, что непосредственно оказывает депрессивное влияние на обеспечение производственных программ в реальном секторе экономики. Если в ближайшее время не сформируются необходимые факторы роста, рассчитывать на его устойчивое продолжение будет довольно трудно. Экономика может вновь оказаться в фазе стагнации.

Поэтому указанным негативным тенденциям должны противостоять решительные действия по совершенствованию управления, модернизации и реструктуризации экономики. Сохраняющееся пока благоприятное сочетание внешних и внутренних факторов случается нечасто. Упустить это время для проведения неизбежных и необходимых структурных реформ было бы непростительной ошибкой, ведущей к новым социальным и экономическим потерям.

Ранее мы неоднократно отмечали, что страна нуждается в целенаправленной экономической политике. Появление Стратегической программы Правительства, получившей также название «Программы Грефа» - отрадный факт. Вместе с тем, по большинству вопросов в ней сформулированы лишь принципы предлагаемой государственной политики и описаны лишь концепции предлагаемых реформ. Понятно, что в реальной жизни они потребуют детализации, корректировки, уточнения, а в ряде случаев и изменения намечаемых решений.

И мировой, и наш собственный опыт убедительно показывают, что реформы без финансового обеспечения - это иллюзии, это - крушение надежд. Вспомните хотя бы недавнюю попытку проведения без денег конверсии оборонной промышленности или замены колхозно-совхозного строя фермерскими хозяйствами.

За любые реформы надо платить, для их проведения нужны большие средства. Как известно, их у государства пока нет. Тем не менее, опять мы хотим все реформировать и главное - одновременно.

В стране необходима государственная концепция приоритетов, особенно в социальной сфере. Мы уверены, что этот вопрос настолько важен для страны, что он непременно должен быть рассмотрен Правительством и Высшим госсоветом при Президенте России, и Советом безопасности.

Учитывая, что формирование издержек в реальном секторе в огромной степени определяется взаимоотношениями предприятий с естественными монополиями, а также то, что Правительство РФ форсировало принятие программы реформ железнодорожного транспорта и электроэнергетики, нами были подготовлены предложения, которые, как представляется, оптимально учитывают интересы всех сторон: государства, естественных монополий и их потребителей.

Бюро Правления в целом поддержало основные цели и принципы, определенные в Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, основные положения которой недавно утверждены Правительством России. Однако, мы считаем, что заложенные в ней мероприятия не являются в полной мере достаточными для достижения поставленных целей. Поэтому в дальнейшем важно учесть следующие принципиальные положения:

Во-первых, в целях обеспечения нормальной конкуренции и для формирования оптимальных сбалансированных тарифов на железнодорожные перевозки людей и грузов требуется полностью организационно отделить железнодорожный транспорт от всего остального хозяйства МПС, его разветвленной инфраструктуры.

Во-вторых, весь парк универсальных грузовых вагонов МПС должен быть сосредоточен в руках нескольких крупных компаний, чем будет обеспечен равный доступ пользователей к вагонному парку и преодолен монополизм МПС, достигнута лучшая оптимизация транспортных потоков.

В-третьих, необходимо скорейшее формирование двуставочного тарифа, первая часть которого в виде платы за инфраструктуру должна быть единой для всех перевозчиков, а вторая - отдельной за перевозку.

И, наконец, в целях координации шагов по реализации реформ в естественных монополиях, в том числе и на железнодорожном транспорте целесообразно было бы создать специальный федеральный орган исполнительной власти, независимый от их влияния.

По понятным причинам мы особенно тщательно подошли к выработке нашей позиции по реформе электроэнергетики. По нашему мнению, необходимо максимально ускорить темпы осуществления реформ при безусловном соблюдении прав собственности акционеров и, конечно, государства. Затягивание данного процесса может пагубно отразиться на привлечении инвестиций в эту отрасль, и, как следствие, приведет к негативным последствиям для экономики страны в целом, для потребителей энергии, для всех россиян.

С учетом этого, мы по ключевым вопросам представили в Правительство ряд принципиальных соображений. Они касаются, прежде всего, ускорения создания независимого Системного оператора и Федеральной сетевой компании; вопросов выделения на рыночных условиях из состава АО-энерго и передачи в состав Федеральной сетевой компании магистральных сетей электропередач при безусловном соблюдении прав собственности акционеров дочерних компаний РАО «ЕЭС России»; преобразования региональных сетей и других вопросов.

Мы исходим из того, что процесс реформирования данной отрасли рассчитан на длительную перспективу и будет проходить в несколько этапов, что в свою очередь повлечет необходимость изменения законодательной базы, а также потребует огромной организаторской деятельности.

Работа по реформированию всех естественных монополий будет идти не один год и нам необходимо активно участвовать в ней на каждом этапе. Ведь от того, как они будут функционировать прямо зависит жизнедеятельность всех предприятий и компаний. Пора, наконец, определиться, чем являются естественные монополии для государства: важнейшими рычагами госрегулирования экономики, пусть и с участием частных акционеров, или чем-то иным. Может быть есть желание, чтобы монополии выступали в роли наиболее удобных объектов и рычагов для фискальных целей? Не ответив на этот главный вопрос, трудно строить последовательную политику ценового и иного регулирования.

Принципиально важным вопросом для оздоровления экономики и стимулирования роста производства является необходимость осуществления решительных и, главное, практических шагов в области налоговой реформы и либерализации валютного законодательства. На протяжении последних лет налоговая реформа постоянно провозглашается одной из важнейших задач российского Правительства. Однако, это все на уровне лозунгов и клятв перед избирателями. Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывает нарекания промышленников и предпринимателей.

В последнее время Президент страны В.В.Путин активно изучает наши предложения. На встрече у него 31 мая с.г. мы предложили Законом РФ установить предельный уровень налоговых изъятий. Речь идет о том, чтобы дать предпринимателю возможность самому выбирать - платить ли ему все российские налоги или один предельный налог.

По нашему мнению, существует большое число неотложных текущих вопросов, требующих решения по проблеме налогообложения в интересах реального сектора экономики. Они внесены нами в Правительство и Госдуму, в которой идет работа над поправками к законопроекту о налоге на прибыль. К общему удовлетворению М.М.Касьянов заявил о существенном снижении налога на прибыль с 35 до 25 процентов. От всех «Спасибо» за это.

Однако, представителей реального сектора экономики волнует другой, не менее важный вопрос. Речь идет о возможной ликвидации льготного обложения инвестиций. Споры об этом, как известно, в Государственной Думе идут не малые. И это не случайно.

Отмена льготного обложения инвестиций приведет к повышению абсолютных ставок налогообложения предприятий промышленности. Это, безусловно, отрицательно скажется на объемах капитальных вложений в основные фонды предприятий, износ которых в настоящее время по данным Госкомстата составляет от 45 до 80 процентов.

По мнению большинства промышленников и предпринимателей инвестиционная льгота по налогу на прибыль должна быть сохранена на уровне минимум 30 процентов.

Что же касается нашей позиции в области валютного регулирования, то здесь мы полностью разделяем точку зрения Президента России, которую он высказал в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 3 апреля : «…нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере. Нет никакого смысла, они и так не работают… Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике…». К сожалению, пока принято решение лишь о частичном ослаблении системы валютного контроля. Это не устраняет барьеры на пути движения капитала. Ситуация почти анекдотичная: Государственная Дума активно работает над Законом о валютном регулировании, а Правительство по большому счету отмалчивается. И это вполне объяснимо. Дело в том, что здесь тот редкий случай, когда Минфин и Центральный Банк проявляют полную солидарность.

На встрече у Президента 31 мая он твердо обещал, что к концу июня Правительство и Центральный Банк закончат разработку проекта изменения валютного законодательства.

Деловой мир России со своей стороны высоко оценил твердую позицию Президента в данном вопросе. Достаточно привести такой многообещающий факт. На основе данных Госкомстата и ГТК в первом квартале этого года объем экспорта российских товаров в дальнее зарубежье составил 21,5 млрд. долларов, а возвращенная оттуда и зачисленная на транзитные счета валютная выручка - 27 млрд. долларов, т.е. денег в страну пришло больше обычного. Такое происходит впервые за все годы реформ. Одной из причин этого эксперты считают улучшение инвестиционного климата и конструктивный диалог бизнеса и власти в последний период, включая встречи Президента России с ведущими предпринимателями под эгидой РСПП.

Думаю, в этой аудитории нет надобности разъяснять, что любая претендующая на успех экономическая идея должна быть оформлена законом. А закон обязан работать. К сожалению, правоприменительная и особенно судебная система у нас уже перестали ассоциироваться с законностью и правом, а что касается справедливости, то об этом уже и говорить как-то неловко. Поэтому, когда Президент решил изменить такое положение и осуществить радикальную судебно-правовую реформу, мы восприняли это с особым пониманием и стали активно работать в данном направлении. В настоящее время у нас нет принципиальных разногласий с Правительством по реформе арбитражных судов.

В целом по судебной реформе и в целом по проблеме взаимоотношений с государственным аппаратом согласование позиций идет в конструктивном русле. Прежде всего, мы настаиваем на необходимости упорядочения и упрощения правовых норм, которые ныне во многом не адекватны реальным потребностям отечественной экономики. Сегодня зачастую невозможно хозяйствовать, не нарушая те или иные нормы. Непродуманное законотворчество в ряде случаев привело к стиранию грани между общественно полезным предпринимательством и криминальной активностью.

Вместе с тем, правовая реформа должна проводиться параллельно с бескомпромиссным преследованием криминала, последовательной борьбой с коррупцией.

РСПП был вынужден обратиться к Президенту Путину по одному из наиболее актуальных вопросов настоящего и будущего страны - вопросу пенсионной реформы после специального рассмотрения его на Бюро Правления 18 апреля т.г.

По нашему мнению, вынесенная на обсуждение Национального совета по пенсионной реформе концепция, подготовленная Пенсионным фондом, оказалась, вопреки ожиданиям, попыткой лишь поверхностной модернизации существующей порочной системы, не позволяющей эффективно решать задачи социального обеспечения и экономического роста.

Она консервировала идеологию коллективной ответственности и не предполагала ясной зависимости уровня пенсии от результативности трудовых усилий отдельного гражданина на протяжении его жизни.

В ней, по большому счету, даже не ставился наиболее острый для нас (российских деловых людей) вопрос - об эффективности использования аккумулируемых в пенсионной системе инвестиционных ресурсов. Нам удалось переломить ситуацию, несмотря на то, что были попытки утвердить не устраивающую общество концепцию. На последней встрече у Президента он поддержал идею о том, что в формировании накопительной пенсионной системы должны принимать активное участие не только государственные, но и негосударственные структуры.

Высказанные нами другие предложения в значительной мере учтены в Программе пенсионной реформы, в основном одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе. Но часть поднятых проблем, к сожалению, пока ожидает своего рассмотрения. К примеру, вопросы участия негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний в системе обязательного пенсионного страхования Правительство обещает принять лишь в ходе рассмотрения Государственной Думой пакета законопроектов, обеспечивающих реализацию указанной Программы.

Вопросы обеспечения контроля со стороны работодателей предусматривается решить в рамках создания ряда органов (наблюдательного и экспертного советов), осуществляющих надзор и контроль за управлением пенсионными резервами.

Несколько слов о нашем отношении к проблеме вступления России в ВТО и реформе таможенной политики.

РСПП считает, что намерение государства вступить в ВТО в принципиальном плане отвечает требованиям времени. Присоединение России к ВТО должно способствовать дальнейшей интеграции нашей страны в международную торгово-экономическую систему, укреплению равного партнерства со всеми государствами мира. Такое решение логично само по себе, особенно, если учесть, что Россия уже стала членом «восьмерки», Лондонского и Парижского клубов кредиторов; принята в Организацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, в Совет Европы и другие международные ассоциации. Иначе говоря, интеграция России в мировую экономику стала необратимым процессом.

Мы полагаем, что в ходе обсуждения пакета соглашений российской стороне необходимо добиться решения следующих проблем принципиального характера.

Первое. Уровень импортного тарифа России после присоединения к ВТО должен в целом содействовать конкурентоспособности товаров отечественного производства. Особенно это касается продовольствия с учетом принятого Федеральным Собранием Закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которым главным условием обеспечения независимости нашей страны в указанной сфере признано достижение не менее чем 80 процентов производства жизненно важных продуктов питания за счет собственного аграрного сектора экономики.

Второе. В ходе переговоров следует особое внимание обратить на защиту российского рынка услуг, имея в виду, что на этот сектор в нашей стране приходится около 50 процентов ВВП и он обеспечивает работой значительное число россиян.

И в первом, и во втором случаях мы добиваемся не создания тепличных условий для отечественных товаропроизводителей. Мы считаем, что нужно в полной мере использовать нормы и правила ВТО. Во-первых, в интересах российских производителей, а, во-вторых, для защиты внутреннего рынка от экспансии недобросовестных торговых партнеров. Вместе с тем целесообразно установить режим максимального благоприятствования для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики. Патриотизм в экономической политике предполагает заботу о создании как можно большего числа рабочих мест для российских трудящихся, а не только искусственную защиту отечественных товаропроизводителей неспособных выпускать конкурентоспособную продукцию.

Третье. Требует изменения механизм реализации внешней торговой политики. Необходима гораздо более тесная работа Правительства и бизнеса при выработке позиции российской стороны на переговорах. Важно создать постоянно и системно действующий механизм консультаций Правительства с деловыми кругами. Например, в Евросоюзе все переговоры по торговым вопросам ведет генеральная дирекция Комиссии по внешнеэкономическим связям. Они поддерживают прямой диалог с предпринимателями, выясняют их интересы и позиции. В итоге достигаются благоприятные для стран результаты в международных торговых переговорах. Аналогичную схему следует создать и в России.

Словом, присоединение к ВТО - процесс и объективный, и сложный. Затягивать его, безусловно, нельзя. Однако было бы неправильным придавать ему «политический привкус». Переговоры должны идти столько, сколько потребуется для достижения нужного России, ее предпринимателям и гражданам результата.

Следует отметить необходимость активизации наших действий по внесению некоторых изменений в законодательство, регулирующее вопросы социального партнерства и трудовых отношений.

Это относится, прежде всего, к создаваемому Трудовому кодексу. Работа над ним осложняется необходимостью сочетать задачи обеспечения экономического роста и социальной защиты, согласовывать разнородные социальные и политические интересы.

В ходе работы над ним мы добивались более широкой трактовки понятия социальной защиты работника. Здесь пришлось преодолевать немало устоявшихся стандартов и традиций. Нас иногда обвиняют в том, что мы отстаиваем интересы работодателей в сокращении числа различных льгот и компенсаций работникам. Это ложь. Мы настаиваем на внесении в Кодекс норм и механизмов, обеспечивающих, прежде всего, повышение мотивации труда, квалификации работников, качества рабочих мест, развитие четкой системы страхования от социальных и производственных рисков и т.д.

В отличие от СССР в современной России много профсоюзных организаций. С кем и как вести переговоры? Именно поэтому мы настаиваем, чтобы Трудовой кодекс предусматривал создание единого представительного органа работников на коллективных переговорах. Очевидно, это будет ФНПР, как наиболее массовый профсоюз. Для нас главное, чтобы в организациях был единый коллективный договор.

Вопросы развития социального партнерства, конечно, должны занять особое место и в проекте нового Генерального соглашения, концепция которого, разработанная в Координационном совете объединений работодателей, в основном, была поддержана Российской трехсторонней комиссией. Важно, что было принято и наше предложение о заключении Соглашения не на два, как ранее, а на три года, с тем, чтобы оно корреспондировалось по срокам с разрабатываемой Правительством среднесрочной программой социально-экономического развития страны, учитывалось при формировании проекта федерального бюджета.

Должен остановиться еще на одной проблеме, очень важной для эффективного функционирования реального сектора. Речь идет о необходимости существенно повысить заинтересованность банков в решении задачи финансирования промышленного роста.

На сегодняшний день нужно признать, что доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы, к сожалению, не увеличивается. Общий объем таких кредитов не превышает 10 процентов ВВП, что в 8-10 раз ниже принятых на Западе стандартов.

В настоящее время наиболее острая фаза банковского кризиса преодолена и в стране создались условия для реформирования банковской системы. С нашей точки зрения сегодня необходимо осуществить несколько первоочередных шагов.

Во-первых, резко сократить число банков. Сделать это можно путем ужесточения требований к минимальному размеру капитала.

Во-вторых, к началу 2002 года нужно завершить переход всех банков на принятые в мировой практике стандарты учета и отчетности. Это обеспечит достоверность информации и настоящий банковский надзор.

В-третьих, в течение двух лет нужно осуществить выход Центрального Банка из капиталов всех коммерческих банков. Только так можно обеспечить равный подход ко всем банкам и реальный надзор за их деятельностью.

В-четвертых, важно обеспечить равный подход к банкам всех форм собственности.

Пятое - следует принять отдельный закон о Сбербанке. В нем должна быть закреплена его роль как преимущественного кредитора населения. Другого банка - инструмента создания ипотеки и потребительского кредитования в России нет и в ближайшие годы не будет. Посему, кредитование, например, нефтяных компаний, особенно на короткий срок, Сбербанком должно быть прекращено. Иначе у нас не будет массового среднего класса.

И последнее, нужно создать новый рынок ликвидных государственных обязательств. Без этого, в том числе без возможности залога таких обязательств коммерческими банками под финансирование в Центральном Банке, невозможно создание современного механизма управления денежной массой.

Еще одна тема, которую я просто обязан сегодня затронуть, касается отношений РСПП к различным ветвям бизнеса.

Крупный бизнес действительно теперь представлен в РСПП, более весомо, чем, скажем год назад. Мы не можем не видеть того, что компании и предприятия, руководители которых участвовали во встречах членов Бюро РСПП с Президентом страны, сегодня производят товаров и услуг почти на 100 млрд. долларов или половину общего объема ВВП. К примеру, только возглавляемая О. В. Дерипаска Группа «Сибирский алюминий» занимает второе место в мире по производству алюминия. А налоги, которые вносят крупные компании и заводы - это почти 30 млрд. долларов в консолидированный бюджет или 50 процентов сборов в федеральный.

С эти надо считаться всем, независимо от экономических воззрений и политических пристрастий.

Но мы, по-прежнему, очень внимательно относимся к проблемам малого и среднего бизнеса. Если мы оторвемся друг от друга структурно, идеологически, либо культурой бизнеса, то, несомненно, все проиграют.

Скажем откровенно, что в прошлом малому и среднему предпринимательству мы не уделяли достаточно внимания, но жизнь показала, что настало время решать его проблемы в стране в комплексе, независимо от масштабов предприятий. Реформы налогового и валютного законодательства, естественных монополий, судебной системы, финансов, социальных отношений одинаково важны для всех предпринимателей. Более того, в сфере малого бизнеса объективно работает наибольшее число предпринимателей, заинтересованных в этих реформах. Но есть и свои специфические проблемы - это регистрация и ликвидация предприятий, административный произвол чиновников, финансирование бизнеса и другое. И эти проблемы тоже необходимо решать.

Во всех развитых странах малое и среднее предпринимательство представляет собой одну из основ их экономической и социальной стабильности. Более половины валового внутреннего продукта (а в отдельных странах до 80 процентов) производится малыми и средними предприятиями.

У нас же сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Вокруг и внутри малого и среднего бизнеса созданы сотни объединений, ассоциаций, инфраструктурных компаний. На федеральном и региональном уровнях исполнительной власти существуют комитеты и департаменты, в органах законодательной власти - соответствующие комиссии и подкомиссии. Подготавливались многочисленные законодательные инициативы и предложения. Но, как говорится, «у семи нянек - дитя без глазу». Эффективность этой работы, к сожалению, остается крайне низкой: удельный вес малого бизнеса в ВВП страны крайне низкий, он составляет менее 10 процентов. Занятость населения в нем далека от мировых показателей.

Не могу обойти такой важный вопрос, как формирование и реализация активной промышленной политики.

Эта проблема была и остается узловой на всех этапах практической деятельности Союза. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в наше время активная промышленная политика сопряжена с принятием нелегких решений. Дело в том, что промышленность России обескровлена до такой степени, что надеяться на сохранение всего, что в принципе является полезным, не приходится. Многое из того, что могло лечь в фундамент новой процветающей России, безвозвратно утеряно, многое находится на грани исчезновения. Поэтому надо создавать условия для концентрации крайне ограниченных ресурсов на тщательно отобранных приоритетных отраслях, особенно для социальной сферы. Жестким законам рыночной экономики придется дать возможность безжалостно выбраковать многие из тех видов деятельности, которые не войдут в число приоритетных.

Особое место при реализации активной промышленной политики мы отводим использованию потенциальных возможностей предприятий и организаций высокотехнологичного и многопрофильного оборонно-промышленного комплекса. Они во многом определяют и обеспечивают научно-технический прогресс, в том числе в смежных отраслях.