Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Об опыте работы Госгоринспекции г.Москвы

В.И.Коробов, начальник организационно-распорядительного управления Госгоринспекции г.Москвы

Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда в г. Москве, сокращенно Госгоринспекция, создана в соответствии с распоряжением Мэра Москвы 5 лет назад - в марте 1996 года. Основные задачи инспекции - приведение порядка предоставления и использования нежилых помещений в городе в соответствие с положениями федеральных и городских законодательных и нормативных актов, профилактика правонарушений в этой области.

Аналогов инспекции до сих пор нет ни в одном другом субъекте Российской Федерации.

Почему же возникла и зачем нужна инспекция? Какие цели преследовались при ее создании? Ответы на эти вопросы были получены уже при первых проверках, когда количество нарушений установленного после 1991 года порядка использования нежилых помещений достигало 80% от количества проверок. А это значит, что в 4-х из 5-ти случаев доходы от использования государственной собственности уходили не в бюджет Москвы или России, а в карманы посторонних людей, в основном, руководителей предприятий и организаций. Это немалые суммы, поскольку в Москве более 50 млн. кв. метров площадей, относящихся к городской (муниципальной) собственности и еще больше - федеральной.

2 апреля 1997 года Московской городской Думой принят разработанный инспекцией Закон № 7 «О государственном контроле за учетом, регистрацией и использованием объектов нежилого фонда в г.Москве», аналогов которому также не существует ни в России, ни в субъектах Федерации.

К этому же времени по техническим требованиям Госгоринспекции началась разработка автоматизированной информационной системы и предусмотренных Законом № 7 документов, регламентирующих порядок проверки и регулирующих наложение административных взысканий за допущенные нарушения. С марта 1997 года информация о проверках, фактических пользователях, правоустанавливающих документах на занимаемые помещения, выявленных нарушениях и принятых мерах административного воздействия заносится в компьютерную базу данных. В настоящее время, благодаря пониманию Правительством Москвы важности решаемых задач, Госгоринспекция оснащена более чем 100 компьютерами, в базу данных внесены записи о более чем 44 тыс. проверках и фактических организациях-пользователях нежилыми помещениями.

К сентябрю 1997 года создана и приступила к работе городская Административная комиссия по рассмотрению правонарушений в сфере учета регистрации и использования объектов нежилого фонда в г. Москве. В состав Административной комиссии вошли представители правоохранительных органов, контролирующих организаций, префектур административных округов и ряда других подразделений Правительства Москвы. В итоге окончательные решения о наложении предусмотренных Законом № 7 административных взысканий принимает коллегиальный орган. Случаи обжалования решений Административной комиссии в арбитражном суде и судах общей юрисдикции единичны.

Результаты работы инспекции не замедлили сказаться. В настоящее время количество выявляемых нарушений снизилось с 70-80%, в первые годы, до 35-40% от количества проверок. Около 60% организаций, занимающих городские (муниципальные) нежилые помещения, не только оформили в установленном порядке документацию на занимаемые помещения, но прошли государственную регистрацию прав и договоров (контрактов). Для сравнения по федеральной собственности, расположенной в Москве, эта цифра не превышает 3%. Но главное в том, что в городе создан такой психологический климат, когда пользователи понимают необходимость выполнения установленных требований, потому что постоянное их нарушение обходится существенно дороже.

Проверки проводились по целому ряду направлений, например, более двух лет инспекция проверяла льготные категории арендаторов нежилых помещений, разработаны предложения по упорядочению льгот, поскольку, например, коммерческий банк не должен располагаться на площадях булочной и платить аренду по ее ставкам.

Необходимость и результативность таких проверок можно пояснить следующим примером: общество с ограниченной ответственностью занимает нежилые помещения общей площадью более 3500 кв.метров по договору аренды с Северо-Западным территориальным агентством Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы. Нежилые помещения представляют собой отдельно стоящее 5-этажное 4-х подъездное здание, являющееся городской собственностью и находящееся на балансе ДЕЗ РУ «Покровское-Стрешнево». В соответствии с договором аренды целью использования помещения является производство товаров народного потребления с привлечением труда инвалидов, в связи с чем установлена льготная ставка арендной платы.

Проверкой установлено, что фактически ООО занимает половину здания (2 подъезда площадью 1801 кв.м), и все эти площади переданы по договорам безвозмездного пользования сторонним организациям. В остальных 2-х подъездах: 4-й и 5-й этажи занимает общежитие одной из воинских частей, на 1-3 этажах идет ремонт и часть помещений используется для проживания рабочих, производящих ремонт.Кроме того, эксплуатируется кирпичная постройка площадью 30 кв.м без оформления каких-либо разрешительных документов на ее занятие и использование. Произведена перепланировка помещений без окончательного оформления разрешительной документации.

В этом случае организация, получившая с учетом предполагавшегося применения труда инвалидов в пользование находящиеся в городской муниципальной собственности нежилые помещения по льготной ставке арендной платы, фактически не занимается деятельностью, для реализации которой предоставлены льготы, и распоряжается помещениями как своей собственностью. Город получает за использование помещений минимальную плату.

Подобных нарушений и нарушителей в целом по городу еще немало.

Продолжаются работы по проверкам городских помещений, переданных в хозяйственное ведение и оперативное управление, в этом случае плата за использование в бюджет не взимается. По окончании этапов этих проверок будут разработаны предложения об изъятии помещений и передаче их в аренду, если помещения используются не по назначению.

Безусловно, есть и нерешенные проблемы. Например, некоторые пользователи говорят, цитирую: «Мне легче заплатить штраф столько раз, сколько раз меня будут проверять инспекторы, чем пройти через круги ада оформления документов». Во многих случаях это не бравирование количеством денег, а указание соответствующим структурам Правительства Москвы на недоработки чиновников. К таким недоработкам следует отнести отсутствие единой компьютерной базы данных, включающей в себя информацию о земельных участках, коммуникациях, жилых и нежилых строениях, организациях и гражданах, занимающих помещения в каждом из строений, результатах проведенных проверок этих объектов и субъектов. Отдельные составные части этой системы «имущественного кадастра» созданы, но каждая имеющая информацию структура расстается и делится с ней крайне неохотно. В результате - длительность оформления документов, а зачастую - путаница и неразбериха.

Для решения этой проблемы Госгоринспекцией предпринимаются определенные шаги. На первом этапе намечены и реализуются меры по интеграции баз данных подразделений имущественно-земельного комплекса, далее предстоит наладить обмен информацией с контролирующими организациями и заинтересованными подразделениями Правительства Москвы.

Вопросов и трудностей много, но Госгоринспекция, создана и сделала первые положительные шаги в направлении осуществления функции контроля за использованием нежилых помещений, что является одной из важнейших и неотъемлемых составных частей системы управления государственным имуществом.