Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Государственная регистрация прав на объекты природопользования: проблемы и перспективы

Давлетшин Р.Т., председатель государственной регистрационной палаты при министерстве юстиции Республики Башкортостан

В январе 1995 года вступила в силу часть первая ГК РФ. Принятие данного нормативно-правового акта ознаменовало новый этап в развитии российского гражданского права. Возникли новые институты гражданского права, в том числе, институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В статье 130 ГК РФ определено понятие недвижимости, к которой относятся природные ресурсы (участки недр, земельные участки, обособленные водные объекты, леса), а также все, что прочно связано с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Статья 131 ГК РФ целиком посвящена государственной регистрации недвижимости.

Вступление в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» завершило процесс легитимного становления института государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

С момента вступления данного нормативного акта в силу прошло более 3 лет. За этот период учреждениями юстиции накоплен немалый опыт работы в указанной сфере. Вместе с тем, как это всегда бывает на практике, зачастую перед регистрационными органами встают вопросы о применении тех или иных положений законодательства. Одной из таких проблемных тем является и государственная регистрация прав на объекты природопользования.

Сложность проблемы состоит в том, что нормативное регулирование отношений в области природопользования складывается во взаимосвязи норм гражданского и природоресурсного законодательства, которые, следует признать, по ряду положений противоречат друг другу. Только устранение таких противоречий позволит осуществлять государственную регистрацию прав на природные ресурсы.

Затягивание принятия Земельного кодекса Российской Федерации приводит к возникновению достаточно сложной и противоречивой ситуации. Дело в том, что подзаконными актами вопросы регистрации прав на земельные участки урегулированы неоднозначно, а законодательные акты субъектов Российской Федерации по разному подходят к его решению. Так, утвержденным Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации № 503 от 30.05.93 г. устанавливалось, что при продаже гражданами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства должна происходить регистрация районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству нотариально удостоверенной купчей. Право собственности же на землю подлежало регистрации местной администрацией. Указ Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 07.03.96г. №337 установил, что договора передачи земельных долей в аренду, внесение земельных долей или прав пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций регистрируются в местных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству. Рассматривая указанные положения необходимо отметить наличие в них ряда противоречий нормам Гражданского законодательства.

В частности, передача в аренду земельной доли или передача права пользования земельной долей не соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ о четком определении в договоре предмета аренды, который должен быть вещью, а не идеальной долей в праве. Считаем, что пользоваться можно вещью, но ни как не долей в праве. В соответствии с этим справедливо было бы указать на содержание ст.24 Федерального Закона «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части государственной регистрации права на долю в общей долевой собственности. По нашему мнению, исходя из названия статьи «Государственная регистрация права общей собственности на недвижимое имущество», должна производиться государственная регистрация общей собственности на недвижимость, а не государственная регистрация права на долю в общей долевой собственности, так как долю в праве нельзя отнести к объекту недвижимости.

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации, то и здесь наблюдается как различное регулирование видов прав на землю и их ограничений, так и разнообразие подходов к государственной регистрации прав на землю и сделок с ней. Так, Е.Иванкина и И. Ртищев по результатам проведенного анкетирования отмечают, что в 13 субъектах Российской Федерации региональными земельными законами введены ограничения на частную собственность граждан и юридических лиц на сельскохозяйственные угодья1. По различному решаются вопросы возможности наличия права частной собственности на землю, возможности продажи земли, вводятся непредусмотренные федеральным законодательством виды прав. Так, ст. 17 Конституции Республика Тыва, ст.11 Конституции Республики Марий Эл содержат указания на то, что земля передается в пожизненное наследуемое, индивидуальное, коллективное и общинное владение. Закон Республики Дагестан «О земле» передает землю исключительно в постоянное владение юридическим лицам и это далеко не исчерпывающий перечень примеров. В данных условиях говорить о единообразном подходе в регистрации прав на земельные участки довольно-таки трудно. Нет сегодня и единой практики в вопросах регистрации сделок с землей. Так, договор купли-продажи земельного участка в некоторых регионах регистрируется, в других нет. При этом нормы об обязательности регистрации договора купли-продажи в районных комитетах по землеустройству не могут рассматриваться как указание на необходимость регистрации этих договоров учреждениями юстиции в Едином государственном реестре прав. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть в действующем Гражданском законодательстве и законодательстве о природных ресурсах РФ, нормы о государственной регистрации прав на природные объекты недвижимости, осуществляемых учреждениями юстиции. Тем самым были бы выделены две разные системы регистрации, одна из которых проводится специализированными органами государственной власти, другая - учреждениями юстиции по регистрации прав и сделок на недвижимое имущество.

На уровне законодательства иных субъектов Российской Федерации такая необходимость в регистрации не установлена, соответственно сделки с земельными участками не подлежат удостоверению.

Немало проблем возникает и при государственной регистрации прав на иные объекты природопользования.

Закон «О недрах» не содержит прямого указания на необходимость государственной регистрации прав на недра в учреждениях юстиции. Статья 28 данного Закона предусматривает, что «государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами».

Очевидно, что в ст.28 Федерального закона «О недрах» речь идет не о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренной Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ст.28 Федерального закона «О недрах» предусматривает специализированный учет специально уполномоченными государственными органами (на федеральном уровне - ФГУ «Федеральный фонд геологической информации»).

П.2 ст.131 Гражданского кодекса РФ предусмотрел, что помимо государственной регистрации может предусматриваться специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого имущества, которые не носят правоустанавливающего значения. Это - дополнительный контроль за некоторыми видами недвижимости.

Но только государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающее юридический состав, лежащий в основании возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость.

Схожая ситуация сложилась и в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с использованием водных объектов.

Согласно ст.11 Водного кодекса Российской Федерации обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Обособленные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц (ст.ст.33, 34, 35 ГК РФ).

Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования, право краткосрочного пользования и право ограниченного пользования.

Эти права возникают на основании одноименных договоров. Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем (ст.54 Водного кодекса РФ).

Согласно ст.55 Водного кодекса РФ «договор пользования водным объектом считается заключенным с момента его регистрации специально уполномоченным государственным органом управления, использования и охраны водного фонда».

Таким образом, договора пользования обособленными водными объектами подлежат регистрации только в специально уполномоченных государственных органах управления использованием и охраны водного фонда.

На сегодняшний день, лишь в Лесном кодексе РФ указана необходимость государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда. Ст.32 Лесного кодекса РФ конкретизирует, что договор аренды участка лесного фонда «подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством». При этом следует обратить внимание, что договора безвозмездного пользования и концессии не отнесены Гражданским кодексом к договорам, подлежащим государственной регистрации. Данное положение закреплено только в Лесном кодексе РФ. Таким образом, в Лесном кодексе РФ получил свое дальнейшее развитие институт государственной регистрации прав и сделок.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня институт государственной регистрации прав на объекты природопользования нуждается в развитии, также как и институты земельного и природоресурсного права.