Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2-3 (7-8) 2001г

Выступление Ю.М.Лужкова, мэра г.Москвы

Вопрос, который мы сегодня обсуждаем - ключевой, от его решения зависит, сможет ли любой гражданин РФ создать себе и своей семье достойные условия для проживания, создать хорошие стартовые условия для своих потомков.

Жилищно-коммунальная реформа началась 10 лет назад, и с тех пор сделано многое. Мы уже довели оплату жилищно-коммунальных услуг до 50%, предоставили населению право не оплачивать эти услуги при их неполной или некачественной поставке, осуществляем меры по демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, совершенствуем процедуру платежей, меры по социальной поддержке граждан.

Нашему народу на протяжении 70 лет говорили о том, что государство оказывает благодеяние, предоставляя бесплатное жилье для граждан, забыв о том, что на самом деле бесплатного жилья не бывает. Жилье всегда стоит ровно столько, сколько оно стоит в рамках избранного обществом способа удовлетворения этой главной потребности. Не государство благоденствует граждан, дотируя им оплату жилья, а наоборот, граждане, согласившись передать государству средства на оплату строительства и эксплуатации жилья, компенсации потерь и утечек. Например, оплата расходов на обогрев зданий, на водоснабжение, на содержание городских территорий. За счет того, что соответствующие расходы частично покрываются за государственный счет, у конечного потребителя нет реального стимула сокращать потребление, а тем более вкладывать в это свои средства. Средства эти в значительной степени уходят на оплату налогов.

Известно, что от того, как быстро и качественно осуществляются жилищно-коммунальные преобразования зависит степень развития человеческого общества.

В какую сумму обходится жилье москвичам?

В Москве на 2001 год запланировано построить 3,5 миллиона квадратных метров жилья, что потребует с учетом инфраструктуры порядка 20 миллиардов рублей. Это значит, что амортизация 182 миллионов квадратных метров уже имеющегося жилого фонда может быть оценена порядка 70 миллиардов рублей. Если считать среднестатистический доход населения по Москве 8 300 рублей, то видно, что москвичам не по карману даже простое сохранение существующей жилищной обеспеченности. На самом деле правильнее считать не доход на душу населения, а зарплату, потому что те, у кого получилось такое превышение доходов над зарплатой, давно решили свои жилищные проблемы.

На обеспечение москвичей жильем с необходимой инфраструктурой тратится из бюджета 80 миллиардов рублей, плюс дотации на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию - 7,5 миллиардов рублей, плюс скрытое субсидирование энергоносителей - порядка 30, это в сумме составляет около 120 миллиардов рублей. Если учесть, что половину жилищных расходов - 50% покрывают сами граждане, мы приходим к выводу, что жилищная потребность граждан Москвы поглощает большую долю доходов граждан. Расточительно и не очень умело ведем хозяйство, строительство и эксплуатацию жилья.

Беспокоит и увеличение аварий. По нашим подсчетам к 2003 году мы можем столкнуться с цифрой 500 аварий на 100 километров сетей.

Грамотная реформа жилищно-коммунальной сферы - настоятельная потребность государства, переходящего от тотального социализма к обществу экономических и политических свобод.

Понятно, что невозможно осуществлять реформу методом шоковой терапии. Я являюсь сторонником поэтапного решения вопросов.

Наше жилищно-коммунальное хозяйство и многие строительные фирмы не смогут существовать без опоры на бюджетные средства. Мое мнение, что реформу нужно осуществлять поэтапно, добавляя доходы бюджетникам и повышая коммунальные платежи.

Цель, поставленная Президентом РФ, о 100% оплате за коммунальные услуги и жилье, абсолютно правильная, важно, как эту цель реализовывать. Необходимо повышать благосостояние людей, заработную плату. Многое на пути к этой цели зависит от работы Правительства РФ, руководства субъектов РФ.