Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (6) 2001г

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

Дорогие читатели!

Новый год — новые задачи и для нас. Ваши отклики подталкивают к расширению круга освещаемых вопросов, углубленному их рассмотрению. Так распорядился законодатель, что недвижимость — это и земли, в том числе сельскохозяйственного назначения; и недра; и леса; и энергетические и транспортные системы; и жилищный фонд; и всевозможные строения, здания, сооружения; и основные фонды предприятий; и целые предприятия как имущественные комплексы, включая принадлежащую им интеллектуальную собственность, акции, деньги на счетах, всевозможные обязательства и права, и т.д.

Практически без преувеличения можно сказать, что недвижимость — базис нашей экономики. Кроме того, в правовом регулировании связанных с недвижимостью вопросов базовой категорией является право собственности, реализация которого во многом определяет политическое устройство страны, динамику происходящих общественных процессов.

Сквозь призму экономических и правовых вопросов, связанных с объектами недвижимости, наглядно высвечиваются различные аспекты бюджетных отношений, региональной политики, налоговой политики, инвестиционной активности, военной реформы, аграрной реформы, развития рынка ценных бумаг, борьбы с преступностью и т.д.

В круге проблем недвижимости можно выделить две основополагающие сферы — правовая защита прав собственности и создание экономических условий для вовлечения объектов недвижимости в хозяйственный оборот, стимулирование производственной деятельности на базе этих объектов. И в той и в другой сфере правовые конструкции отражают экономические модели, концепции, приоритеты. Выбранный угол зрения на комплекс освещаемых вопросов мы сохраним и в дальнейшем: от экономических задач к правовой базе, практике в регионах, насущным проблемам участников рынка.

В наступившем году мы ставим задачу постепенно расширить круг публикаций от простого освещения актуальных проблем, анализа законов и правоприменительной практики до вопросов формирования экономической политики, совершенствования правовой системы, для чего приглашаем выступить на наших страницах политиков, ученых, представителей исполнительной, законодательной, судебной властей, предпринимателей, как федерального уровня, так и из регионов. Вместе с тем важно не терять практической составляющей и продолжить публикации по конкретным направлениям, из которых сотрудники государственных структур, частных компаний, граждане могут получить ответы на вопросы своей каждодневной практики.

Сегодня, после пятнадцати лет разнообразных реформ, в стране наступила хрупкая стабилизация, которая имеет шанс перейти в постепенный экономический рост. Куда пойти дальше? При доработке принципов экономической политики и на их основе — программы мер по совершенствованию законодательства — необходимо учитывать следующие подходы:

1.Экономическая политика должна базироваться на общественном согласии о ее целях и методах. Это позволит сгладить острые социальные проблемы в период до начала кардинальных сдвигов в экономике. Граждане должны понимать действия государства.

2.При выработке экономической политики важнейшей составляющей является учет демографических процессов как с точки социальной защиты населения, формирования производительных сил, так и с точки зрения сохранения России как суверенного государства на своей территории.

3.Методы и степень участия государства в регулировании экономики должны стать предметом тщательного исследования, обсуждения, апробирования на конкретных проектах и территориях. Положительные конструктивные предложения должны идти в «общую копилку» независимо от того, в каком политическом лагере они возникают, поскольку на сегодня единого «спасительного рецепта» нет ни у кого.

4.При выработке экономической политики важно учитывать накопленный за годы реформ опыт, общие тенденции мирового развития на ближайшие десятилетия, уникальное геополитическое положение и территориальные особенности России. Также важно выстроить экономическую модель развития, адекватную реальному состоянию экономики. С этой точки зрения необходимо максимальное задействование научного потенциала для обобщения опыта, генерации и обработки новых идей.

5.Экономическую политику необходимо согласовывать с процессами в «ближнем зарубежье», особенно в свете межгосударственной экономической интеграции. Важная задача также — согласование правовых систем.

6.В стране должно быть единое экономическое и, соответственно, правовое пространство. Властные функции государства должны исполняться без сбоев.

7.Регионы должны иметь значительную самостоятельность, проявлять инициативу в вопросах стимулирования инвестиций через упрощение бюрократических процедур, через механизмы экономической заинтересованности, предоставление дополнительных правовых гарантий. В этой области наш журнал особое внимание и далее будет уделять инвестиционной практике на региональном уровне.

Постараемся сделать максимум для решения поставленных задач.

Еще раз благодарим всех, кто оказал нам поддержку, рассчитываем на нее и в дальнейшем.

С.О. Бочков
Главный редактор
Председатель межрегионального
общественного движения
«За правовую поддержку
отечественных товаропроизводителей»