Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (5) 2000г

Рынок недвижимости и экономический рост

Штульберг Б.М., д.э.н., профессор, заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономики России и РАН

Объем и динамика рынка недвижимости в регионах зависят от структуры и перспектив изменения доходности объектов недвижимости, среди которых выделяются земельные участки, здания, сооружения, квартиры и помещения.

Структура объектов недвижимости меняется в основном в зависимости от интенсивности процесов воспроизводства основных фондов различного назначения, которые могут иметь расширенный, простой или служебный характер.

Доходность объектов недвижимости производственного назначения прямо связана с возможностью получения прибыли от хозяйственной деятельности, а объектов непроизводственного назначения — от спроса и предложения на земельные участки, жилье и служебные помещения.

Эффективность использования производственных фондов зависит от положения предприятий и фирм региона на рынках профилирующей продукции и от возможностей привлечения необходимых инвестиций в основной капитал.

Емкость и динамика рынка непроизводственных фондов в значительной мере определяются уровнем и перспективами развития хозяйства региона: чем выше уровень доходов населения, инфраструктурная обустроенность и экономическая активность территории, тем дороже ценится недвижимость.

Таким образом рынок недвижимости формируется под непосредственным и достаточно сильным воздействием экономической ситуации и перспектив экономического роста в субъектах Федерации и городах.

В связи с этим для прогнозирования рынка недвижимости особое значение приобретает оценка социально-экономического положения и перспектив развития регионов.

Характеристика существующего положения и предпосылок социально-экономического развития регионов включает оценку:

  • ресурсной базы (количество и качество земельных, лесных, водных, минерально-сырьевых ресурсов);
  • экономического потенциала (структура и качество основных фондов);
  • инфраструктурного потенциала (обеспеченность мощностями инфраструктуры: железными и автомобильными дорогами, электрическими сетями и линиями связи, авиационным транспортом и т.п.);
  • кадрового потенциала (наличие и качество трудовых ресурсов);
  • уровня экономического развития;
  • уровня и качества жизни населения.

Обобщающими показателями экономической ситуации в регионах могут выступать показатели инвестиционной привлекательности и предпринимательского риска, которые характеризуют вероятное поведение инвесторов и тем самым позволяют прогнозировать изменения на рынке недвижимости в ближайшие один-два года.

О региональных различиях подобных оценок дают представление следующие данные (субъекты Федерации в % к среднему значению по РФ):

  Производство ВРП на душу населения Текущая инвестиционная привлекательность Размер основных фондов на душу населения
Максимальное значение 432 260 760
Минимальное значение 32 40 18
Размер дифференциации (раз) 13,5 6,5 42,2

Более длительный прогноз изменений рынка недвижимости связан с оценкой долгосрочных перспектив экономического роста регионов. При этом на первый план выходят такие факторы, как ресурсный, инфраструктурный и трудовой потенциалы.

Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ на краткосрочный (один год) и среднесрочный (2-3 года) период систематически осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ совместно с субъектами Федерации. Долгосрочные (на 10-15 лет) прогнозы территориального развития выполняет Совет по изучению производительных сил. Кроме того, информацию о перспективах развития регионов содержат региональные (федеральные и субфедеральные) целевые программы.

Учитывая, что прогнозная информация имеет важное значение для определения тенденций в экономике недвижимости и оценки особенностей региональных рынков, журнал предполагает открыть новую рубрику: «Экономика регионов и рынок недвижимости». В этой рубрике систематически будут выходить материалы о перспективах территориального развития России, прогноза социально-экономического развития субъектов Федерации и региональных целевых программах.