Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Инвестиционная привлекательность муниципального образования "Город Киров"

Быков В.В., Глава города Кирова

***

Город Киров занимает ведущую позицию по итоговому рейтингу основных инвестиционных показателей (инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций привлеченных средств, объем инвестиций в основной капитал на душу населения). Однако имеющийся потенциал используется не в полной мере. Основной причиной является недостаток собственных средств бюджета города. В качестве решения данной проблемы может выступить конструктивное взаимодействие бизнеса и органов местного самоуправления в форме муниципально-частного партнерства.

Ключевые слова: инвестиции, город Киров, целевая программа, инфраструктура, государственно-муниципально-частного партнерства.

***

Инвестиционная привлекательность — понятие комплексное и является результатом финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного предприятия и в целом активности предпринимательства региона. Кировская область в целом и столица региона, в частности, не располагают значительными природно-сырьевыми ресурсами (нефтью, газом, углем), которые являются катализаторами экономического роста в некоторых регионах РФ.

Основным методом стимулирования инвестиционной деятельности в Кирове является предоставление инвесторам льгот по налогам. В настоящее время считается, что пакет документов по инвестиционной политике, принятый в Кировской области, является наиболее полным среди регионов Приволжского федерального округа. Правительством и Законодательным Собранием области утверждено более 30 нормативных актов, составляющих основу регионального законодательства по инвестиционной деятельности и рынку ценных бумаг.

К сожалению, у муниципалитетов нет действенных рычагов по стимулированию привлечения инвестиций, т.к. согласно Налоговому кодексу в бюджете муниципальных образований остались только земельный налог и налог на имущество физических лиц. В таких условиях перед руководителями региона встает задача найти или создать источники инвестиций, технологии по привлечению и управлению инвестиционной привлекательностью.

Муниципальная поддержка предпринимательства

Для привлечения дополнительных инвестиций в городе реализуются муниципальные и ведомственные целевые программы, в рамках которых оказывается финансовая, информационная, консультационная поддержка предпринимательства, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. В частности, городской властью разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в МО «Город Киров» на 2010-2014 годы». Объем средств местного бюджета, направляемый на развитие малого предпринимательства за весь период действия Программы, составит 63,5 млн руб.

Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются следующие формы муниципальной поддержки:

муниципальная гарантия на срок кредитования под реализацию инвестиционных проектов в соответствии с порядком проведения ежегодного городского конкурса инвестиционных проектов;

субсидирование процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам в соответствии с порядком предоставления за счет средств бюджета муниципального образования «Город Киров» субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

компенсация части затрат на оплату консультационных и экспертных услуг победителям конкурса инвестиционных бизнес-проектов для студентов вузов, ссузов, реализующих проекты в области инноваций и промышленного производства.

Кроме того, в настоящее время определены 7 земельных участков для создания парковых зон интенсивного развития и ведется их подготовка для развития следующих направлений деятельности: углубленная деревопереработка, стройиндустрия, биотехнологии, переработка сельхозпродукции.

Для принятия опережающих мер по решению вопроса привлечения инвестиций на территорию города и изменения структуры предпринимательства в декабре 2008 г. создано муниципальное автономное учреждение «Центр инновационного развития предпринимательства»— ядро будущего технопарка.

Его миссия — создание в МО «Город Киров» социальной, экономической, технологической и информационной среды, способствующей развитию и активному внедрению инновационных технологий в реальный сектор экономики. Основными задачами центра являются формирование единого информационно­технического пространства, портфеля инновационных и инвестиционных проектов, создание системы привлечения инвестиций, сети инкубирования инновационных предприятий.

В мае прошлого года Вятской торгово-промышленной палатой совместно с Кировской городской Думой, администрацией города Кирова и общественными объединениями предпринимателей при поддержке Правительства Кировской области проведен Открытый деловой форум «Предпринимательство на Вятке». Мероприятие направлено на решение одной из основных задач городской программы малого и среднего предпринимательства — повышение эффективности взаимодействия субъектов предпринимательства с органами власти и контролирующими структурами в целях развития экономики региона.

Приоритет муниципальной поддержки отдается созданию высоких ресурсосберегающих технологий, разработке новых материалов, освоению минерально-сырьевых и лесных ресурсов, созданию информационных систем, разработке высокоэффективных медицинских препаратов, обеспечению экологической безопасности, созданию научно-производственных систем, установлению межрегиональных научных контактов с целью организации комплексных фундаментальных и прикладных исследований, разработке на их базе высокоэкономичных высоких технологий.

Кроме того, в рамках Стратегии социально-экономического развития Кировской области рассматриваются вопросы создания модели инновационного развития экономики региона. В связи со значительным потенциалом предпринимательства, сосредоточенным на территории города Кирова, планируется сконцентрировать усилия Правительства области, городской власти, структур поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках формирования синхронизированной программы действий по созданию технопарковой инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса.

Создание развитой инфраструктуры, применение современных технологий доставки и обработки товаров, организация торговых и производственных процессов, возможность облегченного старта новых процессов, ускоренного оформления разрешительных процедур позволит обеспечить привлекательность для бизнеса обособленных зон, высокое качество обслуживания населения. В целях адаптации интересов предпринимательства по созданию новых бизнес-процессов рассматривается возможность бесплатного обучения организации процессов, составления бизнес-планов, компенсации банковских процентных ставок, арендных платежей, предоставления муниципальных гарантий для обеспечения ускоренного старта бизнеса.

Инвестиционный климат

Инвестиционный климат города Кирова как показатель, отражающий степень благоприятности сложившейся ситуации возможного поступления инвестиций, имеет ряд особенностей. В динамике показателя инвестиций в основной капитал присутствуют тенденции роста. Несмотря на то, что в 2009 г. произошло сокращение объемов инвестиций относительно 2008 г., вызванное неблагоприятной общеэкономической ситуацией, в 2010 г. ситуация стабилизировалась. При этом анализ общих тенденций свидетельствует о благоприятном положении города Кирова по данному показателю (рис. 1).

В структуре инвестиций наибольшую долю занимают привлеченные средства, основной объем которых относится к федеральным ресурсам.

Инвестиционные капиталовложения в 2010 г. производились в основном в таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом, в отраслях обрабатывающей промышленности, транспорте и связи, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (рис. 2).

В бюджете города Кирова предусмотрена адресная инвестиционная программа по направлениям: развитие жилищного строительства, строительство детского сада, строительство сетей теплоснабжения, водоснабжения, газификация населенных пунктов, строительство пешеходного перехода, реконструкция и строительство дорог. В 2010 г. на реализацию инвестиционной программы объем инвестиций составил 179,9 млн руб.

Наибольшие объемы собственных средств, инвестированных в развитие экономики города, приходятся на долю предприятий обрабатывающей промышленности (17%), транспорта и связи (18%), а также здравоохранение и предоставление социальных услуг (14%).

Основным источником инвестиций в собственный капитал на сегодняшний день являются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов (40,5% объема инвестиций в основной капитал). Наиболее значительные бюджетные инвестиции осуществляются в рамках приоритетных национальных проектов и федеральных программ, разработанных в следующих сферах: здравоохранение и предоставление социальных услуг (38,5% всех бюджетных инвестиций), обеспечение доступным жильем (26% всех бюджетных инвестиций), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (22% бюджетных инвестиций). Наибольшую долю в бюджетных инвестициях занимают средства федерального бюджета (68%).

Среди наиболее значимых инвестиционных проектов с участием иностранного капитала можно выделить проект испанского концерна «ТЕКА» — одного из мировых лидеров по объемам выпуска встраиваемой бытовой техники. В конце 2007 г. данное предприятие приобрело часть имущественного комплекса ОАО «Ново-Вятка» и ОАО «Нововятский механический завод». С января 2009 г. ООО «Тека Энтерпрайз» выпускает продукцию под новой торговой маркой «Rika».

В сентябре 2005 г. Итальянская «Candy Group» приобрела кировский завод стиральных машин «Веста». После завершения модернизации производства на заводе выпускаются стиральные машины "Вятка" нового поколения. «Вятка» — единственный российский бренд автоматических стиральных машин. Сегодня продукция бренда «Вятка» изготавливается на мощном производстве, оснащенном по самым высоким современным требованиям. К продукции предъявляются высочайшие стандарты качества. Уровень тестов гораздо выше, чем в целом по индустрии, и учитывает российскую специфику эксплуатации.

В 2009 г. на территории муниципального образования открыт торговый комплекс "Метро" германской компании ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", общей площадью 14,5 га, торговой площадью 10,5 тыс. м2.

Стратегическими для МО «Город Киров» являются следующие проекты (направления):

  • развитие транспортной инфраструктуры МО «Город Киров» в части улучшения пропускной способности улично-дорожной сети города Кирова и развития общественного транспорта — как фактора, обеспечивающего эффективное использование территории (способствует решению стратегических задач развития города);
  • реконструкция и модернизация крайне изношенной коммунальной инфраструктуры, а также создание внеплощадочных систем водоснабжения областного центра;
  • создание парковых зон интенсивного развития на территории МО «Город Киров», обеспечивающих благоприятные условия для реализации крупных инвестиционных проектов.
  • увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда, а также социальной инфраструктуры сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта.

В целях обеспечения сохранности жилищного фонда разработана и утверждена решением Кировской городской Думы от 21.12.2007 № 10/3 муниципальная целевая программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Кирова в 2008-2011 годах» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». С целью обеспечения выполнения обязательств государства по реализации прав граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде и нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработана и утверждена решением Кировской городской Думы от 21.12.2007 № 10/2 муниципальная целевая программа «Переселение граждан города Кирова из ветхого и аварийного жилищного фонда в приоритетных зонах застройки на 2008-2015 годы». Проводится работа по комплексной застройке территорий города.

В городе ведется работа по подготовке инвестиционных площадок. Планируются и реализуются крупные инвестиционные проекты на предприятиях «Кировхлеб», «Кировский завод ОЦМ», «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», «Кировский мясокомбинат», «Кировский БиоХимЗавод», «Управляющая компания Нововятского лесопромышленного комплекса», ТГК-5, ОАО «Кировские коммунальные системы» по развитию систем водоснабжения и водоотведения и ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» по развитию системы теплоснабжения города Кирова.

В МО «Город Киров» осуществляется реализация национального проекта по направлению «Ускоренное развитие животноводства» в 4 пригородных хозяйствах: «Агрофирма «Дороничи», Агрокомбинат племзавод «Красногорский», сельхозпредприятие «Кировское» и птицефабрика «Костинская».

Привлечение инвестиций в экономику города

В рамках стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Киров» основным механизмом привлечения дополнительных инвестиций в экономику города является осуществление поддержки инвесторов за счет средств местного бюджета в рамках целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Город Киров» на 2010-2014 годы», в рамках которой определены следующие формы поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов:

  • субсидирование части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам (банковские кредиты, лизинговые договоры, облигационные займы и т.п.);
  • предоставление бюджетных инвестиций частным инвесторам;
  • предоставление муниципальных гарантий;
  • предоставление залогового обеспечения кредита за счет использования залогового фонда МО «Город Киров»;
  • предоставление инвестиционных налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки по уплате налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Широко применяются формы государственно-муниципально-частного партнерства (в соответствии с принятым 04.06.2010 Законом Кировской области «Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства»).

Государственно-частное партнерство осуществляется в форме:

концессионных соглашений;

аренды с инвестиционными условиями, предусматривающей передачу частному партнеру прав владения и (или) пользования в государственным или муниципальным недвижимым имуществом с обязательством инвестора осуществить инвестиции;

договора подряда или государственного контракта с частным партнером, предусматривающим рассрочку платежа в отношении нового строительства и (или) реконструкции объектов недвижимого имущества.

Помимо экономических методов городская власть с большим успехом использует политические методы повышения привлекательности областного центра. Мы активно выступаем за учреждение звания «Город трудовой славы» и присуждение звания городу Кирову. Тем более что я абсолютно уверен: главное богатство нашего города — это люди. В 2010 г. на образование, здравоохранение и подготовку кадров из бюджета муниципального образования «Город Киров» направлено 3728,6 млн руб., что составило более 50% расходов бюджета (таблица). В 2011 г. на эти цели запланировано направить 4007,9 млн руб., что составит 56,7% от общего объема расходов бюджета.

Расходы бюджета муниципального образования «Город Киров» на образование, здравоохранение и подготовку кадров в 2010 и 2011 гг.

Сфера расходов

2010 г.

2011 г.

сумма, тыс. руб.

удельный вес в общем объеме расходов бюджета, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес в общем объеме расходов бюджета, %

Образование

2 901 009,1

39,65

3 204 226

43,8

Здравоохранение

814 780,0

11,1

790 027

12,7

Подготовка, переподготовка кадров

12 844,1

0,17

13 656

0,18

Итого

3 728 633,2

50,92

4 007 909

56,68

Анализ муниципальной практики в сфере проведения инвестиционной политики свидетельствует о положительных результатах ее реализации.

Несмотря на снижение инвестиционной привлекательности субъекта в течение 2006-2009 гг. под воздействием роста факторов инвестиционного риска, город Киров занимает ведущую позицию по итоговому рейтингу основных инвестиционных показателей (инвестиции в основной капитал, доля в общем объеме инвестиций привлеченных средств, объем инвестиций в основной капитал на душу населения). Однако имеющийся потенциал используется не в полной мере, основной причиной является недостаток собственных средств бюджета города. В качестве решения данной проблемы может выступить конструктивное взаимодействие бизнеса и органов местного самоуправления в форме муниципально-частного партнерства.

Реализация механизмов такого партнёрства способствует гармоничному развитию экономики и гарантирует защиту интересов населения муниципального образования. Осуществление мероприятий, направленных на развитие взаимодействия, позволит повысить заинтересованность хозяйствующих субъектов в реализации партнерских отношений с городской властью, будет способствовать формированию социальной ответственности бизнеса.

БЫКОВ Владимир Васильевич. Более 30 лет отдал службе в Вооруженных силах СССР - России. В 2001 г. назначен на должность Военного комиссара Кировской области. С 2007 г. - Глава города Кирова.