Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Калужская область. Ключ к инвестору

Артамонов А.Д., Губернатор Калужской области

***

Сегодня в Калужской области инвесторы найдут возможности для реализации своих экономических интересов, надежных деловых партнеров, доброжелательное отношение и содействие властей.

Ключевые слова: Калужская область, инвестиции, кластер, транспортно-логистическая инфраструктура.

***

Калужская область — один из наиболее динамично развивающихся регионов России, находится в самом сердце страны и граничит с Москвой. В радиусе 150 км от Калужской области проживает 7-я часть всего населения страны. Близость к столичному региону, являющемуся крупным рынком сбыта практически любой продукции, является безусловным преимуществом для инвесторов. Но, как показал опыт, принятие ими решения о размещении производства на территории Калужской области зависит не только от этого. Приток инвестиций и их объемы обусловлены целым рядом факторов.

Всем инвесторам, действующим в области, мы обеспечиваем прозрачные и предсказуемые условия работы. Прежде всего, это целенаправленная и системная работа по созданию возможностей для размещения новых производств на территориях индустриальных парков, низкие риски инвестирования, предоставление налоговых льгот, административная поддержка со стороны органов государственной власти региона, закрепленная в областном законодательстве.

Залог нашего успеха — максимально открытая и последовательная инвестиционная политика, реализуемая в понятной линейке продуктов для инвестора, комплексной системе институтов развития, правовой и финансовой поддержке.

Инструментами её реализации являются региональные институты развития: Корпорация развития Калужской области — девелопер индустриальных парков, Агентство регионального развития — консультант и главный помощник инвестора, и специализированная компания по работе с транспортно-логистической инфраструктурой — «Индустриальная логистика».     

Конечно, реализация любого проекта связана с серьезными финансовыми вложениями, поэтому мы разработали уникальную и универсальную систему поддержки инвесторов. Финансово мы поддерживаем их при помощи налоговых льгот на имущество и прибыль, при необходимости меняем сроки уплаты налогов и сборов в форме инвестиционного налогового кредита, на льготных условиях предоставляем имущество, находящееся в областной собственности.

Инвесторам предлагается абсолютно понятный продукт — размещение производств в индустриальных парках на полностью подготовленных земельных участках с юридическими правами, необходимой инфраструктурой и коммуникациями. Они могут выбрать земли в 7 индустриальных парках: «Грабцево», «Росва», «Ворсино», «Калуга-Юг», «Детчино», «Обнинск» и в частном индустриальном парке финской компании «Лимминкяйнен». Их общая площадь — 2,7 тыс. га, из которых свободно 1,4 тыс. га. Три индустриальных парка — «Грабцево», «Росва» и «Ворсино» получили сертификаты Ассоциации индустриальных парков России.

Ожидаемый к 2020 году объем инвестиций от резидентов индустриальных парков — до 240 млрд руб. Будет создано порядка 25 тыс. новых рабочих мест. Новым этапом деятельности Калужской области станет создание системы эффективного управления индустриальными парками и тиражирование успешного опыта на южные территории региона.

Плоды региональной кластерной политики видны уже сегодня. Для нас кластер — это, прежде всего, инструмент оптимизации инфраструктурных затрат. Автомобилестроение, фармацевтика и логистика стали ключевыми направлениями, которые развиваются опережающими темпами.

С формированием кластера по производству автомобилей и автокомпонентов связаны наши самые амбициозные цели. Россия — стратегический рынок для большинства мировых автоконцернов. В Калужской области якорным производителем стал немецкий концерн «Фольксваген», который инвестировал в российский проект 774 млн евро и создал более 2000 рабочих мест. «Фольксваген» рассматривал несколько российских регионов и в результате выбрал Калужскую область. Здесь же самые оптимальные для себя условия нашли и другие мировые бренды — "PCA Peugeot Citroen", "Mitsubishi", "Volvo Truck" и "Renault Track". По мере наращивания производства автомобильных компаний в области растет и число поставщиков. "Magna", "Benteler", "Visteon", "Lear", "Gestamp", "Yapp", "HP Pelzer", "Scherdel" и "Faurecia" работают для Фольксвагена. Они пришли с ориентацией и на другие крупные автопроизводства, заинтересованные в локализации сборки. Одна из задач завтрашнего дня — встроить наши традиционные калужские предприятия в мировую систему производства автокомпонентов. С этой целью регион реализует программу «модернизация плюс кооперация», включающую разработку соответствующих законодательных актов.

Автомобильный бизнес, как никакой другой, связан с новыми технологиями и инженерными разработками. И мы всячески поддерживаем инновационные процессы. К примеру, совместно с федеральными структурами оказываем поддержку инновационным и наукоемким производствам, создаём благоприятные условия для развития R&D центров.

Сегодня в Калужской области есть хорошие перспективы у фармрынка. Для фармацевтического кластера в нашем регионе создан устойчивый фундамент. Основой кластерной политики станет размещение предприятий с инновационной составляющей, обладающих высокой добавленной стоимостью. Создание новых производств уже в ближайшем будущем позволит решить важнейший вопрос — обеспечение граждан качественными и доступными лекарственными средствами.

В том, что система господдержки в регионе действительно работает, уже смогли убедиться крупные фармпроизводители. Первым в нашу область пришел «Хемофарм», построивший завод в Обнинске. Сегодня "Hemofarm Обнинск" — крупнейший производитель лекарственных средств твердых форм. Инвестпроекты трех других компаний — «Берлин-Хеми/Менарини» «Ново Нордиск» и «НиарМедик Плюс» — в стадии реализации. В феврале этого года подписано соглашение с новым компанией-участником кластера — сербской «Галеникой».

Сегодня регион нуждается в современной транспортно-логистической инфраструктуре. Мы столкнулись с новым вызовом, который показал, что наличие транспортной инфраструктуры не означает наличие хорошей логистики, необходимой нашим инвесторам. Логистика — это не только железные и автодороги, склады, это, прежде всего, процесс. Сегодня мы уже развиваем транспортно-логистическую инфраструктуру области. Был реализован ряд проектов, позволяющих сократить общие логистические издержки для инвесторов, размещающих у нас свое производство.

Предмет наших переживаний и надежд — проект под названием «Международный аэропорт «Калуга». Он реализуется на базе аэропорта «Грабцево», созданного в 1970 году. Его деятельность была приостановлена несколько лет назад, еще до начала инвестиционной активности в регионе. Проект амбициозный, требующий приложения немалых усилий. И здесь мы можем говорить о том, что у нас налажено рабочее взаимодействие с основными партнерами этого проекта — предприятиями нашего автокластера.

Мы гордимся сотрудничеством с мировыми логистическими брендами. Ведущие промышленные компании активно развивают производство на территории Калужской области. В результате этого грузопоток, проходящий через нашу логистическую инфраструктуру, стремительно растет. Ведущие операторы не только России, но и зарубежных стран активно выходят на рынок нашего региона для того, чтобы обеспечить резидентов высококлассными услугами. Такие компании становятся нашими союзниками и партнерами в развитии транспортно-логистической инфраструктуры.

В настоящее время мы ведем активную внешнеэкономическую деятельность. Совместно с Германией, Францией, Швецией, Италией, Южной Кореей, США и другими странами реализуются проекты в сфере промышленности, энерго- и ресурсосбережения, туризма, культуры и образования.

Сегодня в Калужской области инвесторы, безусловно, найдут возможности для реализации своих экономических интересов, надежных деловых партнеров, доброжелательное отношение и содействие властей.

АРТАМОНОВ Анатолий Дмитриевич. Доктор экономических наук. В 1996-2000 гг. - вице-губернатор Калужской области. С 2000 г. - Губернатор Калужской области.