Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Предупреждение административных правонарушений в сфере использования земель в городе Москве

Жеглов В.В., Руководитель Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

***

В статье рассмотрены наиболее распространенные правонарушения в сфере использования объектов недвижимости, предусмотренные Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. Организациям и должностным лицам следует неукоснительно соблюдать нормы действующего законодательства в сфере использования объектов недвижимости.

Ключевые слова: земельный участок, собственность, административное правонарушение, земли общественного пользования.

***

Использование земель в городе Москве должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способности этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Ежедневно в Москве участниками гражданского оборота совершаются административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена гл. 6 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В городе Москве государственный региональный контроль за соблюдением установленного порядка учета и использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, и соблюдением требований по использованию и охране земель, установленных правовыми актами города Москвы осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее — Госинспекция).

Для выполнения задач по осуществлению государственного контроля Госинспекция проводит проверки объектов недвижимости с целью выявления фактов нарушений по незаконному использованию объектов недвижимости, в том числе проведения на них переустройства (перепланировок, переоборудования) без получения разрешительных документов.

В части земель, находящихся в собственности, и земель, право собственности на которые не разграничено Российской Федерацией, государственный контроль осуществляет Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве.

В настоящее время в связи с изменениями, внесёнными в федеральное законодательство законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подготовлен проект закона города Москвы «О внесении изменений в ст. 30 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и Закон города Москвы от 03.06.2009 № 17 «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве».

Предлагаемые изменения устранят противоречия законов города Москвы с Земельным кодексом РФ и создадут основу для деятельности Госинспекции по обеспечению законности в сфере земельных отношений путем наделения ее в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по муниципальному земельному контролю. Одновременно органами федеральной власти рассматривается вопрос о делегировании своих полномочий в данной сфере контроля с финансированием данных полномочий за счет предоставления субвенций.

По фактам выявленных нарушений должностные лица Госинспекции составляют протоколы об административном правонарушении, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Известно, что предупреждение правонарушений (преступлений) является одной из основных задач административного и уголовного законодательства Российской Федерации. В этой связи приоритетной задачей Госинспекции является выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вносят организациям и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Во исполнение представлений соответствующие организации принимают необходимые меры и информируют об этом.

Зачастую меры административного воздействия на нарушителей бывают недостаточны. При наличии оснований Госинспекция направляет в органы прокуратуры материалы о правонарушениях для их оценки с учетом требований уголовно-процессуального законодательства, не ограничиваясь принятием мер административной ответственности. Привлечение к уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, что соответствует ч. 3 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По материалам, подготовленным Госинспекцией, органами прокуратуры применяются соответствующие меры и вносятся представления организациям и должностным лицам об устранении нарушений.

Поэтому, чтобы не совершать правонарушений, влекущих административную, а порой и уголовную ответственность, и учитывая, что законодателем в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях предусмотрены значительные суммы административных штрафов за совершение административных правонарушений, организациям и должностным лицам следует неукоснительно соблюдать нормы действующего законодательства в сфере использования объектов недвижимости.     

Наиболее распространенными правонарушениями в сфере использования объектов недвижимости являются правонарушения, предусмотренные ст. 6.12, 6.5, 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях

Использование земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Статья предусматривает ответственность за незаконное использование земельного участка, имеющее место в случае отсутствия документа, подтверждающего право пользования земельным участком. Объективная сторона правонарушения — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.

Права пользователя на земельный участок возникают после вынесения соответствующего решения органом исполнительной власти и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, его государственной регистрации учреждением юстиции (ст. 25, 26, 29 Земельного кодекса РФ).

При отсутствии документов на право пользования землей (договор аренды земельного участка, иные документы на право пользования землей не оформлены) деяния правонарушителя в виде использования земельного участка влекут наступление административной ответственности по ст. 6.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Не допустить совершения данного правонарушения возможно, воздержавшись от занятия и использования земельного участка до того, как уполномоченным органом исполнительной власти будет принято решение о предоставлении земельного участка и выдан документ, удостоверяющий право пользования землей.

Статья 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.

Разрешенное использование земельного участка (условия, цель) определяется соответствующим органом власти при предоставлении земельного участка, а также указывается (фиксируется) в правоустанавливающих документах на землю, например в договоре аренды земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды.

Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы (п. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве»).

В соответствии со ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием.

Таким образом, несоблюдение участниками гражданского оборота требований действующего законодательства приводит к административным правонарушениям, в том числе ответственность за которые предусмотрена ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6.5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях

Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Землями общего пользования согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами (прудами, озерами, водохранилищами), пляжами и другими объектами, используемыми гражданами в том числе для отдыха, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Гражданский кодекс РФ именует земли, являющиеся государственной и муниципальной собственностью и не обремененные правами третьих лиц, землями общего пользования. Их правовой режим ставится в зависимость от того, огорожен земельный участок или нет.

Статья 262 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (п. 2).

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ) и межеванию (ст. 43 Градостроительного кодекса РФ). Нормы действующего законодательства не содержат ограниченного перечня объектов, которые могут являться землями общего пользования.

Ограничение доступа на указанные территории выражается в установке ограждений, шлагбаумов, препятствующих доступу (проходу, проезду) на данные территории. При этом незаконные действия лиц по ограничению доступа квалифицируются как самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования, что влечет за собой привлечение к административной ответственности как одно из последствий неправомерного поведения участников гражданского оборота. Квалифицирующим признаком состава административного правонарушения является самовольность деяния, т.е. ограничение доступа при отсутствии необходимой разрешительной документации.

По сравнению с иными природными ресурсами земля выполняет наиболее широкие и значимые функции в системе общественных отношений. Нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований отрицательно сказываются на использовании и охране земель. Важнейшим элементом обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав и законных интересов собственников земли, землепользователей, арендаторов является применение правовых средств воздействия, направленных на устранение нарушения земельного законодательства и прекращение его дальнейшего развития, восстановление нарушенного права и привлечение виновных в нарушении к ответственности.

ЖЕГЛОВ Валерий Владимирович. В 2003-2005 гг. - заместитель председателя правления НП "Группа Гута", в 2005-2007 гг. - глава московского представительства, первый заместитель генерального директора, генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "Пермский моторостроительный комплекс"". В 2007-2011 гг. - руководитель по контролю над исполнением проекта "Ипподром" корпорации "Уралсиб". В 2011 г. назначен руководителем Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.