Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Гармонизация федеральных и региональных интересов при построении инновационной инфраструктуры Республики Татарстан

Здунов А.А., Заместитель министра экономики Республики Татарстан

***

В статье рассматриваются основные направления развития инновационной инфраструктуры Республики Татарстан, одного из ведущих регионов России. Особое внимание уделено механизмам внедрения инноваций в практику работы промышленных предприятий и технопарковых структур, включая стимулирование изобретательской и рационализаторской деятельности. В качестве положительного примера приводится сбалансированность работы финансовых и нефинансовых институтов развития федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: инновации, технопарк, инвестиционно-венчурный фонд, институты развития.

***

Ключевой целью региональной инновационной политики Республики Татарстан (РТ) является создание условий для перехода экономики региона на траекторию ускоренного инновационного развития, формирование основ, способствующих решению стратегической задачи — повышения конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности РТ на федеральном и международном уровнях. Главными направлениями республиканской инновационной политики в этой связи выступают создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности.

Нормативно-правовая база для развития инновационного сценария, в том числе содействия инновационному развитию предприятий, на сегодняшний день представлена:

  • Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 г., утвержденной Указом Президента РТ от 17.06.2008 № УП-293, определяющей долгосрочные приоритеты, цели и задачи инновационной политики РТ;
  • Законом РТ от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», определяющим формы и методы государственного регулирования инновационных процессов, а также правовые основы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
  • Инновационным меморандумом Республики Татарстан на 2011-2013 гг., утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 24.01.2011 № 38 и определяющим концептуальные основы, принципы и перспективные направления формирования республиканской инновационной политики на среднесрочную перспективу.

Кроме того, во исполнение мероприятия Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 гг. по разработке механизма стимулирования субъектов инновационной деятельности на ее развитие реализован комплекс инициатив:

1. Разработан набор критериев оценки эффективности деятельности субъектов инновационной инфраструктуры, в соответствии с которыми будет проведена аккредитация субъектов инновационной инфраструктуры.

2. Разработан проект постановления Кабинета Министров РТ «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности в Республике Татарстан», закрепляющий права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением средств бюджета РТ.

3. Впервые на пространстве России и стран СНГ принята Концепция долгосрочной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 гг.».

4. Принято распоряжение Кабинета Министров РТ «О развитии рационализаторской деятельности в Республике Татарстан».

5. Разработан проект постановления Кабинета Министров РТ «Об утверждении положения о порядке формирования государственного заказа на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы в Республике Татарстан», который предусматривает государственную поддержку юридических и физических лиц, выпускающих высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию за счет коммерциализации результатов НИОКР и инициирующих их выполнение.

6. Подготовлены предложения по повышению эффективности действующей системы государственного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и о создании регионального фонда поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

7. Принято распоряжение Кабинета Министров РТ «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение затрат по проведению мероприятий, направленных на развитие системы научно-технической информации, рынка интеллектуальной собственности, изобретательства и рационализаторской деятельности».

Сегодня говорить о повышении эффективности национальной экономики и обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции невозможно без развития инновационной деятельности, поэтому развитие отечественной науки и технологий входит в число важнейших приоритетов РТ. Республика Татарстан обладает уникальным по объему и качеству интеллектуальным потенциалом, уровнем академической и вузовской науки с традиционной прикладной направленностью.

Безусловно, экономическое развитие РТ определяется, в первую очередь, успешной работой предприятий республики. Сегодня можно смело утверждать, что татарстанские предприятия выпускают широкую гамму продукции, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем потребительских рынках. Их конкурентоспособная продукция всегда была хорошей базой для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений с зарубежными странами, российскими регионами и является главным критерием эффективности развития экономики республики.

В Татарстане накоплен значительный научный опыт в перспективных сферах развития экономики, который может быть использован для организации взаимовыгодного сотрудничества с регионами РФ и зарубежными странами.

Региональную инновационную инфраструктуру, направленную на стимулирование инновационной сферы, сегодня составляют зрелая и разнообразная сеть финансовых и нефинансовых институтов развития. В составе субъектов региональной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности — ОЭЗ «Алабуга», 5 индустриальных парков, технополис «Химград», 9 технопарков, 6 инвестиционных и венчурных фондов.

Научно-образовательный комплексдля научного обеспечения процессов функционирования инновационной сферы составляют 27 государственных и 26 негосударственных вузов, 45 научно-исследовательских институтов, 13 тыс. исследователей, из которых более 300 человек имеют степень доктора наук и еще порядка 1100 кандидатов наук. Три крупнейших учебных заведения — Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева и Казанский химико-технологический институт им. С.М.Кирова имеют на сегодняшний день статус федерального и национальных научно-исследовательских университетов соответственно. Объединяет усилия академической, вузовской и отраслевой науки республики на выполнение фундаментальных, прикладных исследований и инновационных разработок Академия наук РТ, Казанский научный центр РАН.

Типичным примером внедрения инноваций в практику работы предприятий является создание специализированной среды, обеспечиваемой принципами организации и функционирования индустриальных парков и их резидентов.

Технополис «Химград» является одним из важнейших элементов созданного в Татарстане нефтехимического кластера. Его основная задача — создание условий для роста переработки полимерной продукции, производимой в РТ.

Татарстан один из первых сформировал «специализированную» площадку с целью реализации инновационных технологий, а также создания высокотехнологичных промышленных производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной импортозамещающей продукции. Преимущества индустриальной площадки — быстрое подключение к сетям электроэнергии, тепло- и водоснабжения, водоотведения, нулевая стоимость технологического присоединения, низкая арендная ставка, налоговые льготы, предоставление услуг по принципу «одного окна». Решение большинства ключевых вопросов происходит через управляющую компанию, что позволяет значительно экономить время предпринимателей и сконцентрироваться непосредственно на задачах собственного бизнеса, развития и внедрения инноваций.

Сегодня на площадке технополиса открыты 152 предприятия, объем выпущенной ими продукции составляет около 4 млрд руб., на территории технополиса работают свыше 4500 сотрудников.

Созданная инфраструктура стала привлекательной для многих высокотехнологичных татарстанских компаний. На территории технополиса открыта и реализуется первая очередь совместного с ОАО «Роснано» проекта по строительству завода ЗАО «Данафлекс» – одного из крупнейших в России производителей гибкой полимерной упаковки с использованием нанокомпозитов. Объем финансирования проекта ОАО «Роснано» составляет 1,2 млрд руб., общий объем инвестиций составляет 4,8 млрд руб.

В перспективах развития технополиса «Химград» — создание нанотехнологического центра в области химии и фармации. Возводимый по программе ОАО «Роснано» центр будет размещен на двух площадках — в Инновационно-производственном технопарке «Идея» и технополисе «Химград».

По прогнозам, положительная практика внедрения инноваций в практику работы технополиса и его резидентов к 2013 г. позволит достичь следующих целевых показателей:

  • количество резидентов — 200 профильных компаний;
  • количество рабочих мест — 10 тыс. человек;
  • годовой объем выпускаемой резидентами продукции — 16 млрд руб.;
  • годовой объем налоговых поступлений в бюджет — 3 мрлд руб.

Другим примером стратегии модернизации в экономике РТ является Камский индустриальный парк «Мастер».

ОАО «КИП «Мастер» — это площадка, предназначенная для размещения предприятий, в первую очередь осуществляющих свою деятельность в машиностроительной отрасли. Низкая стоимость аренды производственных и офисных площадей, комплексная инфраструктурная поддержка предприятий-резидентов, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества субъектов малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом и государством обеспечивают необходимую поддержку для уверенного развития бизнес-проектов.

Основным преимуществом ОАО «КИП «Мастер» является право «первой руки» при работе с ОАО «КАМАЗ».

В управлении ОАО «КИП «Мастер» находится 312 тыс. м2 площадей, из них 60 тыс. м2 — административно-бытовые помещения, 252 тыс. м2 — производственные площади.

На сегодняшний день на территории парка свою деятельность осуществляют 167 предприятий, на которых трудоустроено 2900 человек. Предварительный суммарный объем производства предприятий-арендаторов ОАО «КИП «Мастер» за I полугодие 2011 года составил более 9 млрд руб.

По итогам деятельности за 2010 г. КИП «Мастер» уже не получал дотации из бюджета РТ, а сам выплачивал 30% дохода от управления государственным имуществом, сумма которого составила около 2,7 млн руб.

Подобные условия позволили индустриальному парку не только стать площадкой привлечения зарубежных высоких технологий, но и центром генерации инноваций.

Среди технопарков России и Татарстана одним из наиболее значимых является ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея». Технопарк «Идея» — это инфраструктурный, инвестиционный, социально-ориентированный проект. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, он стал пионером в Российской Федерации, своеобразной федеральной учебной площадкой.

Миссией технопарка «Идея» является создание комфортных условий для развития человеческого капитала, новых поколений бизнеса и предпринимателей для коммерциализации нанотехнологических решений. Технопарк является объединением трёх структурных элементов, обеспечивающих прохождение проекта от предпосевной стадии до работающего бизнеса: бизнес-инкубатор, инновационно-технологический центр, бизнес-парк.

По состоянию на 01.07.2011 в технопарке «Идея» локализовано 100 компаний. Всего на территории технопарка работает 3474 человека со средним уровнем заработной платы 20.280 руб. в месяц, что превышает средний показатель по РТ на 25%.

Технопарк «Идея» имеет сертификат комитета качества Европейской сети бизнес-инновационных центров (EBN). Таким образом, он является единственным в России технопарком, аккредитованным на 3 года в качестве бизнес-инновационного центра европейского значения без необходимости ежегодного аудита деятельности.

В 2010 г. на базе технопарка «Идея» создан Центр наноразмерных технологий совместно с ОАО «Роснано». На территории технопарка «Идея» будет размещено технологическое оборудование, оборудование для характеризации, а также центр коллективного пользования, оснащенный комплексом оборудования для реализации технологий прототипирования.

Самым молодым субъектом региональной инновационной системы РТ является ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Это самый большой в Восточной Европе институт развития, ориентированный на массовую коммерциализацию проектов в области информационно-коммуникационных технологий.

Инфраструктура ИТ-парка включает в себя 5-этажное здание делового центра и 2 прилегающих 2-этажных здания бизнес-гостиницы. Особой инфраструктурной составляющей ИТ-парка является дата-центр высокого уровня отказоустойчивости.

Общая стоимость проекта составила 2,9 млрд руб. Общая площадь помещений составляет 30 354,7 м2. По состоянию на 01.07.2011 в ИТ-парке работает 31 компания, из которых 26 — ИТ-компании, 5 — сервис-резиденты. Ключевым направлением специализации компаний-резидентов ИТ-парка является разработка отечественного программного обеспечения, в том числе в сфере «электронного правительства» и «электронных государственных услуг».

Среди инновационных разработок татарстанских ИТ-компаний, размещенных в ИТ-парке, можно выделить:

  • систему электронного документооборота;
  • инфомат для предоставления государственных услуг в электронном виде;
  • систему координации работы экстренных служб «ГЛОНАСС+112».

В апреле 2011 г. на территории ИТ-парка открылся бизнес-инкубатор, рассчитанный на 120 рабочих мест и общей площадью 1000 м2. Планируется, что к концу 2011 г. в бизнес-инкубаторе ИТ-парка появятся 20 резидентов.

Ярким примером гармонизации федеральных и региональных интересов при выстраивании инновационной инфраструктуры является реализация с 2010 г. инвестиционного проекта по созданию Индустриального парка в г. Чистополе (в соответствии сПостановлением Кабинета Министров РТ от 20.10.2010 № 833 «Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Чистополя и долгосрочной целевой программы «Комплексный инвестиционный план развития города Чистополя (на период 2010-2015 гг.)»).

Для общего руководства и регулирования хозяйственных и юридических вопросов создана Управляющая компания «Индустриальный парк «Чистополь». Выделен земельный участок для строительства объектов индустриального парка общей площадью 2 921 400 м2.

В настоящее время определены 9 резидентов первой очереди индустриального парка. За 5 лет инвесторы планируют вложить в производство более 14 млрд руб. и создать более 6 тыс. рабочих мест. Все резиденты готовы приступить к строительству производственных зданий в 2011-2012 гг. Реализация данного проекта позволит создать более 11 тыс. новых рабочих мест.

Среди финансовых институтов инновационного развития одно из ведущих мест занимает Государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (Фонд).

Целью Фонда является повышение инновационного потенциала Республики Татарстан, развитие наукоемких производств и внедрение новых прогрессивных технологий, а также стимулирование образовательных и иных общественно полезных целей.

По состоянию на 01.07.2011 Фондом реализуется 180 инновационных проектов на общую сумму 358 млн руб., в том числе за счет средств Фонда — 222 млн руб. и Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — 136 млн руб.

В сфере инфраструктурного развития инновационной деятельности особо следует отметить проводимый Фондом ежегодный республиканский конкурс «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Сегодня конкурс является средством стимулирования инновационной деятельности, а также пропаганды интеллектуального потенциала специалистов и научных работников.

За прошедшие годы наблюдается уверенная динамика роста количества подаваемых на конкурс заявок. Так, в 2009 г. на Конкурс поступило 1273 заявки, в 2010 г. — уже 1503 заявки, а в 2011 г. прогнозируется до 1700 заявок.

Что касается источников финансирования НИОКР в Республике Татарстан, то в 2009 г. доля бюджетных расходов всех уровней достигла 33%, что сравнимо с аналогичным показателем в США, который является мировым лидером в области инноваций, при этом доля собственных средств составила всего лишь 27%, оставшиеся 40% — это средства сторонних организаций и внебюджетных фондов. При принятии конкретных управленческих решений относительно внедрения новых инструментов стимулирования инновационных процессов мы не можем игнорировать этот тревожный факт, т.к. ясно, что без увеличения финансовых вливаний в сферу исследований и разработок заметного прогресса в деле активизации процессов ее развития добиться вряд ли удастся.

С другой стороны, в РТ, как и в целом по России, существует дефицит инновационных проектов, готовых к коммерциализации и способных впоследствии обеспечить технологический рывок. Ключевым звеном инновационного развития РТ является вопрос успешной коммерциализации инновационной продукции, что невозможно без решения проблемы защиты прав на результаты научно-технической деятельности и их вовлечения в хозяйственный оборот предприятий. Необходимо констатировать тревожный факт — практически полное отсутствие в России реального рынка интеллектуальной собственности (ИС), несмотря на большой задел готовых результатов научно-технической деятельности.

В РТ в результате проведения соответствующих исследований и разработок создано обширное многообразие ценных нематериальных активов, которые в настоящее время мы пытаемся сосредоточить на «площадке» Единой системы государственного учета НИОКР, созданной в 2010 г. согласно постановлению Кабинета Министров РТ от 12.03.2010 № 133 «Об утверждении Положения о Единой системе государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан».

В соответствии с данным постановлением сформирован реестр научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения за 2007-2011 гг., в котором зарегистрировано 554 объекта учета. Согласно имеющимся планам, по мере наполнения и последующего развития эта информационная база будет использоваться не только в качестве «интегратора» государственных объектов ИС. Её долгосрочное, стратегическое предназначение заключается в том, чтобы с течением времени стать эффективным механизмом оптимизации бюджетных расходов, ориентированным на превентивную «выбраковку» нежизнеспособных проектов. Развитие Единой системы государственного учета исследований и разработок РТ позволит эффективнее использовать финансовые ресурсы и оптимизировать в дальнейшем процедуру планирования и контроля выполнения НИОКР за счет средств бюджета РТ.

Именно наличие защищенной ИС в коммерциализируемых инновационных продуктах играет определяющую роль в повышении их конкурентоспособности. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос создания благоприятных условий для развития рынка ИС, включающих в себя:

  • обеспечение охраны, поддержания и защиты прав на ИС;
  • формирование механизма вовлечения в хозяйственный оборот прав на результаты ИС;
  • инфраструктурное обеспечение процесса коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (организационное, экономическое, кадровое, нормативно-правовое и т.д.).

Для решения данной проблемы Министерством экономики РТ совместно с Всемирным Банком, Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и другими участниками уже принята первая на территории России и стран СНГ концепция и в настоящее время разрабатывается долгосрочная целевая программа развития рынка ИС в РТ. Данная программа должна стать системообразующим документом и базой для развития инновационной деятельности в РТ. Ключевой целью программы станет обеспечение функционирования действенного механизма передачи новых наукоемких технологий в реальный сектор экономики страны, а также создание и совершенствование правовых и инфраструктурных механизмов защиты и управления правами на ИС.

Реализация программы будет способствовать созданию и развитию необходимых институциональных основ функционирования современной системы управления ИС (формирование и укрепление служб ИС, стимулирующих механизмов и др.), а также системной интеграции современных инструментов управления ИС в экономическую политику РТ и каждого субъекта хозяйствования и интеграции институциональной системы РТ в мировое сообщество.

Подтверждением стремления Республики Татарстан к инновационному развитию явилось организация на ее площадке Слёта изобретателей и рационализаторов ведущих научных и образовательных учреждений, промышленных предприятий России и Республики Татарстан, прежде всего, ученых федеральных и национально-исследовательских университетов, главных конструкторов и инженеров предприятий авиастроения, производств судоходной и вертолетной техники, грузовых машин и военной техники, компрессоров и буровых установок и т.п.

Результаты обсуждения и обмена опытом позволили скоординировать государственное регулирование изобретательской и рационализаторской деятельности, что, несомненно, принесет ощутимую пользу процессу технической и технологической модернизации отечественных предприятий и повышению их конкурентоспособности на мировом рынке.

Предметная работа с руководством и конкретными «генераторами» инноваций на предприятиях позволяет достичь ощутимый эффект. Приведем несколько примеров. Так, в 2010 г. в изобретательстве и рационализации в РТ участвовало более 22 тыс. человек. В производстве было внедрено более 20 000 рационализаторских предложений и 494 изобретений. От их использования получена экономия материальных, трудовых и энергетических ресурсов на сумму более 12 млрд руб. В среднем 1 руб., потраченный на внедрение в производство изобретения или рацпредложения, приносит 48 руб. чистой прибыли предприятию. По этому показателю Республика Татарстан является лидером в Российской Федерации. По количеству же патентов мы уступаем только трем регионам: Москве, Санкт-Петербургу и Московской области.

Наилучших результатов добился коллектив ОАО «Татнефть», где каждый второй работающий является рационализатором. Экономический эффект от внедрения их предложений составил 5 млрд руб.

В результате использования изобретений и рационализаторских предложений в ОАО «Нижнекамскнефтехим» сэкономлено: сырья и материалов на сумму около 2,4 млн руб., увеличена выработка продукции на 91 тыс. тонн, себестоимость товарной продукции снижена на 39,5 млн руб.

Новаторы акционерного общества «Казаньоргсинтез» снизили себестоимость продукции на 30 млн руб. за счет использования рационализаторских предложений. Этот экономический эффект достигнут за счёт стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности со стороны предприятия. Так, на ОАО «Татнефть» каждый изобретатель и рационализатор получает в среднем около 20 тыс. руб. за своё предложение, на ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО «ТМС-групп» — около 5-6 тыс. руб. На этих предприятиях проводятся мероприятия по вовлечению молодежи в техническое творчество. В ОАО «Казанькомпрессормаш» авторам изобретений со дня получения патента устанавливается надбавка в течение года в размере 20% к окладу, и дополнительно выделяются 3 дня к отпуску.

Таким образом, без привлечения внешних инвестиций, а только лишь поддерживая изобретательскую и рационализаторскую деятельность, можно получить существенный экономический эффект.

Несмотря на то что РТ является одним из лидеров в Российской Федерации по рационализаторской и изобретательской деятельности, по сравнению с аналогичными показателями промышленно развитых стран — мировых лидеров картина будет совершенно иная. В Татарстане только 4-5% работников являются изобретателями и рационализаторами. В Японии эта цифра составляет 80%, там, по существу, авторское вознаграждение — это вторая заработная плата. Не зря в компании «Тойота» внедряется более 1 млн рационализаторских предложений в год. В итоге улучшается и качество, и конкурентоспособность выпускаемых автомобилей. В случае же, если инженер не подает рационализаторское предложение в течение года, он понижается в должности.

В РТ Республиканским советом Общества рационализаторов и изобретателей (ОИР) ведётся работа по защите прав и интересов авторов, им оказывается правовая помощь, осуществляется методическое руководство по организации изобретательской и рационализаторской работы на предприятиях и в организациях, в оформлении заявочных материалов на получение охранных документов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, по представлению интересов патентовладельцев и авторов в государственных и судебных органах. При ОИР функционируют курсы по подготовке патентоведов и организаторов изобретательской и рационализаторской работы на предприятиях, за 5 лет существования курсов на них обучались и получили квалификацию патентоведа более 100 человек.

Во многом развитию инновационной деятельности предприятий оказывает поддержку реализация постановления Кабинета Министров РТ от 26.04.2002 № 231 и от 14.04.2004 № 183 «О смотре на лучшую постановку изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы среди предприятий, организаций и учреждений РТ» и постановления от 20.03.2002 № 150 «О ежегодном конкурсе Лучшее изобретение года».

Также представляет интерес использование положительного опыта ряда крупных промышленных предприятий РТ по проведению аналогичных смотров, включению пунктов поощрения рационализаторов и изобретателей при заключении ежегодных коллективных договоров между работодателями и профсоюзами.

В принятом распоряжении Кабинета Министров РТ от 11.11.2011 № 2084-Р «О развитии рационализаторской деятельности в Республике Татарстан» нашли свое отражение вопросы формирования механизмов внедрения инноваций в практику работы современного промышленного предприятия, утверждены методические указания о рационализаторских предложениях в Республике Татарстан, определен ответственный орган исполнительной власти по контролю за развитием рационализаторской деятельности (Министерство экономики РТ).

Разработанные методические указания о рационализаторских предложениях позволяют урегулировать отношения, возникающие на предприятиях в связи с их созданием и использованием, прежде всего вопросы планирования и развития технического творчества, проведения смотров, конкурсов, выплаты вознаграждений, а также порядок подачи и рассмотрения заявок, жалоб и заявлений авторов по вопросам рационализации, защиты прав и организации учета и отчетности об использовании рационализаторских предложений.

Таким образом, развитие инновационной инфраструктуры и, в целом, выстраивание инновационной политики Республики Татарстан осуществляется на системной основе с учетом гармонизации интересов федерального, регионального, муниципального уровней и конкретных предприятий, субъектов инновационной деятельности. При этом достичь высокой эффективности мероприятия не представляется возможным без сотрудничества с федеральными институтами развития, такими как ОАО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, ИЦ «Сколково», Российская венчурная компания, Внешэкономбанк, которые привносят не только новые технологии, дополнительное финансирование высокотехнологичных инвестиционных и научных проектов, но и содействуют изменению нормативных документов, техрегламентов, ГОСТов, СНИПов, тем самым стимулируя спрос на инновационную продукцию. Кроме того, консолидированное участие в федеральных и региональных программах развития способствует решению проблем обеспечения доступа научно-образовательных учреждений (включая федеральные и национальные исследовательские университеты) и промышленных предприятий к имущественным комплексам республиканских технопарковых структур (по примеру создания центров коллективного пользования), причем такое взаимодействие обеспечено как финансами, так и доступом к новым технологиям. Показательным примером согласования федеральной и региональной позиций служит создание на базе республиканского технопарка «Идея» и технополиса «Химград» Центра наноразмерных технологий ОАО «Роснано» и центра трансфера технологий с привлечением административных и финансовых ресурсов руководства РТ и данного института развития.

ЗДУНОВ Артем Алексеевич. Кандидат экономических наук. В 2006-2010 гг. - заместитель директора по науке ГБУ "Центр перспективных экономических исследований Академии наук" Республики Татарстан. С 2010 г. - заместитель министра экономики Республики Татарстан, курируемое направление: государственная инвестиционная и инновационная политика. Доцент кафедры общего менеджмента Казанского (Приволжского) федерального университета.