Журнал "Право и инвестиции"

Номер 3-4 (48), Декабрь 2011.

Кластеры - инновационный подход к управлению развитием

Яковлева Т.В., Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья

***

В России необходимо создать собственную систему производства лекарств, охватывающую весь цикл, в том числе разработку и производство субстанций, с помощью мер налогового стимулирования, реализации на практике принципов частно-государственного партнёрства, создания и внедрения механизмов, обеспечивающих связь науки и производства. Надо разработать общефедеральную Концепцию кластерной политики, определить четкую прозрачную систему критериев для отбора регионов, принципов и механизмов реализации программы кластерного развития.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, кластеры, инновации, региональное развитие.

***

Сегодня руководство страны поставило задачу увеличить долю отечественных лекарственных препаратов на российском рынке к 2020 г. более чем до половины общего объема. А значит, единственно верный путь — создавать собственную систему производства лекарств, охватывающую весь цикл, в том числе разработку и производство субстанций, с помощью мер налогового стимулирования, реализации на практике принципов частно-государственного партнёрства, создания и внедрения механизмов, обеспечивающих связь науки и производства.

Акцент должен быть сделан на стимулирование НИОКР, создание фармацевтических кластеров, способных обеспечить мощный рывок вперед и сформировать отечественную фармацевтическую отрасль по инновационному типу.Пришло время осознать необходимость соединения в рамках единого комплекса мер социальной и промышленной политики, использования бюджетных средств, выделяемых на нужды лекарственного обеспечения в рамках реализации государственной системы социальных гарантий. Только такой подход способен стать платформой снижения рисков инвестиций как частного бизнеса, так и государства, в сферу развития инновационной отечественной промышленности. Госзаказ и практика заключения долгосрочных контрактов в рамках исполнения государством своих социальных обязательств — практически безальтернативный способ восстановления связей элементов в цепочке от разработки до производства и потребления лекарственных средств.

Учитывая особенности ситуации, сложившейся в сфере производства и обращения лекарственных средств, необходим инновационный подход к организации самого взаимодействия всех субъектов отрасли, позволяющий более эффективно использовать государственные ресурсы и инструменты управления. В условиях, когда «инерционный» сценарий развития России мог привести к катастрофической ситуации, перед нами остро встала задача нахождения эффективной модели управления инновационным развитием. И такая модель была найдена! Международный опыт развития инновационных отраслей говорит о безальтернативности кластерного подхода и доказанной эффективности его использования.

Частные отечественные и западные компании, государственные корпорации, фонды развития также активно заявляют о своем желании участвовать в реализации кластерной стратегии развития собственной инновационной фармацевтической и медицинской промышленности в России. Откликаясь на предложения руководства страны, частные инвесторы уже начали реализацию масштабных проектов по строительству высокотехнологичных инновационных предприятий по производству лекарственных средств, субстанций и изделий медицинского назначения, соответствующих международным стандартам качества. Само по себе начало этого движения говорит о потенциале влияния государства на стимулирование ускоренного развития отрасли, о чувствительности рынка к позитивным переменам в государственной политике (в данном случае к формированию принципиально новой политики развития).

Задача формирования и укрепления региональных инновационных фармацевтических кластеров, по моему убеждению, должна быть поставлена в число важнейших приоритетов федеральной и региональной промышленной политики. Инвестиции в технологии (и здесь речь идет не только о финансовых, но и многих других ресурсах) — это инвестиции в будущее России. При этом особое внимание должно уделяться определению и поддержке тех инноваций, которые обеспечивают долговременное развитие отечественного бизнеса и его выход на глобальный фармацевтический рынок.

В этой связи можно выделить три основных элемента государственной политики:

  • прямая и косвенная (через налоговые преференции) бюджетная поддержка разработки и внедрения наиболее перспективных инноваций. Безусловно, регионам нужна поддержка федерального центра. Говоря о ее источниках, еще раз хочу подчеркнуть — государство ежегодно расходует на лекарственное обеспечение более 5 млрд долл! У нас есть ресурс, целевым направлением использования которого может и должна быть не только реализация социальной функции, но и последовательная поддержка развития инновационной отечественной фармацевтической и медицинской промышленности;
  • инвестиции в систему образования — краеугольный камень любого развития. Их результат отсрочен во времени и потому именно государство должно формировать принципы и выступать координатором качественной реализации инвестиционной политики в данной сфере;
  • поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого развития и продвижения инноваций.В данном случае основной целью является не поддержка избранных масштабных проектов с условно гарантированной рентабельностью, а создание бизнес-инкубаторов — объектов инфраструктуры для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства и научных разработок.

Поднимаясь на уровень методологии, считаю первоочередной задачей разработку общефедеральной Концепции кластерной политики с привлечением широкого круга экспертов, представителей власти, бизнеса, общественных организаций. Необходимо определить четкую прозрачную систему критериев для отбора регионов, принципов и механизмов реализации программы кластерного развития.

С целью обеспечения системного и комплексного подхода следующим шагом следует сформировать рабочую группу по проработке вопросов, связанных с реализацией программы кластерного развития в регионах. Ее основные задачи:

  • изучение возможностей и ограничений по формированию кластера в регионе;
  • анализ инфраструктуры и определение потребностей в её дальнейшем развитии;
  • разработка, обсуждение и согласование условий и механизма регулирования проекта с основными потенциальными партнёрами и участниками проекта;
  • разработка правовой базы проекта на уровне субъекта РФ;
  • разработка первичного дизайна проекта.

По итогам работы рабочая группа готовит доклад, включающий анализ проекта в каждом из регионов, возможностей и ограничений его реализации, распределение функций и ролей участников проекта, необходимые ресурсы и т.д.

Оптимальным вариантом, с моей точки зрения, является запуск пилотного инвестиционного проекта фармацевтического кластера в регионе с большой концентрацией научных центров и высокотехнологичных научно-производственных компаний, специализирующихся в биотехнологической и фармацевтической областях, развитой инфраструктурой, с последующим параллельным запуском субкластеров в 4-5 регионах РФ.

Данная схема, по моему убеждению, позволит избежать отрывочного и субъективного подхода при планировании и реализации политики развития отрасли, ошибок при определении инвестиционной привлекательности и целесообразности выделения тех или иных ресурсов на федеральном уровне.

Одновременно с этим уже в ближайшее время заинтересованным субъектам РФ целесообразно сформировать региональные стратегии. Это, безусловно, должны быть не директивы «сверху», а результат открытого конструктивного диалога бизнеса и власти. В качестве примера инструментов, уже создаваемых для подобных коммуникаций в регионах, можно привести Некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер», объединившее 25 производственных компаний. Помимо коммуникационной данные объединения могут выполнять ряд важнейших информационно-аналитических функций, обеспечивающих повышение эффективности реализации кластерной политики. Например, выявление региональных зон опережающего развития, лучшей практики реализации кластерной политики в других регионах.

Переходя к инновационному развитию экономики России, повышению ее роли в глобальном экономическом пространстве, сегодня мы говорим не о политике развития, а о политике прорыва! Ее инструментом являются сферы инноваций, создание мощных транснациональных компаний, представляющих интересы государства на мировом рынке.

Проект развития отечественной фармацевтической индустрии способен стать первым ядром и одновременно своеобразным «учебным кейсом» для развития других инновационных отраслей и начала этапа опережающего развития экономики России. Кластерный подход способен принципиальным образом изменить содержание государственной промышленной политики по развитию фармацевтической и иных инновационных отраслей экономики. Это потребует уже в ближайшее время серьезной модернизации практики государственного управления, изменения менталитета власти и бизнеса, качественно новой ориентации работы исследовательских, финансовых и информационно-аналитических институтов. В центре внимания будут не отрасли и предприятия, а отдельные рынки и развитие принципиально новой системы взаимоотношений, способных лечь в основу повышения эффективности функционирования экономики в целом, ее перехода на инновационный путь развития, роста конкурентоспособности России на глобальном рынке.

ЯКОВЛЕВА Татьяна Владимировна. Доктор медицинских наук. В 1986-1993 гг. избиралась депутатом поселкового, районного и областного Советов. В 1999-2003 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья и спорту, заместитель Председателя Комиссии ГД РФ по проблемам народонаселения. В 2003-2007 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ. В 2004 г. - председатель Комитета ГД РФ по охране здоровья, член коллегии Министерства здравоохранения и социального развития РФ, заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В 2007-2011 гг. - депутат Государственной Думы ФС РФ, первый заместитель Руководителя фракции "Единая Россия". С 2011 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по охране здоровья.