Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления А.А.Попова, заместителя министра регионального развития Российской Федерации

Жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации в настоящее время находится на стадии реформирования и модернизации. Реформирование уже идет несколько лет и прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом решены такие задачи, как реформа оплаты жилья и коммунальных услуг, создание системы адресной социальной поддержки граждан и совершенствование системы управления многоквартирными домами. Тем не менее, к сожалению, конечная цель реформы, то есть обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг по доступным ценам, нормативная надежность систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности и другие, в настоящее время в целом еще не достигнуты.

Я хотел бы остановиться на той базе, на которой мы в настоящее время работаем, прежде всего, конечно, на состоянии инфраструктуры. Очень кратко. На сегодня физический износ основных фондов в среднем в регионах России составляет: по котельным – 60%, тепловых сетей – 63%, водопроводных сетей – 65%, по теплу – требуют немедленной перекладки 16% теплопроводов. Это ведет к росту затрат на ремонты, естественно, и высокому уровню потерь. Потери в среднем по субъектам Российской Федерации составляют: в водопроводных сетях - 25%, в тепловых - 15%, в электрических - 16%. Известно, что на доведение основных фондов только до нормативного состояния требуется по оценкам более шести триллионов рублей. Таких средств у государства нет. И нет смысла ставить вопрос о государственном финансировании в полном объеме. Как и во всем мире, вопрос может быть решен только одним способом: привлечением частных инвестиций, включая средства населения и иностранные инвестиции. А наша задача, задача государства, - разработать такие методы и модели, которые создадут условия, при которых они будут инвестированы в отрасль. При этом, безусловно, важнейшим является уверенность в их возврате и сохранности.

Вопросы концессионного законодательства практически решены. В конце марта вышли поправки к закону о концессиях, которые позволяют более масштабно, более полно решать эти проблемы. На сегодняшний день главная проблема – это соотношение цен на энергоносители и коммунальные услуги. Проблема в том, что доля платежей за энергоносители в объеме коммунальных услуг составляет на сегодняшний день по отраслям от 40% до 50%. Поэтому только переход на долгосрочные договора топлива и энергии открывает возможность для активного привлечения инвестиций. В настоящее время этот вопрос актуализируется на всех уровнях власти, и мы прекрасно понимаем, что без его решения вопрос привлечения инвестиций, в первую очередь частных, будет практически невозможно решить. Кроме этого, необходимы операторы, которые владеют современными управленческими технологиями. К сожалению, на сегодняшний день мы здесь существенно отстаем. Так, например, в городе Челябинске для производства одной гигакалории нужно только на 3% больше топлива, чем, скажем, в сопоставимом по климату городе СПО Финляндия. Однако при передаче тепла потери здесь выше в 3,7 раза.

Новые технологии у нас уже есть, и отечественные адаптированы. Так, системы индивидуального отопления позволяет сэкономить до 30%, а в отдельных случаях и до 50% затрат. В диагностике работ систем ЖКХ уже задействуются тепловизоры, виброакустические приборы и другое. Например, модернизация Урицкой станции в Санкт-Петербурге позволила сэкономить потери воды на 3,5%, а энергопотребление сразу на 31%. Если мы хотим добиться серьезных изменений, то, естественно, здесь нам необходимы больше программные решения. В настоящее время разработана Министерством регионального развития комплексная программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2012-2020 годы. Такой программы еще не было. В ее основе принципиально новый подход совмещения различных методов решения проблем. Главная цель – привлечение внебюджетных средств для модернизации и реконструкции инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Это необходимо для предотвращения деградации коммунального хозяйства и повышения эффективности использования энергии ЖКХ. Я думаю, что многие из присутствующих в этом зале знают, что на сегодняшний день мы не можем пока начать обратный процесс – восстановление наших основных фондов – и, к сожалению, пока не можем остановить их дальнейшее старение, то есть застабилизировать. Поэтому программа должна прежде всего решить эти инфраструктурные проблемы. Финансовая поддержка осуществления мероприятий программы за счет средств федерального бюджета предполагается в рамках реализации мероприятий региональных программ, а не единичных мероприятий. Поддержку региональных программ предполагается осуществлять путем предоставления средств федерального бюджета в виде субсидирования процентных ставок по кредитам и предоставления грантов на софинансирование отдельных проектов. В настоящее время программа согласовывается с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития. Кроме этого, как я уже говорил в своем вступительном слове, Правительством Российской Федерации поручена разработка проекта распоряжения правительства об утверждении комплекса мер по привлечению в ЖКХ частных инвестиций. Эта же программа мероприятий станет и основой для дальнейшего развития государственно-частного партнерства. Она предполагает прежде всего разработку и принятие основных базовых принципов принятия регуляторных договоров, в которых мы не делаем упор на тарифообразование, ценообразование, так как в этой части у нас уже достаточно широко представлена нормативно-правовая база, а главным будет взаимная ответственность власти и инвесторов бизнеса. Такой комплекс мер уже подготовлен, в настоящее время также проходит согласование, и, как я уже сказал, он прежде всего направлен на предоставление гарантий инвесторам, которые придут в жилищно-коммунальный сектор. По нашим расчетам, мероприятия программы способны привлечь в отрасль до 2,5 триллионов рублей. На каждый рубль федеральных денег будет привлечено до восьми внебюджетных рублей. Такой подход уже признан Российском банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, кроме того, десять крупнейших банков нашей страны изъявляют желание участвовать в программах модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. Поэтому утверждение программы модернизации и программы мероприятий по привлечению инвестиций даст реальный толчок к модернизации современной структуры ЖКХ.

Кроме этого, на наш взгляд очевидно, что необходим федеральный закон, задающий систему капитального ремонта многоквартирных домов. Несмотря на все усилия последних лет, в частности функционирование фонда реформирования ЖКХ, за счет его программы и софинансирования из региональных бюджетов отремонтировано 114 тысяч домов, где живут 15 миллионов человек. Но при этом мы достигли только 1,5% годового ремонта жилищного фонда при оптимальной потребности в 4-5%. То есть вопрос пока решается только на одну треть. При этом в настоящее время около 30% населения живет в домах, подлежащих капитальному ремонту, это почти один миллиард квадратных метров в целом по стране. Принятие предполагаемого закона позволит перейти к системному решению давно назревшего вопроса, а именно разработке региональных программ капитальных ремонтов, установлению требований к их срокам, и законом четко будут определены границы ответственности федерации, регионов, муниципалитетов, а также непосредственно граждан по проведению капитальных ремонтов. Вместе с тем это создаст систему финансового обеспечения, которая кроме бюджетных средств и платежей населения будет основана на привлечении кредитов, инвестиций, рассрочек платежей и субсидий. При этом мы оставляем решающее слово за субъектами федерации, за регионами. Именно они определят наиболее приемлемый для себя вариант с учетом местных особенностей, будут ли это региональные фонды, накопительные счета или что-то другое.

Следующий, не менее важный вопрос: мы считаем, что никакие системы финансирования не смогут заработать, если в ближайшее время не поднимем управляемость в жилищно-коммунальной сфере на более качественный уровень. Сегодня более половины наших граждан признают неудовлетворительную деятельность управляющих компаний и других организаций, которые осуществляют управление многоквартирными домами. Более того, не секрет, что в настоящее время зачастую их деятельность связана с финансовыми нарушениями. Первый шаг в этом направлении уже сделан: 25 мая 2011 года Советом Федерации одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». В ближайшие дни этот закон будет подписан Президентом Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования деятельности и содержит принципиально новые положения основы для дальнейшего развития жилищного законодательства прежде всего в части введения стандартов деятельности управляющих компаний и закрепления порядка контроля определения набора услуг, периодичность проведения работ. Повышена роль жилищных инспекций, то есть контроль со стороны государства. Большинство наших граждан считает, что государству еще рано уходить от ответственности и от регулирования жилищно-коммунального хозяйства в целом.

Кроме этого, назрела необходимость введения новой структуры платежа. В настоящее время у нас очень широко развивается система введения единых баз, единых расчетных центров и так далее. Для этого у нас используется система электронных финансовых лицевых счетов. Проекты успешно реализуются в Курске, Санкт-Петербурге и других городах. при этом денежные средства, попадая на счет, автоматически направляются на счета ресурсоснабжающих организаций, а на счета управляющей компании попадают средства только на оплату ее услуг и те виды работ, которые она должна выполнять. Упрощение биллингового процесса уменьшит платеж граждан на сумму, которая сегодня идет на обслуживание нескольких независимых биллинговых систем.

Говоря обо всех этих проблемах, мы затрагиваем только комплексные. Вместе с тем, как уже говорил господин посол, среди общего спектра есть особо острые вопросы, такие как утилизация твердых бытовых отходов, вопросы водоснабжения и водоотведения. По каждому из этих направлений в настоящее время готовится пакет нормативно-правовых актов, которые позволят нормализовать и актуализировать деятельность в той или иной сфере прежде всего в части привлечения инвестиций. Именно на это направлены те нормативно-правовые акты, которые в настоящее время готовятся. В настоящее время, я думаю, может быть, как раз в эту минуту в Государственной Думе будет внесет закон о водоснабжении и водоотведении. Поэтому многое уже делается в законодательной нормативно-правовой части, но, как я уже сказал, мы только в начале пути. Те меры, которые нами сегодня предложены, станут залогом перехода к ускоренной модернизации, позволят привлечь частные инвестиции и развивать государственно-частное партнерство, в том числе и с иностранными партнерами. Спасибо за внимание.