Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Вода - стратегическое сырье

Тарасюк В.М., Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления

***

Автор предлагает усовершенствовать законодательную базу для обеспечения населения России чистой водой.

Ключевые слова: водоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, нормативный правовой акт, технический регламент.

***

Проблемы с водой есть

Несмотря на то что в нашей стране много рек, озер, и, казалось бы, нет острой нехватки воды (пока только на юге России ощущается некоторый ее дефицит), сегодня в мире остро существует дефицит воды. В целом уже сегодня почти 1,5 млрд человек страдают от нехватки чистой качественной воды. По данным ООН, в ближайшие годы проблема будет не улучшаться, а обостряться — в 2 раза увеличится число территорий с дефицитом питьевой воды. Всем известно, что качественная, в городских условиях хорошо очищенная вода — это залог не только здоровья, но и мерило уровня и качества жизни человека в целом.

Сегодня надо отметить, что Россия входит пока в десятку стран мира, имеющих достаточные запасы пресной воды для разных нужд. По мнению экспертов, наша страна располагает 22% мирового запаса пресной воды. Качество воды в нашей стране пока остается на высоком уровне. Согласно данным ЮНЕСКО, мы занимаем 7-е место в рейтинге из 100 стран. Впереди нас находится такая страна, как Финляндия (на 1-м месте), а вот США — на 12-м месте.

Однако проблемой номер один является некачественная вода. Причина много, одна из них кроется в чрезвычайной изношенности водоразводящих сетей в мелких городах, а в ряде сел и деревень не всегда есть центральное водоснабжение. Как правило, выручают традиционные на Руси колодцы. Недобросовестность руководства многих предприятий приводит к тому, что в реки, озера и водоемы сбрасываются сточные воды. По мнению руководства Росводнадзора, до 60% питьевой воды не соответствует санитарным нормам. Эксперты отмечают значительный рост рынка доочистных систем. Сейчас до 60% сточных вод не очищаются до нормального уровня предприятиями ЖКХ. В целом же до 90% сброса сточных вод не очищаются вообще до нужного уровня.

К чему приводит «плохая» вода?

Прежде всего, я думаю, а это отмечено нашими медиками, существует прямая зависимость демографической ситуации от качества воды. А с демографией у нас не все хорошо. Более того, вода и ее качество сказываются на продолжительности жизни человека в целом и просматривается, конечно, рост смертности. Спутниками загрязненной, плохо очищенной воды всегда являются не только желудочно-кишечные заболевания — гепатит, брюшной тиф, инфекционная желтуха, дизентерия, но и могут быть менингиты. Некачественная вода приводит к туляремии, водной лихорадке, бруцеллезу и даже полиомиелиту, который еще в советские времена был побежден. Практически все вышеперечисленные заболевания свойственны развивающимся странам Азии и Африки. Однако плохо очищенная вода уже влияет и на благополучную Европу, страны Латинской Америки и др.

Как отмечают эксперты ВОЗ, более 80% всех болезней происходит от употребления «плохой» воды.

Не все благополучно и у нас, в России. В ряде регионов почти половина всех болезней происходит от употребления некачественной воды. Цена вопроса здесь велика — потери населения от употребления плохой воды оцениваются примерно в 33,7 млрд руб. Конечно, эти цифры приводят к тому, что мы хронически отстаем от развитых стран, например Европы, по продолжительности жизни. Медики говорят, что если правильно, качественно очищать воду, мы можем в целом увеличить продолжительность жизни человека от 7 до 10 лет. Это весьма значительная цифра!

В силу важности проблемы общественные движения и их лидеры, политические деятели, партии подключились к этой проблеме. Например, «Единая Россия» уже утвердила и работает над проектом «Чистая вода». Цель проекта — принципиально поменять качество услуг по водоснабжению. По словам Председателя Госдумы Бориса Грызлова, «…реализация этого проекта имеет огромное значение для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и повышения качества жизни россиян». Представители Правительства, партийные и общественные деятели вносят свои предложения по усовершенствованию Программы «Чистая вода», которая с учетом доработки и замечаний станет государственной программой.

Тревожная статистика

Известно, что депутаты Госдумы, Совет Федерации постоянно не только обсуждают эту проблему, но и ищут максимально эффективные способы ее решения. Создаются комиссии, которые изучают реальное положение дел с водообеспечением. К примеру, было выявлено, что на сегодня в стране 30,5 млн человек, а это примерно 22% населения, не обеспечены и не имеют централизованного водоснабжения. Было также отмечено, что до 40% водопроводных сетей нуждаются в замене. Удельный вес полностью изношенных основных фондов составляет 23,2%. Износ трубопроводных сетей водоснабжения составляет 66%, водоотведения — 64%, а оборудование насосных станций изношено более чем на 55%. В итоге мы наблюдаем сегодня чрезвычайно высокую аварийность.

Согласно данным государственной статистики в целом по стране практически ежегодно в системах водоснабжения происходит до 200 тыс. аварий, а в системах водоотведения — до 40 тыс.

Приведу пример: Москва, столица России — казалось бы, все здесь должно быть под контролем. Однако на сегодня в мегаполисе до 70% труб находятся в ветхом состоянии. Заменить их — это значит перекопать весь город, что сегодня нереально, город не может себе этого позволить. В то же время бюджетное финансирование есть, оно значительное, но не всегда доходит до нужного адресата.

Сегодня требуют замены 37% водопроводных сетей. Ежегодно происходит замена 8,7 тыс. м (а это всего до 2%). Износ, как показывает практика, превышает объемы восстановительного ремонта. Для того чтобы провести реальную качественную реконструкцию всех объектов водоснабжения и водоотведения, потребуется 2,5 трлн руб., а вот на восстановление ветхих водопроводных объектов до нормального уровня только к 2015 г. потребуется 300 млрд руб.

Многие считают, что проблема решаема, если приватизировать предприятия жилкомхоза. Здесь есть определенные подвижки. Некоторые станции по очистке сточных вод, водоканалы арендуются частными компаниями. Однако серьезный и большой бизнес не идут в ЖКХ по одной причине — нет гарантий по долгосрочным кредитам, которые так нужны этой отрасли.

Мировой опыт

Согласно мировой статистики при строительстве коттеджей или домов водообеспечение занимает в целом процессе 5-7%. Во всех жилых помещениях применяются современные технологии. Это и озонирование воды, и обработка ультрафиолетом, и фильтрация самой воды через полупроницаемые мембраны. Большая часть этих разработок сделана на Западе. В России же пока идет только их сборка и установка.

Нужны новые формы работы

Понятно, что для того, чтобы справиться с такими емкими и дорогостоящими задачами, как водоснабжение населения, водоотведение и очистка сочных вод, необходимо в этот сегмент экономики вкладывать большие финансы и привлекать максимальное количество инвесторов, которые могут рассчитывать на окупаемость свои проектов в далекой перспективе.

Можно позаимствовать многое из мировой практики. В данной отрасли экономики реформирование этого сектора происходит не только за счет бюджетных средств, но и путем применения рыночных механизмов.

Сегодня и сейчас в России для того, чтобы обеспечить граждан чистой водой, надо привлечь новые экономические, финансовые, организационные и правовые механизмы, которые бы отвечали в целом государственной политике. На первое место надо вынести методы стимулирования, привлечение передовых технологий, использовать государственно-частное партнерство. В ряде регионов имеются позитивные результаты. Вот их и надо учитывать при разработке федеральных программ.

Необходима правовая база

Чтобы запустить механизм в работу, необходимо создать нормативно-правовую базу.

Прежде всего, надо ускорить принятие федеральных законов «О рынке услуг водоснабжения и водоотделение», «О рациональном водоиспользовании, «Технический регламент и безопасность питьевой воды», «Технический регламент и безопасность сточной воды», разработать и принять законы «О государственном регулировании тарифов на услуги водоснабжения и водоотделения», «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) организаций водопроводно-канализационного хозяйства». Совет Федерации предлагает принять три федеральных закона: «Технический регламент о безопасности питьевой воды», «Технический регламент о безопасности водоснабжения» и «Технический регламент о безопасности водоотделения».

Как только наше законодательство будет принято и заработает, мы сможем принять федеральную целевую программу «Чистая вода» даже до 2020 г. После запуска этой целевой программы не только улучшится качество питьевой воды, а значит, и здоровье россиян. Вполне вероятно, что из нее можно извлечь определенную финансовую выгоду. А именно — выйти с предложением продажи питьевой воды на экспорт как важнейшего сырьевого продукта. Мы можем поставлять воду в Африку, которой она так необходима. Провести трубопроводы (аналог нефтяных трубопроводов) или с помощью танкеров доставлять воду туда и в Израиль, другие страны Востока. Именно этот экономический проект недавно был предложен Председателем Госдумы Борисом Грызловым. Таким образом, водная отрасль сможет стать со временем успешным экономическим проектом, а нам так нужны успехи…

ТАРАСЮК Василий Михайлович. Доктор экономических наук. В 1991-1995 гг. - депутат Когалымского городского Совета народных депутатов, в 2001-2003 гг. - депутат Когалымской городской Думы 3-го созыва. В 2003 г. назначен генеральным директором ООО "Афипский нефтеперерабатывающий завод", затем избран депутатом Государственной Думы. Член фракции "Либерально-демократическая партия России". С 2007 г. - заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам местного самоуправления.