Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления Ж. ле Шателье, Государственного Советника Французской Республики

Я ограничусь только некоторыми и основными идеями, для того чтобы подчеркнуть, почему во Франции ГЧП работает уже давно и каковы условия, которые можно принять за основу и использовать российским партнерам, которые в настоящий момент стараются создать соответствующие рамки для развития ГЧП.

Я думаю, что успех ГЧП по Франции основывается на трех основных пунктах. Первый – это мощные компетентные местные власти, которые имеют право заключать контракты по ГЧП. И где-то с 1980-го года уже приняты многочисленные законы, которые дают полную власть местным властям для заключения контрактов по ГЧП. Каковы они? Здесь два базовых элемента. Эти законы четко разработаны, они определяют, кто компетентен для того, чтобы заключать тот или иной тип контракта. Второй элемент - это признание полной контрактной свободы для местных властей в заключении этих контрактов. Все это, естественно, также основывается на каких-то средствах финансовых и налоговых. Не может быть политика динамичной политикой заключения ГЧП, если местные власти не располагают значительными ресурсами. И аналогично, я думаю, что это очень много обсуждалось: не может быть также развития ГЧП, если нет человеческих ресурсов как с точки зрения персонала – и хорошо подготовленного персонала, для того чтобы можно было подготовить заключение этих контрактов, заключать их и потом отслеживать их исполнение, особенно долгосрочных контрактов, что очень важно. Второй фактор, который объясняет успех ГЧП во Франции, - это то, что Франция располагает полной законодательной базой, которая объясняет и касается всех особенностей права, чтобы можно было выйти на контрактную форму, четко определенную законом и позволяющую потом приступить к осуществлению проекта. Я не буду возвращаться сегодня на эти четыре типа, к формуле, которая существует в законодательстве Франции, учитывая время, которым я не располагаю. Еще раз напоминаю, что вы можете посмотреть мой письменный документ. Но я хотел бы подчеркнуть один или два пункта.

Первый важный пункт – это то, что очень много монтажей ГЧП основываются на выплате какой-то цены пользователями, и в контрактных формулах, существующих во Франции. Вот этот аспект крайне важный. Мы находимся в логике потребителя, то есть у нас есть потребитель, который оплачивает на какой-то продукт с высоким качеством. Другой важный элемент – это инновация, закон от 2004 года о ГЧП во Франции, который позволяет государственному коллективу осуществлять оплату от сложенного, то есть платить за инвестиции, а плата за жилье остается постоянной независимо от реализации этих… До 2004 года это было так: запрещало отложенный платеж и обязывающее местные власти сразу же оплачивать инвестиции, что, сами понимаете, с финансовой точки зрения большая нагрузка. Третий важный элемент, который сходен с российским, - это ситуация с государственной собственностью. Французское законодательство разрешает контрактный монтаж, где оператор ГЧП может использовать государственную собственность примерно в таких же условиях, как какой-либо частный собственник, то есть передача этой недвижимости под ипотеку. Это очень важно. Хотя некоторые могут сказать, что это какой-то обходной маневр, но это государственная собственность и общественная *. И операторы четко определены во французском законодательстве. Третий фактор успеха – это наличие финансового и тарифного законодательства, которые идут на пользу реализации этих контрактов.

Что касается тарифов. Так как, как и в России, это именно общественные власти, которые имеют компетенцию для определения тарифов. Но – и это очень важно – как только какой-то коллектив подписывает в контракте эволюцию тарифов по времени и если она это не допускает, то в таком случае на нее нападает санкция по отношению к оператору. Второе: в финансовом законодательстве за оператором ГЧП признано право на обеспечение экономического равновесия контракта, то есть без появления ненормальных потерь, которые нарушают его. В таком случае законодательство учитывает как элементы потерь, которые могут произойти от внешней экономической эволюции, но элементы потерь от решений, которые приняты государственными властями. Например, изменение периметра контракта, определение каких-то дополнительных нагрузок, то, например, включение социальных льгот возможно, но в таком случае коллектив обязан возместить ущерб, затраты оператора ГЧП. Третий важный пункт – это то, что инвестор в ГЧП должен налогово амортизировать свои инвестиции, даже если недвижимость принадлежит муниципальной власти, и в таком случае обработка, рассмотрение со стороны налоговой службы очень важно.

В настоящее время ГЧП очень часто используется во Франции по самым разным ценам. Это инструмент, который позволяет одновременно создать значительную общественную инфраструктуру в самых различных областях жизни экономической, но также предоставлять пользователям качественный сервис, что является очень важным. И общественные власти располагают полной свободой управления, либо используя внешнего партнера, и это очень важно.

И я хотел бы здесь указать на два вопроса, которые определяют успех ГЧП во Франции. первым элементом успеха, и я думаю, что это нужно четко сказать нашим российским коллегам: не может быть ГЧП с рентабельными инвестициями, если в этом не будет значительного вклада государственной власти с точки зрения инвестиций. Если это не является значительным, то вся тяжесть будет перенесена на тарифы и это будет непереносимо для пользователя. Второй элемент: не может быть возможен успех для ГЧП без юридической стабильности как с точки зрения законодательных рамок, так и стабильности самих контрактов. Долгосрочные контракты могут работать, только если операторы имеют какой-то минимум предвидимого периода и если у него остается риск, что могут быть внесены изменения. Вот что я хотел сказать. Спасибо за внимание.