Журнал "Право и инвестиции"

Номер 2 (47), Ноябрь 2011.

Материалы российско-французского форума "Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры"

Из выступления А.В.Баженова, директора Центра ГЧП Внешэкономбанка

Вы знаете, что возможность рассчитывать за частные инвестиции фактически в развитии инфраструктуры у нас существует только 2 возможности. Одна возможность у нас рассчитываются потребители, соответственно тогда все, что стоит эта инфраструктура, должны заложить в тарифе, тогда рассчитаться за счет тарифа. Если с помощью этого объекта инфраструктурой еще предоставляются платные услуги. Либо второй вариант. Мы должны найти способ, чтобы за эту инфраструктуру рассчиталось государство. А чтобы государство рассчиталось за эту инфраструктуру, принципиальный вопрос заключается в том, а возникает ли такая бюджетная эффективность от развития инфраструктуры, и от того, что начинает возникать, когда снимают инфраструктурные ограничения, у государства, региона и муниципалитета, возникают ли дополнительные доходы бюджета, которые можно было бы направить на то, чтобы рассчитаться за инфраструктуру, которая построена за счет частных источников. И вот как раз в Сибири эти проблемы тоже начинают выявляться. Первый проект государственно-частного партнерства по комплексному развитию был в свое время структурирован в Красноярском крае – комплексное освоение Нижнего Приангарья, и там предполагалось, что развитие инфраструктуры в полном объеме финансируется государством. А частные инвесторы будут финансировать развитие электростанции, алюминиевого комбината и лесопромышленного комплекса. Этот проект идет. Мы идем чуть дальше на восток, в Дальневосточном округе аналогичный проект по комплексному развитию Южной Якутии начинает натыкаться как раз на проблемы, связанные с тем, что он был запущен позднее, государство профинансировало проект на сметную документацию на развитие инфраструктуры, а сейчас нужно финансировать объекты инфраструктуры в немаленьком объеме 100 миллиардов рублей для того, чтобы на этой инфраструктуре возникли уже фактически сформированные частные проекты промышленного освоения минеральных ресурсов, объектов промышленности общим объемом 300 миллиардов рублей, и у государства на сегодняшний день нет такого финансового ресурса, чтобы так легко запустить такой комплексный проект. Но бюджетная эффективность на самом деле существует большая, и существуют возможности того, чтобы рассчитываться за инфраструктуру.

Отталкиваясь от этого, легко перейти к обсуждению, от того, что мы видим такого рода проблематику, когда мы должны либо найти способ расплатиться за счет тарифов, и тогда мы решим все проблемы, связанные с долгосрочным тарифным регулированием, либо мы должны найти эффекты развития территории, которые формируют дополнительные доходы бюджета, и найти тогда способ рассчитываться за счет того, что инфраструктура ускорила наше экономическое развитие, поделиться своего рода дивидендом экономического роста, мы легко сможем понять и проанализировать, почему у нас должно быть многообразие контрактных форм, и почему они должны применяться на самом деле по-разному.

То, что сегодня упоминалось инвестиционное соглашение, реализация проекта, модель, которая реализуется в инвестиционном фонде, фактически параллельное финансирование параллельных проектов государства и частного инвестора, договора аренды муниципального вычета с внесением неотделимых улучшений здесь, если мы останавливаемся на Сибирском федеральном округе. Как пример, недавно завершившийся, практически впервые такой конкурс прошел на предоставление имущества муниципального водоснабжения канализации в долгосрочную аренду, 3 года прошло после того, как предыдущие конкурсы проводились. И в прошлом году впервые был проведен конкурс на передачу в аренду муниципальной инфраструктуры города Томска, водоснабжения канализации, вывел большое количество процедурных проблем, но, тем не менее, город Томск провел конкурс, в котором участвовало, и очень интенсивно участвовало 7 компаний, в том числе и международная компания. Одна из этих международных компаний смогла выиграть соответствующий конкурс, и сейчас пытается перейти к эффективному управлению, или фактически переданному управлению буквально днями.

Соглашение о государственно-частном партнерстве ВОТ, в Российской Федерации много проектов реализовано как пилотных ВОТ. Но не стало системой. В первую очередь хотел бы сказать, те проекты ВОТ, которые у нас существуют в Москве, в Санкт-Петербурге по строительству очистных сооружений водопровода, по строительству очистных сооружений канализации. Почему они не стали системой? На самом деле это загадка, потому что на самом деле это проекты, которые даже в условиях существенно большей экономической разрухи в конце 1990-х годов были запущены, сформированы, в прошлом году в Москве очистные сооружения водопроводы, очистные сооружения канализации, которые были построены частным инвестором, эксплуатировались им более 10 лет на праве частной собственности, были возвращены городу, переданы в собственность, и фактически впервые завершился контракт ГЧП, не просто прошел конкурс, привлек финансирование, начал строиться, а он завершился. Таким образом, это показывает, что российская правовая система позволяет в долгосрочном плане обеспечивать управление рисками реализации инвестиционных проектов.

Концессионные соглашения. В выступлении Ольги Резиной на предыдущей сессии много говорилось о том, что концессионные соглашения не являются в полной мере эффективными с точки зрения финансового сектора, с точки зрения привлечения долгового финансирования. На сегодняшний день основной спрос на развитие концессионных соглашений привлекается негосударственными пенсионными фондами, которые вследствие особенностей регулирования этих финансовых компаний получили возможность вкладывать средства в строительство объектов инфраструктуры, в случае если эти проекты реализуются на условиях концессии с Российской Федерацией, или концессии с субъектом Российской Федерации, или это проекты, которые гарантированы государством. Или это проекты, которые гарантированы Внешэкономбанком. Как мы видим, муниципальная инфраструктура в этих случаях фактически не представлена, но, тем не менее, есть надежда на то, что окажется возможным негосударственным фондам вкладывать средства в эти проекты. Банковский сектор смотрит на концессионное законодательство несколько более придирчиво, потому что фактически его главная задача заключается не в том, как вложить деньги, а в том, как достать деньги. И с точки зрения того, как достать деньги, здесь, безусловно, много вопросов связано с тем, как концессионное законодательство согласуется с 131 законом, с полномочиями различных органов власти по тарифному регулированию, и самое главное, каким образом там можно обеспечивать исполнение долгосрочных обязательств, не вполне финансово обеспеченных муниципалитетов и регионов по досрочному завершению контракта, когда внезапно надо рассчитываться за все инвестиции, которые сделал частный инвестор в силу какого-либо рода обязательств такого рода объема, и резервы сформировать в рамках бюджетного законодательства достаточно сложно. Мы видим, что проекты государственно-частного партнерства, таким образом, многообразные и сложные, в них надо разбираться.

И в этой связи мы видим роль Внешэкономбанка в большой степени как раз в качестве своего рода советника, помощника региональных и муниципальных органов власти в том, каким образом эффективно настроить эту систему, и каким образом систему эффективно применять для тех задач, за которые они отвечают. Это принципиально важно, кстати говоря, сказать, что государственно-частное партнерство – это не складчина, когда мы сложились в одну кубышку из государственно-частного кармана, это не благотворительность и социальная ответственность бизнеса, это взаимные обязательства, но при этом эти взаимные обязательства возникают, когда государство или муниципалитет привлекает частный бизнес для того, чтобы более эффективно решать те задачи, за которые отвечает власть. За какие задачи отвечает власть? Транспорт, экология, водоснабжение, энергоэффективность в той части, что относится к теплоснабжению, к общественным системам уличного освещения, к общественному фонду недвижимости, подготовка территории, обеспечение площадок под комплексную застройку доступным жильем, чтобы инфраструктура не ложилась в стоимость жилья, и обеспечение инфраструктурой площадок под комплексную застройку, социальное развитие, безопасность и правопорядок, и инфраструктура государственного управления тоже очень важная вещь. Характерно, что у нас практически во всех этих сферах на сегодняшний день опять в Российской Федерации есть пилотные проекты. Есть пилотные проекты в области транспорта, в области экологии, воды, энергоэффективности, подготовки территории. Сейчас мы с Ханты-Мансийским округом организуем подготовку, готовим очень крупный проект, связанный с тем, чтобы реализовать программу развития инфраструктуры образования Ханты-Мансийского округа, 100 школ и детских садов, которые заложены на срок 10 лет. Грубо говоря, за 3 года на условиях государственно-частного партнерства с тем, чтобы была потом возможность рассчитываться за привлеченные инвестиции в течение достаточно длительного периода времени. Это очень важно для Ханты-Мансийского округа, в котором происходит такой своего рода демографический взрыв, они видят, что в течение 3-5 лет у них будет возникать большой дефицит мест в колах и детских садах. И для того, чтобы с этим дефицитом им справиться, им необходимо существенно увеличить инвестиции и качество инфраструктуры образования. Это возможно сделать вне регулярных рамок бюджета только за счет привлечения частных инвестиций и частных компетенций.

Учитывая все это многообразие, сложно выбрать, что надо делать, а выбирать надо правильно, потому что может так получиться, что мы с вами запустим концессию на такой объект, вложим очень большие силы и средства в подготовку данного проекта, а он не привлечет финансирования. И примеры такого рода есть, есть, например, пример очень амбициозного проекта в городе Санкт-Петербург по строительству Западного скоростного диаметра на условиях концессии, который был вынужден в конечном итоге реструктурироваться в обычное бюджетное финансирование капитальных вложений. И только после того, как первые 2 фазы проекта, первые 2 сессии проекта на условиях бюджетного финансирования капитальных вложений завершаются строительством, сейчас вновь переходят к тому, чтобы оставшиеся 3 секции попытаться сделать на условиях концессии, когда риски проектные, строительные, финансовые в реализации этого проекта оказались существенным образом снижены. У нас здесь будет выступать Карина Чичканова, которая представляет компанию «Салонс» и базируется в Санкт-Петербурге. Я думаю, что она сможет больше рассказать об опыте Санкт-Петербурга в реализации проектов.

Соответственно, что выбрать? И мы видим на самом деле, что необходимо находить такие модели, которые, несмотря на все разнообразие выбора, они все-таки являются достаточно адекватными сегодняшней ситуации, связанной с распределением полномочий и обеспечением исполнения этих полномочий в части, касающейся управления долгосрочными рисками со стороны региональных и муниципальных органов власти. И здесь мы приходим к тому, что на самом деле наше развитие в области государственно-частного партнерства своего рода забежало перед. Сначала у нас было бюджетное финансирование всего, после этого мы сказали, что все у нас построит частный инвестор, надо дать ему возможность. Выясняется, что все он построить не может, потому что нет экономики, и нет обеспечения. И на самом деле огромный экономический эффект от развития инфраструктуры формируется не в тарифах, а формируется в комплексном развитии территории, соответственно нужно сделать шаг назад. Найти способ для того, чтобы частные инвесторы могли проектировать и строить, брать на себя принципиальные риски реализации проектов, в том числе эксплуатировать. Но с точки зрения предоставления услуг, расчетов за соответствующие объекты, в этих процессах участвовало государство.

Отсюда при участии Внешэкономбанка, мы считаем, что необходимо дополнить тот арсенал, который обычно рассматривается, когда словом концессия называется все. На самом деле концессия – это все-таки очень узкое определение в рамках федерального законодательства. Схема, которую мы назвали болт – это фактически строительство частным инвестором объектов в интересах муниципалитета региона с тем, что они передаются в эксплуатацию, аренду, и расчеты за эти объекты происходят в течение длительного периода времени, но риски, связанные с тарифным регулированием, риски, связанные с качеством управления муниципальными компаниями, которые предоставляют соответствующие услуги. Эти риски, за которые отвечает власть, она и сейчас за них отвечает, она не должна терять управления этими рисками в будущем. Тогда оказывается возможным на условиях ГЧП реализовывать и социальную инфраструктуру в том числе.

Я не буду говорить про региональные законы, скажу только, что сегодня в 13.00 в Московской Государственной Думе будет обсуждение московского закона, а вчера Высшее законодательное собрание Чеченской Республики в свою очередь одобрило закон Чеченской Республике о государственно-частном партнерстве, поэтому количество субъектов Российской Федерации, которые приняли закон о ГЧП, и пытаются понять, каким образом этот инструмент вписать в контекст своего развития, на самом деле увеличивается с каждым днем.

Внешэкономбанк. Почему Внешэкономбанку важно ГЧП? Почему мы вкладываем в это существенные ресурсы, и несем существенные обязательства по отношению развития этой темы? Внешэкономбанк – это государственная корпорация, специальный финансовый институт, который действует на условиях федерального закона о Банке развития, и в этой связи не регулируется Центральным Банком, а регулируется как раз этим законом, и финансовая политика Внешэкономбанка как раз регулируется меморандумом о финансовой политике Внешэкономбанка, который утвержден правительством. Наблюдательный совет Внешэкономбанка фактически состоит из старших членов правительства, и возглавляется председателем правительства в соответствии с законом. Меморандум о финансовой политике Внешэкономбанка говорит, что мы должны развивать капиталоемкие, высокотехнологичные, экспортоориентированные отрасли промышленности. И мы должны развивать общественную инфраструктуру, в том числе ЖКХ, в том числе транспорт, в том числе энергетику, в том числе социальную инфраструктуру, включая туризм. С одной стороны.

С другой стороны мы не должны участвовать в конкуренции с коммерческими финансовыми организациями, и в этой связи мы не можем, например, финансировать муниципальные или региональные бюджеты просто в силу тех обстоятельства, что такого рода финансирование оказывается доступным через конкурсную процедуру в частности. И в том числе так же и потому, что долгосрочные риски бюджетами на сегодняшний день, бюджетной политикой, бюджетным кодексом обеспечиваются не в полной степени. В этой связи мы, безусловно заинтересованы в том, чтобы для реализации своей миссии количество проектов, в рамках которых возникают заемщики, у которых существуют стабильные, долгосрочные, контрактные взаимоотношения с органами власти по реализации строительства и эксплуатации проектов инфраструктуры, возникали в большем количестве и соответствовали принципам возможности, приемлемости проектного финансирования. Отсюда наш интерес к государственно-частному партнерству. Для того чтобы таких проектов возникало больше, у нас практически на сегодняшний день, я бы сказал так, существует 4 принципиальных инструмента, которые мы используем для того, чтобы количество проектов становилось больше. И наше управление, наш департамент инфраструктуры, Управление ЖКХ, Управление транспорта, Управление энергетики, имели больше возможностей рассматривать, так сказать, проекты и быть загруженными соответствующей конструктивной работой.

Первый инструмент, который выходит у нас на передний план на сегодняшний день – это программа финансового содействия в подготовке проектов регионального и городского развития, которая была одобрена наблюдательным советом Внешэкономбанка в декабре прошлого года, и к реализации которой мы сейчас очень постепенно, потому что сложно, приступаем. В рамках этой программы Внешэкономбанк согласился ежегодно в течение следующих 5 лет выделять до 2 миллиардов рублей на возвратной основе на выполнение работ по предпроектной подготовке проектов государственно-частного партнерства, если это проекты, которые относятся к развитию, решению проблем региональных и муниципальных в области экологии, энергоэффективности, обеспечения инфраструктурой площадок под комплексную застройку, системы массового транзита, социальная инфраструктура, и информатизация, повышение качество государственного управления. Это первое условие.

Второе условие заключается в том, что новое строительство или модернизация объектов общественной инфраструктуры реализуется в рамках одной из форм государственно-частного партнерства – концессии, регионального закона, особой экономической зоны, с участием инвестиционного фонда или в рамках энергосервисных контрактов. Сроки подготовки такого рода проектов, мы готовы риски принимать на себя, и предоставлять финансирование с возвратом не позднее 2 лет, при этом наш объем участия в подготовке проектов составляет от 30 до 200 миллионов рублей в зависимости от объема проекта и условий, задач, которые должны быть решены в ходе его подготовки. Для примера могу сказать, что в Санкт-Петербурге опыт показывает, большое количество проектов, которые там запущены, потребовали от бюджета Санкт-Петербурга найти финансовые источники в размере примерно 1% от стоимости проекта при его подготовке. Это не самые большие деньги с точки зрения того, что в мире происходит, но это существенные деньги с учетом того количества проектов, и той капитальной интенсивности проектов, которые запускаются в Санкт-Петербурге.

Второй инструмент, который у нас существует – это инструмент, который нам все-таки правительство предоставило для работы с региональными администрациями – это инструмент инвестиционного консультирования по формированию проектов государственно-частного партнерства, на условиях ГЧП, постановление правительства номер 1372 в прошлом году предоставило возможность Внешэкономбанку выступать в качестве единственного исполнителя услуг инвестиционного консультирования по формированию проектов ГЧП, для государственных нужд субъектов Российской Федерации, то есть, фактически без конкурса. Основой для такого рода услуг являются наши функции, которые мы выполняем для Правительства Российской Федерации в качестве финансового консультанта по предоставлению заключения о финансовой, бюджетной и экономической эффективности проектов, которые претендуют на получение бюджетных ассигнований бюджетного фонда. Соответственно в рамках такого рода услуг инвестиционного консультирования оказывается возможным сформировать необходимую команду технических, финансовых, юридических консультантов, обеспечить им разумное управление с точки зрения того, что результатом их работы должен быть инвестиционный проект, который будет привлекателен для определенной категории инвесторов, и этот проект должен быть доведен и выведен на рынок через процедуру соответствующего конкурса, который определяется той формой ГЧП, которая выбрана для этого проекта. Сейчас у нас фактически 2 крупнейших контракта, есть еще ряд других. 2 крупнейших контракта – это проект по новой школе Югра, о которой я говорил, и наконец, мы заключили, достаточно долго согласовывали такой контракт с администрацией Нижегородской области по формированию проекта государственно-частного партнерства по строительству моста в районе населенного пункта Подновье через реку Волга – это проект крупнейший, проект, который по размеру фактически сопоставим с тем проектом, который у нас выступает в качестве пилотного по транспортным концессиям 1557 с точки зрения размера. Это очень немаленький проект, но очень принципиальное значение имеет для Нижнего Новгорода, потому что кроме того моста, который идет через Волгу в самом Нижнем Новгороде, влево и вправо на 300 километров больше мостов нет. И соответственно весь трафик, который идет из Востока и Сибири в Москву, и обратно тоже кто-то возвращается, соответственно весь идет через Нижний Новгород, и препятствует качественному развитию города. Вот в рамках этого инструмента инвестиционного консультирования, в том числе по решению рабочей группы по улучшению инвестиционного климата в инфраструктуре мы сейчас договариваемся о нашем содействии тем администрациям субъектов Российской Федерации и городов, в которых будут запускаться пилотные концессионные конкурсы.

Мы видим, что на самом деле конечно надо оказываться непосредственное, прямое содействие муниципалитетам, но учитывая, что в наших условиях муниципалитеты крупнейших городов и субъекты, где располагаются эти муниципалитеты, связаны такой теснейшей неотрывной связью, мы считаем, что необходимо, чтобы услуги инвестиционного консультирования по формированию проектов ГЧП оказывались с участием субъектов Российской Федерации, их предметом может быть, в том числе и формирование необходимого пакета документации для проведения концессионных конкурсов, которые в дальнейшем передаются в муниципалитеты для того, чтобы соответствующие проекты далее реализовывались, и привлекалось финансирование. Таким образом, мы в той системе координат, которая нам задана, разделение между региональными и муниципальными органами власти, мы должны находить ту самую дорожку, которая их объединяет.

В этой связи, когда мы начинаем говорить о проектах государственно-частного партнерства, безусловно, такие проекты не относятся только к развитию крупнейших городов или к реализации инфраструктурных проектов субъектов. Потому что на самом деле тема существенно шире, и возможностей существенно больше. В качестве примера приведу проект, которые нами развивается, там существует не беспроблемный проект, например, в Республике Карелия, в рамках которого Республика Карелия совместно с 22 муниципальными образованиями решает задачу, связанную с тем, как обеспечить очистными сооружениями канализации эти 22 муниципальных образования в рамках одного проекта. Если 22 отдельных проекта, то это никогда не будет инвестиционно привлекательным. А если смочь сформировать это как один региональный проект развития, и решить экологическую проблему в Республике Карелия, то тогда это может быть инвестиционно привлекательным, хотя это будет, безусловно, сложно. Хотя это можно сделать в рамках межмуниципального сотрудничества. Такого же рода проект у нас начинает возникать и в других субъектах Российской Федерации в Иваново. Другой проект, в Ивановской области, например, другие категории проектов, которые возникают по развитию государственно-частного партнерства, они структурируются немножко по-другому. Например, это проекты, которые пытаются сформироваться как проекты развития городских агломераций, потому что опять-таки для многих крупных городов возможности развития, взаимодействие с городами спутниками, с пригородными районами, обеспечение одинаково качественных услуг, которые должны предоставляться на территориях соответствующих районов городов. Обеспечение транспортной связи, связанности соответствующих населенных пунктов, является принципиальными условиями дальнейшего роста и роста привлекательности этих населенных пунктов для размещения новых отраслей промышленности, удержания населения и так далее. И в этой связи предметом такого межмуниципального сотрудничества при участии региональных администраций, в том числе является задача, связанная с развитием проектов, которые из раздельных городов формируют агломерации, обеспечивают связанность, такого рода проекты мы на сегодняшний день тоже обсуждаем, в том числе в Ярославле существует соответствующее обращение губернатора, по которому намерены очень серьезно работать. Такого же рода, например, идеология выдвигается сейчас в Томской области для города Томска и города Северск, которые фактически расположены рядом, но между ними существуют большие транспортные проблемы.

Когда мы смотрим на то, что на самом деле ГЧП – это не абстрактная идея, которая заключается в том, чтобы сделать что-то очень большое за очень большие деньги, а когда мы смотрим, что ГЧП – это на самом деле идеология, бизнес-процесс, управление региональными и муниципальными администрациями, решение своих проблем с привлечением дополнительных компетенций, дополнительного финансирования, то все становится на свои места. Это не магическая палочка – это то, что должно войти в рутину, это то, что должно стать своего рода кодифицировано в системе управления органами государственной муниципальной власти. Для того, чтобы эта штука работала, у нас есть 3-1 и 4-й инструмент. 3-й инструмент в этой связи тот, который мы запустили в этом году, и нам кажется, что он достаточно успешно работает – это сайт, портал, если хотите, ГЧП в России, внутри которого мы размещаем все доступные нам методические материалы и образцы конкурсов, опыт регионов или опыт других стран по тому, как инструменты ГЧП были применены для решения соответствующих проблем развития.

И еще один инструмент, который здесь не указан, но который сегодня уже упоминался Хафис Мергозямовичем Салиховым, очень большое внимание мы уделяем тому, чтобы сформировать механизмы переподготовки кадров государственного муниципального управления, потому что ГЧП на самом деле по частям все известно, а чтобы сложить вместе – это на самом деле принципиальная проблема. И для того, чтобы такого рода переподготовка кадров была доступна, у нас был какой-то этап, когда мы организовывали своего рода региональные и муниципальные семинары. Сейчас мы решили, что надо переходить к более фундаментальному решению, сформировали по предложению Финансового университета при Правительстве РФ специальную кафедру государственно-частного партнерства, и на ее базе формируется в свою очередь учебно-методический материал, учебно-методический комплекс, которые в дальнейшем могут внедряться в деятельность региональных вузов и в свою очередь поддерживать постоянную непрерывную переподготовку кадров, а мы в свою очередь должны будем обеспечивать обновление этих методических материалов с учетом того опыта, который нам от вас станет доступен.