Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (46), Май 2011.

Международные финансовые институты как инструмент обеспечения правового режима использования трансграничных рек

Мироненков А.П., Сарсембеков Т.Т., Евразийский банк развития

***

Водные ресурсы - это возобновляемый и ограниченный природный ресурс, вовлеченный в единый гидрологический процесс речного бассейна, а также сферу международных отношений, если он является трансграничным. Особенностью международных речных бассейнов является то, что природно-географические факторы предопределяют различные условия формирования речного стока, а политические и экономические - его использование. Урегулирование водных отношений, учитывающее интересы каждой стороны и направленные на поддержание экологически безопасного режима международных рек, способствовали бы привлечению инвестиций в водный сектор. В современных условиях международные финансовые институты являются одним из важных инструментов сотрудничества и правового урегулирования водопользования на трансграничных реках.

Ключевые слова: трансграничные реки, водопользование, международные речные бассейны, инвестиции, международные финансовые институты.

***

Водные ресурсы — это возобновляемый и, вместе с тем, ограниченный и уязвимый природный ресурс, вовлеченный в единый гидрологический процесс речного бассейна, а также в сферу международных отношений, если он является трансграничным.

В современных условиях речные системы представляют собой комплекс взаимосвязанных водных объектов, которые в совокупности составляют бассейновую водохозяйственную систему. Она может быть межгосударственной или международной, если река — трансграничный водоток. Главной задачей совместного управления такой системой является обеспечение на правовой, инженерной и экологически приемлемой основе оптимальных и безопасных условий для формирования, распределения, использования и охраны водных ресурсов.

Решение проблемы воды для будущего должно основываться на ряде приоритетов, выдвигаемых международным сообществом. Среди них важное место отводится правовым мерам управления и защиты речных экосистем. Это безальтернативный путь решения водных проблем, и он должен основываться на международно-правововых нормах в соответствии с международными конвенциями и соглашениями в области рационального использования и охраны вод.

Использование водных ресурсов превосходит по масштабам и темпам роста все наиболее интенсивно расходуемые в мире природные ресурсы. Мировой спрос на воду определяется, в основном, ростом численности населения. Демографические факторы и хозяйственно-экономическая деятельность, связанные с использованием и изъятием природных ресурсов, активно воздействуют на природные процессы, формирующие географическую среду. Такое влияние особенно заметно в регионах, имеющих низкую обеспеченность водными ресурсами. За XX столетие мировое население выросло в 3,7 раза, соответственно и потребление водных ресурсов увеличилось в 7 раз [1]. Причем темпы прироста населения увеличиваются: в 1804 г. население составляло 1 млрд человек, в начале XX в. — 1.6 млрд, в 1927 г. — 2 млрд. Таким образом, за 123 года численность мирового населения выросла в 2 раза. За период же с 1950 по 2000 г. она увеличилась в 2,4 раза — с 2,5 до 6,1 млрд человек.. Ожидается, что до 2050 г. мировое население увеличится с 6,4 млрд человек в 2003 г. (по оценкам) до почти 9,1 млрд человек. Основной рост численности населения ожидается в Африке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, где уже ощущается недостаток в пресной воде.

Современное использование водных ресурсов превосходит по масштабам и темпам роста все наиболее интенсивно расходуемые в мире природные ресурсы. Общее мировое потребление пресной воды в 1000 раз превышает уровень потребления всех вместе взятых видов промышленного сырья и за 1 сут достигает 10 км3, что равно годовой добыче всех видов полезных ископаемых. За последние три столетия мировое потребление воды возросло более чем в 35 раз, каждые 20 лет удваивалось и достигло, приблизительно, 3,9-4,0 тыс. км3 в год. Этот объем можно считать «доступными водными ресурсами», характеризующими современный уровень мирового экономического развития и его возможности в использовании вод.

Речной сток во всех странах составляет основную часть используемых поверхностных вод и включает в себя сток, образующийся на территории страны, и приток воды из сопредельных стран. Последний имеет важное значение в международном сотрудничестве в области совместного использования трансграничных водотоков, т.к. от характера потребления, включая загрязнение речного стока странами, расположенными выше по течению, зависит водообеспеченность стран, находящихся в низовье речного бассейна.

В бассейнах международных рек расположены 145 стран. Наибольшее количество международных рек насчитывается в Европе и Африке — 69 и 59 рек соответственно. Однако в Африке площадь охвата территорий международными речными бассейнами наибольшая — 60% ее территории входит в такие бассейны. Территории стран могут полностью входить в международный речной бассейн. Всего в мире имеется 39 стран, 90-100% территорий которых охватывается международным речным бассейном, 9 стран имеют 9-10% территорий, входящих в такие речные бассейны.

Международные реки в количественном отношении не постоянны. Их число с образованием новых государств и изменением государственных границ, как правило, меняется. Например, по результатам референдума населения Судана 09.07.2011 на политической карте мира появятся два новые государства, расположенные в среднем течении реки Нил, и тем самым возрастет число прибрежных государств в бассейне этой реки. Можно предполагать, что появление нового государства в бассейне трансграничной реки с чрезычайно напряженным водным балансом повлечет за собой усиление конфликтного потенциала между странами. Как известно, бассейн реки Нил охватывает территории Египта, Судана, Эфиопии, Кении, Танзании, Уганды, Бурунди, Демократической Республики Конго, Эритреи и Руанды. По протяженности (6671 км), площади бассейна (2870 тыс. км2), количеству стран (10) и общей численности населения (свыше 300 млн человек) бассейну Нила в мире нет равных. Вместе с тем регион характеризуется сложной политической ситуацией, которая в значительной степени связана с доступом к трансграничным водным ресурсам и усиливающейся конкуренцией за воду, неурегулированностью правового режима водопользования между странами бассейна реки. Очевидно, что безопасность этого региона, как и других регионов мира, включающих трансграничные речные бассейны, будет во многом зависеть от урегулированности водных отношений между странами, укрепления сотрудничества в этой сфере на современной международно-правовой основе.

Поверхностные воды территориально перемещаются и перетекают в возобновляемых объемах, образуя единый речной бассейн. При этом реки, пересекающие или разделяющие территории двух или нескольких государств, составляют категорию трансграничных или международных рек. Международных рек насчитывается 263, и они покрывают 45% суши, на которой проживает свыше 40% мирового населения. 19 речных бассейнов относятся к 5 и более странам. Бассейн реки Дуная, например, включает 17 стран. Бассейны 5 рек: Конго, Нигера, Нила, Рейна и Замбези принадлежат 9-11 странам; 13 речных бассейнов — рек Амазонка, Ганг-Брахмапутра — Мегхна, озера Чад, Тарим, Аральского моря, Иордан, Кура — Аракс, Меконг, Тигр — Ефрат находятся в пределах территорий 4-8 стран. В бассейн реки Меконг входят Китай, Камбоджа, Лаос, Таиланд и Вьетнам, бассейн реки Тигр — Ефрат включает Турцию, Сирию, Иран, Ирак, к бассейну рек Сырдарья и Амударья относятся Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Такой перечень международных речных бассейнов можно продолжить. Почти половина ресурсов мировых поверхностных вод, или 19 тыс. км3, приходится на долю 25 крупнейших рек в мире. Из них 20 международных водотоков имеют сток 16 тыс. км3, или 87% водных ресурсов крупнейших рек мира.

Политические и экономические интересы стран, расположенных в одном речном бассейне, имеют существенные различия и часто не совпадают, как и государственные границы не совпадают с водоразделами рек. Страны, находящиеся в низовьях рек, зависят от пользователей, находящихся выше по течению. В свою очередь, страны, расположенные в верховьях рек, также могут испытывать трудности в связи с запросами стран, находящихся ниже по течению.

Особенностью международных речных бассейнов является то, что природно-географические факторы предопределяют различные условия формирования речного стока и его использования в пределах речного бассейна. Как правило, страны, расположенные в его нижнем течении, находятся в неравном положении по сравнению со странами, находящимися в верхней части бассейна реки. В этой связи с большой осторожностью следует подходить к осуществлению проектов на международных реках, ибо при отсутствии надлежащего согласования и координации действий между странами интересы одной из них могут пострадать.

Заключение дву- и многосторонних соглашений служит важным средством для урегулирования взаимоотношений между государствами, использующими один международный водоток. Договоренности, определяющие принципы и схемы совместного использования водных ресурсов, имеют своей целью, как правило, укрепление сотрудничества и предотвращение спорных ситуаций.

Признанием международным сообществом важности двустороннего, регионального и многостороннего сотрудничества в этой сфере является заключение в последнее время ряда договоров, протоколов и конвенций о международных водотоках.

Во всем мире существует более 290 договоров и соглашений о международных водотоках. Как правило, в соглашениях предусматриваются совместные органы, которые осуществляют реализацию достигнутых договоренностей. В зависимости от цели и задач соглашения правовой статус таких органов (комиссий, комитетов, рабочих групп и т.д.) может быть различным. Они могут быть на постоянной или временной основе, иметь полномочия для принятия решений или готовить рекомендации и предложения для национальных органов, являться международной организацией.

Международные финансовые институты могут служить и служат одним из важных инструментов в правовом урегулировании водопользования на трансграничных реках. Доступ к ссудам и кредитам на финансовом рынке для использования водных ресурсов в ирригационных, гидроэнергетических и иных целях связан с требованиями, выдвигаемыми международными финансовыми институтами, к проектам на трансграничных водотоках. К ним относится, прежде всего, устранение противоречий в позициях прибрежных государств в использовании международных водотоков. При рассмотрении запросов об осуществлении проектов, располагающихся на международных водотоках, устанавливается наличие надлежащих соглашений между прибрежными государствами. Поэтому нередко государство-бенефициар выступает инициатором переговоров с другими прибрежными государствами с целью достижения соответствующих соглашений или договоренностей. Другим условием, отражающим необходимость соблюдения международно-правовых норм, следует считать уведомление другим прибрежным государствам о намерении выполнить проект, расположенный на международном водотоке, с указанием имеющихся данных. При несоблюдении этого условия может быть отказано стране — потенциальному заемщику в рассмотрении проекта.

Общим для всех трансграничных рек является то, что решение вопросов охраны речных бассейнов от загрязнения и истощения, а значит, обеспечение устойчивого водопользования на будущее и экономического развития стран зависит от характера регионального сотрудничества. В свою очередь, последовательное сближение интересов каждого прибрежного государства должно основываться на общепринятых международно-правовых нормах в сфере совместного использования трансграничных водотоков и согласованной региональной водной политике в пределах общего речного бассейна.

В своей политике в отношении проектов, расположенных на трансграничных водотоках, международные финансовые институты руководствуются такими принципами международного права, как право на справедливое и разумное использование водных ресурсов, принцип ненанесения значительного ущерба. Первый принцип состоит в том, что каждое прибрежное государство обладает одинаковым с любым другим прибрежным государством правом на разумное и справедливое использование вод международного водотока. Второй принцип предусматривает, что любое государство имеет право использовать водоток в пределах своей территории, но таким образом, чтобы не нанести значительного ущерба другим прибрежным государствам.

Принимая во внимание растущие инвестиционные потребности для укрепления и развития водохозяйственной инфраструктуры, необходимость привлечения финансовых ресурсов для освоения водных ресурсов в условиях возрастающего дефицита воды в бассейнах трансграничных рек, необходимо выработать политические и правовые меры урегулирования водных отношений, учитывающие интересы каждой стороны и направленные на поддержание экологически безопасного режима этих рек. В этой важной сфере международных отношений существенно возрастает роль международных финансовых институтов, деятельность которых также распространяется на страны СНГ.

На постсоветском пространстве все бывшие межреспубликанские реки в правовом отношении, например, относятся к трансграничным межгосударственным рекам. Это практически все крупные реки Кавказа и Центральной Азии, России, Беларуси, Украины и Молдовы, территории которых частично или практически полностью расположены в бассейнах трансграничных рек. Сложившиеся обстоятельства предопределяют необходимость сотрудничества, основанного на нормах международного права, применительно к конкретным условиям совместного использования водных ресурсов. Для стран Центральной Азии, например, проблема водопользования в бассейнах трансграничных рек имеет достаточно общий характер, что дает возможность выработать унифицированные подходы к совместному использованию водных ресурсов.

Вместе с тем различия в природно-климатических, хозяйственных, экономических, политических условиях каждой страны ведет к серьезным противоречиям в межгосударственных водных отношениях, что сдерживает привлечение внешних инвестиций в регион. Возрастающий дефицит воды в бассейнах трансграничных рек Центральной Азии обусловливает необходимость осуществления мер по укреплению водохозяйственной инфраструктуры и водосбережению, рационализации водопользования во всех отраслях экономики, что требует значительных долговременных инвестиций.

В этой связи страны Центральной Азии могли бы принять соглашение (хартию) экологически безопасного использования водных ресурсов трансграничных рек, в котором содержались бы основные прниципы совместного водопользования, соотвествующие международным нормам, и обязательство их соблюдения в дву- и многостороннем сотрудничестве. Политические и правовые меры урегулирования водных отношений в странах СНГ и Центральной Азии, учитывающие интересы каждой стороны и направленные на поддержание экологически безопасного режима этих рек, способствовали бы привлечению инвестиций в водный сектор и другие отрасли экономики региона, более активному участию в этом международных финансовых институтов.

Примечания

1. Алексеевский Н.И., Гладкевич Г.И. Водные ресурсы в мире и в России за 100 лет. Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник. М., 2003. С. 114-145.

2. Международные правовые аспекты освоения гидоэнергетического потенциала трансграничных рек Центральной Азии. М., 2007.

3. Ясинский В.А. , Мироненков А.П., Сарсембеков Т.Т. Водные ресурсы трансграничных рек в региональном сотрудничестве стран Центральной Азии. Алматы, 2010.

4. Ясинский В.А. , Мироненков А.П., Сарсембеков Т.Т. Инвестиции и «Принципы экватора». М., 2009.

5. Водно-энергетические ресурсы Центральной Азии: проблемы использования и освоения / Отраслевой обзор. Евразийский банк развития. Алматы, 2008.

МИРОНЕНКОВ Александр Петрович. Кандидат экономических наук. Начальник Отдела технического содействия Аналитического управления Евразийского банка развития. Автор множества публикаций по темам, касающимся проблем развития водно-энергетического комплекса Центральной Азии, состояния окружающей среды в контексте устойчивого развития Центральноазиатского региона и Евразийского экономического сообщества.

САРСЕМБЕКОВ Тулеген Таджибаевич. Заместитель начальника Отдела технического содействия Аналитического управления Евразийского банка развития. Автор ряда монографий по вопросам управления водными ресурсами, имеет большое количество публикаций по природоохранной тематике, проблемам рационального использования водных ресурсов и развития энергетики.