Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

О роли православного мировоззрения при формировании экономической и социальной политики государства

Мартыненко Т.В., Северо-Кавказская академия государственной службы

В статье речь идет о влиянии православного мировоззрения на состояние всех сфер общественной жизни. Рассмотрена существующая экономическая и социальная политика российского государства. Показана зависимость нынешнего кризисного состояния российской экономики от духовно-нравственного состояния общества. Рассмотрены принципы духовного (религиозного) подхода к экономической и социальной политике.

Ключевые слова: мировоззрение, принципы, духовный подход, социально-экономическая политика, православие.

***

В России до начала ХХ в. существовала православная цивилизация, которая в хозяйственной сфере опиралась на религиозные ценности. Однако на протяжении последних 100 лет многие составляющие основу русской цивилизации элементы были разрушены. Это, прежде всего, православие, которое давало ориентиры для создания и развития русской экономики, культуры и государственности. По мнению В.Тростникова, «тип верования - это базис, над которым вырастает вся надстройка, т.е. тип общества (по Данилевскому, «культурно-исторический тип»)» [1]. Секуляризация общества привела к серьезным перекосам во всех сферах общественной жизни, в том числе и в управлении экономическими процессами. Возникли противоречия между:

  • лежащими в основании современной российской социально-экономической политики теоретическими концепциями неоинституционализма, неоклассики, теорией сервисного государства и духовными ценностями, определявшими на протяжении веков развитие российской цивилизации;
  • перманентным процессом реформирования экономики, ведущим к появлению все новых институтов и уменьшением реальных механизмов влияния на экономику и социальную сферу.

В соответствии с этим мы поставили следующие задачи:

  • обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки духовного (религиозного) подхода, показывающего путь к разрешению противоречий;
  • сравнить его с цивилизационным подходом и показать их различия;
  • показать зависимость целей государственной социально-экономической политики от мировоззрения управляющих и управляемых субъектов;
  • рассмотреть особенности православного мировоззрения и оценить возможности его влияния на экономическую и социальную политику российского государства.

Цивилизационный и духовный подходы к общественному развитию

Исследование опирается на цивилизационный и духовный подходы к общественному развитию.

Цивилизационный подход предполагает, что истоки всех качественных изменений в обществе, в государственной политике находятся в духовной культуре народа, его религии и нравах. Экономические, политические и социальные факторы при этом становятся производными от духовного состояния общества. В соответствии с цивилизационным подходом экономическая и социальная политика государства зависит от накопленного в предыдущие эпохи исторического опыта, от преобладающих ценностей и образцов поведения. Экономические и социальные решения при проведении государственной политики должны приниматься с учетом своеобразия национальной культуры и черт национального характера народа. По мнению Г.А.Морозовой [2], «одним из ключевых факторов, определяющих семантическое поле цивилизации, является социогенетический культурный код - система культурных ценностей, включающая в себя механизм наследственности, изменчивости и отбора в динамике цивилизации, своеобразный культурный геном, передающийся из поколения в поколение, который творчески усваивается обществом и является стержнем его цивилизационного сознания».

Сущность духовного подхода заключается в следующем:

  • всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и свободной воли человека. Направленность воли на добро или зло, в свою очередь, зависит от степени соединения человека с Богом и просвещения его Божественной Благодатью;
  • личная, а не коллективная ответственность за любые принимаемые решения (прежде всего перед Богом, а потом и перед людьми);
  • богатство, материальный успех рассматривается не как цель деятельности человека и развития общества, а как средство для достижения царства Божьего;
  • иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии;
  • признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве;
  • рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла;
  • признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление к правде;
  • понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания как системы культурных ценностей;
  • несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов), как результат отпадения его от Божественной Благодати.

Следует обратить внимание на то, что в современной науке широкое распространение получил цивилизационный подход к общественному развитию, а духовный подход только начинает возрождаться. При внешней близости данных подходов они значительно различаются.

О.Н.Забегайло [3] выделяет следующие отличительные черты:

1) Подмена духовности (религиозности) душевным (ментальным уровнем). При духовном подходе в центре стоит Бог и святой человек, соединенный с Богом и просвещенный Божественной Благодатью, а при цивилизационном - грешный человек со всеми своими страстями.

2) Православие как определяющий фактор в развитии России отодвигается на задний план и подменяется термином «почвенный тип цивилизации».

3) Понятие прогресса связывается только с развитием производительных сил, интенсификацией производства и развитием научно-технического прогресса. Религиозно-нравственный прогресс ставится в зависимость от развития материальных факторов. Совершенно затушевывается разнонаправленность прогресса: с одной стороны, происходит постоянное совершенствование техники и технологий, а с другой - деградация человеческой личности как образа и подобия Божия.

4) При цивилизационном подходе исчезает антагонизм между православной цивилизацией, существовавшей в России до 1917 г., и антихристианской цивилизацией, развивающейся на Западе с эпохи Возрождения.

5) Цивилизационный подход не может дать объективного критерия для разграничения цивилизаций, т.к. в соответствии с ним к одному типу цивилизаций относятся монотеистические христианские, исламские цивилизации и языческие (Индия, греко-латинская античная). Подмена терминов религиозных на нерелигиозные приводит к вытеснению из сознания народа роли православной религии как ключевого фактора в формировании особого типа российской цивилизации.

Духовный подход к экономической системе

Рассмотрим теперь более подробно черты духовного подхода к экономической системе и покажем его влияние на принятие управленческих решений в социально-экономической политике.

1. В основе православного понимания экономической и социальной политики государства должна находиться православная антропология, которая провозглашает принцип теоцентризма: «Бог - мера всех вещей». В этом он противоположен гуманизму, девиз которого: «Человек - мера всех вещей». Ю.Кузнецов совершенно справедливо считает, что принципы этики и нравственности, изложенные в Библии, распространяются в равной мере как на деятельность каждого человека, так и на государство [4]. Созидательная хозяйственная деятельность осуществляется при содействии Бога. Эта мысль подтверждается в Священном Писании: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон (Пс. 126:1-2)». Из принципа теоцентризма вытекает понимание того, что существует Промысел Божий, согласно которому осуществляется правление судьбами народов.

2. Другой, не менее важный принцип - это рассмотрение всех процессов, протекающих в человеческом обществе, с точки зрения последствий грехопадения и рассмотрения цели человеческой жизни на земле, исходя из задачи спасения его души [5]. Русская религиозная философия исходит из того, что смысл человеческой жизни на земле - это соединение человека с Богом, обожение его. Самостоятельно побороть грех (а каждый человек, даже младенец, рождается греховным) невозможно без церковных таинств. В этих таинствах человек становится причастным божественным энергиям. Соединяясь же с Богом, человек просвещается, оживотворяется, делается нравственной и ответственной личностью. Только нравственная и ответственная личность может быть сотворцом исторического процесса.

3. С православной позиции власть понимается как установленная Богом.Образцом такой власти являетсямонархическая власть, т.к. она построена по принципу иерархии в соответствии с властью Небесной. Другие виды власти - это попущенные Богом за отступление от христианской веры для вразумления народа. К таким видам относятся все остальные ее виды: демократия, тирания, олигархия и т.п. В соответствии с православным мировоззрением верховная власть в государстве является блюстителем правды на земле.

Анализируя сущность государства, святитель Филарет (Дроздов) писал, что государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели [6]. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.

В соответствии с духовным подходом признается существование идеала правильного общественного устройства, вытекающего из Божественных заповедей. Однако в то же время отвергается возможность построения на земле рая. Любая человеческая власть на земле является несовершенной в силу несовершенства самого человека. Многовековая история показывает, что попытки решить проблемы человеческого общества внешними усовершенствованиями институтов ничего не дают. Появление новых институтов не может решить главную цель пребывания человека на земле - соединение его с Богом и спасение души. Эта цель может быть достигнута только в рамках Православной Церкви. Целью же государственной власти, опирающейся на православное мировоззрение, может быть только уменьшение зла на земле и создание условий для спасения души.

При разграничении сфер влияния между государством и Церковью должен действовать принцип симфонии, который существовал в Византийской империи и в допетровской Руси. «Отдайте кесарю кесарево, а Богу - Богово». Быть христианином можно при любом общественно-политическом строе. Об этом наглядно свидетельствуют как Ветхий, так и Новый Завет. В них нигде нет призывов к изменению общественно-политического строя. Однако есть наиболее идеальный тип государства, который более всего соответствует Божественным заповедям, - это монархическая государственность.

4. Рассмотрение экономической и социальной политики государства в целостной системе хозяйства, а не как самостоятельной, независимой сферы. Хозяйство, по словам русского философа С.Булгакова, есть «явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда» [7]. Для православного понимания экономики характерен целостный взгляд на мир, в то время как для западной экономической науки - редукционизм, упрощение, дробление, фрагментация. Целостный взгляд на мир возможен только в рамках православного мировоззрения. По мнению архимандрита Рафаила (Карелина), главный «принцип науки - идти от частного к общему, создавать картинную модель общего и никогда не доходить до целого. Религия, напротив, показывает духовные реалии в их цельности, а не в аналитической расчлененности; она идет от общего к частному» [8].

5. Важными принципами в рамках духовного подхода являются «справедливость», «разнообразие», неравенство. Об этом писали К.Леонтьев и И.Ильин. По мнению К.Леонтьева, существование жизни на земле возможно лишь при разнообразии (дифференциации) составляющих ее элементов. Разнообразие подразумевает различие, различие – неравенство, а неравенство – иерархию. Он считал, что смешение и упрощение достигаются путем ослабления церкви, духовенства, религии, монархической власти. Такое движение он называл «разрушительным прогрессом» [9]. Неравенство и разнородность общества являются основой социальной иерархии, но при этом существуют равенство перед Богом и ответственность перед Ним за свое личное и общественное поведение.

6. Признание принципа иерархии является важнейшим в рамках православного мировоззрения. Иерархия (греч. Hierarhia; hieros - священный и arche - власть) переводится с греческого как «священная власть» [10]. Восстановление иерархии - это «последовательное расположение социальных статусов от низших к высшим» или «система последовательного подчинения структурных подразделений социальной власти от нижестоящего к вышестоящему» [11]. Следует отметить, что в России власть долгое время была построена по принципу иерархии, в то время как западное общество всегда ориентировалось на демократию, которая противоположна иерархии.

7. Необходимо соблюдать законы и стремиться к правде. Но при этом приоритет отдается не юридическим законам, а нравственным. Юридические нормы не должны противоречить заповедям. По И.А.Ильину, «живое правосознание народа» предполагает понимание народом социального строя, уважение законов, желание вкладывать свою волю в государственное строительство [12]. Поэтому так важны такие качества народа, как патриотизм, чувство долга, жертвенность ради общего дела.

8. В рамках православного мировоззрения существует особое понимание личности и ее свободы. Развитие общества и его прогресс заключается в преображении и становлении человеческой личности. Об этом шла речь в концепциях И.А.Ильина, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка и других русских религиозных философов. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что «Нравственность там, где может быть оценка своих поступков. Нравственность там, где есть норма и образец для деятельности» [13]. Применительно к государственной социально-экономической политике лучше всего этот принцип, на наш взгляд, выразил И.А.Ильин: «Постоянно отыскивать и проводить те духовно-верные и целесообразные государственные мероприятия, которые могли бы внешним образом исправитьвнешние последствия внутреннего несовершенства людей» [14]. Отсутствие опоры на нравственные нормы приводит к тому, что в обществе никто не выполняет законов. Эту мысль хорошо выразил И.Л.Солоневич: «Если нация морально разложена, то не найдется ни добросовестных судей, ни добросовестных городовых: «"всуе законы писать, если их некому исполнять", - наступает распад нации и государства. Воруют все» [15].

Что же является критерием нравственного поведения личности в хозяйственной и государственной деятельности?

У людей должен быть четкий критерий различения добра и зла.Без этого критерия невозможно осуществлять никакие виды экономической деятельности. Такие критерии были изложены еще в Библии. Митрополит Иоанн (Снычев) подчеркивает, что «верховная власть в стране принадлежит… основополагающим принципам нравственности. "Не лги!", "Не воруй!", "Не блуди!", "Не скупись!", "Не завидуй!", "Не злобься!", "Не гордись!" - вот что должно определять нашу жизнь» [16].Российская история дает богатый материал реализации этих принципов в повседневной жизни и в государственной деятельности. Православие на Руси повлияло позитивно на все сферы человеческой жизни: улучшило семейные отношения, подняло роль и авторитет женщины, способствовало распространению образования среди самых широких слоев населения, ввело гуманные законы. А.А.Царевский пишет, что «славяно-русское племя, бывшее дотоле диким, “жестоким и кровожадным”, как только было просвещено Православием, сразу составило тогда знаменательное и отрадное исключение: в умственном мраке Европы оно явилось самою светлою точкою» [17].

Таким образом, в соответствии с православным мировоззрением, принципом государственной политики должно стать признание богоподобия нравственной и автономной личности, свобода воли и возможность выбора, уважение к человеческой личности как образу Божию.

9. Принципиальным моментом при формировании социально-экономической политики является определение целей развития общества. В Православной цивилизации, как отмечалось ранее, развитие связано с совершенствованием человека, приближением его к Богу, спасением его души. Основной целью в таком обществе является человек, гармонично включенный в экономическую систему. Идеалом человека становятся святые, такие как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Невский. В нерелигиозных (по терминологии П.Сорокина, чувственных) цивилизациях идеалом являются богатые или успешные в различных областях люди. Следовательно, на первое место в чувственных цивилизациях выходят материальные факторы, в том числе и на государственном уровне: рост ВВП, научно-технического прогресса, производительности труда.

Следует отметить, что при выборе целей развития страны огромную роль играет мировоззрение управляющей элиты, а также следующие факторы:

  • реальные геополитические условия как результат истории;
  • объективные условия жизнедеятельности: географические, природно-климатические, развитость инфраструктуры и коммуникаций;
  • естественно-общественные формы жизнедеятельности: структура, механизмы и технологии труда и быта, типы поселений, технологии земледелия, традиции, обычаи и менталитет населения;
  • соотношение национальной самобытности и заимствований;
  • культурно-историческое наследие в государственной и хозяйственной сферах: вече, собор, казачий круг, дума, артель, община;
  • соотношение коллективистских начал и индивидуализма;
  • уровень развития социальной сферы;
  • степень развития духовной культуры общества;
  • потенциал и степень развития научно-технического прогресса.

Таким образом, в соответствии с духовным подходом основной целью государственной социально-экономической политики должно бытьсоздание хозяйства страны, соответствующего идеалам и ценностям данного типа цивилизации. При этом управление должно вести к сохранению целостности государства, единству общества, сохранению традиций, реализации идеалов и ценностей людей.

Влияние мировоззрения на содержание экономической системы

Экономическая деятельность предполагает участие в ней множества независимых хозяйственных субъектов, которые обладают определенным мировоззрением, оказывающим влияние на их стимулы, мотивы, экономические решения. В научной литературе такие понятия, как «менталитет», «мировоззрение», «национальный характер», «социальный архетип», рассматриваются зачастую как синоним сознания народа и являются близкими по смыслу. Существует взаимосвязь между личностью, обладающей определенным набором ценностей, и хозяйственной системой, формирующейся под воздействием фундаментальных ценностей, характерных для данного общества [18-20]. На основе совокупности личных мировоззрений формируется государственное мировоззрение.

Общую схему влияния мировоззрения на хозяйственную систему можно представить следующей последовательностью (составлено на основании работы [20]:

1. Существуют ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, связанные с религией

2. В зависимости от них формируется тип личности с определенным мировоззрением

3. Личность с ОПРЕДЕЛЕННЫМ НАБОРОМ ЦЕННОСТЕЙ И МИРОВОЗЗРЕНИЕМ определяет содержание ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Из этой схемы видно, что хозяйственная система зависит от фундаментальных ценностей общества, формируемых религией.

Мы рассмотрели идеальную модель социально-экономической политики, которая наиболее адекватна социальному коду российской цивилизации, основанной на православном мировоззрении. Теперь проанализируем те принципы, которые лежат в основании нынешней социально-экономической политики российского государства.

Принципы социально-экономической политики России

Современная система государственного регулирования экономики построена на технократическом подходе и концепциях модернизации. Его мировоззренческим стержнем является гуманизм, который провозглашает в качестве основного принцип «Человек - мера всех вещей». В соответствии с этим принципом формируется представление о наличии универсальных, "общечеловеческих" ценностей, которые должны стать основой единой мировой цивилизации. Гуманизм разрешает практически все в жизни человека, единственным ограничителем выступают интересы других. Он ведет к релятивизму, при котором все горизонты и системы ценностей становятся относительными. Сколько людей - столько и ценностей. К чему это приводит?

В экономической политике технократизм, основанный на гуманизме и рационализме, проявляется в том, что государство понимается как обычная корпорация, которая получает от своей деятельности прибыль и оказывает населению платные услуги. Наука заменяет религию, а знания становятся капиталом, который необходимо постоянно преумножать. Человеческая личность как образ и подобие Божие вытесняется из процесса производства машиной и становится ее придатком, а человек из творца все больше превращается в потребителя. Государственно-бюрократический аппарат занят в основном перераспределением материальных благ. Сфера реального производства (физической экономики - по терминологии Ларуша) постоянно уменьшается, а масштабы управленческого аппарата постоянно увеличиваются. Непрерывное дробление управленческих функций ведет к потере управляемости и росту трансакционных издержек. Государство, основанное на таких принципах, в конечном итоге разрушается, а вместо него создается сетевая экономика, которая ведет к хаосу и анархии.

Процесс разрушения государственного управления в экономической и социальной сферах накладывается на духовный кризис современного российского общества. Так, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Л.Бызов отмечает, что социокультурный код, который определяет поведение нации, в настоящее время весьма неоднороден [21]. На основании данных ВЦИОМа в 2008 г. Л.Бызов сделал выводы, что современное российское общество находится в глубоком духовном кризисе, весьма разнородно по своим базовым ценностям. Такие консервативные ценности, как соборность, коллективизм, духовность, бескорыстие, он считает парадными декларациями, а нынешнее российское общество называет самым индивидуалистическим обществом в Европе.

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что идентификационная матрица общественного сознания в современной России в значительной степени разрушена. Дальнейшее следование России по этому пути может привести к присоединению ее к антихристианской мировой цивилизации, основанной на культе денег, науки и «общечеловеческих ценностей». Глубинная причина этого заключается в том, что общество постепенно утрачивает связь с Богом.

Выводы и предложения

Рассмотренные нами принципы духовного подхода позволяют сформулировать предложения по совершенствованию социально-экономической политики в РФ.

Во-первых,в силу того, что структура экономиче­ской системы и формы хозяйствования зависят от мировоззрения народа, то социально-экономическая политика государства должна стремиться к возрождению в России традиционного для нее православного мировоззрения. Чем большее количество населения будет носителями православного мировоззрения, тем более совершенным будет государственная власть и экономика. Об этом говорится еще в Притчах Соломона (8, 15): "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам".

Следует признать, что существуют две силы, которые творят историю, - Бог и человек. Необходимо также осознать, что все неустройства в этом мире проистекают от греховной человеческой природы. Поэтому возрождение России зависит, прежде всего, от воли Бога и свободной воли людей. Населению следует разъяснять, что нарушение законов духовного мира (грех) ведет к разрушению семьи, природы, государства, общества. Пути выхода из духовного, экономического и социального кризиса нам подсказывает наша история. Первый шаг - это осознание своих грехов, второй шаг - покаяние, а затем и исправление своей жизни в соответствии с духовно-нравственными критериями.

Во-вторых, закономерным шагом будет постепенное возрождение дореволюционного подхода к системе образования, здравоохранения, культурного развития, основанного на религиозно-нравственных критериях. Потребуется изменение всей системы национально-патриотического воспитания населения.

Возрождение нации невозможно без запрета на убийство ее детей. Государство должно запретить аборты и проводить массированную пропаганду во всех средствах массовой информации об их духовном и физическом вреде для человека. Ввести уголовную ответственность врачей за нелегальное проведение абортов.

Необходимо всячески поддерживать семьи с большим количеством детей, а всем матерям оказывать как финансовую, так и моральную поддержку, пропагандируя семью, семейные ценности.

В экономической сфере прежде всего необходима смена цели экономического развития с гонки за прибылью на социокультурное воспроизводство самобытной российской цивилизации, основанной на религиозно-нравственных ценностях.

Нужен возврат к производительному труду и народному хозяйству, основанному на физической, а не на спекулятивной экономике. Для этого необходимо проводить новую индустриализацию страны: воссоздание национальной промышленности на основе продукции с высокой добавленной стоимостью, реализацию общенациональных инфраструктурных проектов.

Самообеспечение и независимость от иностранного капитала. Необходимо взять под контроль национального государства все потоки финансового капитала: запретить спекуляции валютой и ценными бумагами, рейдерство и искусственные банкротства предприятий.

В экономическом анализе вернуть значение натуральным показателям, т.к. в стоимостных показателях нивелируется роль и значение для экономики страны добавленной стоимости.

Найти правильное соотношение между государственной и частной собственностью. Необходимо создать новую концепцию управления не просто государственной собственностью, но всеми формами собственности. В связи с усилением угроз национальной безопасности России необходимо воссоздание сильного и эффективного государственного сектора.

Необходимо найти оптимальное соотношение между государственным регулированием и конкуренцией. Государственное регулирование не должно уничтожать конкуренцию, а его основной задачей является создание условий для рационального сочетания в экономике различных рыночных структур и форм собственности. Следует стремиться к созданию кооперационных связей между крупными, средними и мелкими предприятиями. Естественные монополии, которые в большинстве случаев находятся в руках государства, должны служить на благо всей экономике, а не узкой группе лиц. Для этого государство должно стимулировать их к снижению издержек производства, ликвидации непрофильных затрат на рекламу, ограничить доходы менеджмента монополистов. Снижение издержек и цен монополистов по цепочке повлечет за собой снижение издержек и цен во всей экономике и создаст необходимые условия для развития мелкого и среднего бизнеса.

Детальная разработка по всем направлениям экономической и социальной политики в соответствии с духовным подходом потребует привлечения специалистов из различных сфер: богословов, философов, историков, экономистов, социологов. Но все это будет возможным, если Божественный промысел о России соединится со свободной волей людей. Только такая синергия способна вывести Россию из кризиса. От выбора каждого человека будет зависеть как его личное будущее, так и будущее страны.

Примечания

1. Тростников В. Православная цивилизация. М., 2004. С. 93-94.

2. Морозова Г.А. Третий Рим против нового мирового порядка. М., 2009.

3. Забегайло О.Н. Духовное понимание истории. М., 2009.

4. Кузнецов Ю.Социальная ответственность бизнеса: опыт анализа понятия с христианских позиций. http://www.libertarium.ru/libertarium/3617, 2005.

5. Непомнящих И.А. Россия: православное осмысление мира. //http://vedikz.narod.ru/main/nepomnyashikh/rus_in_modern_world1.htm

6. Большая энциклопедия русского народа. Русское государство. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=6611&tm=8

7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

8. Архимандрит Рафаил Карелин. Скрытый демонизм // Люди погибели. http://karelin-r.ru/pravoslavie/136/3.html

9. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М., 2007.

10. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

11. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М., 2004.

12. Ильин И.А. Зависть как источник бедствий. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_IL_GrRos.php

13. Архимандрит Рафаил (Карелин). Оживший зверь. http://karelin-r.ru/demobj/179/1.html

14. Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2006.

15. Солоневич И.Л. Политические тезисы российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения. Публикуется по материалам журнала "Наш современник". //http://gosudarstvo.voskres.ru/heald/slnevch3.htm

16. Митрополит Иоанн (Снычев). Державное строительство. http://old-rus.narod.ru/articles/art_4.htm

17. Царевский А.А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. http://www.krotov.info/lib_sec/23_ts/are/vsky.htm

18. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М.: 1996.

19. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

20. Грошев И., Юрьев В. Экономические преобразования и ментальность россиян: есть ли взаимодействие? // Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 192-222.

21. Бызов Л. Переосмыслить себя // Литературная газета. 2009. 2-8 дек. С. 3.

МАРТЫНЕНКО Татьяна Васильевна. Кандидат экономических наук. Доцент кафедры экономической теории и предпринимательства Северо-Кавказской академии государственной службы.