Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (44), Октябрь 2010.

Доклад на Пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в связи с антикризисным отчетом Правительства Российской Федерации за первый квартал текущего года

Кудрин А.Л., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации

В 2008 г., в ноябре, был принят первый антикризисный план из 55 оперативных мероприятий. Все практически они выполнены. В настоящее время работает очередной план, который мы приняли и который действует до конца 2010 г. Все эти меры направлены на поддержание экономики в кризисных условиях.

Часть этих мер имеет крупномасштабный характер и продолженное действие. Например, в прошлом году мы снизили налог на прибыль с 24 до 20%. И эта антикризисная мера не только даёт результат в этом году, но и будет играть свою роль в ближайшие годы. Первые результаты уже известны, они налицо. Экономический рост за 5 месяцев этого года составил 4% к соответствующему периоду прошлого года. При этом за май он вырос на 5,8%. Часть этого роста связана с приростом запасов у предприятий на складах, поэтому пока его нельзя ещё назвать устойчивым.

Важным фактором стало увеличение реальных доходов населения, и в мае текущего по сравнению с маем прошлого года оно составило 2,8%. Рост инвестиций в основной капитал увеличился на 1% за май. А по отношению май к маю он увеличился на 5,5%. В мае экспорт увеличился на 40,4%. Промышленность за период май этого года к маю прошлого года выросла на 12,6%, а за 5 месяцев 2009 г. к 5 месяцам 2010 г. - на 10,3%. Мы видим положительную динамику, причём наибольший рост составили производство машин, оборудования, транспортных средств, строительных материалов.

Сельское хозяйство выросло на 3,1% в этом мае по сравнению с 1,8% в мае прошлого года. Это отрасль, которая демонстрировала стабильный рост в период кризиса, в том числе в результате государственной поддержки, в том числе из федерального бюджета.

Доходы нашего бюджета в сопоставимом виде - без единого социального налога - в первом полугодии 2009 кризисного года сократились к первому полугодию 2008 г. практически на 30%. Это было серьёзное шоковое понижение доходов федеральной бюджетной системы. Однако мы смогли компенсировать данное снижение использованием резервных фондов и обеспечили не только сохранение расходов на достигнутом уровне, но даже достигли прироста расходов по целому ряду программ выполнением антикризисных мер.

В этом году в первом полугодии доходы бюджетной системы выросли на 36,1%, но они пока ещё ниже, чем в первом полугодии 2008 г., почти на 4%. Мы пока доходы не нарастили до докризисного уровня. Прирост в первом полугодии 2010 г. на 36% связан также и с тем, что в нынешнем году средняя цена на нефть, которая учитывается при зачислении доходов, за этот период была 75,9 долл. за баррель. А в прошлом году в первом полугодии она составляла 50,8 долл. Значительный рост доходов связан с приростом цен от мировой конъюнктуры нефти.

Дефицит бюджета в первом полугодии этого года составил 2,3%. Это связано с тем, что у нас в первом полугодии много отдельных источников работало: поступали в бюджет остатки единого социального налога за прошлый год, дочисления, поступила большая прибыль Центрального банка. У нас большие доходы от управления резервными фондами. Поступили более 200 млрд руб., которые во втором полугодии уже не поступят. И в следующем году доходов от управления резервными фондами в таком объёме уже не будет. Поэтому мы ожидаем, что до конца года дефицит составит 5,4%.

Сейчас мы находимся на этапе перехода к более долгосрочным мерам поддержки экономики. Разовые, краткосрочные антикризисные меры сегодня отходят на второй план. Эта оценка дана и в Бюджетном послании Президента России. Поэтому сейчас мы переориентируем основные наши меры и те, которые разрабатываем для бюджета следующего года, на поддержку экономики и действие более долгосрочных стимулов.

Фискальные меры и фискальные пакеты по поддержке спроса работают в очень краткосрочном периоде. Сегодня известно, что если мы поддерживаем большими пакетами государственный спрос, то это может в краткосрочном периоде - в течение года - поддержать экономический рост. А в течение 2-3 лет, наоборот, снижать его. Это связано с тем, что может вызвать инфляцию, укрепление курса, заимствование государства на рынках и тем самым уменьшение заимствований корпоративного сектора. Государство тогда станет крупнейшим заёмщиком ресурсов на рынке. Поэтому наша задача - снижать дефицит в ближайшие несколько лет.

Президент России в Бюджетном послании поставил задачу снизить дефицит бюджета в 2013 г. в 2 раза по сравнению с кризисным 2009 г. Если он был около 5,9%, то должен быть не выше 2,9% в 2013 г. Сегодня мы должны думать об этих мерах сокращения дефицита.

Есть опыт других государств. Большинство стран, в том числе такие по масштабу ВВП, как Россия, такие страны, как Германия, Италия, они, в основном, планируют сокращение дефицита за счёт, если все меры взять за 100%, то где-то на 80% за счёт снижения расходов и примерно на 20% за счёт повышения налогов. Нам придётся придерживаться близкой пропорции, она для России будет выработана в результате подготовки бюджета на следующий год.

В трёхлетнем бюджете уже поставлены ориентиры снижения дефицита до 4% в 2011 г., до 3% в 2012 г. и до 2% в 2013 г. Однако это достаточно напряжённый график. Ещё раз повторю, если мы не снизим до этих уровней дефицит, то в периоде 2-3 лет более высокий дефицит может привести к снижению темпов экономического роста и повышению рисков в российской экономике.

В 2010 г. мы покрываем дефицит бюджета, в основном, за счёт резервных фондов. Из всей суммы дефицита 1 трлн 419 млрд руб. будет покрыто за счёт резервных фондов, а 1 трлн 58 млрд руб. - за счёт заимствований. При этом заимствование будет около 1,5 трлн руб., а погашение, соответственно, около 500 млрд руб. Суммарно около 1 трлн 58 млрд руб. как сальдо между привлечением и погашением также пойдёт на погашение дефицита. Но уже со следующего года основным источником покрытия дефицита станет заимствование. И если мы будем его проводить, даже снижая дефицит до 2% в 2013 г., то расходы на обслуживание долга при сохраняющемся дефиците возрастут с 280 млрд руб. в этом году до 587 млрд руб. в 2012 г. То есть в 2,1 раза прирастут объёмы расходов на обслуживание. Поэтому мы должны всегда помнить, что большой дефицит и даже любой дефицит несёт за собой увеличение расходов на обслуживание.

При этом важным аспектом стабильности нашей бюджетной системы и выполнения всех государственных, в том числе социальных, обязательств являются консервативные прогнозы по всем параметрам ВВП. В первую очередь, для России это и цена на нефть. Например, наши соседи в Казахстане для своего расчёта бюджета следующего года берут цену на нефть 65 долл. за баррель, а Азербайджан - тоже нефтяная страна - 60. Они также исходят из консервативных подходов к прогнозу бюджетной системы в связи с тем, что это является базой для устойчивости и выполнения всех принятых обязательств. Россия встретила мировой кризис с большими государственными резервами, но мы всегда должны помнить, что наша экономика пока менее эффективна, чем у других стран. Прежде всего, государств Европы и США, которые дают основной объёма мирового ВВП, и от ситуации в которых очень сильно зависит мировая экономика.

Российская экономика имеет меньшую эффективность, поэтому нам нужно больше думать о проведении структурных мер. Модернизация нашей экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции, и задача правительства, в первую очередь, опираться на них, создавать условия для частных инвестиций. Бюджетными средствами мы модернизацию не проведём, бюджетные средства могут служить только поддержке инновационных проектов, раскрутке, толчку для экономики. Однако главный объём, 80% всех инвестиций в стране в модернизацию будут частными. Сегодня наша забота - создание условий для частных инвестиций.

Среди антикризисных мер эффективно сработали меры по поддержке финансовой системы, сохранены средства вкладчиков и клиентов банков. Мы не допустили, как другие, в том числе США и Европа, снижения объёма кредитов в экономике. В прошлом году он не снизился, а в этом году за первое полугодие увеличился на 2%. То есть, финансовая система стала увеличивать кредиты на поддержку экономики. При этом до конца года мы ожидаем рост кредитов от 5 до 10%.

Часть поддержки связана с предоставлением субординированных кредитов. Просроченные кредиты на 1 июня по корпоративному сектору и юридическим лицам составили 827 млрд руб., и к началу года пока что приросли на 6,5%. По физическим лицам объём просроченных кредитов на 1 июня составил 271 млрд руб. и прирос к началу года на 7,5%. Учитывая, что пока сохраняется напряжённость в реальном секторе и среди заёмщиков - физических лиц, мы обязаны помнить о том, что банки должны быть устойчивыми, не потерять своей возможности наращивать кредиты экономике. В том числе в связи с этим мы пошли на снижение процентной ставки по субординированным кредитам, законопроект по которым проходит в Государственной Думе.

Приведу пример. Сбербанк из 500 млрд ранее выданных кредитов 300 млрд уже вернул Центральному банку. А за весь период пользования кредитами заплатил Центральному банку в виде процентов 62,8 млрд руб. То есть поддержка банковской системы, во-первых, возвратная, во-вторых, платная. И из этих средств, которые пришли Центральному банку в виде прибыли, которые будут зачисляться в федеральный бюджет, придёт 75%. Эти средства также поступят и в федеральный бюджет, компенсируя наши расходы на поддержку финансового сектора.

По состоянию на 2 июня в рамках антикризисных мер предоставлено за 2 года 119 гарантий системообразующим предприятиям на сумму 216,9 млрд руб. Причём уже за этот год представлено 42 гарантии на 55,2 млрд руб. Отдельные отрасли получили существенную поддержку. В целом за счёт предоставления таких гарантий системообразующие предприятия смогли получить 374 млрд кредитов. То есть эти ресурсы сыграли существенную роль в поддержке реального сектора. В целом ряде регионов, особенно где есть моногорода, где связь с крупными предприятиями очень большая, например, в Тольятти в ходе поддержки «АвтоВАЗа», в рамках антикризисных мерах мы сохранили сотни тысяч рабочих мест.

Среди ключевых мер в 2010 г. суммарные антикризисные меры составляют 195 млрд руб. Значительная часть бюджетных средств, запланированная в бюджете, тоже может быть отнесена к антикризисным мерам. Мы на первое место сегодня ставим меры поддержки решений комиссии при Президенте России по модернизации и технологическому развитию. В этом году 10 млрд руб. будет на эти цели направлено.

На поддержку автомобильной промышленности для стимулирования приобретения новых автомобилей взамен старых в бюджете предусмотрено 11 млрд руб. Кассовое исполнение пока составило 345 млн руб., но мы знаем, что до конца года будут использованы все средства. В целом по году предполагается в рамках программы утилизации реализовать 200 тыс. новых автомобилей.

Осуществляется поддержка авиапрома в виде предоставления субсидий лизинговым компаниям на возмещение затрат на покупку самолётов отечественного производства с последующей передачей российским авиакомпаниям. В этом году на эти цели будет использовано 2,7 млрд руб. В целом на поддержку взносов в уставной капитал Объединённой авиастроительной компании планируем 10,7 млрд руб.

Будет осуществлено субсидирование российских транспортных компаний, пароходств, организаций рыбохозяйственного комплекса для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и на закупку гражданских судов. Имущественный взнос в Объединённую судостроительную компанию составит 1,6 млрд руб. для оздоровления ситуации на ряде предприятий, в том числе Амурском судостроительном заводе. Увеличен уставной взнос «Уралвагонзавода» на сумму 10 млрд руб.

Субъекты РФ также получили поддержку из федерального бюджета, эти цифры мы уже опубликовали и озвучили.

Кроме того, среди проектов комиссии по модернизации ключевыми мерами являются: поддержка космоса, телекоммуникаций, медицинской техники, фармацевтики, организация мониторинга разрабатываемых и реализуемых высокотехнологичных проектов.

Мы в этом году осуществили дополнительные объёмы строительства жилья. Только по строительству жилья ветеранам, в том числе по поправкам в бюджет этого года, которые сейчас проходят в Государственной Думе, будет дополнительно выделено 82 млрд руб. Будет поддержан спрос на строительные работы, и граждане получат жильё, прежде всего ветераны.

На покрытие дефицита Фонда социального страхования в этом году будет потрачено 15,6 млрд руб. Это антикризисная мера. До кризиса дефицита Фонда социального страхования не было.

В этом году дополнительная поддержка Пенсионного фонда в связи с меньшими доходами составит 149 млрд руб.

Особую заботу представляет малый бизнес. В 2010 г. на его поддержку мы выделили самую большую сумму за все годы - 24 млрд руб., из которых 16 млрд руб. предоставляется Минэкономразвития на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов РФ. А Внешэкономбанк уже предоставил банкам-партнёрам под кредиты 32,8 млрд руб.

Осуществляется поддержка моногородов по соответствующему плану.